Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Урок истории в 7 классе по теме "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krestyanskaya_voyna_pod_predvoditelstvom_e.i._pugacheva.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

 Цели:

           Образовательная – создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг., ее причинах, особенностях и последствиях. Познакомить с личностью Е.И. Пугачева. Внутренней политикой Екатерины II после событий крестьянской войны. Изучить понятия: Крестьянская война, Гражданская война, Манифест, самоуправление, самозванец.

          Развивающая – продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией. Развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся.

           Воспитательная – формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.

           Форма урока: урок с использованием информационно-коммуникативных технологий (комбинированный).

           Тип урока: урок совершенствований знаний, умений, навыков, изучение нового материала с элементами практической работы.

           Оборудование: мультимедийный проект, экран, презентация, карта «Восстание И.Е. Пугачева», документы, учебник (авторы Данилов А.А. Косулина Л.Г.)

           Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель:

           На предыдущем уроке мы с вами рассматривали одну из наиболее острых проблем XVIII века – расширение дворянских привилегий и ухудшение положения крестьянства.

           В правление Екатерины II крепостное право в своем развитии достигло апогея. Личные взгляды монарха и социальных слоев не совпадали. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика. Интенсивно росли повинности крестьян. Барщина достигала по 4-5 дней в неделю. Барин применял карательные меры. Безнравственной практикой была продажа крестьян семьями и в одиночку. Были ликвидированы вольности казакам. Екатерина II чувствовала социальную напряженность и грозившую от нее беду. Она писала генерал-прокурору: … и так прошу быть весьма осторожну в подобных случаях, дабы не ускорить и без того грозящую беду».

         Вопрос:

- Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика правительства?

- О какой беде идет речь?

   Ответы учащихся ( восстание, крестьянская война, мятеж).

          -  Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальных волнений, которые происходили в России. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним:

Какие народные выступления в XVII, начале XVIII века происходили в России?

(Активизация класса, блиц – опрос).

   Ответы детей: Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666 – 1671г., Астраханское восстание – 1705 – 1706г., восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707 – 1709г., Башкирское восстание – 1705 – 1711г., выступление работных людей.

      Учитель: «Назовите основные причины этих восстаний и выступлений?»

      Ответы детей:

- высокие налоги, обнищание населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, неравенство в правах русских и нерусских народов России и др.

      Учитель:

-  Сегодня на уроке мы познакомимся с наиболее крупным выступлением XVIII века, последней крестьянской войной, которая произошла в России данного периода.

      Ребята открываем тетради и записываем, число, и тему урока «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева», которая происходила в 1773-1775г. Запомните эту дату.

      Главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: «Почему это событие называют крестьянская война, а не крестьянское восстание???

          Учитель:

-  Прежде чем начать изучение данного вопроса, давайте вспомним памятку, которая помогает в изучении восстаний.

Ответы детей, слайд с памяткой.

1.Причины восстания.

2. Участники

3. Ход восстания.

4. Основные этапы восстания

5. Итоги и значение войны.

- Это памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, выяснить итоги и значение этого события.

    Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрения причин. В этом нам поможет учебник. Задание для всех следующее, откройте учебник, параграф 25, п.1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны.

   3 слайд презентации ( после ответов учащихся).

Причины крестьянской войны:

1. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

(бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу, право отдавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств и др.)

2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

(тяжелые условия труда, 12-15 ч. Рабочий день,  оторваны от семей, сильная эксплуатация).

3. Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки).

4.Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

   Учитель: Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?

   4 слайд презентации

Ответы класса: участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество.

   5 слайд презентации – портрет Е.И. Пугачева

   Учитель: Ну, а предводителем этой крестьянской войны, ясно из темы урока, стал Е.И. Пугачев. Давайте познакомимся с этим человеком поближе.

Биография Пугачева – выступление учащегося

   Учитель: Прослушав выступление, стало ясно, что Е. Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным, и к тому же - хитрым.

    -  Скажите, за кого выдавал себя этот человек? (Петра III). Почему? Кто такой Петр Федорович?

   6 слайд презентации – портрет Петра III, Екатерины II.

Ответы детей: Петр III правил недолго, многие надеялись, что при нем улучшится их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины II, после дворцового переворота 1762г., отрекся от престола  таинственно погиб.

