Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ «Нужъяльская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по истории

Тема: «Крестьянская война

под предводительством

Е. И. Пугачёва»

(7 класс)

                                                                                                     Урок разработала и провела

                                                                                                   Матрёнина Татьяна Михайловна,

                                                                                                   учитель истории и обществознания,

  1. квалификационная категория

2 февраля

2015 года

  1. Организационный момент. Целевая направленность.

1 слайд:                              Тема урока: Крестьянская война

                под предводительством Е. И. Пугачёва (п. 25, стр. 178-184)

Цель: определить причины, познакомиться с этапами войны, причинами поражения, последствиями.

Задачи:

       Образовательная – создать условия для формирования устойчивых знаний по теме. Сформировать представление о крестьянской войне 1773-1775 гг, её причинах, особенностях и последствиях. Познакомить с личностью Е.И.Пугачёва, внутренней политикой Екатерины II после событий крестьянской войны. Сформировать понятия: Крестьянская война, Гражданская война, Манифест.

     Развивающая – продолжить формирование умений работы с информационными источниками:  историческим текстом, текстом учебника, картой, презентацией.

Развивать логическое мышление через  установление причинно-следственных связей. Развивать навыки самостоятельной, творческой деятельности учащихся.

     Воспитательная – формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.

Форма урока: урок с использованием информационно – коммуникационных технологий (комбинированный, с опережающим обучением).

Ход урока:

  1. Этап проверки домашнего задания (параграф 24)

Ребята, давайте вспомним все, что узнали с вами на прошлом уроке по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Сейчас мы с вами проведём игру «Крестики – нолики». Перед вами квадрат – он расчерчен. Ответы «нет» и «да» должны заполнить пустые квадраты. Я –х, вы – о.

  1. В царствование Екатерины II  увеличилось помещичье землевладение (да).
  2. Бироновщина, понятие, характеризующее внутреннюю политику Екатерины II.

(нет, он был фаворитом и министром при Анне Ивановне, а для Екатерины характерно понятие «просвещённый абсолютизм»).

  1. Превращение дворянства в привилегированное сословие произошло в царствование Екатерины II (да).
  2. Екатерина II, вслед за французскими просветителями, выступила с идеей секуляризации в России, т.е. передачи государственных земель в управление монастырей и церквей (нет, наоборот).
  3. Разрешение создавать вольные типографии, относится к основным мерам Екатерины II в русле политики «просвещённого абсолютизма» (да).
  4. «Жалованная грамота дворянству» от 1785 года, опровергала все привилегии, данные дворянству после смерти Петра 3 (нет, наоборот, она собрала воедино и подтвердила).
  5. В период правления Екатерины II, на Украине было введено крепостное  право (да).
  6. Губернская реформа 1775 года, передававшая власть на местах в руки дворян, привела к ухудшению контроля властей над населением страны (нет, привело к улучшению).
  7. При Екатерине II произошло усиление позиций дворянства (да).

Выставление оценок:

  1. правильных ответов – «5»; 7 – «4»; 6 – «3».
  1. Этап всесторонней проверки знаний обучающихся.

2 слайд:

Учитель: Нет, ты не будешь забвенно,
  Столетье безумно и мудро...

     Так Александр Николаевич Радищев писал о XVIII веке. Да, действительно, XVIII столетье – бурная и противоречивая эпоха отечественной истории.

       С одной стороны – были совершены великие достижения: реформы  Петра I и Екатерины II, победы в Северной, семилетней, русско-турецких войнах, взлёт во всех областях науки, культуры;

      с другой – ужасы крепостничества, которые мало чем отличались от рабства, бироновщина с засильем немцев, разгул казнокрадства, взяточничество.

     Недаром Радищев, обозревая взором современную ему Россию, страну богатую талантами и несчастную одновременно, писал о безумии и мудрости века.

  1. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний.

     3 слайд:

       На прошлом уроке мы с вами рассматривали одну из наиболее острых проблем XVIII века – расширение дворянских привилегий и ухудшение положения крестьянства.

     В правление Екатерины II крепостное  право достигло самого высокого предела. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. - Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика.

- Росли повинности крестьян.

- Барщина достигала до 4-5 дней в неделю.

