План урока истории по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Осташова Екатерина Валерьевна

План урока истории в 5 классе по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План урока23.04 КБ

Предварительный просмотр:

План урока подготовила– Осташова Екатерина Валерьевна.

Предмет-история

Курс - всеобщая история

Класс-5

Образовательный стандарт: ФК ГОС ООО по истории.

Учебник: Годер Г.И., Вигасин А.А. «История древнего мира». М., «Просвящение»-2013.

Тема урока - Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте

Цели урока:

Образовательные: обеспечить усвоение учащимися темы; формирование понятийного аппарата (основные понятия- фараон, вельможи, писцы, войско, земледельцы и ремесленники, каналы, шадуф, налоги, меновая торговля )

Развивающие: развитие навыков работы с картой (нахождение объектов, описание, с помощью легенды карты, природных условий местности), развитие навыков работы с документами (анализ содержимого, выделение главного).

Воспитательные: воспитания уважительного отношения к труду.

Учебное оборудование:  ноутбук, проектор, интерактивная доска, жетончики.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационно – мотивационный этап – 5мин.

Приветствие (установка на позитивную работу «Я рада вас видеть»)

Давайте вспомним, какое государство мы изучали на прошлом уроке?

Сегодня мы с вами будем говорить о том, как жили древние египтяне. Во всех домах жителей Древнего Египта находились различные амулеты-маленькие вещицы, которые считались оберегами от всех злых духов.

Формирование интригующего образа. Ребята, а вы верите в чудеса? Говорят, что в Древнем Египте существовало необыкновенное животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто бы это мог быть?

Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради, получит это «счастье», изображение которого я предусмотрительно запечатала в конверт.

Настрой на позитивную работу.

Ученики записывают «Классная работа», число.

Актуализация внимания, ответ на вопрос учителя.

Дети высказывают свои предположения.

Проверка домашнего задания-10мин.

Проверка домашнего задания. Итак, мы начинаем «погоню за счастьем» с проверки домашнего задания:

А) один ученик готовит устный ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?» (рассказ опирается на карту-слайд 2)

Б) выполнение творческое задания: один ученик получает квадратики из цветной бумаги. Его задача – придумать слово, относящееся к теме «Государство на берегах Нила», написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу.

В) Фронтальный опрос:

-как назывался правитель Древнего Египта?

-как называется растение, из которого Египтяне изготавливали материал для письма?

-какой город был столицей Египта?

-когда в Египте образовалось единое государство?

-какие два царя были изначально в Египте?

Выполнение заданий.

А) один ученик готовит устный ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?» (рассказ опирается на карту-слайд 2) По ходу рассказа ученик показывает территорию Древнего Египта, реку Нил, основные районы земледелия на карте.

Б) выполнение творческое задания: один ученик получает квадратики из цветной бумаги. Его задача – придумать слово, относящееся к теме «Государство на берегах Нила», написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу.

Класс участвует во фронтальном опросе(за каждый правильный ответ на уроке дети получают жетончики, в конце урока производится подсчет)

Изучение нового материала-23мин.

Учитель объявляет тему урока.

Жители Египта.

Ребята, а кем работают ваши родители? Существует много профессий, занятий людей.

В Древнем Египте люди по занимаемым должностям делились немного иначе… (Учитель рассказывает про основные классы населения Древнего Египта) стр. 37-38 учебника (слайд 3)

Земледельцы и ремесленники.

А теперь поподробнее остановимся на жизни крестьян и ремесленников, т.е. большинства египетского народа. (слайд 4) Обратите внимание на исторические тексты на ваших столах.

Первый вариант получил текст «Повседневная жизнь египетских крестьян»

Второй вариант работает с текстом «Занятия ремесленников»

Задание: прочтите свои тексты и укажите основные занятия категорий населения. (Приложение 1)

После ответа 1 варианта учитель рассказывает, что такое каналы (слайд 5) и рассказывает интересный факт: «Чтобы обмолоть выращенный урожай, египтяне раскладывали колосья на твердой ровной площадке и прогоняли по ним скот»

После ответа 2 варианта учитель рассказывает про то, какие были ремесленники в Древнем Египте, обращает внимание на рисунок стр. 41 учебника (строительство дома в Древнем Египте). (слайд 7)

Далее, учитель обращает внимание на изображение дома простого египтянина в учебнике стр. 40 и рассказывает про быт земледельцев и ремесленников.

