Главные вкладки

    Игра по теме "Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва".
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Кинах Лариса Борисовна

    Урок – игра, с элементами исторической реконструкции.

    Тема: «Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва». 

    Педагогическая технология: метод проектов.

    Целевая аудитория: учащиеся 8 и 10 классов. 

    Время проведения урока –игры: 90 минут.

    Социальные партнёры: Краеведческий музей г. Прокопьевска, школьный музей, Дом детского творчества им. Ю. Гагарина, родители учащихся 8 и 10 класса.

              Идея проекта: учащиеся 10 класса социально-гуманитарного профиля проектируют и проводят игру для учащихся 8 класса, которая заканчивается исторической реконструкцией осады г. Казани войсками Е. Пугачёва.

            Цель проекта: создание условий для комплексного применения знаний по теме «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва», путём направления природной склонности человека играть в русло активной познавательной деятельности.

            Задачи проекта: 

    Образовательная: способствовать формированию понятий «историческая правда», «художественный вымысел»; выявить взаимосвязь исторических фактов с их воплощением в художественном произведении; расширить  знания учащихся о восстании Е. Пугачева, о жизни людей того времени.

     Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение работать в группах; развивать умение работать с различными источниками информации; умение реализовать творческие способности.

     Воспитательная: прививать интерес к изучению истории и литературы; воспитывать чувства уважительного отношения к истории своей страны.

    Формируемые образовательные результаты: в ходе реализации проекта учащиеся должны овладеть наиболее актуальными компетенциями:

    - навыками самостоятельной исследовательской деятельности;

    - навыками работы с коммуникационными средствами обучения;

    - проектированием и управлением собственной деятельностью;

    -культурой взаимоотношений участниками образовательного процесса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Аннотация  

    Урок – игра, с элементами исторической реконструкции.

    Тема: «Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва».  

    Педагогическая технология: метод проектов.

    Целевая аудитория: учащиеся 8 и 10 классов.  

    Время проведения урока –игры: 90 минут.

    Социальные партнёры: Краеведческий музей г. Прокопьевска, школьный музей, Дом детского творчества им. Ю. Гагарина, родители учащихся 8 и 10 класса.

              Идея проекта: учащиеся 10 класса социально-гуманитарного профиля проектируют и проводят игру для учащихся 8 класса, которая заканчивается исторической реконструкцией осады г. Казани войсками Е. Пугачёва.

            Цель проекта: создание условий для комплексного применения знаний по теме «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва», путём направления природной склонности человека играть в русло активной познавательной деятельности.

            Задачи проекта:  

    Образовательная: способствовать формированию понятий «историческая правда», «художественный вымысел»; выявить взаимосвязь исторических фактов с их воплощением в художественном произведении; расширить  знания учащихся о восстании Е. Пугачева, о жизни людей того времени.

     Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение работать в группах; развивать умение работать с различными источниками информации; умение реализовать творческие способности. 

     Воспитательная: прививать интерес к изучению истории и литературы; воспитывать чувства уважительного отношения к истории своей страны.

    Формируемые образовательные результаты: в ходе реализации проекта учащиеся должны овладеть наиболее актуальными компетенциями:

    - навыками самостоятельной исследовательской деятельности;

    - навыками работы с коммуникационными средствами обучения;

    - проектированием и управлением собственной деятельностью;

    -культурой взаимоотношений участниками образовательного процесса.

           Данный урок является заключительным в цикле уроков по литературе, истории и технологии в 8 классе. В рамках этих уроков учащиеся 8 класса изучают произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» На уроках истории России изучается тема «От Булавина до Пугачёва», на уроках технологии изучаются темы «Народные обычаи и ремёсла» и «Национальная кухня». Совпадение данных уроков по темам и по времени обусловило создание интегрированного проекта «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва».  

    Учащиеся 10 класса разрабатывают игровые задания для учащихся 8 класса. Игра состоит из пяти основных этапов: «Историческая станция», «Литературная станция», «Творческая станция», «Быт и обычаи народов России 18 века». Игровой квест учащиеся 8 класса проходят разделившись на две команды.  

              Кульминация игры - реконструкция эпизода пугачевского бунта, в которой принимают участие учащиеся 8 класса в качестве войска Пугачёва, и учащиеся 10 класса в качестве правительственных войск и защитников г. Казани.