- Барин применял карательные меры.

- Крестьян продавали на рынке как товар.

- Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян семьями и в одиночку.

- Были ликвидированы вольности казакам.

Екатерина II чувствовала социальную напряжённость

и грозившую от неё беду.

Вопрос:

- Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика правительства?

- О какой беде идёт речь?

  Ответы учащихся: восстание, крестьянская война, мятеж.

Вывод: Произвол помещиков и бесправие крепостных не могли не вызвать недовольство народа, все это вылилось в самую мощную в истории России  войну.

Учитель: Наш урок сегодня будет посвящён восстанию против правления Екатерины II . Восстание проходило под руководством Емельяна Пугачёва, который объявил себя «царём Петром Фёдоровичем», Петром III.

Вопрос: - Вспомните, когда в российской истории уже появлялись самозванцы?

Ответ: - В Смутное время — Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.

Вопрос: - Когда появляются самозванцы?

Ответ: - Когда власть не может или не хочет улучшить тяжелое положение народа. Это и есть главная причина народных восстаний.

     Вы ещё ничего не знаете об этом восстании, но я вас прошу помочь мне сформулировать тему нашего урока,  она записана на доске, но я сделала в ней пропуск.

Я предлагаю вам 2 варианта. Каждый из вас может проставить любое из предложенных слов.

«… война под предводительством Е. И. Пугачёва».

- Гражданская;

- Крестьянская.

 Крестьянская война или крестьянское восстание — массовые выступления крестьян против феодалов, приобретающие масштабы общегосударственной гражданской войны.

Я прошу вас записать полученную тему  в тетрадь

и  хочу услышать ваше мнение.

Учащиеся:  называют получившиеся темы и аргументируют  их.

Учитель: Познакомившись с восстанием под руководством Е. Пугачёва, мы должны оценить его с позиции двух основных нравственных  критериев добра и зла.

«Восстание это добро или зло?». Отметьте себе на полях знаком «+» - восстание это добро, знаком  « - »  это зло.

5.Этап усвоения новых знаний.

       Это не первое восстание, которое мы изучаем, поэтому, я думаю, вы уже можете сами назвать мне план, алгоритм изучения любого восстания.

Учащиеся составляют план.

План:

 1. Дата.

 2. Причина (ы) восстания.

3. Предводитель и участники.

4. Ход восстания.

5. Итоги и значение.

Записывают в тетрадь.

Учитель:

  Дата: 1773-1775 г.г. (записывают в тетрадь).

      Я думаю, вы уже сейчас можете предположить, почему в эпоху Екатерины Великой произошло такое крупное восстание крестьян, но это было бы для вас слишком легко, поэтому я предлагаю вам 2 афоризма из книги мудростей, они помогут вам сформулировать причины восстания, подтвердите их примерами из учебника, стр.178.

Учащиеся:

  1. « Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся, как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс

4 слайд: Причины восстания:

  1. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами.
  2. Ликвидация казачьего самоуправления на Дону.
  3. Захвата земель русским дворянством у нерусских народов.
  4. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах.

Записываем новое понятие в тетрадь: на стр. 184 учебника.

Самоуправление – самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.

Учитель: Следующее, что мы должны выяснить: кто руководитель и участники восстания.

5 слайд:

Сообщение учащегося о Емельяне Ивановиче Пугачёве

(Барладян Елена)

      Емельян Иванович Пугачёв – донской казак, выдавший себя за царя Петра 3. На сегодняшний день известно почти 40 лжепетров 3, которые почти все выступали против Екатерины 2, потому что на престол она встала незаконно, свергнув своего мужа.

      В годы Семилетней и русско–турецкой войн он храбро сражался, но в 1771 году Пугачёв из армии бежал, стал дезертиром. Его несколько раз ловили, а он сбегал. Пугачёв – герой войны, а с другой стороны – дезертир. В августе 1773 года он направился на реку Яик и сумел поднять казаков на мятеж для того, чтобы свергнуть Екатерину и занять престол, на котором он будет для народа «своим» царём.

