Интеллектуальная игра "Путешествие в прошлое"
презентация к уроку по истории на тему

Волкова Екатерина Григорьевна

Интеллектуальная игра "Путешествие в прошлое" для учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon intellektualnaya_igra_puteshestvie_v_proshloe.ppt1.13 МБ
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.Елабуги Хабаровского муниципального района

Учитель: Волкова  Екатерина Григорьевна

Цели: В нетрадиционной форме проверить знания учащихся по истории Древнего мира. Заинтересовать учащихся изучением дополнительной литературы. Развивать умения формулирования и конкретизации ответов на вопросы. Способствовать сплочению ученического коллектива.

Ход игры:

На экране изображено табло в клетку. В каждой клетке цифра и каждая клетка окрашена в определенный цвет.

Делим учащихся на 2 команды. 1 команда – «Египтяне», их цвет – желтый. Вторая команда – «Греки», их цвет – красный. Ещё есть «общие вопросы», их цвет – белый.

На экране на 30 секунд появляется табло с цветными клетками. Через 30 секунд изображение меняется на табло с клетками одинакового цвета. Команды по очереди должны отгадать, где клетка с их вопросом и ответить на него. Если команда попадает на клетку с вопросом соперников, или на клетку общих вопросов, то она тоже должна на него ответить. За ответ на свой вопрос начисляется по 2 балла, за ответ на вопрос соперника – 3 балла, за общий вопрос – 1 балл. Кто быстрее справится со своими заданиями и наберет больше баллов, тот победил.

(Слайд 2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Вопросы команды Древнего Египта (желтый цвет поля):

№2 – Назовите не менее трех священных животных Древнего Египта? (жук-скарабей, змея, коршун, ибис, кошка, крокодил, ласточка). (слайд№4)

№6 – Какого бога и почему называли в Египте «владыкой правды»? (Осирис, который судил души умерших в подземном царстве). (слайд№5)

№8 – Сколько душ было у человека согласно египетским представлениям?

(Человек имел 3 элемента, составляющих внутреннюю сущность, условно – душу. Это – Ах, Ба, Ка) . (слайд№6)

№14 –Греки, познакомившись с египетскими богами, считали, что напуганные боги в страхе надели звериные маски и в них и остались. А как современные учебные объясняют странный облик египетских богов? (Почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе людей. Т.о. египетская мифология сохранила древнейшие черты). (слайд№7)

№15 – Соотнесите имена богов Древнего Египта с их символами: (слайд№8,9)

Анубис

(бог мертвых)

Павиан

Себек

(бог воды)

Корова

Мин

(бог плодородия)

Бык

Сехмет

(богиня бедствий)

Львица

Тот

(бог мудрости)

Шакал

Сет

(бог пустыни и непогоды)

Крокодил

Хатхор

 (богиня любви)

Осел, свинья

№17 – Героям многих сказаний приходится отвечать на загадки. В легенде о царе Эдипе говорится, что во время странствий ему встретился сфинкс, который всем загадывал только одну загадку. Никто кроме Эдипа не смог ее решить. Вот эта загадка: «Кто утром ходит на 4 ногах, днем – на двух, вечером – на трех?».

Какой ответ дал Эдип? (Это человек). (слайд№10)

№18 – В Древнем Египте бороды были привилегией только высоких сановников (простолюдинам разрешалось носить бороды не длиннее 5 см.), цари носили самые длинные и завитые. Поэтому не было бы ничего странного в том, что у фараона Хатшепсут была обнаружена борода-парик, если бы не одно обстоятельство. Какое?

(Хатшепсут - женщина). (слайд№11)

№21 – В странах с жарким климатом трудно содержать волос в чистоте, поэтому, чем их меньше, тем лучше. С другой стороны, волосяной покров защищает голову от солнечных лучей. Каким образом жители долины Нила решали эту проблему?

