Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира" 5-й класс
методическая разработка по истории (5 класс)

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.

Задачи мероприятия:

  • В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
  • Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.
  • Активизировать познавательный интерес к исторической науке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

"Игра-путешествие по истории Древнего мира"

5-й класс

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.

Задачи мероприятия:

  • В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
  • Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.
  • Активизировать познавательный интерес к исторической науке.

Оборудование:

Исторические карты, иллюстрации.Карточки с названиями станций.Карточки с задачами, терминами, определениями.Муляжи продуктов (или настоящие продукты).Компьютер. Презентация

Правила, действующие в ходе игры: На каждой станции помощники организатора вносят результаты выступления команды. За соблюдением правильности оценивания следит представитель жюри.

Задания вытягиваются представителями команды.

Команда на каждой станции дважды может воспользоваться помощью группы поддержки, оказание помощи фиксируется на оценочном листе в рубрике “Примечания”.

Дополнительный балл можно заработать за быстроту выполнения всех заданий.

На станции “Блиц” за каждый ответ ставится один балл (максимально возможное количество – 30 баллов)

На станции “Размышлялки” за ответ выставляется от 2 до 5 баллов в зависимости от сложности исторической задачи (максимально возможное количество – 30 баллов)

На станции “Картографическая” каждое задание может оцениваться от 1 до 5 баллов.

Правильные ответы оцениваются в пять баллов.

Ответы на задания вносятся на карточку “Игровое поле”, где необходимо записать и состав команды.

                                                       Ход мероприятия

  • Представление команд.
  • Жеребьевка (определение последовательности посещения станций)
  • Инструктаж (объяснение хронометража и сути работы на каждой станции)
  • Выдача командных оценочных листов.
  • Команда о начале игры-путешествия
  • Путешествие по станциям в соответствии с жеребьевкой
  • Общий сбор команд
  • Выступление групп поддержки
  • Жюри начисляют баллы за выступление и задания группам поддержки командам соперников
  • Команды сдают свои “Оценочные листы”.
  • Жюри проверяет ответы и подсчитывает количество баллов.
  • Подведение итогов жюри и объявление результатов.
  • Награждение победителей и призеров.
  • Каждому участнику вручается сертификат.

Задания и критерии оценивания для станций.

Примечание: в представленном – табличном виде задания раздаются помощникам и жюри на соответствующей станции. Для команд готовятся отдельные карточки с заданиями.

I. Станция “Блиц” (репродуктивные вопросы).

1.        Первая столица объединенного Египта        Мемфис

2.        Повелитель Египта, его правитель.        Фараон

3.        Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги.        Писец

4.        Знатные, знаменитые люди, советники фараона.        Вельможи

5.        Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон.        Амон – Ра

6.        Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых.        Осирис

7.        Бог земли в Древнем Египте.        Геб

8.        Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид.        Сфинксы

9.        Священная книга христиан.        Библия

10.        Царь Междуречья, создатель первых письменных законов.        Хаммурапи

11.        Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди.        Заповеди

12.        Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями.        Полис

13.        Простой народ в Греции.        Демос

14.        Избранные 9 правителей в Афинах.        Архонты

15.        Богиня охоты в Греции.        Артемида

16.        Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии.        Касты

17.        Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем.        Одиссей

18.        Место жительства греческих богов.        Гора Олимп

19.        Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли.        Гермес

20.        Способ письма в Двуречье.        Клинопись

21.        Непроходимые леса в Индии.        Джунгли

22.        Главный строительный материал в Двуречье.        Глина

23.        Люди, лишенные свободы.        Рабы

24.        Материал для письма в Китае.        Бамбук

25.        Напиток, пришедший к нам из Китая.        Чай

26.        Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии.         Конница

27.        Бог грома и молнии в Греции.        Зевс

28.        Низшие божества в Греции.        Нимфы и сатиры

29.        Поэма Гомера о Троянской войне.        “Илиада”

30.        Свернутый в трубку лист папируса.        Свиток

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Максимальное количество баллов – 30.

Время выполнения (максимум) – 15–20 минут.

II. Станция “Размышлялки” (логические задачи).1.        Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена?

Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.        Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого.

Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (3 балла)

2.        На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.        Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге. (2 балла)

3.        В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета.

Почему в гробнице было так мало железных предметов?        Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. (3 балла)

4.        Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”        Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море. (2 балла)

5.        Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.

- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?

- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй.

- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

- Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй.

О каких сражениях идет речь?        Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии. (5 баллов)

6.        Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?        В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы. (5 баллов)

7.        Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.

Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?        Страшный циклоп - людоед Полифем, который лишился единственного глаза, потому что заснул, опьянев от выпитого вина. “Тут повалился он навзничь… не в меру напившись” пишет Гомер. (5 баллов)

8.        Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед.Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта.        Картофель, помидор, кукуруза. (5 баллов)

Максимальное количество баллов – 30.

Время выполнения (максимум) – 15 - 20 минут.

III. Станция “Картографическая

.1.        Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их).        Индия – полуостров Индостан

Греция – Балканский полуостров

(4 балла, по 1 баллу за каждую позицию)

2.        Определите по очертаниям, где изображены Египет, Индия, Финикия и Палестина, Китай, Двуречье.        1 – Индия,

2 – Египет,

3 – Двуречье,

4 – Палестина и Финикия,

5 – Китай.

(5 баллов, по 1 баллу за каждую позицию)

3.        Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено.        1 – Индия (Будда)

2 – Египет (пирамида)

3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным текстом)

4 – Финикия (корабль)

5 – Китай (компас)

6 – Греция (статуя богини Афины)

(6 баллов, по 1 баллу за каждую позицию)

Примечание: если укажут, что корабль можно отнести и к Финикии, и к Греции – поощрительный балл.

4.        Жители Египта побывали в одной из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки текут наоборот.

Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне?

Покажите ее на карте.        Египтяне были в Междуречье, где реки текут в противоположном Нилу направлении.

(5 баллов, с названием рек)

5.        Покажите на карте страну, которая стала одной из крупных держав при правителе Дарии I.        Это – Персия.

(5 баллов, за название и верное обозначение на карте).

6.        Покажите страну в юго – восточной Азии, находящуюся на большой равнине.        Китай, который находится на Великой китайской равнине.

(5 баллов, за показ и название)

Максимальное количество баллов – 30.

Время выполнения (максимум) – 15-20 минут.

IV. Станция “Компьютерная”.

Необходимо войти в программу тестирования, выбрать тему, выполнить задания в кратчайшие сроки и при наименьшем количестве подсказок (количество подсказок и время фиксируют помощники и жюри).

Количество выбранных тем и осуществленных ответов определяется хронологией выполнения заданий – 15-20 минут (время может варьироваться).

Задания могут выполнять отдельными представителями или всеми членами команды (на усмотрение организаторов).

Максимум баллов не определяется.

Список литературы

Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник. 5 класс М; “Просвещение”, 2006.

Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. – М., 1996.

Задания и задачи по истории древнего мира, М: “Просвещение”, 1996.

Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.

“Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс” учебное электронное издание “Кордис & медиа”.

Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя. Под ред. Н.И. Миницкого. Минск: “Белорусская энциклопедия”, 2003.

Урок-деловая игра по обществоведению

"Я гражданин: мои права и обязанности"

Цель:

  • Создание условий для формирования гражданственности, способствующей становлению ценностей, направленных на развитие цивилизованного общества, справедливости, демократии, уважения закона, успешной социализации интеграции в социум.
  • Вспомнить с участниками основные права человека.
  • Привести примеры о нарушениях прав человека, определить какого типа права чаще всего нарушаются.
  • Сформировать понимание о единстве права и ответственности.

Ход игры

Встреча участников. Приветствие.

Сегодня мы проведем деловую игру с элементами дискуссии "Я гражданин: мои права и обязанности". В этой аудитории собрались учащиеся старших классов нашей школы, которые не первый год изучают курс "Обществознание".

Если говорить о целях гражданского образования, то наиболее узким подходом является простое снабжение учащихся знаниями об основных правах, политических и социальных структурах нашего общества, основополагающих законах этого общества. И это хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают свои права и те законы, по которым живет наше общество. Но не менее важно и то, насколько социально зрелым будет выпускник школы, насколько он будет готов воспринимать нестабильный, драматический, но в то же время хрупкий, требующий от человека воли и мужества, любви и заботы мир.

Наша игра будет состоять из 4 частей:

Знакомство. Разбивание льда.

Дискуссия "Пустое кресло".

Дискуссия "Солнышко".

Рефлексия. Плакат "Имею право..."

Перед началом вспомним правила ведения дискуссии:

Не допускать выпадов против личности.

Высказываться четко, кратко и по теме обсуждения.

Дать высказаться всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения.

Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.

Постараться проанализировать разные точки зрения.

Не допускать излишнюю эмоциональность.

Не повторяться, продвигать дискуссию дальше через выдвижение новых идей, сообщение новой информации.

Знакомство. Разбивание льда.

