ПРОГРАММА элективного курса по истории и обществознанию «История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922»
рабочая программа по истории (10, 11 класс)

Авакян Светлана Гарегиновна

Многие рассматриваемые в курсе вопросы являются дискуссионными. При рассмотрении ряда проблем приводятся аргументы сторонников и противников противоположных точек зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii_put_ot_imperii_k_respublike_sovetov.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №84 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯЦКОВА ИГОРЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

                         СОГЛАСОВАНО                                                                    УТВЕРЖДЕНО

Начальник отдела общего                                                                            Решение педсовета
среднего образования                                                                                   протокол №
 ____
Департамента образования                                                                         От  _______________ года
администрации                                                                                                Председатель педсовета
МО г. Краснодара                                                                                                                                    И.А.Устинова
______________ Т.А. Петрова                                                                      __________________

ПРОГРАММА

платного дополнительного образования по истории и обществознанию
«История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922»

Возрастной диапазон: 10-11 класс

Срок реализации: 1 год

Тип программы: авторская

Составитель: Авакян Светлана Гарегиновна, учитель истории и обществознания

Краснодар, 2018

Рецензия на программу курса

«История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922»

      Предлагаемая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории и обществознанию и рассчитана на 60 часов.

           Она учитывает уровень подготовки учащихся, обеспечивает преемственность в обучении, что позволит существенно расширить кругозор учащихся, глубоко осмысленно усвоить обязательный минимум содержания образования по истории и обществознанию. Исследовательская и практическая работа с документами и первоисточниками способствует развитию познавательной творческой активности учащихся, умений и навыков исследовательской работы, повышению интереса к предметам, лучшему усвоению материала, на изучение которого по учебному плану отводится недостаточно времени.

           Программа позволяет учащимся интегрировано изучать сложные проблемы школьных курсов истории и обществознания, научиться рассматривать исторический процесс сквозь призму роли личности в истории, овладеть умением критически осмысливать факты истории и соотносить их с реалиями сегодняшнего бытия.

          Она способствует интеллектуальному развитию учащихся, формирует логическое и творческое мышление, воспитывает их в духе гражданской ответственности и патриотизма.

          Особенностью программы является то, что она может одинаково успешно изучаться на двух уровнях: в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся как основной школы (8-9 классы), так и полной средней школы (10-11 классы).

Директор МБОУ СОШ №84    ________________ /И.А.Устинова        
(учитель истории и обществознания)        

Учитель истории и обществознания __________/___________

Учитель истории и обществознания __________/___________

Пояснительная записка

          Предлагаемая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (основного и полного) образования по истории России и обществознанию (базовый уровень). Она рассчитана на 60 часов и позволяет посредством проблемного подхода актуализировать, систематизировать, углубить и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.

          При создании программы автор исходила из принципов историзма и объективности, концепции многофакторного подхода к истории, что предопределяет необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснения причин реализации одной из них в переломные моменты истории России. Большое внимание уделяется личностно-психологическим аспектам исторического развития, что проявляется прежде всего в раскрытии рол крупнейших исторических деталей.

         Важнейшими задачами являются формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, об основных важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории второй половины XIX – первых десятилетий XX века; гражданской позиции; воспитание патриотизма. Многие рассматриваемые в курсе вопросы являются дискуссионными. При рассмотрении ряда проблем приводятся аргументы сторонников и противников противоположных точек зрения.

        Учащимся предлагается самостоятельно определиться в этом споре, обосновав свой выбор.

        Изучение курса обеспечивается учебниками «История России» В.П. Дмитриенко, «История России» В.П. Островский и А.И. Уткин, «История России» под редакцией А.А. Данилова; В.Г. Крысько «Социальная психология», И.В. Липсиц «Экономика». Целесообразно использовать также доступные фрагменты произведений различных авторов, политические документы, материалы СМИ, Интернет-ресурсы.

       Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

       - развитие личности в период ранней юности, её интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

       - воспитание гражданской ответственности и приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

       - освоение системы знаний, необходимых для взаимодействия с социальной средой и дальнейшего изучения гуманитарных дисциплин или для самообразования;

       -  овладение умениями искать, получать и критически осмысливать информацию; освоение способов познавательной и практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

       - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;

       Программа может изучаться на двух уровнях в соответствии с концентрической системой школьного образования и требованиям к уровню подготовки учащихся как основной школы (8-9 класс), так и полной средней школы (10-11 классы).

