План-конспект урока "В преддверии Смуты" по Истории России.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Ковзик Глеб Олегович

К план-конспекту прилагается презентация Power Point.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_istoriya_16.10.docx25.8 КБ
Файл v_predverii_smuty.pptx950.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 7 классе

Автор: Ковзик Глеб Олегович.

ОУ: МАОУ «ЛИИТ №36» г. Набережные Челны

Должность: учитель истории и обществознания.

Тема: «В преддверии Смуты».

Дата проведения: 15.10.2015

Цель: Формирование знаний о причинах Смутного времени в России в XVI-XVII вв.

Задачи:     1.Образовательные: Объяснить учащимся причины возникновения Смуты в России в XVI-XVII вв.

2.Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать умения работать с текстом; Умение анализировать, обобщать факты, работать с историческим источником, умение выделять главное.

3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувства гражданского долга за судьбу своей страны.

Планируемые результаты:

  1. Личностные  воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.
  2. Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями.
  3. Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Основные термины и понятия:  заповедные лета, урочные лета, Смута, патриаршество.

Оборудование:

- Учебник «Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват.организаций / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. М.: 2015 – 304 с.;

- Проектор;

- ПК;

- Презентация PowerPoint;

- Доска и мел;

- Исторический источник В.О.Ключевский  «О Федоре Ивановиче»;

- Исторический источник В.О.Ключевский «О Борисе Годунове».

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок-совершенствование.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

(1-2 мин.)

Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих. После учитель начинает проверку домашнего задания.

-Добрый день, ребята! Будьте добры, садитесь. Я надеюсь, все готовы к уроку, да?

-Есть ли отсутствующие? Если таковых нет, приступим к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы.

-Здравствуйте, учитель! Учебник и тетрадь принесли.

-Отсутствующих в классе нет.

.

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

2.

Актуализация деятельности учащихся

(5 мин.)

Учитель создает проблемную ситуацию, в которой необходимо коллективное участие и знание прошлого материала. Из проблемной ситуации под руководством учителя вытекает тема урока.

-Ребята, давайте вспомним материал прошлого учебного года. У нас, как вы помните, чем закончилась тогда история России?

-Скажите, чем прославился Иван IV Грозный? Назовите основные события и черты его правления.

-Как вы думаете, что могло вызвать в стране такие действия? Я считаю, что такая лихорадка оказала ужасное воздействие на русское общество. В этом и заключается проблема нашего сегодняшнего урока «В преддверии Смуты». Запишем тему в тетрадь.

Учащиеся сообща пытаются решить проблемную ситуацию. Под руководством учителя ученики выводят тему нового урока.

-(предполагаемые ответы) Закончилось правлением Ивана IV.

-Правил жестко, деспотично, стремился к абсолютной власти.

-Ливонская война (1559-1583), Завоевание Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств.

Введение Опричнины.

-Привело к всеобщему упадку в стране.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения.

Постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Освоение общемирового культурного наследия.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

3.

Объяснение нового материала.

(20-25 мин.)

Учитель сообщает учащимся основные знания по данной теме, рассказывает про состояние государства и общества накануне Смуты, а также правления двух царей – Федора Ивановича  и Бориса Годунова. Попутно записываются новые термины.

В дальнейшем, проводится работа с текстом учебника.

-Ребята, откроем стр.8 учебника и зарисуем схему в тетради. Озаглавьте ее «Внешняя политика при Федоре Ивановиче». Нарисуйте от нее стрелки север-запад-восток-юг, подпишите под ними основные события и результаты.

Учащиеся слушают лекцию, попутно записывая важные моменты и новые термины.

Также учащиеся ведут самостоятельный поиск информации в учебнике.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

4.

Закрепление изученного материала.

(10 мин.)

Учитель дает учащимся два мнения историка о личности Годунова и Федора Ивановича для анализа и составления таблицы.

-А теперь, ребята, после всего изученного вам следует  решить тест из восьми заданий. Приступаем самостоятельно к работе, по окончанию один зачитает свои ответы для оценки.

Учащиеся  решают поставленную задачу и добровольно дают на проверку c оцениванием.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

устанавливать причинно-следственные связи;

5.

Подведение итогов урока

(3 мин.)

Учитель дает детям возможность подвести итоги урока. Двум учащимся дается слово для краткого рассказа пройденного материала и высказывания собственного мнения.

-Что же мы сегодня изучили, ребята? Пусть кто-нибудь из желающих сделает выводы и выскажет свое мнение.

-Замечательно. На следующий урок домашнее задание: в тетради дать оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова, опираясь на материал учебника.

Учащиеся подводят итоги урока и делают выводы.

-(предполагаемые ответы)

Мы изучили состояние Русского государства в период до Смутного времени, а также правление царя Федора Ивановича и Бориса Годунова. Выделили основные причины Смутного времени.

Проверяет способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность.

Проверил:

Муллин А.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В преддверии смуты.

Слайд 3

ПЛАН РАБОТЫ: Определение понятия Смуты. Состояние Российского государства накануне Смуты. Причины наступления Смутного времени в России в XVI-XVII вв. Царь Федор Иоаннович Романов и Борис Годунов: сходства и различия. Подведение итогов.

Слайд 4

Личность царя Федора Ивановича Польский посол Сапега так описывает Федора: царь мал ростом, довольно худощав, с тихим даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу . Его называли " освятованным царем", свыше предназначенным к святости, к венцу небесному. Словом, в келье или пещере, пользуясь выражением Карамзина, царь Федор был бы больше на месте, чем на престоле . В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, царевич оборонялся от капризного отцовского гнева. Рассчитанное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорности.

Слайд 5

Личность царя Бориса Годунова В первое время по смерти Грозного наибольшей силой среди регентов пользовался родной дядя царя по матери Никита Романович Юрьев; но вскоре болезнь и смерть его расчистили дорогу к власти другому опекуну, шурину царя Борису Годунову. Он правил умно и осторожно, и четырнадцатилетнее царствование Федора было для государства временем отдыха от погромов и страхов опричнины. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре. По своему происхождению он принадлежал к большому, хотя и не первостепенному боярству. С восторгом отзывались о наружности и личных качествах царя. Находили в нем и некоторые недостатки: он цвел добродетелями и мог бы древним царям уподобиться, если бы зависть и злоба не омрачили этих добродетелей. Его упрекали в ненасытном властолюбии и в наклонности доверчиво слушать наушников и преследовать без разбора оболганных людей, за что и восприял он возмездие.

Слайд 6

Урок усвоен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

План-конспект открытого урока "Есть такой в России городок красивый..."

Урок-экскурсия с фрагментом презентации группового проекта...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План-конспект урока "Смута" по Истории России.

К план-конспекту прилагается презентация Power Point....

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План-конспект обобщающего урока по курсу истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра

План-конспект обобщающего урока по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра...