Путь к освобождению. 1861 год в истории России
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Геращенко Сергей Андреевич

...В условиях господства крепостного права, которое само по себе могло существовать еще неопределенное время, при том что само поместное дворянство было неспособно и не готово к модернизации собственных имений, сделать это оказалась практически невозможно. Именно поэтому правление Александра II стало периодом радикальных преобразований российского общества. Император, отличаясь здравым умом и определенной политической гибкостью, сумел окружить себя профессионально грамотными людьми, понимавшими необходимость поступательного движения России. Среди них выделялись брат царя, великий князь Константин Николаевич, братья Н.А. и Д.А. Милютины, Я.И. Ростовцев, П.А. Валуев и др. Именно эти и другие люди стали участниками ролевого круглого стола реформаторов середины XIX века, именно с ними император Александр обсуждал свои идеи. Урок построен в форме ролевого исторического шоу с участием вип-персон Российской империи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_29.11.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме

«Путь к освобождению. 1861 год в истории России»

Тип урока: ролевая игра, круглый стол

Технология: работа с историческими источниками, восстановление картины событий.

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России, оценить вклад Александра II и его окружения в реформирование жизни общества.

2. Развивать способность представлять события с различных точек зрения, описывать его в различных жанрах, умение анализировать исторические документы, ставить перед собой и группой проблему, намечать пути её решения, обобщать; продолжать развитие коммуникативных навыков.

3. Воспитание уважения к истории своего Отечества, уважения к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Задачи урока:

1. Выяснить основные положения реформы отмены крепостного права, историческое значение реформы для развития страны.

2. Продолжить развитие умений работать с историческими источниками, картой, решать тесты, подбирать недостающую информацию, соотносить информацию из различных источников, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Воспитывать умение понимать, сочувствовать, сопереживать людям, ставить себя на их место.

Оборудование: видеопроектор, учебник «История России XIX век» для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, тексты выступлений реформаторов, презентация.

Ход урока:

Вступительное слово учителя. 

- Добрый день, уважаемые коллегии восьмиклассники! Наш сегодняшний урок будет посвящен событию более, чем 150-летней давности, – отмене крепостного права, которую так ждали крестьяне. Историк права Август Энгельман так описывал это явление:

Самое удивительное это то, что такое важнейшее и фундаментальное явление, как крепостное право, на столетия определившее всю жизнь Российской Империи, фактически не имело под собой законодательной базы и до самого Манифеста 1861 года опиралось на противоречивые указы и инструкции, не сведённые в единую систему. Более того, в законодательных актах тщательно избегали даже употребления самого термина «крепостное право.

Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в своей краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, подчеркнул, что будет гораздо лучше, если отмена крепостного права произойдёт сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу. Сегодня я предлагаю Вам восстановить картину предшествующих отмене крепостного права обсуждений на высшем уровне, и придти в конце урока к решению – правомерно ли было решение Александра в тот судьбоносный год. Для этого слово предоставляется непосредственно Императору и Самодержцу Всероссийскому Александру Николаевичу. Пожалуйста, Ваше Императорское Величество!

Александр II.

- Господа, предлагаю сразу же без всяческих промедлений перейти к обсуждению нашего вопроса. Крепостничество – тягость для многих наших подданных. Думаю, что разумно было бы выслушать каждого из присутствующих сиятельств с их мыслями и идеями. Предлагаю также сопредседательствующим сегодняшнего высокого собрания Виленского генерал-губернатора, господина Назимова. В его угодьях уже имели место либеральные послабления, он лучше нашего знает о крестьянских проблемах. Первым слово держать будет министр внутренних дел Двора, господин Ланской. Пожалуйста, Сергей Степанович.

Выступление С.С. Ланского.

Александр II.

- Благодарю, Сергей Степанович, за столь содержательное выступление. Что ж, не остается ничего, как предложить продолжить столь блестящее выступление товарищу министра внутренних дел Николаю Алексеевичу Милютину, так много сделавшему в разработке обсуждаемого проекта…

Выступление Н.А. Милютина.

Александр II.