6 слайд: Он был человеком смелым, обладал военными и организаторскими способностями. Для привлечения сторонников он рассылал «прелестные грамоты». В них он обещал сделать всех участников движения свободными казаками, дать им земли, угодья, освободить от рекрутских наборов, высоких податей, призывал казнить помещиков и несправедливых судей.

     Такая программа привлекала на его сторону крестьян, работных людей. Его поняли татары, башкиры, калмыки, марийцы. Все они видели в Пугачёве освободителя от гнёта помещиков и царских властей.

7 слайд: Учитель: Следует заметить, что так же как Степан Разин, Емельян Пугачёв, объявив себя царём, издаёт указы, манифесты, «прелестные грамоты».  Разин тоже распространял свои идеи с помощью «прелестных писем».

Записываем в тетрадь понятие: (работа со словарём).

8 слайд: Манифест - (призыв) -  особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.

Учитель: Теперь проанализируйте причины выступления и обещания Пугачёва в Манифесте от декабря 1773 года. Определите, кто мог стать участником восстания?

Учащиеся: читают документ на стр.183.

Ответы учащихся: крестьяне, казаки, работные люди.

9 слайд: 

Учитель: В движении приняли участие:

- яицкие казаки, ставшие главной военной силой  восстания;

- крепостные крестьяне; 

10 слайд:

- работные люди Урала, обеспечивавшие армию артиллерией;

- народы Поволжья (башкиры, татары, марийцы, калмыки).

       Мы с вами познакомились с причинами, участниками, но этого недостаточно, чтобы оценить восстание,  мы должны познакомиться с действиями восставших, с ходом  восстания. 

11 слайд: Обратимся к карте. Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье.  Началось оно в районе реки Яик, сегодня - это река Урал, впадающая  в Каспийское море.  Переименовала реку  Екатерина II, а яицких казаков в уральских,  дабы стереть из памяти народа это восстание.

Восстание проходило в три этапа.

Записать в тетрадь этапы восстания:

1этап. 17.09.1773-апрель1774г.

2 этап.  Апрель-июль 1774 г.

3 этап.  Июль-сентябрь 1774 г.

12 слайд:

Сообщение учащегося о первом этапе войны (Комисаров Данил)

- Первый этап был начат в сентябре 1773 года, когда Пугачёв открыл тайну своего имени перед казаками. Сначала в его отряде состояло 80 человек, но уже на следующий день стало в два раза больше. Пугачёв покорял почти без боя одну крепость за другой, так как в его отряд вливались новые люди. В октябре «Пётр Фёдорович» подошёл к городу Оренбургу и долгое время держал его в осаде. Здесь его поддерживали башкиры и рабочие Урала. Против мятежников правительство отправило отряд – 1,5 тысячи человек, но скоро они были разбиты. Паника охватила не только жителей Оренбурга, но и Казани, Петербурга. Тогда говорили: «Не Пугачёв важен, важно всеобщее негодование». Но итог 1 этапа войны для восставших был печальный, потому что против Пугачёва и его людей была подготовлена царская армия, которая под Татищевой крепостью в марте 1774 года произошло сражение, где победу одержали царские войска.

Вывод: Неудачная осада Оренбурга, поражение пугачевцев.

Сообщение учащегося о втором этапе войны (Махров Флор)

- Второй этап войны длился с апреля по июль 1774 года. Пугачёв снял осаду с Оренбурга и отошёл в Башкирию и Южный Урал, где к нему влились работные люди уральских заводов. Они снабдили его пушками. Сначала у Пугачёва было 10 тысяч человек, но потом их стало вдвое больше, так как к нему примкнули удмурты, марийцы, чуваши. И решил Пугачёв повести своё войско на Казань. Он сумел взять только окраины города, но Кремль – не успел, подоспели царские войска. После этих событий Екатерина 2 была в страшном ужасе. Ей доложили о том, что Пугачёв готовит поход на Москву, и по её приказу в Петербурге наготове стоял корабль, готовый в любой момент вывезти её за границу.

Вывод: Взятие окрестностей Казани. Пугачев идет на Москву.   Екатерина II  собирается   бежать   за границу.

Учитель: Несмотря на поражение под Казанью, народное движение охватывало всё новые и новые территории Поволжья, включая Симбирский край.

