ПРОЕКТ УРОКА (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Баринова Ольга Николаевна

Тема проекта: Урок на тему «Афинская демократия при Перикле» Автор учебника, по которому ведется обучение: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. 5 класс – М.: Просвещение, 2015. Классификация урока по дидактической цели: урок изучения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_barinovao.n.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования»

(ГБОУ ДПО НИРО)

ПРОЕКТ УРОКА (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАЗРАБОТЧИК: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  

МБОУ СШ № 3 г. КСТОВО

БАРИНОВА О.Н.

г. Н.Новгород

2015

Тема проекта: Урок на тему «Афинская демократия при Перикле»

Автор учебника, по которому ведется обучение: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. 5 класс – М.: Просвещение, 2015.

Классификация урока по дидактической цели: урок изучения новых знаний

Психолого-педагогическая характеристика особенностей 5В класса:

26 учащихся: 14 девочек и 12 мальчиков; 24 учащихся 2004 г.р., и 2 – 2003 г.р.

В классе нет неуспевающих. По итогам прошлого года: 14 хорошистов; остальные учащиеся с одной и двумя тройками.

Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся – средний. Уровень начитанности  средний, т.к. мало кто читает художественную литературу и библиотеку посещают только по необходимости. Общий уровень знаний удовлетворительный. Есть ученики, которые учатся по настроению, не стремятся учиться лучше, хотя есть способности. Есть одаренные дети – Петров Артем, Кукушева Екатерина. Они отлично успевают по всем предметам, очень активные, эрудированные, всесторонне развитые, занимаются проектной деятельностью.

Цели проекта: разработать проект урока соответствующего требованиям ФГОС

Технологическая карта урока.

Тема урока: Афинская демократия при Перикле

Цель урока: изучить общественно-политический строй Афин  после греко-персидских войн

Задачи урока:

Воспитательные: объяснять значение участия граждан в управлении государством; формировать уважение прав и свобод человека.

Обучающие: рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле; характеризовать афинскую демократию при Перикле

Развивающие: сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте.

Ключевые понятия урока: расцвет афинской демократии, избрание Перикла первым стратегом (443г. до н.э.), оратор, первый стратег, Народное собрание, Совет пятисот, демос, демократия, референдум, драхма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

1.  Первый стратег Перикл.

Демократическое устройство Афинского государства.

2.  Демократия, референдум.

3.  Граждане Афин.

4.  Анаксагор, Софокл, Фидий.

Основные виды деятельности учащихся: определение понятия демократия, содержания реформ Перикла и их значения. Дать оценку деятельности Перикла по развитию демократии в Афинах. Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.

Ход урока.

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I. Организа-

ционный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

II.Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

- У всего на свете есть начало. Когда что-то происходит впервые, это называется премьерой. У нас сегодня премьера.

Сообщает тему урока и предлагает сформулировать учебные задачи.

Слушают учителя.

Формулируют учебные задачи урока.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия.

Беседа по вопросам.

III.Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- Какова была форма правления в Афинском государстве?

- Что такое аристократия?

- Демократия – это народовластие, форма государственного устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. «Демос», «кратос».

- Если написано слово по-гречески, где оно родилось?

Характеризуют форму правления в Афинском государстве. Объясняют значение терминов.

Познавательные:

умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Беседа по вопросам.

IV.Усвоение нового материала.

Первый стратег Перикл.

Демократическое устройство Афинского государства.

Демократия, референдум.

Граждане Афин.

Анаксагор, Софокл, Фидий.

Коллективная, индивидуальная.

Словесный, наглядный, творческий, проблемный.

Беседа, работа с картиной, схемой, инсценировка, рассказ.

Фронтальная.

Словесный, наглядный.

Работа с текстом, беседа.

Фронтальная.

Словесный, наглядный, проблемный.

Работа с текстом, картиной, беседа.

Парная.

Практический словесный.

Работа с текстом, тезисный план.

 - Давайте перенесемся в Древнюю Грецию. Привлекает внимание к картине «Афинский Акрополь».

