План-конспект урока "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции" по Всеобщей истории.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Ковзик Глеб Олегович

К план-конспекту прилагается презентация Power Point.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 7 классе

Тема:«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции».

Дата проведения: 30.09.2015

Цель: Формирование знаний о непростом пути становления Франции как мощного государства.

Задачи:     1.Образовательные: Усвоить знания об истории возникновения в XVIвеке во Франции абсолютной монархии. На основе анализа событий религиозной войны  подвести учащихся к

2.Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать умения работать с учебником; развивать умение анализировать историческую репродукцию.

3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважение к иным культурам и верам, прививать толерантное и гуманное отношение к  представителям различных конфессий.

Основные термины и понятия: гугенот, Варфоломеевская ночь, абсолютизм, серый кардинал.

Оборудование:

- Учебник «Всеобщая история, История нового времени, 1500-1800», 7 класс, Юдовская А.Я., 2012.;

- Проектор;

- ПК;

- Презентация PowerPoint;

- Доска и мел;

- Историческая репродукция

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок-лекция.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

(1-2 мин.)

Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих. После учитель начинает проверку домашнего задания.

-Добрый день, ребята! Будьте добры, садитесь. Я надеюсь, все готовы к уроку, да?

-Есть ли отсутствующие? Если таковых нет, приступим к уроку.

-Какое домашнее задание было у вас? Давайте проверим тех, кто отстает у нас по оценкам.

Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы.

-Здравствуйте, учитель! Учебник и тетрадь принесли.

-Отсутствующих в классе нет.

-Домашнее задание было заполнение в тетради таблицы (открывают тетради, отдельные учащиеся показывают учителю).

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

2.

Актуализация деятельности учащихся

(5 мин.)

Учитель создает проблемную ситуацию, в которой необходимо коллективное участие и знание прошлого материала. Из проблемной ситуации под руководством учителя вытекает тема урока.

-Итак, ребята, давайте окунемся в прошлое, столь отдаленное, насколько нам позволит разум. Вспомним тему прошлого урока.

-Франция, как вы помните, все время представляла собой грозное явление на карте Европы. Почему? Какой путь выстрадала она?

Итак, тема нашего урока сегодня какова? Подсказка в учебнике.

Учащиеся сообща пытаются решить проблемную ситуацию. Под руководством учителя ученики выводят тему нового урока.

- Потому что французам пришлось столкнуться с религиозной войной, с братоубийствами и жестокостью из-за разных религиозных течений.

-Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения.

Постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Освоение общемирового культурного наследия.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

3.

Объяснение нового материала.

(20-25 мин.)

Учитель открывает презентацию и начинает вести лекцию об исторической эпохе Реформации. Попутно лекция сопровождается картинами и картами для большего и усвоения и понимания материала.

Следующий этап – работа с историческимрепродукцией. На проектор картина «Утро у ворот Лувра». Необходимо, чтобы учащиеся совершили чувственное представление событий тех страшных дней св.Варфоломея.

Гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедавшим кальвинизм и называвшим себя гугенотами.

Синод пресвитерианской церкви (гугенотов) был установлен во Франции в 1559 году и обрел много последователей среди всех классов населения. Королевская власть попыталась восстановить католицизм на всей территории страны, но в первой войне 1562—1563 годов не смогла сокрушить гугенотов.

Среди гугенотов было немало богатых купцов и банкиров, которые смогли нанять значительные отряды профессиональных солдат из числа швейцарских единоверцев. Гугенотов поддерживало немало аристократов, в частности, принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи и король Генрих Наваррский. Радикальную католическую партию возглавляло семейство герцогов Лотарингских де Гизов, стремившееся как полностью изгнать гугенотов из Франции, так и ограничить власть короля. Была еще партия «политиков», или умеренных католиков. Они выступали за сохранение католицизма в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания В ряде случаев они выступали на стороне гугенотов против Гизов.

В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланным гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567—1568 и 1568—1570 годов. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон Пленных, как правило, не брали, а порой и вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии.

Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха, короля Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе Колиньии многие другие вожди гугенотов.

В 1576 году был выпущен королевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь. В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов — Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха, третьего герцога де Гиза.

Генрих Наваррский одержал победу, несмотря на то что его противники пользовались военной поддержкой Испании. Он разбил Генриха III при Котрэ в 1587 году. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. Тогда Гизы в 1588 году подняли восстание в Париже и изгнали оттуда короля. Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержке исключительных прав католиков, но по возвращении в Париж организовал убийство Генриха де Гиза и его брата кардинала Луи де Гиза. Затем, заручившись поддержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих III подавил выступления Лиги, но в 1589 году был убит фанатиком-монахом Жаком Клементом.

Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV— первым королем Франции из династии Бурбонов. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Аркэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось вернуться в лоно католической церкви. В связи с этим Генриху приписывают крылатую фразу: «Париж стоит мессы!»

