Разработка урока истории в 8 классе по теме: «Внутренняя политика Николая I»
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему

Плукчи Наталья Ивановна

Разработка

урока истории в 8 классе

  по теме: «Внутренняя политика Николая I»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_politika_nikolaya_i.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального

образования город Краснодар гимназия № 18

Разработка

урока истории в 8 классе

  по теме: «Внутренняя политика Николая I»

Плукчи Наталья Ивановна,

учитель истории и обществознания

Тема урока: Внутренняя политика Николая I

Цели урока: Познакомить учащихся с внутренней политикой  Николая I

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с личностью Николая I;
  • его внутренней политикой, её основными направлениями.

Развивающие:

  • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
  • развивать навыки анализа документов;
  • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

 Воспитывающие:

  • формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям;
  • развивать коммуникативную культуру.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, , мультимедийная презентация,  рабочие листы, учебник .

План урока:

  1. Организационный момент урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объявление темы урока.
  4. Краткая биография Николая I.
  5. Основные направления внутренней политики Николая I. Работа  с учебником.
  6. Общее значение деятельности Николая I.
  7. Запись и пояснение домашнего задания.
  8. Выставление оценок.
  9. Подведение итогов урока.

Предварительное задание  к уроку: подготовить сообщение  о  Николае I.

Понятийный аппарат урока:

бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации

кодификация – систематическое объединение и издание действующих законов по главным отделам права

цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

 2. Проверка домашнего задания

Назовите тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов.).

 Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий (Задание № 1 рабочего листа). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами, взаимопроверка. 3.Объявление темы и целей урока.

Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы.)

Историки по-разному  характеризуют политику Николая I. В конце урока мы должны будет сами, опираясь на полученные сведения, дать характеристику  внутренней политике Николая I.

4. Сообщение ученика  «Личность Николая I»

 Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.

Сведения о личности императора Николая могут дать  его современники и он сам о себе.  

Далее учитель предлагает учащимся разделиться на три группы. Каждая группа выполняет свое задание  в рабочем листе.

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Каковы, по-вашему, мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая I .
  • Как вы думаете Николай I  осознавал обстановку сложившуюся в России?
  • Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
  • Какие задачи для Николая I  были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?

Каждая группа дает свою характеристику императору.

Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике.

В формировании политической программы Николая I важную роль сыграло укрепление положения России на международной арене и быстрое подавление восстания декабристов. С другой стороны, настроения в обществе и весь ход исторического развития заставляли Николая I признать необходимость преобразований, т.е.  одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

5. Проведение физкультминутки

6. Основные направления внутренней политики Николая I. 

Работа  с учебником.

Николай I попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти.

Давайте рассмотрим реформы Николая  I на основании текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая I. Работаем с текстом   параграфа 10 стр.63-69

Дата

Автор

Реформа. Содержание реформы

Значение

Выполнение задание учителя и фронтальная проверка записанного.

Далее работа в группах группы. Каждая группа получает свое задание. После работы   с учебником учащиеся должны выступить с кратким сообщением перед классом.

Задание первой группе.

Учащиеся группы получают дополнительный материал. (Приложение  №3)

Выступления учащихся от каждой группы

7.Общее значение деятельности Николая I.

Дайте характеристику внутренней политике Николая I.

Историки характеризуют политику Николая I как консервативную или реакционную. Объясните значение терминов. В каком смысле политика была консервативной, в каком – реакционной?

Фактически в России произошли не преобразования, а укрепление самодержавия, уже отжившего политического режима, тормозившего развитие страны.

Николай I умер в 1855г. Он сошел с исторической сцены бесславно, оставив после себя Россию в критическом состоянии, терпевшую поражение в Крымской войне, нуждающуюся в коренном реформировании. После этого императора остались в истории либо жуткие сцены, либо забавные анекдоты, но не осталось красивых легенд.

Запись в тетрадь: Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.

8.Запись и пояснение домашнего задания.

Параграф 10 учебника стр.70 вопрос 2.

9.Выставление оценок.

10.Подведение итогов урока.

Подведём итоги.

Какую цель мы ставили перед собой в начале нашего урока?

С какими направлениями внутренней политики Николая I вы сегодня познакомились?

Назовите документы, с которыми работали.

С какими личностями вы познакомились?

Какие новые понятия узнали на уроке?

Спасибо за работу на уроке. Урок окончен..

Рабочий лист к уроку по теме : Внутренняя политика Николая I

Задание № 1. Выполните тест

Вариант 1

 1. Организации декабристов назывались:

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

2. Какое событие произошло ранее других:

а) смерть Александра 1;

б) создание  Южного общества;

в) восстание Черниговского полка.

 3. Руководителями декабрьского восстания были:

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

4. Выступление декабристов произошло:

а) 1-го сентября 1825 года;

б) 14-го декабря 1825 года;

в) 25-го декабря 1825 года.

5. В требования декабристов входили:

а) отмена крепостного права;

б) замена монархии на республиканский строй;

в) провозглашение гражданских свобод.

6. Причиной неудачи  стала:

а) малое количество;

б) отсутствие плана действий;

в) отсутствие руководства.

