Обобщающий урок истории в 11 классе «СССР в 1945-1991 гг.»
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Обобщающий урок на тему «СССР в 1945-1991 гг.» позволяет проконтролировать знания учащихся и уровень их подготовки к ЕГЭ по данному периоду истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_istorii_v_11_klasse.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок истории в 11 классе «СССР в 1945-1991 гг.»

Учитель: Фомина Лариса Владимировна

  На данную тему выделяется два урока. 

Цель:

1. Обобщение и систематизация изученного по теме «СССР в 1945-1991 гг.».

2. Формирование компетенций: информационной (поиск нужной информации  в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); ценностно-смысловой (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем); коммуникативной (способы взаимодействия в группе, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

3. Воспитание толерантности. 

     Домашнее задание к урокампобеседовать с родственниками о жизни в изучаемый период.

Урок № 1.  Решение тестовых заданий

Учащиеся получают тесты, которые дают возможность учащимся поработать с хронологией, фактами, объяснять понятия, термины, характерные признаки явлений, объяснять причины и следствия событий, а также выполнять задания связанные с работой с источниками.

                 Тестовые задания по теме: «СССР в 1945-1991 годы»

I. Работа с хронологией

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

  1. начало реабилитации жертв политических репрессий
  2. отмена карточной системы
  3. запуск первого искусственного спутника Земли
  4. ХХ съезд КПСС

2. Какое из названных событий произошло позже всех других?

  1. начало освоения целинных земель
  2. принятие Конституции «развитого социализма»
  3. избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС
  4. создание Совета Экономической Взаимопомощи

3. В каком ряду названы события, связанные с выступлениями против проводившейся государственной политики?

  1. 1946 г., 1953 г.
  2. 1957 г., 1961 г.
  3. 1962 г., 1968 г.
  4. 1972 г., 1977 г.

4. В каком году в СССР был издан закон о средствах массовой информации, освобождении печати от цензуры?

  1. 1977 г.
  2. 1982 г.
  3. 1990 г.
  4. 2000 г.

5. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

       А) ввод советских войск в Афганистан

 Б) Карибский кризис

       В) создание Организации Варшавского Договора

 Г) подписание советской делегацией Хельсинкских соглашений

6. Установите соответствие между датами и событиями, процессами:

А) 1957 г., 1961 г.                1) участие советских войск в афганской войне

Б) 1953 г., 1957 г.              2)принятие Конституции СССР, внесение в нее поправок

В) 1977 г., 1990 г.             3)борьба за власть после смерти Сталина

Г) 1979 г., 1989 г.                4)достижения в освоении космоса

                                5)освоение целинных земель, кукурузная эпопея

 II. Работа с фактами.        

1. Что из названного произошло в СССР в первые послевоенные годы?

  1. принятие новой Конституции СССР
  2. смена высшего партийного и государственного руководства
  3. денежная реформа
  4. начало освоения целинных земель

2. В первые послевоенные годы произошел конфликт между И.В. Сталиным и руководством:

  1. Польши
  2. Чехословакии
  3. Югославии
  4. Китая

3. Первым секретарем ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина был избран:

  1. Л.П. Берия
  2. Г.М. Маленков
  3. В.М. Молотов
  4. Н.С. Хрущев

4. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил:

  1. Н.И. Рыжков
  2. Н.А. Вознесенский
  3. А.Н. Косыгин
  4. В.М. Молотов

5. Кто из названных ученых, конструкторов руководил созданием первых советских космических кораблей?

  1. И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау
  2. С.П. Королев, В.Н. Челомей
  3. С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов
  4. А.С. Яковлев, А.Н. Туполев

6. Какие из названных театров возникли как театры-студии в годы «оттепели»?

  1. МХАТ, Театр Сатиры в Москве
  2. «Современник», Театр на Таганке
  3. Большой Драматический театр, Театр комедии в Ленинграде
  4. театр «Ленком», театр «Сатирикон» в Москве

7. Какой из названных документов был принят в годы перестройки?

  1. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»
  2. «О культе личности и его последствиях»
  3. Продовольственная программа
  4. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

8. Кто из названных деятелей активно участвовал в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина?

                      А) А.А. Жданов

                      Б) Н.С. Хрущев

                      В) Г.М. Маленков

                      Г) Л.П. Берия

                     Д) А.А. Громыко

                     Е) А.Н. Косыгин

              1) АБВ     2) АБЕ     3) БВГ     4) БГЕ

9. Установите соответствие между событиями и фамилиями их активных участников:

А) выступление ГКЧП                              1) Б.Н. Ельцин

Б) Карибский кризис                        2) А.И. Лукьянов

В) роспуск СССР                        3) М.С. Горбачев

Г) введение политики                              4) Ю.В. Андропов

    гласности                                5) Н.С. Хрущев

  10. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:

А) А.Т. Твардовский                1) «Живые и мертвые»

Б) Б.Л. Пастернак                2) «Архипелаг ГУЛАГ»