              Особенностью данного урока является проведение его в нестандартной обстановке за пределами школьного класса. Пространство вокруг школы спланировано и оформлено в виде маршрута, по которому от станции к станции, выполняя задания учащиеся 8 класса продвигаются к конечному пункту путешествия – месту проведения реконструкции осады Казани войском Е. Пугачёва.

    Этапы работы над проектом

    Этапы

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителей истории Карповой О.Н., Кинах Л.Б.

    I этап

    Инициирующий

    Выбирают форму проекта, вникают в ситуацию, уточняют цели и задачи проекта знакомятся с теорией вопроса

    - инициируют рождение проекта

    - консультируют на всех этапах проекта

    - помогают ученикам осуществить самостоятельные исследования

    - координируют работу групп  

    II этап

    Подготовительный

    Определяют этапы игры, формируют группы, распределяют роли, составляют задания,

    готовят площадку  проведения игры,  костюмы  

    III этап

     Основной

    Проведение игры с элементами исторической реконструкции

    V этап

    Оценочный

    Проводят рефлексию (самооценка, оценка действия участников проекта, общее впечатление от проекта, пожелания, и т.д.)

    Задают вопросы, обобщают результаты, подводят итоги Оценивает проектную деятельность учащихся

    План- конспект игры

    Структурный компонент урока

    Деятельность учащихся и учителей

    1. Организационно-мотивационный этап.

    (2 мин.)

    Учащиеся 8-х, 10-х классов, родители, учителя располагаются вокруг входа в школу.

    Вступительное слово. Учитель Карпова О.Н.:

     Добрый день! История нашего государства содержит множество интересных страниц. Сегодня вы постараетесь успешно применить знания по истории Российской империи 18 века. Тема нашей игры: «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва».

    Желаем всем командам успеха.

    1. Применение знаний, прохождение маршрута игры

    (80 мин.)

     

    1.Звонок. Закончились уроки.

    На крыльце школы 2 группы школьников. (8 класс)

    -   Сегодня замечательный солнечный день, хорошо в такой день отправиться в путешествие, и чтобы путешествие это было необычным, чудесным и удивительным.

    -   Вот бы отправиться в далёкоё прошлое, например в 18 век, в годы правления Екатерины II.

    - Или оказаться вдруг на страницах какого-нибудь художественного произведения.

                 А. С. Пушкин ( учащийся 10 класса):

           - Простите, мои юные друзья, я стал невольным свидетелем вашего разговора. И, кажется,  я могу осуществить ваше желание. Я создал два произведения на одну тему  и предстал  перед  вами  не только как писатель, но и как историк.  Назовите эту тему и  названия произведений (Тема: восстание Е. Пугачёва; Научный труд  «История Пугачёва» и художественное произведение «Капитанская дочка».) 

            - Правильно. Без знания истории невозможно понять  данные  произведения.  Поэтому мы отправляемся в путешествие в далёкий 18 век.

     2.          А.С. Пушкин:

    - первая станция нашего путешествия - историческая, эпиграф:

    «Народ живо

    еще помнит

    кровавую пору,

    которую – так

    выразительно –

    прозвал он

    пугачевщиною ».

             «История  Пугачева»

          - Проанализируем взгляд историков на события крестьянской войны, личность и деятельность Е. Пугачева.

    Учащиеся 10 класса озвучивают задания, проверяют ответы учащихся 8 класса, подводят итоги,  баллы вносятся в маршрутные листы.

    Задания для исторической станции

    1. Закончить предложения:

    А) крестьянская война под руководством Пугачева началась…. (год)

    Б) Пугачев объявил себя «чудесно спасшимся императором …»

    В) восстание началось в……(укажите место)

    Г) восстание закончилось в … (год)

    Д) императрицей в то время была…..

          2. Он был одним из руководителей восстания, сейчас его именем называется хоккейная команда, как его имя?

         3. Екатерина II после восстания, чтобы стереть из памяти народной эти события приказала переименовать станицу Яицкую, как она стала называться?

       4. Е. Пугачев был родом из станицы     Зимовейской. Предводитель одной из самых крупных крестьянских войн родился    через 110 лет после еще одного известного бунтаря в той же станице, как имя земляка Е. Пугачева?

           3.    А.С. Пушкин: Уважаемые гости и участники событий, мы находимся на станции «Литературная».