Сообщение учащегося о третьем этапе войны (Соколов Егор)

- Третий этап войны был самым массовым по составу. Он так и называется «крестьянский». Емельян Иванович, «Пётр Фёдорович», 31 июля 1774 года издал Манифест. В этом документе Пугачёв писал о том, что освобождает крестьян от крепостной зависимости и налогов. После того как люди об этом узнали, крестьянские восстания проходили не только в местах действий армии Пугачёва, но и на правобережье Волги. Пугачёв захватывает несколько волжских городов, но со временем их снова освобождает. Для пополнения войска он отправляется на юг, в город Царицын.Там его схватили люди из казачьей верхушки, чтобы купить прощение за участие в этой войне. Пугачёв войну проиграл, но крестьянские выступления окончательно удалось подавить только через год.

  Учитель: Обратимся к Манифесту от 31 июля 1774 года.

Учащиеся читают приложение 2.

13 слайд:

Манифест Пугачёва   от 31 июля 1774 г.

    1 часть. « ...Жалуем сим именным указом с монаршим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне и награждаем  вольностию и свободою, владением землями и другими угодьями, не требуя подушных и протчих  денежных податей…».

14 - 15 слайд:

Учитель: А теперь предположим, что Пугачёву удалось захватить власть, свергнуть Екатерину и стать царём, что ожидало нашу страну?

Может быть вам поможет фраза: «Холоп не мечтает о свободе, холоп мечтает о своих холопах»

Учащиеся:  высказывают суждения:

Не брать налоги                            ( а как же казна, бюджет)

Наградить землями                   (а кто будет работать на них)

Он ничего не меняет в структуре государства, т.к. не знает как устроено государство.

16 слайд:

Учитель: Обратимся снова к Манифесту от 31 июля 1774 года.

17 слайд:

Учащиеся читают Манифест Пугачёва   от 31 июля 1774 г.

18 слайд:

2 часть. «...кои прежде были дворянами в своих поместьях — оных противников нашей власти и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе  христианства, чинили с вами, крестьянами, а домы и все их имение брать себе в награждение...»

Учитель: Вопрос? Видите ли вы в этом указе какое-либо противоречие?

19 слайд:

Учащиеся делают вывод: Он обвиняет дворян в нарушении христианских заповедей, а сам в то же время их нарушает, он разжигает в  восставших звериные инстинкты, насаждая произвол и беззаконие.

Учитель: Жестокость восставших действительно нужно признать чудовищной.

     Восставшие рубили под корень — не только главу семьи помещика, но и его супругу, детей и даже гувернанток - Господское имущество делили между собой.

     Прибывавшие на какой-нибудь завод пугачевцы аккуратно изымали заводскую казну, отбирали у работных людей скот и нехитрые пожитки, а напоследок разрушали заводы, лишая сотни людей основного источника заработка.

Учитель: Следует отметить, что восстание Пугачёва коснулось и Марийского края, а точнее территорию Козьмодемьянского и Кокшайского уездов. Эти уезды в то время были более развитыми в экономическом и социальном отношении. Крестьяне остальных уездов не принимали активного участия в борьбе.

     О Пугачёве сложено немало преданий, с его именем связывают названия многих мест. Например, в Козьмодемьянске есть так называемая Пугачёва гора, на Кленовой горе (Волжский район) – дуб Пугачёва, под которым они делали недолгий привал.

Вопрос: Можно ли их оправдать?  Можно ли отвечать насилием на насилие?

Учащиеся: высказывают мнение.

Учитель: Угнетенные, поднимаясь  на восстание, снова  творят зло,  снова текут реки крови, и снова страдают люди. Насилие порождает только насилие.

Вопрос: А какой выход могли бы предложить Вы?

Ответ: Если не отвечать насилием на насилие, злом на зло, простить и даже полюбить врагов своих (подняться над обидами и оскорблениями), то исчезнет зло. Другого пути  нет.

Вопрос: т.е., если я вас правильно поняла, это как в математике, если величину умножить на нуль, получается нуль?

Ответ:  пишет на доске. Да, к примеру  1 человек несёт зло (х зла) и сталкивается с другим человеком, который не отвечает злом (т.е 0 зла),то получится (х умножаем на 0 =0),т.е зло=0 , оно исчезнет.