Программа курса «История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922 гг.» (60 ч.)

  1. Александр II: от попыток к действию. (20 ч.)

Введение. Накануне отмены крепостного права. Александр II – сын царя и воспитанник поэта. Историческая необходимость отмены крепостного права. Программа реформ в записке К.Д. Кавелина. «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Колокол» - властители умов. Первые шаги на пути к крестьянской реформе. Манифест 19 февраля 1961 года. Крестьянские волнения. Либерально-буржуазные реформы 60-70е гг. Промышленный переворот. Историческое значение реформ. Крепостнические пережитки. Промышленное развитие в 60-70е гг. Промышленный переворот. Помещичье хозяйство после отмены крепостного права. Движение за конституцию. Радикалы и правительство в пореформенной России. Возникновение народничества. Три течения в народничестве. Народнические организации в 70-е гг. Внешняя политика в 60-70е гг. Россия и балканские народы. Оживление либерального движения. Революционеры и власть. Борьба с терроризмом – главная задача М. Т. Лорис – Меликова.

  1. Александр III: контрреформы – шаг вперед или два назад? (6 ч.)

Конец реформ. Конец «Народной воли». Александр III: оценка царствования отца и деда. Выбор пути развития. Контрреформы Александра III – шаг вперед или два шага назад? Внешняя политика в 1881-1894 гг. Промышленный подъем 90-х гг. Достижения и просчеты. Общественное движение в 80-90-е гг. Распространение марксизма в России. Рабочее движение в конце XIX века.

  1. Николай II: намерения и реальность. (20 ч.)

Николай II. Клятва охранять начало самодержавия Либеральное движение в конце XIX века. Либеральное народничество. Начало революционной деятельности В.И. Ленина. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» 1895г. I съезд РСДРП. 1898 г. Работа В.И. Ленина «Развитие капитализма в России». Российская империя и мировое сообщество в конце XIX – начале XXв.  Страна и люди в преддверии модернизации. Духовные и политические течения в российском обществе. Революционные события в 1905г. Манифест 17 октября 1905 года. Дилемма власти: потребности времени и возможности системы. Опыт русского парламентаризма. Первая и вторая Госдума. Либералы и власть: упущенные возможности. Партии социалистической ориентации. Русское «чудо». Основные черты подъема и перспективы России. Третья Госдума. П.А. Столыпин: «Вперёд на легком тормозе». «Вехи»: духовный кризис или духовный подъем? Воздействие философских доктрин Ницше, Л.Н. Толстого и К. Маркса на умы россиян. Имперская рулетка и Первая мировая война. Политический кризис. Распутин. Кульминация монархической драмы. Отречения Николая II.

  1. В.И. Ульянов (Ленин): гениальный теоретик или германский шпион (14 ч.)

Либералы у власти. Нарастание кризиса. Александр Парвус и В.И. Ульянов. Умеренные социалисты у власти. Керенский и Корнилов. Возвращение В.И. Ленина из эмиграции.  «Апрельские тезисы». Большевики берут власть. Укрепление новой власти. Красные и белые. Иллюзии и реальность «военного коммунизма». Красный террор. Октябрьский переворот 1917 года и духовная жизнь.

НЭП – несостоявшийся термидор. Провозглашение СССР. Борьба за наследство В.И. Ленина. Духовная жизнь на перепутье. Заключение.

Календарно-тематическое планирование курса

«История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922 гг.» (60 ч.)




п/п

Тема, разделы

Кол-во чисел

Даты

Оборудование

Примечание

по плану

факт.

I. Александр II: от попыток к действию.

20

1

Введение

1

2

Накануне отмены Крепостного права, историческая необходимость отмены крепостного права

1

3

Александр II – сын царя и воспитанник поэта

1

4

Программа реформ в записке К.Д. Кавелина

1

5

«Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Колокол» - властители умов

1

6

Первые шаги на пути к крестьянской реформе

1

7

Манифест 19 февраля 1861 года

1

8

Крестьянские волнения

1

9

Либерально-буржуазные реформы 60-70-е гг. Промышленный переворот

1

10

Историческое значение реформ

1

11

Крепостнические пережитки

1

12

Промышленное развитие в 60-70-е гг. Промышленный переворот

1

13

Помещичье хозяйство после отмены крепостного права

1

14

Движение за конституцию

1

15

Радикалы и правительство в пореформенной России

1

16

Возникновение народничества. Три течения в народничестве. Народнические организации в 70-е гг.