В) К.М. Симонов                              3) «Василий Теркин»

Г) А.И. Солженицын                4) «Доктор Живаго»

III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

1. Возмещение военных потерь и убытков, получаемое Советским Союзом от Германии в послевоенные годы, называлось:

  1. контрибуцией
  2. репарациями
  3. реабилитацией
  4. репатриацией

2. Жертвами какой репрессивной акции стали А.А. Кузнецов и Н.А. Вознесенский:

  1. кампании против «космополитов»
  2. «дела врачей»
  3. «Ленинградское дело»
  4. критика журналов «Звезда» и «Ленинград»

3. Понятие «реабилитация» впервые вошло в жизнь советского общества:

  1. во второй половине 1940-х гг.
  2. в середине 1950-х гг.
  3. в конце 1960-х гг.
  4. во второй половине 1980-х гг.

4. Появившееся во второй половине 1950-х гг. понятие «совнархозы» было связано:

  1. с укрупнением колхозов
  2. с частичной децентрализацией управления экономикой
  3. с освоением целинных и залежных земель
  4. с усилением государственного контроля над экономикой

5. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?

  1. диссидентами
  2. космополитами
  3. лишенцами
  4. анархистами

6. Что из названного относилось к политике Н.С. Хрущева в годы его руководства страной?

                      А) предоставление права на пенсию колхозникам

                      Б) неоднократное снижение цен на продукты питания

                      В) широкое жилищное строительство

                      Г) поддержка арендного подряда в деревне

                      Д) проведение «кукурузной» кампании

                      Е) поддержка новых течений в искусстве

             1) АБГ     2) АВД     3) БВЕ     4) ВГД

7. Какие из названных понятий, терминов вошли в жизнь советского общества в годы перестройки?

                  А) реабилитация

                  Б) диссидентство

                  В) гласность

                  Г) новое политическое мышление

                 Д) плюрализм

                 Е) развитой социализм

         1) АБГ     2) АВД     3) БВЕ     4) ВГД

8. Установите соответствие между терминами, понятиями и их объяснением:

     А) конверсия                           1) принятие решения на основе

     Б) депортация                              общего согласия

     В) консенсус                           2) перевод военных предприятий на

     Г) приватизация                            выпуск мирной продукции

                                   3) перевод государственной

                                собственности в частную

                                   4) насильственное переселение

                                   5) обесценивание денег

IV. Объяснение причин и следствий событий

1. Что из названного относится к причинам возобновления репрессий после Великой Отечественной войны?

  1. массовые выступления населения против политического режима
  2. стремление И.В. Сталина подавить возросшее самосознание людей
  3. возникновение оппозиционных группировок в партии
  4. стремление И.В. Сталина укрепить страну перед угрозой «холодной войны»

2. Какое событие произошло в связи с празднованием 300-летия вхождения Украины в состав Российского государства?

  1. проведение в Киеве фестиваля молодежи и студентов
  2. передача Крыма из состава РСФСР в состав УССР
  3. пуск гидроэлектростанции на Днепре
  4. открытие Академии наук Украины

3. Решения ХХ съезда КПСС способствовали:

  1. прекращению возвеличиванию роли партийных руководителей
  2. усилению идейного единства и сплоченности советского общества
  3. раскрепощению сознания советских людей
  4. укреплению авторитета СССР в социалистическом лагере

4. Что из названного относилось к итогам проведения во второй половине 1960-х гг. экономической реформы под руководством А.Н. Косыгина

  1. передача функций министерства совнархозам
  2. акционирование промышленных предприятий
  3. рост объема промышленного производства
  4. приватизация мелких предприятий торговли

5. Результатом процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг. было:

  1. прекращение региональных вооруженных конфликтов в Азии
  2. принятие резолюции ООН об уничтожении ядерного оружия
  3. установление сотрудничества СССР и НАТО
  4. проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

6. Что было одной из причин свертывания политики разрядки в конце 1970-х гг.?

  1. ввод войск СССР и других государств-членов ОВД в Чехословакию
  2. возведение Берлинской стены
  3. ввод советских войск в Афганистан
  4. принятие «доктрины Брежнева»

7. Что из названного относится к причинам перехода советского руководства к политике перестройки?

  1. распад мировой социалистической системы
  2. «застой», кризисные явления во всех сферах жизни общества
  3. требования международных организаций
  4. массовые выступления населения против режима

V. Задания для работы с источниками

1. Прочтите отрывок из материалов заседания в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б) и укажите, в какой период происходило это заседание:

«На заседании было установлено, что в работе некоторых советских историков были допущены серьезные ошибки космополитического характера. Историческая наука является одним из участков идеологического фронта, на котором кучка безродных космополитов пыталась вести свою вредную работу, распространяя антипатриотические взгляды при освещении вопросов истории нашей Родины и других стран».

1) 1945-1953 гг.                        3) 1965-1984 гг.

2) 1954-1964 гг.                        4) 1985-1991 гг.