(Носили парики). (слайд№12)

№28 – Греческие историки Гекатей Милетский, Геродот и многие другие в полном согласии сообщают, что вначале Египтом правили… Кто? (Боги). (слайд№13)

№30 – Её тронное имя дословно переводится на русский язык так: «Прекрасная красотой Агона, прекрасная пришла». Скажите как это имя звучит на русском языке? (Нефертити). (слайд№14)

№37 – Ученые не установили ни одного факта использования колес и повозок для транспортировки гигантских камней при строительстве пирамид, хотя египтяне уже умели их делать. Чем это можно объяснить? (Вес камней не выдерживало ни одно колесо). (слайд№15)

№39 – До сих пор многие сворачивают с пути, если им дорогу перебежит черная кошка. А какое животное должно было пересечь дорогу, чтобы армия фараона повернула назад? (Жук-скарабей). (слайд№16)

№41 – Готовясь к переходу в вечный мир, фараоны опасались, что в результате неудачного бальзамирования бог не сможет узнать их. Каким образом они исключали этот вариант? (Золотую маску). (слайд№17)

№43 – Египтяне подкладывали под двери гробниц катки, чтобы их легко можно было сдвинуть (даже пальцем). В связи с этим археологи считают, что одна из старинных арабских легенд о Алладине связана с ограблением какой-либо гробницы в Долине царей. О какой легенде идет речь? (Алладин и сорок разбойников). (слайд№18)

№45 – По представлениям египетских жрецов, человек имел 9 составляющих: тело, душу, мумию, сердце, жизненную силу, ещё одну душу, бессмертного двойника, тень. Все они неповторимы. А что собой представляла 9-я составляющая, если зачастую она была абсолютно одинаковой у многих людей? (Имя). (слайд№19)

Вопросы команды Древней Греции (поля табло – красного цвета)

№3 – Вычеркните лишнее: (слайд№20)

Немейский лев

Керинейская лань

Критский бык

Стимфалийские птицы

(Критский бык)

№7 – Как связано  мифологией выражение «провалиться в тартарары»?

(Тартар – мрачное подземелье, куда были свергнуты циклопы). (слайд№21)

№9 – Как звали двух женщин, которые помогли героям Греции достичь своей цели? (Ариадна и Медея). (слайд№22)

№10 –Разгадайте шараду:

Первое слово – название священной горы

Второе – соединительный союз

Третье – единственное число от «мы»

Вместе – город, куда в определенные дни стремили все греки.

(Олимпия). (слайд№23)

№12 – Назовите 12 богов-олимпицев?

(Зевс, Посейдон, Гера, Афина, Аполлон, Арес, Артемида, Афродита, Гермес, Гефест, Деметра, Гестия). (слайд№24)

№16 – Соотнесите имена богов с их функциями: (слайд№25,26)

Аид

Владыка моря

Аполлон

Отец богов и людей, бог громовержец

Афина

Богиня земли и плодородия

Гермес

Правитель подземного царства

Гефест

Покровитель торговцев и воров

Деметра

Бог вина и священного безумия

Дионис

Покровитель прорицателей и искусств

Зевс

Покровитель кузнечного мастерства

Посейдон

Богиня мудрости и войны

№20 – Как известно, первой женщиной у христиан считается Ева (если не учитывать апокрифическую Лилит. До сих пор у многих есть к ней претензии. А что можно вменить в вину первой греческой женщине, созданной Афиной и Гефестом? 

(Выпустила на волю из своего ящика все несчастья человечества (имя ее — Пандора)). (слайд№27)

№23 – Некогда в Афинах для тайного голосования использовались глиняные черепки — остраки, на которых писали имена политических деятелей. Какая процедура ожидала того, чье имя чаще всего встречалось на этих черепках? (Изгнание (остракизм)). (слайд№28)

№24 – Что черное и белое бросали древние греки в урны для голосований, если после выборов готовили из этого похлебку? (Бобы (фасоль)). (слайд№29)

№27 – Назовите город в Греции, основанный в честь одной из богинь?

(Афины). (слайд№30)

№31 – Как называется река подземного царства, дающая людям забвение? (Лета). (слайд№31)

№33 – Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (нектар, амброзия). (слайд№32)

№35 – Как называется краткая, точная, меткая речь?(лаконичная). (слайд№33) 

№38 – С какой войной связано знаменитое выражение "Ахиллесова пята"

(Троянская война). (слайд№34)

№44 – Сколько времени продолжались Олимпийские игры в Древней Греции.