1

17

Внешняя политика в 60-70-е гг. Россия и балканские народы

1

18

Оживление либерального движения

1

19

Революционеры и власть

1

20

Борьба с терроризмом – главная задача М.Т. Лорис-Мельникова

1

II. Александр III: контрреформы – шаг вперед или два назад?

6

21

Конец реформ. Конец «Народной воли»

1

22

Александр III: оценка царствования отца и деда. Выбор пути развития

1

23

Контрреформы Александра III – шаг вперед или два шага назад?

1

24

Внешняя политика в 1881-1894 гг.

1

25

Промышленный подъем 90-х гг. Достижения и просчеты

1

26

Общественное движение в 80-90-е гг. Распространение марксизма в России, Рабочее движение конца XIX века

1

III. Николай II: намерения и реальность

20

27

Николай II. Клятва охранять начало самодержавия

1

28

Либеральное движение в конце XIX века, Либеральное народничество

1

29

Начало революционной деятельности В.И. Ленина

1

30

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса» 1895 г.

1

31

I съезд РСДРП. 1898 г.

1

32

Работа В.И. Ленина «Развитие капитализма в России»

1

33

Российская империя и мировое сообщество в конце XIX – начале XXв.  Страна и люди в преддверии модернизации

1

34

Духовные и политические течения в российском обществе

1

35

Революционные события в 1905 г.

1

36

Манифест 17 октября 1905 года. Дилемма власти: потребности времени и возможности системы

1

37

Опыт русского парламентаризма. Первая и Вторая Госдума

1

38

Либералы и власть: упущенные возможности

1

39

Партии социалистической ориентации

1

40

Русское «чудо». Основные черты подъема и перспективы России

1

41

Третья Госдума. П.А. Столыпин: «Вперед на лёгком тормозе»

1

42

«Вехи»: духовный кризис или духовный подъем?

1

43

Воздействие философских доктрин Ницше, Л.Н. Толстого и К. Маркса на умы россиян

1

44

Имперская рулетка и Первая мировая война

1

45

Политический кризис. Распутин

1

46

Кульминация монархической драмы. Отречения Николая II

1

IV. В.И. Ульянов(Ленин): гениальный теоретик или германский шпион

14

47

Либералы у власти. Нарастание кризиса

1

48

Александр Парвус и В.И. Ульянов

1

49

Умеренные социалисты у власти. Коринский и Корнилов

1

50

Возвращение В.И. Ленина из эмиграции

1

51

«Апрельские тезисы»

1

52

Большевики набирают власть, Укрепление новой власти

1

53

Красные и белые

1

54

Иллюзии и реальность «военного коммунизма»

1

55

Красный террор

1

56

Октябрьский переворот 1917 года и духовная жизнь

1

57

НЭП – несостоявшийся термидор

1

58

Провозглашение СССР, борьба за наследство В.И. Ленина

1

59

Духовная жизнь на перепутье

1

60

Заключение. Итоговое повторение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания"

программа для подготовки к ЕГЭ учащихся 11- х классов...

Программа элективного курса для учащихся 10 класса «ИСТОРИЯ ФИЗИКИ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

Элективный курс рассчитан  на 35 часов, предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений,  проявляю­щих интерес к физике и астрономии, желающих позна­комиться с историей р...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "

программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое ...

Программа элективного курса для IX классов «Военное искусство России IX- XIX вв.».

Предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9х классов посвящён одному из направлений в истории России. Русское военное искусство сыграло большую роль в становлении государства....

Программа элективного курса. Подготовка к ЕГЭ по истории.

Цели и задачи:1.Научить учащихся продуктивно работать с историческими источниками, умению написания рефератов, эссе.2.Расширить объём знаний по истории Отечества (за пределами базового уровня школьной...