Вариант 2

1.Кто был назначен «диктатором» восстания на Сенатской площади?

а) П. Пестель

б) К. Рылеев

в) М. Сперанский

г) С. Трубецкой

2. Программа П.И. Пестеля называлась:

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

3.Членов Северного и Южного обществ объединяло стремление:

а) сохранить самодержавие;

б) использовать мирные способы борьбы

в) привлечь к движению народные массы;

г) опираться только на собственные силы.

4.Кто сделал роковой выстрел в генерал-губернатора М. Милорадовича, пытавшегося склонить восставших к сдаче оружия?

а). П. Пестель;

б) П. Каховский;

в) М. Сперанский;

г) С. Трубецкой.

5. Поводом для выступления послужили события:

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

6.Форма правления, при которой  монарху принадлежит  неограниченная верховная власть, называется:

а) республикой;

б) абсолютной монархией;

в)конституционной монархией.

Задание № 2.  Выполните задание по группам. Прочитайте приведенные отрывки и ответьте на вопросы:

  1. Каковы, по-вашему, мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая I .
  2. Как вы думаете Николай I  осознавал обстановку сложившуюся в России?
  3. Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
  4. Какие задачи для Николая I  были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?

Группа № 1

А. Ф. Тютчева дала следующую характеристику Николаю:

«Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности  тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что  Николай 1 был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинить  все своей фанатичной и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот этот человек, соединивший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещенный, хотя и лишенный широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни».

Группа №2

  •  «Царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи смутного времени».

В. О. Ключевский

  • «Николай Павлович считал идеалом своей империи казарму».

А. Е. Пресняков

  • В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни...

Семейным сходством будь же горд,

Во всем будь пращуру подобен,

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, какой, незлобен.    А. С. Пушкин 

  • Не Богу ты служил и не России.

Служил лишь суете своей,

И все дела твои — и добрые и злые, —

Все было ложь в тебе, все призраки пустые!

Ты был не царь, а лицедей.     Ф. И. Тютчев

Группа №3

В одном из писем Николая к жене Александре Федоровне. "Мне говорят, - писал Николай, уже, будучи императором, - что я один из могущественнейших правителей в мире и что мне все позволено, что я могу делать, что захочу и когда захочу. Но на самом деле все, я думаю, происходит по-другому. И если спросят о причине такой аномалии, ответ будет в одном слове: долг! Это не пустое слово - его священное значение заставляет отбросить все личные мнения... долг - это мое ключевое слово. Да, это трудно. Я страдал от этого больше, чем могу рассказать, - но я создан для страдания".

Николай I в обращении  обращению к своему наследнику: «Дай Бог, чтобы мне удалось сдать тебе Россию такою, какою стремился я её поставить: сильной, самостоятельной и добродающей – нам добро, никому зло».

Задание № 3. Работа  с учебником. Заполнение таблицу « Политические преобразования Николая I» используя текст учебника  стр.63-69

Дата

Автор

Реформа. Содержание реформы

Значение

Задание № 4. Выполните задание по группам

Группа №1

Использую дополнительный материал (История. Устный экзамен. Теория и практика. М.2012 г., стр. 95-96),ответьте на вопросы:

  1. Что такое кодификация?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Была ли она необходима?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Кто возглавил работу по кодификации? ____________________________________________________
  4. Дайте оценку проведенной реформе ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №2

Использую дополнительный материал (История России. Пособие для школьников, абитуриентов и студентов. Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева», 2011), ответьте на вопросы:

  1. Что такое общественная запашка и зачем она вводилась? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Что такое «картофельные бунты»? __________________________________________________________________________________________________________________
  3. Почему реформа государственной деревни вызвала недовольство, как крестьян, так и помещиков?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте отрывок из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 года (учебник, стр. 69) и ответьте на вопрос: «Почему Николай I считал необходимость  решения крестьянского вопроса одним из центральных в годы своего царствования?» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №3

Использую материал учебника (А. Данилов, Л.Г.  Косулина История России Х1Х век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., 2008.) стр. 69, ответьте на вопросы:

  1. В чем, по вашему мнению, заключается связь между неудачным выступлением декабристов и созданием Третьего отделения секретной полиции? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Удалось ли императору Николаю «искоренить злоупотребления»? __________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание. Параграф 10.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"

Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомит...

Поурочная разработка по истории для 10 класса по теме" Внутренняя политика Петра I. Реформы"

Поурочная разработка по истории России для 10 класса по модульной технологии (Цявичене). К разработке прилагаются 4 приложения....

Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого"

Конспект урока истории в 8 классе по теме: "Внутренняя политика Александра Первого"...

Технологическая карта урока По теме "ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ ПЕРВОГО" для 10класса

Урок разработан в соответствии с ФГОС по  проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения. К уроку прилагается презентация и извлечения из исторических источников....

Презентация по истории 9 класс по теме "Внутренняя политика Александра I 1801-1806 гг."

Презентация адаптирована к учебнику Истории России 9 класспод редакцией А.В.Торкунова к теме "Александра I: начало правления." Освещает мероприятия внутренней политики в 1801-1806 гг. (не вк...