    В качестве эпиграфа я взял пословицу: «Береги честь смолоду»

               Учащиеся 10 класса:  Выполните задания, связанные с историей создания и содержанием   повести «Капитанская дочка»

          Учащиеся 10 класса озвучивают задания, проверяют ответы, подводят итоги, проигравшей команде назначают штрафные баллы.

    Вопросы для команд:

    1. Сколько лет Петруше Гринёву и Маше Мироновой?

    2. Годы крестьянской войны под предводительством Пугачёва?

    3. От кого узнали родители Гринёва о дуэли?

    4. Кто такой инвалид в царской армии?

    5. О ком сказано в повести: он “был парикмахером, потом в Пруссии солдатом... Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности”?

    6. ”Хорошо, коли дождёмся сикурса”. Что имел в виду капитан Миронов?

    7. Швабрин: “Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию”. Что он имел в виду?

    8. Как звали Савельича?

    9. ”Единственное развлечение моё состояло в наездничестве”. Что такое наездничество?

    Ответы. 

    1. Гринёву – 16–17 лет. Маше – 18 лет.

    2. 1773–1775 годы.

    3. От Швабрина.

    4. Состарившийся на службе солдат.

    5. О Бопре.

    6. Помощь (военное, устаревшее).

    7. Вызывал на дуэль.

    8. Архип.

    9. Выезд верхом в одиночку (или группой) против наездников противника. 

    4. А.С. Пушкин:

             - следующая станция нашего путешествия – творческая.

    Учащиеся 10 класса инсценируют отрывок из повести «Капитанская Дочка», озвучивают задания, оценивают ответы, подводят итоги, баллы вносятся в маршрутные листы.

    Учащиеся 10 класса: Сейчас вы увидите эпизод из последней главы повести «Капитанская дочка», после просмотра ответьте на вопросы.

     Вопросы к сценке для 1 группы

    1.Место эпизода в композиции повести? 

              Эпизод находится в последней главе повести, которая носит многозначное название «Суд»  Это не только суровый людской суд, суд власти над бунтовщиками и предателями, не только оправдательный суд, восстанавливающий честное имя героя. Это суд Божий, воздавший всем по заслугам. Зло наказано, справедливость торжествует, поруганная было честь восстановлена, самоотверженная любовь вознаграждена.

    2.Какие качества Гринева проявились во время суда?

    Прямота, благородство, искренность

    Вопросы к сценке для 2  группы:

    1. Какова причина ареста Петра Гринева?

    Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды.

    Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, лишенного злобного нрава. Это были ненависть и зависть, которые все время толкали его на подлые поступки.

    1. «Я не был свидетелем всему, о чем остается мне уведомить читателя…» Расскажите кратко об этих событиях.

    Далее рассказывается, как Маша Миронова жила у родителей Гринева. Вскоре они получили страшное известие о том, что Петр осужден и будет сослан на пожизненное поселение. Позор осуждения был мучителен для семьи. И Маша решается ехать в столицу, чтобы все объяснить самой государыне. Она догадывалась, что Петр не оправдался потому, что не хотел рассказать о ней.  Маша случайно встретила на прогулке императрицу и, не узнав ее, подробно рассказала обо всех злоключениях Гринева. Дама, с которой она разговаривала, взяла ее прошение. В тот же день трагическая история, которая грозила семье позором, была благополучно завершена.

    1. Какую роль играет одежда в повести? Приведите примеры.

    1) одежда Екатерины II: Маша не узнала царицу в простом утреннем платье, поэтому была с ней откровенна и благодаря этому спасла жениха.

    2) крестьянская одежда на Маше спасла её от пугачёвцев, когда она, больная, лежала у попадьи.

    Сценка

    Маша Миронова из “Капитанской дочки” обладает необыкновенной цельностью характера, внутренней силой, готовностью ради любимого преодолеть любые препятствия, для его спасения дойти до самой царицы.
    На скамейке – Царица. Подходит Маша и садится на скамейку.
    Царица. Вы, верно, не здешние?
    Маша. Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.
    Царица. Вы приехали с вашими родными?
    Маша. Никак нет-с. Я приехала одна.
    Царица. Одна! Но вы так еще молоды.
    Маша. У меня нет ни отца, ни матери.
    Царица. Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?
    Маша. Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.
    Царица. Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?
    Маша. Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.
    Царица. Позвольте спросить, кто вы таковы?
    Маша. Я дочь капитана Миронова.
    Царица. Капитана Миронова! Того самого, что был комендантом одной из оренбургских крепостей?
    Маша. Точно так-с.
    Царица. Извините меня, если я вмешаюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь.
    Маша подала незнакомке бумагу с прошением. Та стала читать.
    Царица. Вы просите за Гринева? Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
    Маша. Ах, неправда!
    Царица. Как неправда!
    Маша. Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. Он ездил к Пугачеву просить освободить меня из рук коварного злодея Швабрина. Он силой удерживал меня, вынуждая выйти за него замуж.

