Проект урока, соответствующего требованиям ФГОС
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Пушкарева Татьяна Павловна

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Роль картин природы

 в рассказе И.С.Тургенева  «Бежин луг» (литература, 6 класс)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модернизация системы общего образования: ФГОС ООО как механизм управления качеством образования

Модуль «Технологии развития и оценивания универсальных учебных действий

учащихся основной школы»

Техническое задание «Проект урока, соответствующего требованиям ФГОС»

Роль картин природы

 в рассказе И.С.Тургенева  «Бежин луг»

Проект урока литературы в 6 классе

Тип урока: урок решения учебной задачи

                                                                              Пушкарева Татьяна Павловна,

учитель русского языка и  литературы

                                                                                                                                                                                                    МБОУ «Шебалинская средняя

                                                                                                                                                                                                      общеобразовательная  школа

                                                                                                                                                                                                         имени братьев Кравченко»

                                                                                                                                                                                   Бийского  района    Алтайского  края

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Ход урока

Деятельность

Учитель

Ученики

Этапы урока

I.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».






 II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 




















III. Постановка учебной задачи.

Цель:  проговаривание цели урока в виде темы урока.

Метод постановки учебной задачи:  подводящий к теме диалог








«IV. «Открытие нового знания»











































V. Самостоятельная работа

















VI. Реализация построенного проекта.  Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях


















































VII. Обобщение нового знания





























VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.









Демонстрирует слайды (1,2) с фото окрестностей своего села:

- Присмотритесь внимательно,  узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?



- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

- Вы любите свое село?


- Я приглашаю вас прочитать строфы из своих стихов, посвященных Шебалино

(слайды 3,4,5,6)


Создает проблемную ситуацию:

- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?


- Кому посвящен рассказ?





- Чем интересны изображенные автором мальчики?



- Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали?

- Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор (слайды 7,8,9,10).

Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.


- О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока












- Какие цели поставим?






- И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.

1. Анализ пейзажей (слайд 12)

– С чего начинается рассказ?

 Формирует коммуникативные УУД через прием «Чтение с остановками», направленный на осмысление содержания текста:

– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).



– Какое настроение создаётся при чтении?


– В какой части рассказа ещё создается  жизнеутверждающее настроение?


– В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки?

– Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника?

2. Работа над художественно-изобразительными средствами

–  У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные  средства.  У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что?





Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания:

 - Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте.


- Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.

- Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?





 – Но на смену дню приходит ночь (слайды 13,14). Изменился ли тон рассказа?
– Почему?


-  Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.

- И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра (слайд 15). Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?



– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?


– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?



– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?


– Чем вы это объясните?









Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева-пейзажиста. (слайд 17.

- Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?



– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?


- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?


– А почему так много картин природы в произведении?

 (слайд 18).

– В чём мастерство И.С.Тургенева?

- (слайды 19 – 21) В заключение послушайте стихотворение Ивана Демьянова, в котором также говорится о любви к природе, малой родине (приложение 4)


 Вопросы:

• Итак, какую задачу мы с вами ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

 * Как вы оцениваете результат работы класса?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

-В заключение составьте синквейн:

1. Природа…

2. Два прилагательных или причастия

3. Три глагола

4. Фраза из 4-х слов

5. 1 слово или словосочетание

Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото


- Это окрестности нашего села Шебалино




Предполагаются утвердительные ответы



Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через создание учащимися литературных произведений.

 4 ребенка читают свои стихи.



Общеучебные УУД: построение логической цепочки рассуждений.



- Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева




- Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века.




Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков.


Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование:

- Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы



- Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева



 

- Роль картин природы  в рассказе И.С.Тургенева
   «Бежин луг»
 (слайд 11)


Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель  использует выразительные средства языка для создания картин природы.



Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.





- С описания июльского дня








Подготовленный ученик читает отрывок  под музыку (П.И.Чайковский. Времена года. Июнь: Баркарола)



-Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает  радость встречи с природой



-В описании наступления утра, завершающем  рассказ 



-Они образуют зачин и концовку произведения 





-Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды









- Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.




Формирование всех видов УУД: учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают свою точку зрения, принимают чужое мнение, создают продукт совместного труда.

Познавательные УУД: изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации.

Развитие самоконтроля при выполнении задания.

Коммуникативные УУД: развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности.


В течение 5минут работают самостоятельно.






Коммуникативные УУД:  формирование культуры публичных выступлений:



Выступление групп:

1 группа. Описание летнего дня (стр. 178-179)

 - В  этой картине у Тургенева преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой,  так как он преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал

2 группа. Описание ночи (стр. 181-182, 184, 204)

- Ночь, охотник заблудился

- Картина наступления ночи передана такими изобразительными средствами языка: (приложение 2)


 3 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205)

(приложение 3)

- Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.




- Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны




- Они помогли автору сделать картину утра более наглядной





– Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни.




- Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. (Слайд 16)
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.




Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию.

(Приходят к выводу, что природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков).




- Природа предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном…



- Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.



-Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни.





- Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине









Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: аргументация оценивания.


Заполняют листы оценивания.








Один из составленных синквейнов:

Природа

Восхитительная, родная

Чарует, удивляет, тревожит

Писателя, его героев и читателей.

Волшебство!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Урок, соответствующий требованиям ФГОС"

В презентации отражены основные компоненты современного урока,структуры основных типов уроков,алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС нового поколения....

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Презентация к выступлению на педагогическом семинаре по теме "Конструирование урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования"...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.

1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...

ПРОЕКТ УРОКА (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

Тема проекта: Урок на тему «Афинская демократия при Перикле» Автор учебника, по которому ведется обучение: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. 5 класс – М.: Просвещение, 2015. Классификация уро...

Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения

статья по теме Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?...

Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов осво...

"Современный урок, соответствующий требованиям ФГОС"

Представлен текст выступления на методическом семинаре. Отражены основные характеристики современного урока, представлена типология уроков в зависимости от дидактических целей, подробно описаны этапы ...


 

Комментарии

Шадерова Ольга Григорьевна

Татьяна Павловна! Спасибо за урок! Грамотно толково, доходчиво. Труд Ваш по созданию проекта урока просто необходим в работе учителей как ориентир, как руководство к действию... Удачи Вам и новых открытий!!!