6. Этап закрепления новых знаний.

Вопрос к классу:  Имеем ли мы право осуждать восставших за применение насилия?

Ответы учащихся.

Учитель обобщает вывод: Мы не имеем права, разве мы сами никогда не применяли насилие и не были жестоки, не проявлял агрессию против другого. «Не суди, да не судим будешь»,- написано в Библии.

Учитель: Чем же завершился этот народный бунт?

20 слайд:

Учитель: Екатерина II пожелала, чтобы Пугачёва привезли на казнь в Москву через всю Россию, в железной клетке. Эту миссию выполнил наш великий полководец Суворов.

21 слайд:

10 января 1775 г. в Москве состоялась казнь Пугачева  на Болотной площади, который вел себя достойно и мужественно.

22 слайд: Он был приговорён к жестокой казни четвертованию, но в последний момент Екатерина смилостивилась и разрешила сначала отрубить голову, а затем конечности. 

23 слайд:  Восстание было жестоко подавлено.

Учитель: проведём игру «Клубок знаний». Вы задаёте своему однокласснику вопрос по изученной теме, при этом кидаете клубок. Если ответ верный, принимаете, если нет – то кидаете обратно.

Вывод: Итак, выступление крестьян потерпело поражение.

24 слайд:

Учитель: Почему крестьянская война потерпела поражение? Нужно обратить внимание на то:

- большинство восставших не имело военного опыта, а против них действовала регулярная армия;

- отряды Пугачева были плохо вооружены;

- у восставших не было четкого понимания своих целей и конструктивной программы;

- разбойный характер и жестокость восставших вызывали возмущение в различных слоях общества, поэтому его предали сами же казаки.

Учитель: Восстание подавлено, но прошло ли оно бесследно, и какое оно имело значение в целом?

25 слайд:

Вывод: Стр. 182 - 183. Екатерина II сделала очень серьезные выводы из восстания Пугачева. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева привела к улучшению положения уральских рабочих, казаков, крестьян и централизации власти в России. Больше крестьянских войн в стране не было.

Заключение: Я думаю, пора подвести итог урока, взвесим  всё, что мы узнали на уроке и вернёмся к теме урока.

26 слайд:

Учитель: Сегодня мы познакомились с вами с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачёва.  Историки по-разному называют это событие. Одни - «восстание», другие - «бунт», третьи – «крестьянская война». Мы будем придерживаться понятия «крестьянская война», т.к. народное движение 1773—1775 гг. действовало на большой территории, довольно долго и ожесточенно, были многочисленны и организованны, большинство из них составляли крестьяне, выступавшие против помещичьего произвола, а не захват власти в стране, как это происходит в гражданской войне.

27 слайд:

Крестьянская война 1773 – 1775 г.г. в России – это бунт боли и отчаяния, когда сопротивление крепостному гнёту другими формами было уже невозможно. Хотя война и была заранее обречена на неудачу, но она явилась ярким выражением обострения классовой борьбы. Эта война по широте размаха и ожесточённости классовых столкновений не имела себе равных во всей предшествующей истории России. Она нанесла удар по вековым устоям крепостнической системы и ускорила отмену крепостного права.

Учитель вписывает пропущенное слово в теме урока.

7.Этап задания на дом.

28 слайд: Домашнее задание. П. 25, стр. 178 - 184

  1. Рефлексия.
  2. Результативность достижения цели урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва"

Конспект урока по истории. Цели урока: Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины II и усилением крепостной зависимости крестьян. Проследить взаи...

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва

Данная публикация содержит открытый урок, посвящённый крестьянскому восстанию под предводительством Е.И. Пугачёва....

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва (1773-1775)

Данная презентация содержит материалы, посвящённые Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачёва....

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва

презентация, посвященная уроку по теме : "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва"...

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва

Урок истории в 7 классе по теме "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва"...

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва

В презентации представлен теоретический  материал, посвященный крестьянской войне под предводительством Е.Пугачёва....

Игра по теме "Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва".

Урок – игра, с элементами исторической реконструкции.Тема: «Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва». Педагогическая технология: метод проектов.Целевая аудитория: ...