Черту под религиозными войнами в 1598 году подвел мирный договор Генриха IV с Францией в Вервине, согласно которому Испания отказывалась от поддержки Католической лиги. В том же году Генрих издал Нанте -кий эдикт, гарантировавший свободу вероисповедания и признававший господство протестантизма в 200 городах, где гугеноты получали право возводить укрепления. Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги. В 1621 году вспыхнуло восстание против введения католической религии в Беарне, признававшемся ранее гугенотским городом. Подавив его в 1622 году, фактический правитель Франции кардинал Ришелье лишил гугенотов право иметь свои крепости, за исключением Ла-Рошели и Монтобана. Новое гугенотское восстание 1625 года привело к захвату Ла-Рошели королевскими войсками в 1628 году и к договору 1629 года, лишившего гугенотов всякого политического влияния в стране. В 1685 году король Людовик XIV отменил Нантский эдикт, поставив гугенотов перед выбором, либо принять католичество, либо покинуть родину.

Учащиеся слушают лекцию, попутно записывая важные моменты. В конце лекции приводятся исторические иллюстрации быта Германии в эпоху Реформации XVIвека, для большего и широкого представления об истории и быте этого времени.

Также учащиеся работают вместе с учителем во время анализа исторической репродукции.

-Перед нами сцена после Варфоломеевской резни. Женщины (явно знатного рода) с брезгливостью разглядывают округу. Трупы для них – лишь смердящее напоминание о произошедшем. Никакого трагизма в их лицах не увидишь. Кажется, резня была нечеловеческой. Настолько ненависть друг к другу из-за разности веры довела людей до такого состояния.

Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

4.

Закрепление изученного материала.

(10 мин.)

Учитель дает проверочное задание для проверки закрепившихся навыков работы с источником. Для этого классудается исторический документ отрывок «Нантский эдикт» 1598 г.

-Ребята, давайте откроем страницу 125 учебника и прочтем фрагмент Нантского эдикта. Попробуем его проанализировать? Вспомним навыки, которые мы получили во время прошлых двух уроков.

1) Для чего был подписан договор?

2) Какие лица присутствуют в договоре?

3) Договор регулирует экономику, политику или религию?

4) Что нового появилось с этим договором? Перечислите нововведения.

Учащиеся выслушивают новое задание и приступают к его решению.

Для этого они отвечают на четыре поставленных учителем вопроса и по своему желанию на оценку сдают тетрадь.

-Перед нами Нантский эдикт 1598 г. Он был подписан для того, чтобы установить религиозный мир во Франции.

Имеются лица – король, его подданые, имеющие протестантское либо католическое вероисповедание.

Документ регулирует и религиозный вопрос, и политический.

Во-первых, установился наконец-то мир религий во Франции, во-вторых, протестанты уравнялись в правах с католиками.

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

5.

Подведение итогов урока

(3 мин.)

Учитель задает задание на дом.

-Итак, давайте запишем домашнее задание. Прочитать на сайте historic.ruраздел Энциклопедия – Том 4 – Глава IX, начиная от «Франция при Ришелье» и заканчивая «Складывание французской нации».

Отдельно двум дается персональное задание.

Пишется краткое сообщениена тему

-Историческая личность Кардинал Ришелье.

-Адмирал Колиньи.

Всем все ясно?

Урок окончен, до свидания!

Учащиеся записывают домашнее задание.

-До свидания, учитель!

Проверяет способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность.

Проверил:

Муллин А.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во франции

Слайд 2

ПЛАН УРОКА Причины религиозных войн во Франции XVI в. Ход событий: -Первая кровь; -Варфоломеевская ночь; -Наступление мира – «король, спасший Францию» и «добрый король». Кардинал Ришелье, или серый кардинал при парижском дворе.

Слайд 3

КАРЛ IX

Слайд 4

АДМИРАЛ КОЛИНЬИ

Слайд 7

ГЕНРИХ III

Слайд 8

ГЕНРИХ IV

Слайд 10

Урок усвоен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатоков по книге А. Дюма «Три мушкетера» по истории на тему: «Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции», проведенного совместно с родителями для учащихся 6 классов.

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатаков по книге А. Дюма "Три мушкетера" по истории на тему: "Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции", прове...

Урок «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Развернутый конспект урока. Тема урока: «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»Цели урока:- Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франц...

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Презентация может стать вспомогательным элементом в проведении урока Новой Истории....

Сценка "Три Генриха" в рамках урока "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции"

Материал подготовлен для проведения урока по теме " Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции". Предназначен для характеристики главных действующих лиц религиозных войн X...

Технологическая карта урока «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Технологическая карта урока «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»....

"Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции"

религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во франции презентация...

План-конспект урока по теме «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Конспект урока с использованием ИКТ "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции" (7 класс)...