Вводный урок "Историческое знание, его достоверность и источники"
методическая разработка по истории на тему

Вводный в интегрированный курс истории России и мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnyy_urok.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка преподавателя истории и обществознания СПб ГБПОУ «Пожарно - спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

Ивановой М.М.

1.1. Вводный (история)

«Иррациональное могущественно в истории:

 оттого-то история и труднейшая из наук (впрочем, только для тех, кто хоть отдаленно начал понимать, что она такое: для других она никаких трудностей не представляет)» Е.Тарле

Цели:

1 Выявить уровень подготовленности учащихся, их способность к диалогу, активным формам работы

2. Дать представление (на базе ранее полученных знаний) о неоднозначности процесса исторического развития.

3. Вовлечь учащихся в активную деятельность ( в группе или индивидуально), с целью формирования умения четко и логично излагать свои мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Компетенции (в результате освоения материала урока обучающийся должен):

понимать:

  • особенности и задачи курса «История »;
  • единство исторического прошлого народов России и мирового сообщества;
  • значение исторического прошлого России;

знать:

  • основные термины: «историческая наука»;  «цивилизация»; «формация»; «археология»; «этнография»; «дипломатия»; «геральдика»; «метод»;
  •  имена выдающихся отечественных историков;
  • понятия: «содержание истории, как науки»; «функции истории»; «методы исторического исследования»; «исторические источники»; «типы исторических источников»; « периодизация»; «историография».

уметь:

  • работать с исторической информацией;
  • работать в группе, выступать публично;
  • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания;

использовать знания и умения в практической деятельности:

•        выражать свою точку зрения (своё отношение) к роли истории в жизни человеческого общества.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: интерактивная лекция с элементами практической работы.

Основные методы: групповой, технология развития критического мышления.

Оборудование:

1 ПК и мультимедия

2. таблица–схема - «модели исторического развития»;

3 схема «Классификация исторических источников»;

4. ОЛ № 2 Блок – схема « Исторические источники и их типы ».

6. ОЛ № 3 – функции истории.

Ход урока:

I Организационный момент (Этап вызова)

1) Организация групповой и индивидуальной деятельности студентов

2) Обеспечение аудитории текстами документов и др. исторических источников (Предварительная подготовка к решению поставленных на уроке проблем путем изучения источников).

3) Создание ситуации выбора; (рассмотрение альтернативных точек зрения путем сопоставления документов и материалов, представленных учителем)

План работы

1. Человек как объект исторической науки.

2. Что изучает история? Знать историю - зачем?

а) основные принципы научного познания;

б)  типологическая единица истории – «цивилизация»; сравнительный характер цивилизационного подхода изучения истории страны;

 в) сущность, формы, функции исторического знания;

г) методы исторического исследования;

д) исторические источники и их типы;

3. Место России в мировой цивилизации.

а) основные подходы в исторической мысли;

б) историография

в) периодизация;

II Изучение нового материала( этап осмысления)

1. Человек как объект исторической науки.

Введение в тему:

1)попытайтесь сформулировать определение:

 История - это...(Заслушать варианты ответов учащихся, представить несколько своих вариантов, например:

2) Какие еще исторические (сопутствующие, вспомогательные) дисциплины вы можете назвать?

(студенты могут назвать и пояснить, такие науки, как археология, этнография, дипломатия, геральдика, нумизматика; - зафиксировать в р.т..)

в) Назовите главный объект исторических наук.

Источник 2 М. Блок3. Апология истории (извлечение)

Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем.

Продолжите фразу: «Человек-это…

Организовать обсуждение вопросов определения сущности человека, его отличий от остального населения планеты.

Сложность задачи обнаруживается при знакомстве с  цитатами из  высказываний разных философов:

- «Это двуногое без перьев» (Платон);

-«Политическое животное» (Аристотель);

-«Мера всех вещей» (Протагор);

-«Мыслящий тростник» (Блез Паскаль);

-«Вольноотпущенник природы» (П. Гуревич).

Многие философы считали человека вершиной эволюции например:

«Из всех существ человек наиболее совершенен» (Платон);

«Бог и природа есть одно и то же, а человек часть этой бого-природы» (Марк Аврелий).