- Большое спасибо, многоуважаемый Николай Алексеевич. Господа, мы заслушали официальную позицию нашего министерства по вопросу крестьянства. Виктор Никитич (обращаясь к Панину), у вас есть что сказать? Господа, тише, министр юстиции Виктор Панин просит слова.

Выступление В.Н. Панина.

Александр II.

- Виктор Никитич изложил нам свою позицию. Мне, как дворянину, она, безусловно, понятна. Но уже немногие поддержат Ваше сиятельство именно в таком тоне, думается мне. Да-а, пришло время заслушать редакционные комиссии. Яков Иванович, Вам, как говорится, и карты в руки.

Выступление Я.И. Ростовцева.

Александр II.

- Благодарствую за изложение результатов Вашего упорного труда. Сегодня у нас присутствуют представители общественной мысли. Думаю, необходимо выслушать, что думает общественность. Возможно, мы что-то не учли в своих расчетах. Предоставляю слово господину Самарину.

Выступление Ю.Ф. Самарина.

Александр II.

- Господин Кавелин, парируйте вашему оппоненту, если есть что сказать…

Выступление К.Д. Кавелина.

Александр II.

- Наконец, осталось осведомиться, что происходит в губерниях. Владимир Иванович, вы услышали все наши мысли, теперь извольте изложить Ваши соображения.

Выступление В.И. Назимова.

Александр II.

- Ну вот, мы заслушали всех участников Высочайшего собранья. Необходимо обдуманное решение – что делать с ситуацией? Предлагаю все Ваши предложения объединить в один общий документ (подписывает Манифест).

В.И. Назимов.

- Господа, Их Императорское Величество приняли решение, которое будет оглашено немедля.

Император зачитывает Манифест от 19 февраля.

Слово учителя.

- Так, суровой русской зимой из-под пера российского самодержца вышел долгожданный Манифест, отменивший крепостничество. Предлагаю сейчас сгруппировать положения проектов отмены крепостного права, которые вы видите на экране, в два блока: единодушно признанные всеми авторами проектов (А) и вызывавшие споры (Б):

1) цель реформы – предотвратить крестьянскую революцию;

2) необходимо освободить крестьян без земли;

3) следует дать крестьянам землю без выкупа;

4) нужно освободить крестьян и дать им землю за выкуп;

5) можно провести освобождение крестьян за счёт самого крестьянства;

6) необходимо сохранить помещичье землевладение;

7) необходимо политическое господство крестьянства;

8) основой развития сельского хозяйства должно стать помещичье хозяйство;

9) желательно максимально сохранить существующие порядки;

10) нужно дать крестьянам землю, но не освобождать их.

Ответы: А – 1, 5, 6, 7, 8; Б – 2, 3, 4 ,9, 10.

- Также, давайте определим – какова была роль Александра II в свершившейся реформе?

Ответы учащихся.

Рефлексия:

– Когда и почему в России было отменено крепостное право?

– Какие положительные и отрицательные стороны Крестьянской реформы вы можете назвать? Свой ответ обоснуйте.

– В чём историческое значение отмены крепостного права?

Слово учителя.

- Реформа 1861 года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.

Александр II благодаря этой реформе вошел в историю как царь-освободитель. Несмотря на старания реформаторов, многие вопросы остались нерешенными. Николай Некрасов так писал в своей «Элегии»:

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме,

Недавних, тайных дум живое воплощенье:

На сельские труды зову благословенье,

Народному врагу проклятия сулю,

А другу у небес могущества молю,

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся… Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта,

Увы! не внемлет он — и не дает ответа…

Домашнее задание:

§20, задание №1 темы «Александр II» в тетради с печатной основой (РТ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для 8-го класса по истории России на тему «Крестьянская реформа 1861 г.»

Урок для 8-го класса по истории России на тему «Крестьянская реформа 1861 г.»строится по традиционной схеме урока. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопроса...

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

презентация по истории России "СССР на путях строительства нового общества"

презентация по истории России "СССР на путях строительства нового общества"...

ПРОГРАММА элективного курса по истории и обществознанию «История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922»

Многие рассматриваемые в курсе вопросы являются дискуссионными. При рассмотрении ряда проблем приводятся аргументы сторонников и противников противоположных точек зрения....

Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класс (учебник История Россия В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)

Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны. Задачи:Образовательные:  Р...