Путешествие по истории Древнего мира
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Гизатуллина Гульнара Газимовна

Игра-путешествие по истории Древнего мира для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_istorii_drevnego_mira.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие по истории Древнего мира

Цели:

Образовательная:

- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

Развивающая:

- содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с картой, историческими источниками, самостоятельно делать выводы, выделять главное, высказать своё мнение, оперировать понятиями и терминами, логически мыслить, умение работать в группе.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию культуры общения, умения выслушать собеседника.

Оборудование: компьютер,

мультимедийный проектор,

компьютерная презентация,

карта «Древний Египет»,

карточки с заданиями

                                 Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, на нашем мероприятии по истории, которое называется «Стенку на стенку», звучит оно очень жестко, но все мероприятие пройдет у нас в духе добра и  уважения друг к другу.

- Кто из вас не мечтает о путешествиях? Новые страны, земли, города! Сегодня мы отправляемся в путешествие, но путешествие не простое, на нашем пути будут стоять преграды, а что бы их преодолеть нам поможет знание по истории Древнего мира.

Пусть в прошлое проникнет ясный взор:

День настоящий явит вам в прозренье

Владык земных и славу, и позор,

И мудрости плоды, что дарит миру гений…

Проникнув в тайны смутные веков,

Умом и сердцем долго узнавайте

Любовь к добру и ненависть врагов,

Труд терпеливый прежде замечайте.

Привет вам, юные, собравшиеся здесь,

Чей ум пытливый озарили боги…

Вы путь истории исследуете здесь –

Пусть победят сильнейшие в итоге !

Мы с вами отправимся в увлекательную экспедицию. Наш путь будет труден – нам предстоит  открыть семь тайн, чтобы  найти кодовое слово, а кодовое слово - имя древнеегипетского монаха, который составил перечень фараонов всех династий. За каждую раскрытую тайну вы будете получать ключик, на котором  найдёте букву. С  помощью полученных букв вы сможете прочитать имя этого монаха.

       Всё, что можешь, расскажи,

Первый ключик подбери.

  1. Блиц опрос.
  1. Первая команда
  1. Какую страну древние греки образно назвали “даром Нила”? (Египет).
  2. Какие книги не сгорают? (Глиняные).
  3. Какой дикий зверь является источником жизни многих людей государств Передней Азии? (Река Тигр в Двуречье).
  4. Что называли “священным письмом египтяне”? (Иероглифы).
  5. Их египтяне называли “языком фараона” (Писцов).
  6. Столица Междуречья (Вавилон)
  7. Автор самых первых законов (Хаммурапи).
  8. Пленник, человек без прав и свобод (Раб).
  9. Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония).
  10. Власть народа в Древней Греции (Демократия).
  11. Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент).
  12. Континент, на котором возникло государство Египет. (Африка)
  13. Повелитель (царь) Египта (фараон).
  14. Статуя, изображающая льва с головой человека (сфинкс).
  15. “Жилище богов” (храм).
  16.  Древние народные сказания о богах, легендарных героях, о происхождении явления природы (миф).
  17.  Предмет для прохождения водной преграды у ассирийских воинов (кож. Мешок)
  18.  Люди, лишенные свободы.        (Рабы)

Вторая команда

  1.  Свободные афиняне (граждане).
  2.  Первая столица объединенного Египта        (Мемфис)
  3.   Повелитель Египта, его правитель.        (Фараон)
  4.   Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги.        (Писец)
  5.   Знатные, знаменитые люди, советники фараона.        (Вельможи)
  6.  Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон.        (Амон – Ра)
  7.  Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых.        (Осирис)
  8.  Бог земли в Древнем Египте.        (Геб)
  9.   Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид.        (Сфинксы)
  10. Священная книга христиан.        (Библия)
  11. Царь Междуречья, создатель первых письменных законов.        (Хаммурапи)
  12. Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди.        (Заповеди)
  13. Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями.        (Полис)
  14. Простой народ в Греции.        (Демос)
  15. Способ письма в Двуречье.        (Клинопись)
  16. Главный строительный материал в Двуречье.        (Глина)
  17. Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии.         (Конница)
  18. Свернутый в трубку лист папируса.        (Свиток)

2. “Отгадай шарады”.

Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

  1. Первая часть слова – заостренный с одной стороны кусок дерева, железа (клин).

    Вторая – список учитываемых предметов (опись).

(Клин - опись).

