Урок истории. Путешествие в Средневековье. 6 класс.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Ольбикова Надежда Лукинична

 «Путешествие в Средневековье»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_srednevekove._6_klass.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска Республики Коми

Урок истории

6 класс

«Путешествие в Средневековье» (слайд №1)

                                                                            Учитель: Ольбикова Надежда Лукинична

План – конспект

Цели урока: повторение и систематизация знаний по курсу истории средних веков.

Задачи урока:

Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся.

Развивающая: развивать гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развивать коммуникативные умения при работе в команде, решать поставленные задачи, готовить творческое задание-выступление.

Воспитывающая: воспитывать уважение к истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья, ответственность за результаты работы команды.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация «Путешествие в Средневековье».

Технология: игровая технология, ИКТ, КСО (коллективный способ обучения).

Ход конкурса

I. Этап.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

       Мы завершаем с вами изучение второго периода Всемирной истории, начавшийся в V веке и продолжавшийся до XV века, между Древним миром и Новым временем. Средние века были полны важными и интересными событиями.  Появились многие из ныне существующих городов. Города превращаются в центры ремесла и торговли. Складывается товарное хозяйство. В некоторых странах началось освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп. Средние века – это период бушующих войн и великих открытий. Рост городов и развитие торговли подготовили условия для образования централизованных государств и возникновения сословных собраний. В средние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия и другие. Развивалась культура, строились храмы, которые украшают города и в настоящее время.  

      Называются цели урока, условия игры. Задача каждой команды – заработать большее количество очков и одержать победу. За игрой наблюдает компетентное жюри. Верный ответ – шаг к Победе!

      В турнире участвуют две команды по 6 человек.  Представление жюри.

      Представление команд: название и девиз.

I тур    «Возникновение средневековых городов и управление». (слайд №2)

Работа в команде:

Выполнить тест:

1. Если в названии средневекового города присутствует частица –  бург, то, скорее всего он вырос:                                                                                                                                                                  а) из укрепленного места, крепости           б) близ монастыря             в) близ переправы через реку                                                                        2. Если в названии средневекового города присутствует частица – форд, то, скорее всего он вырос:                                                                                                                                                         а) близ монастыря        б) близ крепости            в) близ переправы  через реку                                                                                                                                         3. Человек, проживший в городе один год и один день                                                                                                  а) становился свободным                       б) выбирал себе сеньора                                                                                                                                             в) продолжал отрабатывать барщину у бывшего сеньора                                                                                                                         4. Свободные города назывались                                                                                                                                                               а) коммуна                         б) республика                  в) вольный город                                                                  5. Во главе города стоял                                                                                                                                          а) бургомистр     б) президент    в) градоначальник                                                                                                                                                                                                                      6. Городская знать называлась                                                                                                                                                                  а) плебеи                    б) прапорщики                       в) патриции                                                                                       7. Главным местом в городе был (была)                                                                                                                                                                                                       а) Городской собор                 б) ратуша              в) рынок

-  Во время работы команд  - блиц-вопросы болельщикам:

1. Состязание средневековых рыцарей (Турнир)

2. Хозяйство, где ничего не продаётся и не покупается (Натуральное)

3. Церковный суд в средневековье (Инквизиция)

4. Укрепленное жилище феодала (Замок)

5. Изображение из цветных камешков или кусочков цветного стекла (Мозаика)

6. Живописные изображения Бога, Богоматери, святых (Икона)

7. «Старший» феодал, которому подчинялись младшие феодалы (Сеньор)

8. Ежегодный торг, в котором принимают участие купцы из разных городов и стран (Ярмарка)

9. Организация ремесленников  одной специальности (Цех)

10. Хранилища документов (Архивы)

11. Грамота о прощении грехов, которую давала церковь верующему (Индульгенция)

12. Орган власти в Англии, который представляет интересы разных сословий (Парламент). 

