"Культура СССР в годы Великой Отечественной Войны"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Анохова Наталья Алексеевна

Разработка интегрированного открытого урока истории и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_anohova_popova_kultura_sssr_v_gody_vov.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Образовательное учреждение Среднего Профессионального образования

«Технологический колледж № 28»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО

УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ

ТЕМА: «Культура СССР в годы Великой Отечественной Войны»

Разработан преподавателями

Поповой Г.В.,   Аноховой Н.А.

МОСКВА 2011

КУЛЬТУРА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ТИП УРОКА.

Изучение нового материала с элементами практической работы и творческой деятельности.

ФОРМА УРОКА

Комбинированный урок с элементами поисковой, практической и самостоятельной деятельности.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:  расширить представления учащихся об особенностях развития культуры в СССР в период Великой Отечественной Войны, работа с понятийным аппаратом ,

Развивающая:  содействовать формированию навыков работы с разного вида информацией, выразительного чтения, развитию мышления и речи,

Воспитательная:  содействовать эмоциональному восприятию трагических событий прошлого, способствовать формированию патриотизма, ответственности за сохранение культурных ценностей.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Дать характеристику основных жанров и направлений искусства и культуры периода ВОВ;
  • Работа по составлению таблицы;
  • Работа с источниками;
  • Работа с учебником.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Ноутбук, интерактивная доска,  проектор, карта, портреты деятелей, сюжетные иллюстрации, исторические источники.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

        Основные события Великой Отечественной войны,  Мировая культура периода Второй мировой войны.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

География (работа с картой), обществознание, мировая художественная культура.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ.

Культура, поэзия, проза, драматургия, романс, марш,  плакат, живопись, фронтовые бригады.

ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ

  • подготовить доклад о развитии музыки в период ВОВ;
  • подготовить доклад о развитии живописи в период ВОВ;
  • подготовить доклад о развитии литературы.
  • выучить  стихи К. Симонова, А. Твардовского, Ю. Друниной.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник «История»/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков, Москва, «Академия 2011 год.
  2. Дидактические материалы к учебнику «История» В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков
  3. Хрестоматия по русской литературе XX века. Под ред. А.В.Баранникова
  4. Русская литература XX века. Под ред. Л.П. Кременцова.

ПЛАН УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (2 мин)

 

  1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ: ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.  (10 мин)

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
  • Мотивация (5 мин)
  • Осмысление (35мин)
  • Рефлексия (24 мин)

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.(10 мин)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. (2 мин)

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (2 мин)

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Проверяется количество присутствующих. Определяется тема урока, цели и задачи.

ЦЕЛЬ

Образовательная:  расширить представления учащихся об особенностях развития культуры в СССР в период Великой Отечественной Войны, работа с понятийным аппаратом ,

Развивающая:  содействовать формированию навыков работы с разного вида информацией, выразительного чтения, развитию мышления и речи,

Воспитательная:  содействовать эмоциональному восприятию трагических событий прошлого, способствовать формированию патриотизма, ответственности за сохранение культурных ценностей.

  1. Текущий контроль: проверка усвоения ранее изученного материала.

Проводится в виде фронтального опроса.

Вопросы:

  • Назовите дату начала ВОВ;
  • Назвать основные события (битвы);
  • Назвать основные причины отступления Советских войск в начале ВОВ.
  • Расскажите о жизни С.Есенина.
  • Какова тематика произведений А. Ахматовой.
  • В чем трагизм творчества М.Цветаевой.
  • В чем новаторство произведений В. Маяковского?

Несколько учащихся выполняют задания по карточкам (Приложение 1)

  1. Изучение нового материала:

Мотивация:

Что такое культура?

Какие направления культуры вы знаете?

 Как связаны исторические события с достижениями культуры?

Преподаватели указывают на актуальность темы, тем самым развивая интерес к данной теме.

ЗАДАНИЕ:  вспомнить и записать в тетради основные произведения  литературы и искусства периода ВОВ.

Осмысление:

(происходит в результате самостоятельной деятельности учащихся)

 (выступления учащихся с опережающим заданием)

  • Музыка (выступление учащегося с презентацией)

Сопровождается отрывками из музык. Произведений.