          5.     А.С. Пушкин:

              следующая станция путешествия  – быт и обычаи 18 века.

          Учащиеся 10 класса представляют кулинарные блюда 18 века,   озвучивают задания, связанные с обычаями, особенностями быта, одежды, кулинарные рецепты, проверяют ответы, подводят итоги.

    Задания:

    1. Учащимся 8 класса предлагается назвать предметы быта, их предназначение ( скалка, пряха, сковорода, коромысло, серп, макогон)

    2.    Представить в виде презентации кулинарные блюда богатого и «среднего» городского населения и кулинарные блюда крестьян. (например: блюда из картофеля, пироги из слоёного теста, сбитень, каша из полбы и др.)  

    3.       Вопросы по карточкам:
    - Как  изначально назывались жидкие блюда в русской кухне? (похлебка)

    -Когда в русской кухне появилось слово суп?  ( в эпоху Петра 1)

    -Как в старину называли суп рассольник? (калья)

    -Как называли в старину творог. (сыр)

    На данном этапе подводятся итоги игры, награждение победившей команды.

            6.   А.С. Пушкин:

          Последняя станция – реконструкция боя между сторонниками Е. Пугачёва и царскими  войсками  (сражение за г. Казань)

    Эпиграфом являются слова из «Истории пугачёвского бунта»:

    «Не приведи Бог

    видеть русский бунт,

    бессмысленный

    и беспощадный!»

                   А.С.Пушкин

     « Имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал»

    Участники сражения: учащиеся 8  и 10 класса  (элементы костюмов, макеты оружия) Командующим является учащийся 10 класса.

    Текст командующего реконструкцией:

    План сражения.

    1. Осада Казани восставшими

    2. Отступление казанского гарнизона в Кремль

    3. Подход подкрепления под командованием Михельсона, отступление восставших от Казани.

    Закрепление знаний участниками реконструкции:

    Командующий реконструкцией: К чему вы стремились в ходе восстания  и что получили?

    Пугачёвцы: (примерные ответы учащихся)

    -мы боролись за свободу

    -мы сражались против целого сословия-дворян

    -мы верили в доброго царя, который изменит нашу жизнь к лучшему

    - сражались вместе крестьяне, работные люди, национальные меньшинства

    -эта война показала нашу силу, но мы жестоко поплатились за бунт

    - мы ничего не добились, только на заводах Урала была увеличена заработная плата, улучшены условия труда

    Царские войска (примерные ответы учащихся):

    - мы были верны присяге

    -мы защищали законную власть от  очередного самозванца

    Командующий реконструкцией:   Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва закончилась поражением, но она потрясла до самого основания феодально-крепостническую империю Екатерины II, заставила власти искать пути решения крестьянского вопроса.

    3.Подведение итогов, рефлексия

    (8 мин.)

     Ребята, вы показали хорошие знания по теме, смогли успешно применить их в ходе игры, проявили творческие способности и командную сплочённость. Молодцы! Заканчиваем игру словами А.С. Пушкина:

    Гордиться славою своих предков

    не только можно, но и должно;

    не уважение  оной есть

    постыдное      малодушие. 

     Учащиеся разбирают смайлики, отражающие их настроение после игры.

     Так как игра проходит в масленичную неделю, учащиеся 10 класса приглашают всех присутствующих к столам на русские блины и кулинарные блюда, приготовленные учащимися и их родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-исследование "Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва"

    Конспект урока по истории. Цели урока: Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины II и усилением крепостной зависимости крестьян. Проследить взаи...

    Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва

    Данная публикация содержит открытый урок, посвящённый крестьянскому восстанию под предводительством Е.И. Пугачёва....

    Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва (1773-1775)

    Данная презентация содержит материалы, посвящённые Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачёва....

    Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва

    презентация, посвященная уроку по теме : "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва"...

    Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва

    Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва...

    Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва

    Урок истории в 7 классе по теме "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва"...

    Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва

    В презентации представлен теоретический  материал, посвященный крестьянской войне под предводительством Е.Пугачёва....