  Учитель: Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора. Дело в том, что у Е. Пугачева на теле были какие-то отметины, одна из них, например по форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались ,вероятно, в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские знаки. В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.

      Какие случаи самозванчества в России вы помните? ( Лжедмитрии )

      Следует отметить, что так же как Степан Разин, Е. Пугачев объявив себя царем, издает указы, манифесты, «прелестные грамоты». Разин тоже распространял свои идеи с помощью «прелестных писем».

      Записываем в тетрадь понятие: Манифест

Слайд презентации – определение понятия «манифест»

    Учитель: Теперь проанализируйте причины выступления и обещания Пугачева в Манифесте от декабря1773 года. Определите, кто мог стать участником восстания?

Учащиеся читают документ с. 183 учебника.

Слайд презентации – вопросы к документу:

- Что обещал Пугачев своим сторонникам?

- Какие меры он предлагал в отношении дворянства?

- Всех дворян он рассматривал как противников?

- Какие слои населения будет привлекать эта программа?

Ответы учеников.

Программа Пугачева привлекала на его сторону разных людей – крестьян, работных людей, нерусские народы, казаков.

Слайд презентации – участники движения

Учитель: В движении приняли участие яицкие казаки, ставшие главной военной силой восстания, крепостные крестьяне, работные люди Урала, обеспечивавшие повстанческую армию артеллерией, народы Поволжья.

     Мы с вами познакомились с причинами, участниками, но этого недостаточно, чтобы оценить восстание мы должны познакомиться с действиями восставших, с ходом восстания.

     Обратимся к карте. Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее  Поволжье. Началось оно в районе реки Яик, сегодня эта река Урал, впадающая в Каспийское море. Переименовала реку Екатерина II, а яицких казаков в уральских, дабы стереть из памяти народа это восстание.

     Учитель:  Мы переходим к следующему пункту плана нашего урока, т.е. рассмотрим основные этапы, события крестьянской войны.

Работа по карте (учебник стр. карта восстания)

Слайд презентации – этапы войны

Выступление ребят. Характеристика этапов войны – выступление учащихся.

     Учитель: Восстание Пугачева потерпело поражение. Екатерина пожелала, чтобы Пугачева привезли на казнь в Москву через всю Россию в железной клетке. 12 октября 1774 года Пугачева доставили в Симбирск. В Симбирске он пробыл 25 дней и содержался под усиленной охраной.

Слайд презентации – Пугачев в железной клетке

   Затем его в железной клетке привез в Москву наш великий полководец А.В. Суворов. 10 января 1775 года в Москве состоялась казнь Пугачева на Болотной площади, который себя достойно и мужественно.

Он был приговорен к жесткой казни четвертованию, но в последний момент Екатерина смилостивилась и разрешила сначала отрубить голову, а затем конечности.

Слайд презентации- казнь Пугачева

Вывод

Итак, выступление потерпело поражение и имело свои особенности. Какие особенности? Каковы причины поражения?

Ответы учеников

Особенности:

1. Триумфальное шествие в начале войны;

2. Охват большой территории;

3. Многоликость национального состава;

4. Высокая организованность;

5. Решительные требования;

6.Стихийное возмущение;

7. Создание штаба;

8. Поэтапное выступление.

Причины поражения:

1. Стихийный характер движения;

2. Локальный характер;

3. Недостаточность вооружения;

4. Положительная организация царского войска.

Вывод: Не зря Екатерина II  в последствии назвала события 1773-1775гг. «Ужасом XVIII столетия».

    Подведем итоги крестьянской войны и ответим на поставленный в начале урока вопрос:

Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???

    Отличия:

- самое крупное народное выступление в России;

- приняли участие широкие социальные слои населения;

- большой охват территории.

   Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям.

   Значение крестьянской войны:

- это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю;

- Впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством.

- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств, казаков;

Вывод:

1. Крестьянская война не изменила к лучшему положению крестьян, народов Поволжья, казачества;

2. Но она потрясла империю Екатерины II, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей власти);

3. Восстание Пугачева – серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Российской империи. Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить население.

Подведение итогов.

Домашнее задание п.25, вопросы; карта; новые термины