13. Как назывался сословно-представительный орган власти во Франции? (Генеральные штаты)

14. Человек, дающий деньги под проценты (Ростовщик)

15. Лучший образец изделия  (Шедевр)

- Проверка задания № 1. (слайды № 3 – 4)

II тур    «Определить архитектурный стиль» (слайды № 5 – 11)

1. Церковь  Сан – Феликс  в  Испании -  романский                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         2. Собор Парижской богоматери  - готический                                                                                                                                                                                                       3. Вормский собор -  романский                                                                                                                                                                             4. Шпейерский собор  -  романский                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   5. Собор в Реймсе  - готический                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    6. Собор в Кёльне  - готический                                                                                                                                                                                                      

III тур  «Исторические шарады. Угадайте слово» (слайды № 12 – 19)

1. Первый слог – кусок земли. Второй слог – мычание коровы. Третий слог – предлог. Целое слово – свободный средневековый город.   Ком-му-на.          Коммуна.                                                                                                                                2. Первый слог – небольшой ресторан, где обслуживают за стойкой. Второй слог – русское национальное блюдо. Третий слог – предлог. Целое слово – одна из феодальных повинностей, которую выполняли крестьяне.   Бар-щи-на.      Барщина.                                                                                    3. Первый + второй слоги – домашняя птица (во множественном числе). Третий слог – местоимение. Целое слово – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в Чехии.        Гуси-ты.    Гуситы.                                                                                     4. Первый слог – бог солнца в Египте. Второй слог – короткое торжественное музыкальное приветствие. Последняя буква - начальная буква алфавита. Целое  слово – здание городского совета в средневековом городе.    Ра-туш-а      Ратуша                                                                                                               5. Внимание, черный ящик! В этом ящике находится то, что в средние века ценилось на вес золота, а теперь очень часто употребляется в пищу.                                                                                                   Вопрос: Так что же в черном ящике?                                  Перец.                                                                                                         6. По какой лестнице никто никогда не ходил?     Феодальная лестница                                                                 7. Внимание, черный ящик. В нем находится предмет, который в Европе узнали после крестовых походов и без которого мы не обходимся ни одного дня.                                                                 Вопрос: Что в черном ящике?                                        Мыло (ложка, вилка)

IV тур.  Конкурс капитанов   

  1.  «Исторический портрет». (слайды № 20 – 22)

Проецируются на экран портреты исторических деятелей, а капитаны команд должны определить, о ком идёт речь.  Действует правило первой руки. За правильный ответ – 1 балл.

1) Король Германии с 1552 года, император Священной Римской империи с 1155 года, большую часть жизни он провёл в войнах в Европе. А когда возглавил 3 крестовый поход, утонул при переправе через горную  речку. (Фридрих 1 Барбаросса)

2)  Первые славянские просветители, монахи из Византии. Создатели славянской письменности. (Кирилл и Мефодий)

3) Знаменитый вождь гуситов, полководец, национальный герой чешского народа.(Ян Жижка)

4) Знаменитый итальянский путешественник,  около 25 лет жил в Китае, внимательно наблюдал жизнь этой страны. Его книга долгое время служила руководством для составления географических карт. (Марко Поло)

5) Предводитель крупнейшего в средневековой Англии крестьянского восстания в 1381 г. (Уот Тайлер).

6) Популярный герой средневековых английских народных баллад, благородный предводитель лесных разбойников. Жил в XIV веке. По преданию действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема  — грабил богатых, отдавая добытое беднякам. (Робин Гуд) 
7) Английский король, участник третьего крестового похода, имел несколько прозвищ, в том числе  Рыжий
. (Ричард I Львиное Сердце).

8) Немецкий первопечатник. В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние на европейскую культуру.  (Иоганн Гуттенберг) 

       2. «Крылатое выражение». (слайд № 23)

В средние века возникли крылатые выражения. Прослушав ситуацию, определить  крылатое выражение.

1. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: «____________»    («Что с возу упало, то пропало»).

2. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: «___________» («Время – деньги»).

3. По легендам, король бриттов Артур пировал в окружении рыцарей. Сотрапезники каждый раз передвигались на одно место, по часовой стрелке, чтобы между ними не возникло споров, кто усажен почетнее других. Благодаря этому все чувствовали себя в равном положении. Так возникло  выражение, которое означает до сих пор: на равных условиях; его часто применяют, говоря о международных встречах государственных деятелей. «___________»  («собраться за круглым столом»).

V тур  «Ремесло и торговля в средневековом городе». (слайд  № 24, 25)

Определить по гербам, к какой ремесленной мастерской они относятся.