Представим…все необычно, подходим к Акрополю, стоит человек, одетый в тогу. Пустим вперед прессу. (Инсценировка по Приложению 1).

С помощью схемы рассказывает о демократическом устройстве Афинского государства (Приложение 2).

Обращает внимание на вырезки из газет, в которых присутствуют слова «демократия», «референдум».

 - Что объединяет все эти статьи?

- Понятие «демократия» возникло в Древней Греции и встречается в наших российских газетах. К чему они призывают, как вы думаете?

- Прочитайте объявление: «Приглашаем всех на Народное собрание».

- Какую неточность вы заметили в объявлении? При затруднении предлагает обратиться к п. 1 § 40.

- Гражданами не были женщины, переселенцы, рабы, они не ходили на Народное собрание.

- Чем занимались женщины? Это было справедливо?

- Голосование было тайным или открытым, наглядным?

- Как у нас проходят референдумы, выборы?

- Рука вверх, в урну листы опускать – голосование из Древней Греции.

Рассказывает о голосовании в Древней Греции.

Предлагает прочитать п. 3 § 40, найти в тексте, кто такие Анаксагор, Софокл и Фидий, записать в виде тезисов, чем каждый из них прославился.

Участвуют в инсценировке, выполняют проблемное задание, схематично изображают государственное устройство в Древнем Египте и правление аристократии. Характеризуют афинскую демократию при Перикле. Запоминают дату 443 г. до н.э.

Анализируют статьи российских газет, объясняют значение понятий «демократия», «референдум».

Исправляют неточность в объявлении, подписывают слово «граждан». Объясняют, что означало в Древней Греции слово «гражданин», приводят примеры гражданских поступков. Извлекают информацию из картины «Народное собрание в Афинах».

Характеризуют исторические личности. Составляют тезисный план.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию; структурируют знания; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом, находят решение учебной задачи.

Познавательные: владеют умением смыслового восприятия текста; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; структурируют знания.

Инсценировка, схемы, проблемное задание.

Беседа по вопросам.

Беседа по вопросам.

Тезисы.

V.Закрепление знаний.

Фронтальная.

Словесный, практический, проблемный.

Беседа, работа с таблицей.

Организует работу с таблицей «Права и обязанности стратега» (Приложение 3). Задает вопросы.

Рассказывает о правах и обязанностях стратега, разбирают таблицу.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; воспроизводят по памяти информацию.

Таблица.

VI.Информация о домашнем задании.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

Комментирует задание.

§ 40. Задания 41, 45 в рабочей тетради.

Воспринимают задание, уточняют.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

§ 40, задания в рабочей тетради.

Приложение 1.

Журналист. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста!

Председатель. Председатель Народного собрания.

Журналист. Ребята, я попрошу всех вас быть моим диктофоном. Чем занимается Народное собрание?

Председатель. 1) оно объявляет войну и заключает мир. 2) Принимает законы. 3) Ведает казной. 4) Выбирает первого стратега сроком на 1 год. Он руководит войском и флотом, стоит во главе всего управления Афин.

Журналист. Какой последний вопрос решался на Народном собрании?

Председатель. Был принят закон, по которому судьям, сборщикам налогов и другим должностным лицам, избранным из числа граждан. Будут ежедневно платить деньги из казны.

Журналист. Спасибо за интервью!

 Перикл. Я, стратег Перикл, 15 лет стою во главе Афин, так как меня Народное собрание выбирает первым стратегом. За эти годы по моему предложению в Афинах были возведены великолепные храмы и другие постройки, а также красивые статуи.

Аристократ. Сколько денег он потратил зря! Зачем нам это строительство?

Перикл. Находят ли граждане, что и в самом деле истрачено больше, чем нужно?

Аристократ. Да! Да! Слишком много!

Перикл. Хорошо, я верну в казну деньги до последней драхмы. Продам все, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке написать большими буквами: «Построено Периклом!», «Построено на деньги Перикла!»