(5 дней). (слайд№35) 

«Общие вопросы»

№1 - В Риме его делали из лавра – для триумфа, из мирта – для оваций, из дуба – для спасения римского гражданина. А для кого его делали из дикой оливы?

(Венок из листьев дикой оливы получал атлет за победу в Олимпийских играх). (слайд№36) 

№4 - Как известно компас был изобретен в древнем Китае задолго до начала дальних морских путешествий. Зачем он был нужен китайским купцам?

(Чтобы не заблудиться в степи). (слайд№37)

№5 - На сколько варн делилось индийское общество?(На 4: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). (слайд№38)

№11 - Он жил в Римском государстве, был рабом. Его имя стало символом сопротивления, а в наше время часто звучит в сводках спортивных новостей?

(Спартак). (слайд№39)

№13 - Эта игра была придумана в Индии для обучения военачальников ратному делу. В переводе с арабского  название её звучит как «смерть правителя». Как сейчас называется эта игра? (шахматы). (слайд№40)

№19 - О нем говорили, что он умел делать сразу несколько дел. Среди его убийц был очень близкий ему человек. Кто он? (Гай Юлий Цезарь). (слайд№41)

№22 - Назовите реки на берегах которых сложились древние цивилизации.

(Ганг, Инд, Тигр, Евфрат, Хуанхэ, Янцзы, Нил). (слайд№42)

№25 - В каких государствах мира были самые длинные стены?

(Китай, Афины). (слайд№43)

№26 - Кто такие «живые убитые»? (Рабы). (слайд№44)

№29 - Далеко ли находилась Месопотамия от Междуречья? (Это одно и то же). (слайд№45)

№32 - Как в Древнем Риме называли специально обученных бойцов, выступавших на арене? (Гладиаторы). (слайд№46)

№34 - Китайцы считают отцом своей Поднебесной страны небо, а матерью — землю. Днем и ночью неусыпно наблюдает отец за матерью. А что ему служит глазами? (Солнце и луна). (слайд№47)

№36 - Согласно сведениям ученых, знаменитый дворец царя Миноса был 7-этажным. И хотя он разрушен, есть надежда восстановить облик трех нижних этажей. Каким образом? (Откопать из-под земли (поэтому они не подверглись столь сильному разрушению). (слайд№48)

№40 - Боги морей Нерей, Нептун, Посейдон были весьма любвеобильны. Поэтому-то они и поднимали бурю, если... Назовите причину большинства гибельных бурь. (Если на корабле оказывалась женщина). (слайд№49)

№42 - Сначала его использовали в качестве лекарства и противоядия. Но с 50 г. до н. э. сфера применения расширилась и распространилась из южных провинций по всему Китаю. В 783 г. на него были введены налоги, а в 818— 908 гг. способ употребления его стал искусством. Что это? (Чай). (слайд№50)

Подведение итогов.

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Театрализованное представление "Листая прошлого страницы" (Античность)

Театрализованное представление для учеников разных классов....

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

«Интеграция музея в систему непрерывного образования, воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулируя формирование ценностного отношения к прошлому, настоящему, к национально-культурным традициям и современнос

В  силу своего назначения – это учебный (историко-памятный) музей машиностроительного отделения ГБОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» способен играть большую роль в нравственно-эстетиче...

Интеллектуальная игра «Путешествие в прошлое России»

Сегодня, когда в стране идет обновление всех сфер жизни, особенно возрос интерес к нашим истокам, к истории России.                       ...

Интеллектуальная игра "Путешествие в прошлое"

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер ж...

Интеллектуальная презентация Тема: «Могучий воскрешаетесь прошлого». Работы В.И. Сурикова

Цели: повышение мотивации у обучающихся к изучению исторической живописи, к творчеству Василия Ивановича Сурикова. Задачи: привлечь внимание к картинам: «Утро стрелецкой казни», «Мен...