Но, кроме философов-оптимистов, были и есть и другие, настроенные пессимистично, так, например: «Человек - аномалия, причуда Вселенной... » (Эрих Фромм);

Кестлер утверждал, что «человек - болезнь природы», что «земля больна раком человечества».

Для иллюстрации - зачитать отрывок из романа Ивана Ефремова «Час быка»:

«...реальные события неумолимо разрушают легенды о мудрых правителях, б

* Вспомните взаимоотношения человека и природы.

(Учащиеся могут рассказать и об исчезновении лесов, пересыхании рек, уничтожении плодородных почв, о залитых нефтью морях, о горах битого стекла и ржавого железа, об отравлении воздуха, истреблении животных и т. д.)

За свои преступления перед природой человечество расплачивается разнообразными болезнями (каждый век имеет свою «чуму»), число которых все увеличивается, дефектами наследственности, ростом психической неполноценности, моральным уродством (алкоголизмом, садизмом, жестокостью). Неужели люди так ненавидят свою планету? Неужели человек действительно «раковая опухоль земли» и так непомерно высока цена исторического прогресса?

( Подводим студентов к желанию выразить, оспорить эту точку зрения, приведя примеры человеческого благородства, высоты духа, вершины искусства, примеры действительно благородного воздействия на природу и т. д.)

Заключить эту часть урока можно словами:

«Человек и очень ограничен, и бесконечен, и мало вместителен, и может вместить Вселенную... живое противоречие, совмещает высоту и низость... самый таинственный и сбивающий с толку объект науки... » (Тейяр Шарден)

2. Что изучает история? Знать историю - зачем? (слайд)

ОЛ №1 Блок - схема - «История это…» (проблемные вопросы)

Обычно мы говорим - «историческая наука», «ученые историки...», «исторические научные открытия...» А, например, древние греки историю наукой не считали.

Они видели в ней особый вид искусства, у которого была Муза истории - Клио, покровительствующая ей (слайд).

Взгляд греков на историю ясен, в любой науке существуют свои строгие правила, свои закономерности, но история - иррациональна! (См. эпиграф.)

Что это значит? Приведите примеры.

Если история - это наука, она должна иметь свои законы, закономерности, методы изучения и подходы.

?Чем обеспечивается объективность научного познания?

а) Объективность научного познания обеспечивается следующими научными принципами (слайд):

  • принцип историзма
  •  принцип объективности
  •  принцип социального подхода
  •  принцип альтернативности (вариативности)

б)  Главной типологической единицей истории считается цивилизация.

 Цивилизационный подход носит сравнительный характер.

История страны, (при цивилизационном подходе), рассматривается  в сравнении с историей других стран и народов, цивилизаций. (слайд).:

Но и здесь тоже у ученых нет единого мнения.

в) сущность, формы, функции исторического знания (слайд):

1. Познавательная и интеллектуально-развивающая.

2. Практически-политическая.

3. Мировоззренческая.

4. Воспитательная.

Рассмотрим функции истории – работа с опорными листами.

(См. Приложение)

А теперь ответим на вопрос – «Что изучает история»?

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

В изучении, исследовании таких документов используются различные методы.

г) методы исторического исследования:

? Что такое метод?

Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

Методы исследования (слайд):

  •  хронологический
  • синхронный
  • дихронный

* Раскройте значение слов, называющих методы исторических исследований.

Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

д) исторические источники и их типы:

  • вещественные
  •  письменные
  •  изобразительные
  •  фонические

Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях.

В настоящее время большинство источниковедов и историков придерживаются следующей классификации источников (слайд).

Приложение Опорный лист 1 Блок – схема ОЛ № 3 « Исторические источники и их типы ».

Приложение Опорный лист 2 Блок - схема № 4 « Типы письменных источников ».(классификация)

Деятельность учителя

Используя «Опорный лист  5 – функции истории», ответьте на вопрос.

*?Знать историю - зачем?

Приложение Опорный лист № 3 – функции истории.

Задание. По материалам опорных листов определите тип и вид (класс) источника 

(индивид ,с/р в классе)

Приложение Опорный лист 1 Блок – схема № 2 « Исторические источники и их типы ».

Приложение Опорный лист 2 Блок - схема № 3 « Типы письменных источников ».