  • Живопись (самостоятельная работа с источником)

Используя ресурсы Интернет, найти художественные произведения (портреты, плакаты, репродукции картин)

  • Литература (выступление учащегося)

Учащиеся  декламируют стихи, исполняется песня под гитару(можно любую военных лет)

  • Кино, театр (выступление учащегося)

Демонстрируется отрывок из кинофильма «Два бойца»

  • Церковь (выступление учащегося)

После каждого задания преподаватели задают вопросы учащимся, одновременно заполняется таблица (Приложение № 2)

 (составление таблицы,   правильность ее заполнения контролируется преподавателями).

ВОПРОС: Какие события нашли отражение в произведениях искусства?

ВОПРОС : Назовите основных деятелей искусства и их произведения.

ВОПРОС: Какие чувства вызывают данные строки?

ЗАДАНИЕ: Прочитайте, пожалуйста, текст  учебника  с.6-9 и составьте тестовые вопросы (5 вопросов).

Рефлексия:

(Проводится в форме устного опроса)

  • Назвать автора поэмы «Василий Теркин»
  • Назвать автора 7й Ленинградской симфонии.
  • Перечислить фильмы периода ВОВ.
  • Назвать песни периода ВОВ.
  • Назвать поэтов периода ВОВ.

Вернемся к задачам нашего урока, необходимо проверить, достигнуты они или нет(озвучиваются задачи с выводом о их достижении)

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы

ВОПРОС: Какую роль играли простые люди в борьбе с фашистами?

ВОПРОС: Почему авторы изученных нами  источников не забыли упомянуть о простых людях? Почему изменилось отношение к церкви со стороны государства в годы войны? Какие идеи, цели несли произведения искусства в годы ВОВ?

Демонстрируется отрывок из Фильма «Александр Невский»

ЗАДАНИЕ:  ответьте письменно на вопросы:

  • Что я нового узнал на уроке?
  • Как узнал?
  • Как оцениваю свою работу?

5 .Подведение итогов, выставление оценок, объяснение домашнего задания.

Оценки выставляются учащимся, учитывая их собственные оценки, работу на уроке и правильность решения тестовых заданий.

Домашнее задание:&50-51(история), с. 4-9,(литература).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карточка- задание.

Вариант 1.

  • Перечислить основные события Великой Отечественной войны.
  • Что такое «Серебряный век»? Почему данный период носит именно это название?

Карточка-задание.

Вариант 2.

  • Назовите основные направления, по которым немецкая армия напала на СССР.
  • Назовите основные направления поэзии «Серебряного века»

Карточка-задание.

Вариант3.

  • Какие условия входили в Советско-Германский пакт о ненападении?
  • В чем причины крупных неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

Карточка-задание.

Вариант 4.

  • Каковы причины  Второй Мировой Войны?
  • Назовите поэтов Серебряного века.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 Культура СССР периода ВОВ.

Автор(ы)

Произведение

Какие чувства вызывает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные тесты по истории в 11 классе по теме"СССР в годы Великой Отечественной войны"

Контрольные задания по истории в 11 классе по теме "СССР в годы Великой Отечественной войны"....

Контрольное тестирование по истории в 11 классе "СССР в годы Великой отечественной войны"

Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ, охватывает многие вопросы времен ВОВ....

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

Материальная помощь Тувинского народа СССР в годы Великой Отечественной войны

С первых же дней войны ТНР приступила к оказанию материальной помощи СССР. Так, Советскому Союзу был передан золотой запас государства, составлявший около 30 миллионов советских рублей,...

«СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В 1941 – 1945 гг.».

Предмет: История  РоссииУровень изучения: Базовый и повышенной сложностиТип документа: контрольная работаЦелевой возраст: 9,  11 классВ зависимости от использования УМК может применяться в 9...

Сценарий открытого бинарного урока по теме «Культура СССР в годы Великой Отечественной войны 1940 – 1950 гг.: советская литература о ВОВ»

На примере произведений М. Шолохова "Они сражались за Родину" и "Судьба человека" исследуется история Великой  Отечественной войны. а также нравственно-психологические истоки ...