Писцы, налоги, меновая торговля.

Учитель рассказывает, что такое налоги (слайд 8), кто такие писцы и предлагает ответить на вопрос: «Почему земледельцы не любили писцов?» при помощи учебника.(слайд 9)

Сохранилось изображение, которое есть у нас в учебнике на стр. 41. Оно показывает меновую торговлю. Учитель объясняет принцип меновой торговли. (слайд 10)

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Актуализация внимания. Ответы учеников на вопросы учителя.

По ходу рассказа ученики записывают новые понятия в тетрадь (фараон, вельможи, писцы, войско, земледельцы и ремесленники), усваивают новый материал.

Работа с документом. Ученики читают текст, анализируют его и указывают основные занятия той категории населения, которая им досталась. По результату работы получают жетончики.

Ученики внимательно слушают учителя, смотря на изображение на интерактивной доске ,усваивают новый материал, записывают новое понятие – каналы, в тетрадь.

Ученики самостоятельно на стр. 40 учебника ищут, что такое шадуф.(слайд 6) После чего записывают новое понятие в тетрадь.

Ученики устно описывают, то, что видят на рисунке стр.41.

Ученики внимательно слушают, усваивают новый материал.

Ученики делают записи нового понятия (налоги) в тетради, отвечают на вопрос. Получают жетончики за правильные ответы.

Ученики внимательно слушают  учителя, смотря на изображение на интерактивной доске,  усваивают новый материал, делают записи нового понятия (меновая торговля) в тетрадь.

Закрепление изученного материала-5мин.

Фронтальный опрос:

-перечислите кто жил в Древнем Египте

-расскажите о труде земледельца

-какие ремесла были в Древнем Египте?

-кто собирал налоги

Ученики, отвечая на вопросы, повторяют пройденный материал, получают жетончики за каждый правильный ответ.

Подведение итогов урока-2мин.

Раскрытие интриги

Всем активным ученикам выставляются оценки.

Ученик, заработавший наибольшее количество жетонов, получает конверт со «счастьем», вскрывает его и показывает картинку, со священным жуком – скарабеем.

Домашнее задание-1мин.

П.7-читать, новые термины, записанные в тетради учить, подготовить рассказ «в гостях у египтянина» и один ученик отвечает на вопрос «почему жука-скарабея так почитали египтяне?» (слайд 11)

Учитель говорит прощальное слово: «Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке, вы молодцы, можете себе похлопать!»

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Ученики прощаются с учителем, хлопают в ладони.

Приложение 1

Текст «Повседневная жизнь египетских крестьян»

«…каждый день крестьяне орошали свои поля, спасая их от невыносимой жары, рыхлили участки мотыгами. Ведь все старались собрать хороший урожай и вовремя заплатить налоги. Они строили каналы и дамбы и содержали их в постоянном порядке. Сеяли ячмень, пшеницу, жали серпами и обмолачивали зерно. Затем ссыпали зерно в закрома».

Текст «Занятия ремесленников»

«… Тяжёлым был труд египетских ремесленников. Они работали в мастерских.

Ювелиры создавали красивые украшения из золота и серебра для богатых египтянок, гончары трудились от зари до зари с глиной и создавали глиняную посуду и статуэтки богов, ткачи ткали нежнейшие полотна для одежды богатых египтян. Особенно почитались мастера- кораблестроители, плотники…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте»

История Древнего мира, 5 класс, урок логического мышления...

Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

Урок истории в 5 классе Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте + текст для обсуждения "Поучение Хети"...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

Тема урока: «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».Тип урока: урок открытия новых знаний1.      Цели  урока:- деятельностная цель:  формирование у уч...

Разработка урока "Как жили земледельцы и ремесленники в древнем Египте"

Урок истории "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"...

Технологическая карта урока и презентация "Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте"

Предлагаю методические разработки, которые помогут моим коллегам....