(классификация)

Приложение

Опорный лист № 3.1 - классификация исторических источников (общая характеристика).

Приложение Опорный лист № 3.2 - классификация исторических источников (общая характеристика - продолжение).

Приложение Опорный лист № 3.3 – тексты источников

Из отчёта археологов; Городовое положение

Приложение Опорный лист № 3.4 – тексты источников: Документ № 1. Документ № 2

Приложение Опорный лист № 3.5 – тексты источников

3. Место России в мировой цивилизации.

Деятельность учителя

Третий и последний на этом уроке вопрос, на который нет определенного ответа - место России в мировой цивилизации.

Процесс становления человечества как единой цивилизации ставит вопрос о месте России в мировой цивилизации.

? Как найти в истории России черты, присущие той или иной цивилизации?

На этот и другие проблемные вопросы постараемся найти ответы на наших уроках в этом учебном году.

Сегодня ответить на него нам могут помочь наши замечательные отечественные историографы.

Историография - наука, изучающая процесс накопления исторических знаний – (история – графо (пишу) – состоит из 2-х частей - общее и особенное)

Т.о историография исследует историю. Поэтому данная наука является историей «истории».

Она предполагает два пути развития мира (слайд):

а) мир развивается по божественному провидению и божественной воле;

б) знание, просвещение определяют ход исторического процесса;

в) использует в исследованиях - архаические мифологию и эпос; историческую литературу (библиографию, анализ, критический разбор литературы).

В мировой и отечественной историографии сложились формационный и цивилизационный концептуальные подходы (в них в т. ч., входит периодизация общественного развития) (слайд).

Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии

Большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время

Английский учёный А. Тойнби выделил 13 основных цивилизаций

Американский учёный У.Ростоу разработал теорию стадий экономического роста (традиционное общество, переходное общество, периодов "взлёта", зрелости, эра высокого массового потребления)

Вспомним модели исторического развития.

ОЛ № 5 Модели исторического развития (слайд).:

I. Форма-ционная

Первобытное общество

Рабовладе

ние

Феодализм

Капитализм

Коммунизм

II. Цивили-зационная

Дикость и варварство

Земледельческие

Цивилиза

ции

Индустриальная цивилизация

Компьютерно-

информационная

цивилизация

Формы

организации

хозяйства

Натуральное

хозяйство

Натураль-ное-

рыночное

Рыночно-

планомер-

ное

Планомерное

Формы

организации общества

Род, племя

Народ-

ность

Нации

Сохранение

Нации в будущем

III. Теория модернизации

Её сторонники, отрицая цивилизационный подход, считают подход формационный лишь частным аспектом модернизационного (аграрного) общества

? Пользуясь таблицей, выделите общие, не противоречащие друг другу черты моделей исторического развития.

*Работа с уч. м-лом. (Опорный лист № 4. Место России в мировой цивилизации Приложение).

 Озвучьте результаты своей работы.

Чтобы попытаться найти ответ на заявленный проблемный вопрос – «История России - часть всемирной истории?» - выполним задание.

?Одна группа обосновывает тезис: «Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества» - (Приложение Опорный лист № 4.. «Место России в мировой цивилизации»).

Другая - попытается обосновать предположение о том, что «история России не связана с мировой историей» - (в рабочих тетрадях, с последующим озвучиванием своих позиций).

(вы имеете право задавать вопросы выступающим, если увидите слабые стороны обоснования их позиций).

Давайте познакомимся с деятельностью выдающихся отечественных историков и оценим их вклад в науку. - Опорный лист № 4.1 Место России в мировой цивилизации (Выдающиеся отечественные историки)

Рассмотрим их взгляды на процесс исторического развития:

Н.М. Карамзин (1766-1826гг) - необходимость для России мудрого самодержавия

В.О. Ключевский отмечал: «История народа, научно воспроизведённая, становится приходно-расходной книгой, по которой подсчитываются недочёты и передержки его прошлого. Источник1

Л.Н.Гумилев2. От Руси к России: очерки этнической истории (извлечение)

? Чем обусловливает особенности исторического пути России Л.Н. Гумилев?

Выслушиваем ответы.

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс.

Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно ограничивало творчество ученых.

Достижения обновлённой историографии нашли отражения в новых учебных пособиях их авторы (А.С. Орлова, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова) считают, что история России - часть мирового исторического процесса.

Но при этом учитывались и особенности развития нашей страны.

 Эти авторы стремятся показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и её заселённости, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы.

? Какая из точек зрения (отечественных историографов) наиболее близка современным авторам? Согласны ли вы с ними?- (обоснуйте свою позицию)

Домашнее задание: письменное рассуждение на любую из предложенных тем:

  • «Человек- это звучит... »
  • «История - наука или искусство?»
  • «Место России в мировой цивилизации»

Текущий контроль по уроку «Введение».1.1

Проверка домашнего задания (поэтапно) – «Письменное рассуждение на любую из предложенных тем»:

 1. Человек как объект исторической науки.

-Назовите главный объект исторических наук.

*Продолжите фразу: «Человек-это…»; «Человек- это звучит... » - д/з.

*Определите сущность человека, в чем его отличие от остального населения планеты.

В чем сложность задачи такого определения?

Подтвердите свое мнение высказываниями разных философов:

2 Знать историю - зачем? «Опорный лист № 3 – функции истории»,

С какими принципами научного познания вы знакомы?;

Чем обеспечивается объективность научного познания?

? Используя «Ол» назовите и дайте характеристику ключевых функций истории.

Какие «инструменты» используют ученые, исследуя исторические процессы?

а) методы (перечислить и раскрыть значение слов, называющих методы исторических исследований).

б) источники - используя «Ол:

Опорный лист № 3.1 - классификация исторических источников (общая характеристика).

Приложение Опорный лист № 3.2 - классификация исторических источников

 (общая характеристика - продолжение).

Приложение Опорный лист № 3.3 – тексты источников

Из отчёта археологов; Городовое положение

Приложение Опорный лист № 3.4 – тексты источников: Документ № 1. Документ № 2

Приложение Опорный лист № 3.5 – тексты источников

Приложение Опорный лист № 3.6 - Страница Радзивиловской летописи.

-определите тип и класс исторического источника.

* Прочитайте источники. Подготовьте ответ на предложенные вопросы и задания:

1.Что объединяет представленные источники?

2Сравните, как определяют предмет науки истории авторы (найдите общее и различия).

3.Какие строчки вы считаете самыми важными? Поясните свое мнение.

4.Какая точка зрения представляется вам более аргументированной?

5.Согласны ли вы с мнением авторов?

Обобщите результаты своей работы, ответив на вопрос – «Что и зачем изучает история»?

Какие еще исторические (сопутствующие, вспомогательные) дисциплины вы можете назвать?

3 * «История - наука или искусство?» - д/з.

а) Закончите фразу – «Если «история» это наука, то…» (аргументируйте свое мнение).

4 * «Место России в мировой цивилизации» - д/з.

. Какая наука изучает место России в истории? Раскройте сущность этого понятия сториография).

* Используя таблицу «Модели исторического развития»:

а) назовите основные, существующие на сегодняшний день, подходы к историческому развитию общества.

Беседа:

Вспомните, какие недостатки имеет каждый из этих подходов.

В чем вы видите их сильные стороны?

Возможен ли на сегодняшний день какой-либо единый, универсальный подход к историческому процессу?

б) выделите общие, не противоречащие друг другу черты моделей исторического развития.

*Какие из представленных в таблице модели наиболее близки историческому развитию России?

Назовите главную типологическую единицу истории (цивилизация)

Дайте развернутую характеристику цивилизационного подхода к изучению исторического процесса.

Используя «Опорные листы» выполните задание:

1.Назовите основные факторы, определившие своеобразие русской цивилизации. Какие из них проявляются в наше время?

2. .Представьте взаимосвязь факторов цивилизационного развития России в виде схемы.

 Каково значение каждого фактора в истории нашей страны?

Какой фактор представляется вам наиболее значимым и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

Вводный контроль знаний по физике 11 класс

Вводная контрольная работа в 2-х вариантах...

Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Технологическая карта урока истории в 5 классе...

вводный контроль знаний по физике 8 класс

опрос проводится в начале учебного года, для выяснения уровня выживаемости  знаний по предмету за курс 7 класса....