Бунташный век.
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

Презентация и конспект урока в 7 классе. Тип урока:повторительно-обобщающий. Презентация  в форме плаката. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_buntashnyy_vek.rar1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

История, 7 класс.

Учитель

Таран Елена Александровна

Тема урока,

Тип урока

Бунташный век.

Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия в 17 веке»

Цель урока

закрепить знания по истории 17 века, сформировать представление о последствиях бунтов и влиянии их на внутреннюю политику правителей

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  повторить и обобщить знания

 применить уже полученные знания для формулировки выводов; развивать аналитические способности

Воспитание толерантности

Актуальность использования средств ИКТ

ИКТ используются на всех этапах урока в форме презентации для актуализации знаний

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Мультимедийный проектор

Организационная структура урока

 Название этапа

 

Задачи

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и  виды

деятельности учащихся

Промежуточный контроль

Примечание

вводный

Организация

класса

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Формулирование проблемы

Постановка

проблемы

Слайды 1,2

Учитель зачитывает стихотворение со 2 слайда, говорит о борьбе народа в последующие века. Создает эмоциональный настрой на урок.

Задает вопрос: Какая же главная проблема обозначена в теме?

Подводит к формулированию детьми   цели урока, постановки проблемы: почему именно 17 век вошел в русскую историю как бунташный.

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят проблему: почему век называется

бунташным? Определяют задачи: повторить и обобщить материал и сделать выводы.

Актуализация

знаний

Повторить даты

основных событий

Слайд 3, построенный по технологии плаката

Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом. Вопрос классу: что же мы должны вспомнить?  Слайд 3 постепенно открывается через пункт  «бунташный век»

Отвечают на вопросы учителя:

Вспомнить даты, события,причины.

Вспоминают даты

Учитель фиксирует ответы для последующей оценки деятельности учащихся

Поиск решения проблемы

Повторение материала.

Открытие новых знаний.

Слайд 3 пункт «события»

Затем открытие через кнопки событий походу повторения

материала.

Учитель формулирует задание: вспомнить события 17 века. На экране через кнопку «события» выходят ответы. В ходе опроса даются дополнительные вопросы, актуализирующие знания.

Смута. Какие исторические факты связаны с этим периодом?

Бунты: Задание: на экране будут показаны иллюстрации. Ваша задача вспомнить, какие события они отображают.

Иллюстрации «Медный бунт», «Соляной бунт».

«Хлебный бунт» - новые знания.

Вопрос учителя: Картина вам неизвестна. Что же это за событие?

Вопрос учителя: Какое еще важное событие произошло вправление Алексея Михайловича? Каковы его причины?

Нас слайде следующая иллюстрация..

Церковный раскол. Перед вами репродукция с картины художника 19 века  Сурикова «Боярыня Морозова». Кто эта суровая женщина, как она связана с данными событиями?

Проблемный вопрос: Почему же церковный раскол является частью бунташного века?

Протесты старообрядцев. Факты самосожжения.

. Выступления казачества. Кто возглавил это восстание? Что вызнаете об этом человеке?

Кто принял участие в восстании под предводительством С.Разина?

Карта и фигуры по щелчку.

Задание: показать на карте район восстания. Назвать территорию.

Вопрос: чем это выступление отличалось от предыдущих?

С именем какого правителя связано большинство народных выступлений?

Какой вопрос тогда возникает?

(А почему? В чем причины бунтов?)

Следующая кнопка «Причины»

Учитель дает задание на карточках. (приложение 1) по колонкам. Выдержки из истор. документов.

Проверка ответов. На плакате- причины. Соборное уложение. Медные деньги. Фраза – «С Дону выдачи нет». Объяснить ее.

Фронтальная работа, учащиеся приводят примеры. Работают

 по иллюстративному материалу

Предположения учащихся. Сообщение о хлебных бунтах.

Ответы учащихся о церковном расколе и его причинах.

Сообщение о боярине Морозовой. Слушают доклад

Предполагают, Обосновывают ответы.

Фронтальная

Работа.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя

1 ученик показывает на карте

Обосновывают выбор ответа

Читают текст. Выполняют задания по документам. .Работа в парах.

Обосновывают выбор ответа.

Ответы учащихся.

Учитель фиксирует ответы для последующей оценки деятельности учащихся

Оценка выступления

Оценка выступления

Учитель фиксирует ответы для последующей оценки деятельности учащихся

Выражение решения проблемы

Применение нового знания.

Обобщить материал,

Сделать выводы.

Слайд – плакат

Кнопка «последствия»

Итак, отвечаем на поставленный вначале урока вопрос «Почему же 17 век называется бунташным?»

На плакате открываем вопрос.

А к каким же последствиям эти бунты привели, предположите?

Плакат. Последствия. Проверка.

Высказывают свои предположения.

Работа в парах.

Обоснование ответов.

Закрепление знаний

Проверить усвоение материала

Слайд 4

Выполнить задание в тетради:

XVII век называется «бунташным», потому что…..

Это происходило из-за….

В результате….

Или  проведение теста для всего класса. (приложение 2)

В заключение – стихотворение слайд 5

Осуществляют: самопроверку ,самооценку.

Проверка 3-4 ответов

Тест

Оценка наиболее полных

ответов

Рефлексия

Составить синквейн по теме.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – тема (одно существительное);
  • 2 строка – описание темы (два прилагательных);
  • 3 строка – описание действия (три глагола);
  • 4 строка – фраза, выражающая отношение к теме урока;
  • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Составляют

Синквейн.

Отвечают3-4 человека.

Проверка синквейнов

        

Приложение 1.