1. Кузнечная    2. Портная    3. Булочная    4. Оружейная     5. Сапожная    6. Ювелирная  

VI тур.   Прочитать текст, найти ошибки и исправить. (слайд № 26)

                         Текст с ошибками

     Война между Англией и Францией, то затухая, то разгораясь с новой силой,  длилась с 1337 по 1453 год и получила название Десятилетней войны. Символом английского народного сопротивления стала  богатая девушка Жанна д’ Тайлер. В 1429 году она во главе английского войска сняла французскую  осаду с города Орлеана. Но вскоре она попала в плен. Англичане объявили Жанну святой. Поэтому Жанну отдали в руки королевы, которая приговорила её к сожжению на костре.                                                                       (В тексте  8 ошибок).

                          Текст без ошибок (слайд № 27)

     Война между Англией и Францией, то затухая,  то разгораясь с новой силой,  длилась с 1337 по  1453 год и получила название Столетней войны. Символом французского народного сопротивления стала  бедная девушка Жанна д'’ Арк. В 1429 году она во главе французского  войска сняла английскую осаду с города  Орлеана. Но вскоре она попала в плен. Англичане объявили Жанну ведьмой. Поэтому Жанну отдали в руки инквизиции, которая приговорила её к сожжению на костре.

VII тур  «Кот в мешке». (слайд № 28)

     Прослушайте стихотворение  Ганса  Сакса, родившегося и жившего в Нюрнберге   и  написавшего в 1530 г. следующие строки.    

Без счета было в нем домов –                                                      Колодцы – сто шестнадцать счётом                                                                                                                                                                                            

Высоких, низких, новых, старых.                                               Полны до верха, а еще там                                                                                                        

Не забывая о пожарах,                                                                   Фонтанов дюжина водой                                                                                                                                     Их строили: возведена                                                                    Всех оделяет даровой.                                                                                                                                               Была защитная стена.                                                                      Больших часов у нас шесть штук                                                                                                                                                    Меж каждыми двумя домами                                                         Из них четыре бьют все вдруг.                                                                                                                               Резьбой затейливой, зубцами                                                         Двенадцать в городе холмов,                                                                                                        

Украсили там щегольски                                                                Одиннадцать больших мостов                                                                                                                               И скаты крыш, и их коньки.                                                           (И все из камня, все как есть!),                                                                                                  

Смотри, как стройно и красиво                                                      Ворот же – ровным счетом шесть,                                                                                        

Тут улицы проведены.                                                                    Десяток рынков для народа.                                                                                                            

Отсюда все они видны.                                                                   Прилавки не бывают пусты:                                                                                                            

Их здесь – ни много и ни мало –                                                    Хоть отбавляй зерна, капусты…                                                                                                             Пять с лишком ныне стало.                                                                                              

    Задание: Вспомните, сколько в стихотворении названо улиц, колодцев, фонтанов,  часов,  мостов, ворот,  рынков.

Обсуждение в группах.  

Ответ: колодцев –  116,  улиц –  5, фонтанов –  12,  часов  –  6,  мостов –  11,  ворот – 6,   рынков – 10.

VIII тур  «Средневековая ярмарка». (слайд № 29, 30)

Представьте, что вы купцы, которые приехали из разных стран на ярмарку в г. Шампань, который находится на севере Франции. Задание: инсценировать, что можно увидеть на ярмарке. При оценке конкурса  учитываются выразительность образов и соответствие историческому материалу. Не забудьте указать страну, из которой вы приехали.

1 команда – купцы с северной страны.

2 команда – купцы с Востока.

Подведение итогов.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Путешествие по Древней Греции"

Презентация к уроку истории "Путешествие по Древней Греции"...

Внеклассное мероприятие по истории "Путешествие в средневековье"

Предлагаю разработку внеклассного мероприятия по истории (6 класс) "Путешествие в средневековье", проводимое в рамках декады истории и обществознания....

Презентация к уроку истории "Путешествие в средневековый город"

Презентация к уроку-путешествию в 6 классе "Путешествие в средневековый город"...

Урок истории. Путешествие по страницам прошлого. 5 класс.

«Путешествие по страницам прошлого»...

План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.

План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....

Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.

Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....