Целое слово – письмена из черточек в форме клиньев, употреблявшиеся некоторыми древними народами Востока (Клинопись).

  1. Первая часть слова – современное среди молодежи сокращенное произношение слова “папа” (-па-).

Вторая часть слова – устаревшее и шутливое название большого званого обеда, угощения (пир).

Третья часть слова – волосы над верхней губой у мужчин (у животных: жесткие волосы по бокам верхней губы) (ус).

(па – пир - ус)

Целое слово означает: 1) травянистое тропическое растение;  (Папирус).

  1. “О какой стране идет речь?” (“Какая это страна?”)

Представьте, что в ваши руки попали рассказы людей, живших в разных странах Древнего Востока о своих государствах. О каких странах идет речь в этих рассказах?

“Наибольшего могущества и красоты наше государство достигло при царе, подчинившем своей власти Ассирия и Финикию, Иерусалим и Дамаск. В столице нашей страны находится один из самых высоких храмов в мире, состоящий из 7 ступеней. А самым изумительным чудом города являются удивительные сады, как бы висящие в воздухе”. (Вавилонское царство).

Наша страна расположена в северной Африке на берегах самой длинной реки Нил. Течение Нила встречает на своём пути каменистые преграды - пороги. Река разливается и после разлива почва становиться мягкой. По берегам реки растёт высокий тростник. Долину окружает пустыня и среди песков изредка можно встретить оазисы – островки зелени. (Египет)

  1. Исторические загадки (правильный ответ – 2 балла)

Каждая команда отгадывает по очереди исторические загадки.

            Он был царем.

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон

                   Повелевать стал всеми… (Фараон).

          Спешат все афиняне спозаранку

                  Занять места получше,

Чтоб ничего не пропустить,

Что будут все актеры делать

В честь бога Диониса,

И толпу развеселить.

Поспеши быстрее ты назвать

Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр)

Не один год, не один раб

         Ее строили за просто так.

Чтобы фараон спокойно

       Мог в загробном мире жить. (Пирамида).

Как называли власть такую,

Когда народ на должность избирал,

А тот, кого он выбирал, перед людьми отчет держал?

(Демократия)

  1. Станция “Размышлялки” (логические задачи).

1.        Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена?

Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.        

(Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого.  Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (3 балла)

2.        На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.        

(Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге. (2 балла)

3.        В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета.

Почему в гробнице было так мало железных предметов?        

(Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. (3 балла))

4.        Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?        

(В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы. (5 баллов))

5.        Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед.

Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта.        (Картофель, помидор, кукуруза. (5 баллов))

 Всем известно и неново:

  Карта – важная основа.

  Битвы, действия и страны

  Вам укажет неустанно.

  Если есть у вас желанье,

  Приступаем. Всем внимание!

  1. Мы перемещаемся на следующую станцию -  «Картово». На которой вам предлагается показать своё умение работать с картой.

Перед Вами сейчас будут появляться на слайде карты на несколько секунд, ваша задача определить, что за страна изображена на данной карте. Работа всей группы.

Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено.

Приложите вы старанья

Для последнего заданья.

Документы посмотри,

Последний ключик подбери!

  1. Станция.  
  1. В древней поэме, созданной в Двуречье, сказано: «Погрузил на корабль весь свой скот и всю родню»

Какому мифу посвящен рисунок? О каком корабле идет речь? Как звали его строителя? Что изображено на рисунке?

  1. В Ветхом 3авете сказано: «И простер он руку свою, и расступились воды».

О каком человеке идет речь? Что предшествовало изображенному на рисунке? Что было дальше? Опишите рисунок.

Подведение итогов урока.

Вот и закончилось наше путешествие по Древнему Египту. Все ключи подобраны при помощи проявленных вами знаний, и мы можем открыть нашу загадочную дверцу. Вы были очень активными и сумели отгадать семь египетских тайн. У вас семь ключей, составьте имя монаха, который составил перечень фараонов всех династий.

М А Н Е  Ф О Н .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- путешествие по истории Древнего мира "Древний Восток"

Материал предназначен для повторения пройденного материала по истории 5 класс...

\'\'Игра-путешествие по истории Древнего мира\'\'

Игра-путешествие по истории Древнего мира для учеников 5 класса....

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции...

"Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс

Игра проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции) в другую. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя Греция&rdq...

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира" 5-й класс

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.Задачи мероприятия: В игровой ф...

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс...

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс...