Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Урок истории в 7 классе по теме "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krestyanskaya_voyna_pod_predvoditelstvom_e.i._pugacheva.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

 Цели:

           Образовательная – создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг., ее причинах, особенностях и последствиях. Познакомить с личностью Е.И. Пугачева. Внутренней политикой Екатерины II после событий крестьянской войны. Изучить понятия: Крестьянская война, Гражданская война, Манифест, самоуправление, самозванец.

          Развивающая – продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией. Развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся.

           Воспитательная – формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.

           Форма урока: урок с использованием информационно-коммуникативных технологий (комбинированный).

           Тип урока: урок совершенствований знаний, умений, навыков, изучение нового материала с элементами практической работы.

           Оборудование: мультимедийный проект, экран, презентация, карта «Восстание И.Е. Пугачева», документы, учебник (авторы Данилов А.А. Косулина Л.Г.)

           Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель:

           На предыдущем уроке мы с вами рассматривали одну из наиболее острых проблем XVIII века – расширение дворянских привилегий и ухудшение положения крестьянства.

           В правление Екатерины II крепостное право в своем развитии достигло апогея. Личные взгляды монарха и социальных слоев не совпадали. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика. Интенсивно росли повинности крестьян. Барщина достигала по 4-5 дней в неделю. Барин применял карательные меры. Безнравственной практикой была продажа крестьян семьями и в одиночку. Были ликвидированы вольности казакам. Екатерина II чувствовала социальную напряженность и грозившую от нее беду. Она писала генерал-прокурору: … и так прошу быть весьма осторожну в подобных случаях, дабы не ускорить и без того грозящую беду».

         Вопрос:

- Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика правительства?

- О какой беде идет речь?

   Ответы учащихся ( восстание, крестьянская война, мятеж).

          -  Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение социальных волнений, которые происходили в России. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним:

Какие народные выступления в XVII, начале XVIII века происходили в России?

(Активизация класса, блиц – опрос).

   Ответы детей: Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666 – 1671г., Астраханское восстание – 1705 – 1706г., восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707 – 1709г., Башкирское восстание – 1705 – 1711г., выступление работных людей.

      Учитель: «Назовите основные причины этих восстаний и выступлений?»

      Ответы детей:

- высокие налоги, обнищание населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, неравенство в правах русских и нерусских народов России и др.

      Учитель:

-  Сегодня на уроке мы познакомимся с наиболее крупным выступлением XVIII века, последней крестьянской войной, которая произошла в России данного периода.

      Ребята открываем тетради и записываем, число, и тему урока «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева», которая происходила в 1773-1775г. Запомните эту дату.

      Главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: «Почему это событие называют крестьянская война, а не крестьянское восстание???

          Учитель:

-  Прежде чем начать изучение данного вопроса, давайте вспомним памятку, которая помогает в изучении восстаний.

Ответы детей, слайд с памяткой.

1.Причины восстания.

2. Участники

3. Ход восстания.

4. Основные этапы восстания

5. Итоги и значение войны.

- Это памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, выяснить итоги и значение этого события.

    Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрения причин. В этом нам поможет учебник. Задание для всех следующее, откройте учебник, параграф 25, п.1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны.

   3 слайд презентации ( после ответов учащихся).

Причины крестьянской войны:

1. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

(бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу, право отдавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств и др.)

2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

(тяжелые условия труда, 12-15 ч. Рабочий день,  оторваны от семей, сильная эксплуатация).

3. Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки).

4.Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.

   Учитель: Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?

   4 слайд презентации

Ответы класса: участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество.

   5 слайд презентации – портрет Е.И. Пугачева

   Учитель: Ну, а предводителем этой крестьянской войны, ясно из темы урока, стал Е.И. Пугачев. Давайте познакомимся с этим человеком поближе.

Биография Пугачева – выступление учащегося

   Учитель: Прослушав выступление, стало ясно, что Е. Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным, и к тому же - хитрым.

    -  Скажите, за кого выдавал себя этот человек? (Петра III). Почему? Кто такой Петр Федорович?

   6 слайд презентации – портрет Петра III, Екатерины II.

Ответы детей: Петр III правил недолго, многие надеялись, что при нем улучшится их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины II, после дворцового переворота 1762г., отрекся от престола  таинственно погиб.

  Учитель: Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора. Дело в том, что у Е. Пугачева на теле были какие-то отметины, одна из них, например по форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались ,вероятно, в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские знаки. В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.

      Какие случаи самозванчества в России вы помните? ( Лжедмитрии )

      Следует отметить, что так же как Степан Разин, Е. Пугачев объявив себя царем, издает указы, манифесты, «прелестные грамоты». Разин тоже распространял свои идеи с помощью «прелестных писем».

      Записываем в тетрадь понятие: Манифест

Слайд презентации – определение понятия «манифест»

    Учитель: Теперь проанализируйте причины выступления и обещания Пугачева в Манифесте от декабря1773 года. Определите, кто мог стать участником восстания?

Учащиеся читают документ с. 183 учебника.

Слайд презентации – вопросы к документу:

- Что обещал Пугачев своим сторонникам?

- Какие меры он предлагал в отношении дворянства?

- Всех дворян он рассматривал как противников?

- Какие слои населения будет привлекать эта программа?

Ответы учеников.

Программа Пугачева привлекала на его сторону разных людей – крестьян, работных людей, нерусские народы, казаков.

Слайд презентации – участники движения

Учитель: В движении приняли участие яицкие казаки, ставшие главной военной силой восстания, крепостные крестьяне, работные люди Урала, обеспечивавшие повстанческую армию артеллерией, народы Поволжья.

     Мы с вами познакомились с причинами, участниками, но этого недостаточно, чтобы оценить восстание мы должны познакомиться с действиями восставших, с ходом восстания.

     Обратимся к карте. Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее  Поволжье. Началось оно в районе реки Яик, сегодня эта река Урал, впадающая в Каспийское море. Переименовала реку Екатерина II, а яицких казаков в уральских, дабы стереть из памяти народа это восстание.

     Учитель:  Мы переходим к следующему пункту плана нашего урока, т.е. рассмотрим основные этапы, события крестьянской войны.

Работа по карте (учебник стр. карта восстания)

Слайд презентации – этапы войны

Выступление ребят. Характеристика этапов войны – выступление учащихся.

     Учитель: Восстание Пугачева потерпело поражение. Екатерина пожелала, чтобы Пугачева привезли на казнь в Москву через всю Россию в железной клетке. 12 октября 1774 года Пугачева доставили в Симбирск. В Симбирске он пробыл 25 дней и содержался под усиленной охраной.

Слайд презентации – Пугачев в железной клетке

   Затем его в железной клетке привез в Москву наш великий полководец А.В. Суворов. 10 января 1775 года в Москве состоялась казнь Пугачева на Болотной площади, который себя достойно и мужественно.

Он был приговорен к жесткой казни четвертованию, но в последний момент Екатерина смилостивилась и разрешила сначала отрубить голову, а затем конечности.

Слайд презентации- казнь Пугачева

Вывод

Итак, выступление потерпело поражение и имело свои особенности. Какие особенности? Каковы причины поражения?

Ответы учеников

Особенности:

1. Триумфальное шествие в начале войны;

2. Охват большой территории;

3. Многоликость национального состава;

4. Высокая организованность;

5. Решительные требования;

6.Стихийное возмущение;

7. Создание штаба;

8. Поэтапное выступление.

Причины поражения:

1. Стихийный характер движения;

2. Локальный характер;

3. Недостаточность вооружения;

4. Положительная организация царского войска.

Вывод: Не зря Екатерина II  в последствии назвала события 1773-1775гг. «Ужасом XVIII столетия».

    Подведем итоги крестьянской войны и ответим на поставленный в начале урока вопрос:

Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???

    Отличия:

- самое крупное народное выступление в России;

- приняли участие широкие социальные слои населения;

- большой охват территории.

   Поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политики властей по отношению к податным сословиям.

   Значение крестьянской войны:

- это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю;

- Впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством.

- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств, казаков;

Вывод:

1. Крестьянская война не изменила к лучшему положению крестьян, народов Поволжья, казачества;

2. Но она потрясла империю Екатерины II, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей власти);

3. Восстание Пугачева – серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Российской империи. Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить население.

Подведение итогов.

Домашнее задание п.25, вопросы; карта; новые термины

   

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва"

Конспект урока по истории. Цели урока: Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины II и усилением крепостной зависимости крестьян. Проследить взаи...

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва

Данная публикация содержит открытый урок, посвящённый крестьянскому восстанию под предводительством Е.И. Пугачёва....

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва (1773-1775)

Данная презентация содержит материалы, посвящённые Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачёва....

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва

презентация, посвященная уроку по теме : "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва"...

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва...

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва

В презентации представлен теоретический  материал, посвященный крестьянской войне под предводительством Е.Пугачёва....

Игра по теме "Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва".

Урок – игра, с элементами исторической реконструкции.Тема: «Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва». Педагогическая технология: метод проектов.Целевая аудитория: ...