Аристократ. Еще чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идет любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими! Почему твое имя должно стоять на них?

Перикл. В таком случае утвердите мои расходы, тогда все постройки и статуи будут ваши.

И Народное собрание проголосовало так, как хотел Перикл.

Объясните государственное устройство Древнего Египта.

Фараон

вельможи

чиновники

воины

крестьяне

ремесленники

рабы

Приложение 2.

Демократическое устройство Афинского государства


Приложение 3.

Права и обязанности стратега

Права и обязанности стратега

Созыв Народного собрания

Распоряжение казной

Набор войска

Награждение, наказание граждан за уголовные и военные преступления

Ответственность за поставку хлеба в полис

Контроль за исполнением договоров

Назначение триерархов (тех, кто на свои средства снаряжал триеру)

Самоанализ проведенного урока.

При составлении плана урока учитывались основные требования к уроку:

  • Чёткое формулирование задач
  • Определение места в общей системе уроков
  • Прогнозирование уровня освоения учащимися знаний, умений и навыков
  • Оптимальный подбор содержания
  • Контроль на каждом этапе урока
  • Сочетание форм коллективной и индивидуальной работы
  • Реализация основных дидактических принципов
  • Создание условий успешного учения
    Урок по теме «Афинская демократия при Перикле», урок изучения нового материала. Структура урока изучения нового материала: постановка учебной задачи – актуализация знаний– изучение нового материала – рефлексия.

Согласно данной структуры определены следующие этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Актуализация знаний
  4. Усвоение нового материала.
  5. Закрепление знаний.
  6. Информация о домашнем задании.

Все этапы выполнены. На каждом этапе стремилась построить работу таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса. Деятельность учащихся была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя. Свою задачу видела в том, чтобы вовлечь каждого в работу, создать условия для самореализации и уверенности в себе.

Урок был построен таким образом, что дети самостоятельно делали все выводы.

На протяжении всего урока использовались индивидуальные, групповые, коллективные формы работы, что способствовало активизации познавательной деятельности.

Данная технология урока характерна для данного типа и вида урока и рациональна для достижения поставленных целей. В связи с тем, что класс по своей подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: наглядно-словесные, практические, создание ситуации успеха (дифференцированная помощь). Процесс обучения строился на постепенном усложнении содержания. Главный акцент на уроке делался на закрепление навыков учащихся при выполнении упражнений, а также на развитие воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления.

Контроль усвоений знаний, умений и навыков был предусмотрен в виде разных форм.

На уроке целесообразно использовались возможности компьютера, мультимедийного проектора.

Этап рефлексии. На данном этапе происходило осмысление данных знаний, соотнесение их к применению на практике, обсуждение, выработка собственных позиций, обмен мнениями, побуждение к дальнейшему расширению поля информации.
Вывод:

1. План урока был выполнен, цель урока достигнута. К такому выводу пришли сами дети.

Деятельность учащихся я оцениваю следующим образом: на уроке чётко проявился интерес к предмету, эмоциональное состояние учащихся было приподнятым в начале и к концу урока. На уроке присутствовали самоконтроль и самокоррекция со стороны ребят. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности.

2. Урок удался, так как мною созданы условия для максимального влияния образовательного

процесса на развитие индивидуальности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока, соответствующего требованиям ФГОС

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Роль картин природы  в рассказе И.С.Тургенева  «Бежин луг» (литература, 6 класс) ...

Презентация "Урок, соответствующий требованиям ФГОС"

В презентации отражены основные компоненты современного урока,структуры основных типов уроков,алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС нового поколения....

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Презентация к выступлению на педагогическом семинаре по теме "Конструирование урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования"...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.

1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...

Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения

статья по теме Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?...

Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов осво...

"Современный урок, соответствующий требованиям ФГОС"

Представлен текст выступления на методическом семинаре. Отражены основные характеристики современного урока, представлена типология уроков в зависимости от дидактических целей, подробно описаны этапы ...