2. Прочтите отрывок из заявления МИД СССР и укажите, о создании какой организации идет речь:

«Для осуществления более широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание признало необходимым создать ______________ из представителей стран-участников совещания на основе равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.».

1) Коминформа                3) ОВД

2) СЭВ                        4) СНГ

3. Прочтите отрывок из письма советского лидера и укажите его фамилию:

«Уважаемый г-н Президент,

Получил ваше письмо от 25 октября. Из Вашего письма я почувствовал, что у вас есть некоторое понимание сложившейся ситуации и сознание ответственности…

Если бы были даны заверения Президента и правительства Соединенных Штатов, что США не будут сами участвовать в нападении на кубу и будут удерживать от подобных действий других, если вы отзовете свой флот, - это сразу все изменит. Я не говорю за Фиделя Кастро, но думаю, что он и правительство Кубы, видимо, объявили бы о демобилизации и призвали бы народ приступить к мирному труду. Тогда отпал бы и вопрос об оружии…»

1) И.В. Сталин                3) Л.И. Брежнев

2) Н.С. Хрущев                4) М.С. Горбачев

4. Прочтите отрывок из статьи публициста Л.Карпинского и укажите, в какой период происходили события, о которых идет речь:

«…Почти все требования, выданные «на-гора» бастующими, касающиеся, казалось бы, самых обыденных условий труда и быта шахтеров, требования, которые по традиции именуются экономическими, на самом деле прямо выходят на политику.

Все они сконцентрированы на одном: провозглашенную экономическую реформу надо проводить в жизнь, пусть, наконец, станут реальностью самостоятельность предприятий, самоуправление трудовых коллективов, самофинансирование и хозрасчет».

1) 1945-1953 гг.                        3) 1965-1984 гг.

2) 1954-1964 гг.                        4) 1985-1991 гг.

5. Прочтите отрывок из сообщения Российского информационного агентства и укажите год, когда происходили описываемые события:

«По сведениям из достоверных источников, Президент СССР М.С. Горбачев, отстраненный в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».

1) 1985 г.                        3) 1991 г.

2) 1989 г.                        4) 1993 г.

6. Прочтите отрывок из статьи современного историка и напишите фамилию руководителя, о котором идет речь:

«Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, он хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно».

7. Прочтите отрывок из книги М.С. Горбачева «Жизнь и реформы» и напишите фамилию главы правительства, под руководством которого проводилась описываемая реформа:

«Предприятия во второй половине 60-х гг. … реформа была для своего времени достаточно смелой, прежде всего в плане расширения самостоятельности предприятий и товарно-денежных отношений между ними. Хорошо помню, какое оживление она вызвала в обществе, какие породила надежды, оказав положительное влияние на развитие экономики в восьмой пятилетке, пожалуй, наиболее успешной в послевоенные годы».

                                   Урок № 2. Закрепление учебного материала

 Ход урока:

Учащиеся обмениваются решенными тестовыми заданиями и совместно с учителем проверяют с помощью презентации правильность выполнения теста. Проставляются оценки за тестовую часть.

1 задание: На доске указаны даты: 1945-1953 гг., 1953-1964 гг., 1964-1982 гг., 1985-1991 гг. Учащиеся делятся на четыре группы и им дается задание проанализировать эпоху, назвать руководителя государства и события связанные с этой эпохой. 

2 задание: Представить политический портрет И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, М.С.Горбачева.

3 задание: Продолжите мысль: «К счастью, мы не жили в то время ….», «К сожалению, мы не жили в то время». (Найти «плюсы» и «минусы» в жизни эпохи с использованием информации, полученной при выполнении домашнего задания).

4 задание: Выскажите предположения, почему песни, которые прозвучат, являлись любимыми песнями многих советских граждан.   (Звучит  песня  «Мой адрес – Советский Союз»  и «Трава у дома моего» в исполнении   ансамбля «Самоцветы»).

Подведение итогов урока, вывод. 

Оценка работы на уроке 

Фамилия, имя

Оценка за тест

Оценка группы

Оценка за индивидуальную работу

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание: повторить даты и события периода 1945-1991 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового урока по истории 11 класс "СССР в 1953-1964 гг."

Обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.: ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности; экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.; политика мирного сосуществования.особенности ра...

Презентация к уроку истории 11 класс "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг."

презентация к уроки истории в 11 классе на тему "Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 г.г."...

Открытый урок по истории 11 класс СССР в 1953-1964 годы

Итоговый урок обобщения по теме "СССР в 1953-1964 годы " . Цель урока обобщить, повторить и закрепить следующие умения и навыки, знание дат, фактов, понятий, причин и следствий событий. умен...

Урок истории 9 класс Внешняя политика СССР в 1960-1980 гг

Содержание урока раскрывает принцыпы внешней политики СССР 60-80 гг на примепе Афганской войны. Урок - анализ позволяет рассмотреть трагическую войну с трех разных позиций....

Контрольная работа «СССР в 1945 - 1991 гг.»

Контрольная работа проверяет знание учащимися 11 класса основных событий данного периода....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...