Челобитная соловецких монахов о вере

     Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержцу бьют челом богомольцы твои, Соловецкого монастыря … В нынешнем, государь, во 7176-м (1668) году, сентября в 15 день, по твоему, великого государя, царя… указу…, прислан к нам в Соловецкий монастырь в архимариты…нашего монастыря постриженник священноинок Иосиф. А велено ему служить у нас по новым Служебникам, а мы, богомольцы твои, предания апостольского и святых отец изменить отнюдь не смеем, бояся Царя царствующих и страшного от Него прещения и хощем все скончатися в старой вере, в которой отец твой государев, благоверный государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руссии и прочие благоверные цари и великие князи богоугодно препроводиша дни свои.

Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович…! Повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались,.. Аще ли ты, великий государь наш, нам в прежней..., в старой вере быти не благоволишь и книги переменити изволишь, милости у тебя, государя, просим: помилуй нас, не вели, государь, больше того к нам учителей присылать напрасно, понеже отнюдь не будем прежней своей православной вере пременить... Великий государь царь, смилуйся – пожалуй!

Из летописи

«Было смятение, в миру били челом всей землёю государю на Земсково су-дью на Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога. Указывали на несправедливости и ежедневно совершавшиеся им дурные поступки и просили чтобы он был смещён, а на его место был посажен честный человек. Но государь царь того дни всей земле Левонтия не выдал».

Из энциклопедии «Кругосвет»

К бесстрашному атаману потянулись тысячи казаков. В созданном им на донском острове городке Кагальник началась подготовка к походу уже не "за зипунами", а "супротив" бояр: "Пришел бить бояр да богатых господ, а с бедными и с простыми готов, как брат, последним поделиться! Вам бы заодно [с нами] изменников и мировых кровопивцев изводить!". Стараясь показать широту и щедрость души, сторонники Разина раздавали и продавали за бесценок награбленное — восточные ткани, посуду, украшения, доказывая, что всем хватит отнятого у знати добра. Сам воевода Прозоровский не устоял против соблазна и выпросил себе у Разина соболью шубу. В агитационных "прелестных листах" (от прельщать — привлекать) Разин обещал "освободить всех от ярма и рабства боярского", призывая войти в состав его войска.

Из  Соборного Уложения 1649 г.

А которые крестьяне  за кем записаны в переписных книгах прошлых годов и после тех переписных книг (  ….) сбежали или вперед начнут сбегать – тех беглых крестьян, и их детей, и  племянников, и внучат с женами и с детьми, и со сем имуществом  отдавать из бегов тем людям, кому они записаны по переписным книгам (….) .Впредь никому чужих крестьян не принимать и за собою не держать (….)

Приложение 2.

Вариант 1.

1. В правление какого царя произошло окончательное закрепощение крестьян?

а) Михаил Романов

б) Борис Годунов

в) Алексей Михайлович

2. Кто был реформатором в Русской православной церкви:

а) патриарх Никон

б) протопоп Аввакум

в) Алексей Михайлович

3. Найдите лишнее. По реформе Никона не проводилось:

а) отмена икон

б) крещение тремя перстами

в) поясные поклоны

г) написание имени Иисус

4. Восстание С. Разина произошло в:

а) 1613-1615 г.г.         б) 1653-1654 г.г.          в)  1670-1671 г.г.

5. Кто такие старообрядцы?

А) сторонники церковной реформы

Б) противники церковной реформы

В) участники церковного Собора

6. Основная причина народных выступлений в правление Алексея Михайловича:

А) недовольство  правлением бояр

Б) ухудшение положения крестьян и посадских людей

В) усиление царской власти

Г ) недовольство церковью

7. Расположить события в хронологической последовательности.

А) Медный бунт

Б) восстание Степана Разина

В) церковный раскол

Г) Соляной бунт

Вариант 2.

Выбрать правильный ответ:

1. Основная причина восстаний в правление Алексея Михайловича:

А) недовольство  правлением бояр

Б) ухудшение положения крестьян и посадских людей

В) усиление царской власти

Г ) недовольство церковью

2. Кто возглавил старообрядческое движение?

А) патриарх Никон

Б) протопоп Аввакум

Г) царь Алексей Михайлович

3. Когда произошел Раскол в Русской православной церкви:

а) в 1654 г                б) в 1666 г.                      в) в 1643 г.

4. Соборное уложение - это:

А) законы, принятые церковным собором

Б) свод правил, принятых  на  церковном соборе

В) свод законов, принятых Земским собором

5. Суть церковной реформы

а) усиление власти патриарха русской православной церкви

б) возвращение русской церкви под власть византийской церкви

в) изменение церковных обрядов и церковных книг  в соответствии с греческими источниками

г) ограничение власти главы русской православной церкви

6. При Алексее Михайловиче крестьяне:

а) стали свободными

б) окончательно были прикреплены к своему владельцу

в) перешли в ведение государства

г) их положение не изменилось

7. Расположить события в хронологической последовательности.

А) Смута

Б) церковный раскол

В) Соляной бунт

Г) восстание Разина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бунташный век

Урок истории для учащихся 10 класса....

"Новые черты старой России. Россия после смуты. Бунташный век."

ТЕМА УРОКА: « Новые черты старой России. Россия после смуты. Бунташный век".МЕСТО УРОКА: урок  № 18-19  по  истории России, тема 2, параграф 5-6, второй части учебника «История России 1...

Бунташный век

Презентация по теме : "Бунташный век"...

Презентация "Культура "бунташного" века"

Материал предназначен для уроков МХК и истории в 9-11 классах...

урок "Бунташный век", 7 класс

Урок изучения нового материала с использованием презентации. Даны приложения заданий учащимся по теме....

Социальная борьба в XVII веке. БУНТАШНЫЙ ВЕК. Урок-презентация по истории для учащихся 10 классов.

XVII век, выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто...

Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")

Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...