Тема прав и обязанностей гражданина РФ является достаточно интересной и сложной. Сегодня мы постараемся рассмотреть основные, относящиеся ко всем гражданам РФ права и обязанности, которые закреплены в первую очередь в Конституции РФ.

- Какие права и свободы закреплены в Конституции? (ответы уч-ся)

У вас на столах листики с незаконченными высказываниями, ваша задача прочитать и закончить фразы. В течении нескольких минут пообщаться как можно с большим числом участников, найти среди них тех, кто думает также как вы.

Если есть декларация прав, то должна быть и декларация обязанностей...

Демократия это...

Гражданин России обязан...

Граждане должны знать, понимать и разбираться в том, что такое...

Граждане должны уметь...

Граждане должны быть...

Наиболее важные права человека...

Наиболее важные права ребенка...

Я знаю свои права...

- Какие из высказываний получили больше всего совпадений, а какие меньше?

(ответы уч-ся)

Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка.

Что же ребенок вправе делать или обязан соблюдать, если ему исполнилось...

На столах у вас карточки с цифрами 0; 3; 6,5; 10; 14; 18 (это возраст детей). Одна карточка на двоих. Вы должны составить перечень прав, которыми обладает ребенок, достигнув соответствующего возраста. На выполнение задания отводится 3-4 минуты, по истечении которых представляется результат работы.

С возрастом увеличивается количество прав, а также соответственно растут и обязанности.

- Давайте вспомним, какие у нас обязанности? (ответы уч-ся)

Дискуссия "Пустое кресло".

В жизни нам очень часто приходится делать выбор. Утром, когда мы одеваемся, мы думаем о том, что нам надеть. Когда вы пришли на игру вы выбрали бейдж определенного цвета, стул на который сели тоже ваш выбор. Одним из признаков демократии является право на осуществление определенного выбора. Попробуем реализовать это право в нашей аудитории. В центре зала 4 стула, на которых закреплены высказывания:

1. Человек сам творит свою судьбу.

2. Жизнь человека зависит от случайного стечения обстоятельств.

3. Жизнь человека определяется тем, что на роду написано.

4. ?

Ваша задача прочитать высказывания, выбрать то, которое вы считаете правильным и занять место рядом с ним. Т.О., формируется 3-4 группы, участники которых должны подготовить аргументы в пользу своей позиции и выбрать выступающего.

После того как выскажутся все, участникам предлагается еще раз подумать и решить вопрос о неизменности своей позиции. Подводится итог дискуссии.

Все что вы говорили это ваше мнение, и оно имеет право на существование, его вы попытались аргументировать. Хочется лишь добавить, что наравне с этим не менее важным является то, в каком государстве живет человек, какие есть у него возможности для реализации своих прав. Нередки в нашей жизни случаи нарушения прав человека, попробуем определить, какие типы прав чаще всего нарушаются.

Дискуссия "Солнышко".

У вас на столах лежат разноцветные листики и маркеры, напишите на них случаи нарушения прав человека, прав ребенка, которые могли происходить с близкими, соседями или наблюдались вами лично. Условие: один пример - один листок.

После завершение работы все участники становятся в круг и, зачитывая свои примеры, определяя тип нарушенного права выкладывают листки в форме круга на полу. Из повторяющихся или близких по смыслу выкладываются лучи, получается фигура напоминающая солнце.

Подводится итог дискуссии.

Рефлексия. Плакат "Имею право..."

А сейчас нам пригодятся цвета ваших бейджев, разделитесь по цветам на 3 группы. (красные, зеленые, желтые)

На столах бумага формата А3 и маркеры, в течении 5-10 минут вы должны нарисовать плакат "Имею право...". По окончании работы группы представляют свои плакаты.

Участники получают цветные стикеры красные, желтые, зеленые посредством которых должны будут оценить плакаты следующим образом:

наклейки красного цвета - этот плакат я повесил бы в первую очередь;

наклейки зеленого цвета - этот плакат я повесил бы во вторую очередь;

наклейки желтого цвета - этот плакат я повесил бы в третью очередь.

Подведение итогов.

Хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают свои права и те законы, по которым живет наше общество. Но не менее важно и то, насколько социально зрелым будет выпускник школы, насколько он будет готов воспринимать нестабильный, драматический, но в то же время хрупкий, требующий от человека воли и мужества, любви и заботы мир.

Через игру подростки лучше начинают понимать необходимость знания и соблюдения законов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Игра - путешествие "Математика на службе Армии"

В современных условиях, когда надо признать, что значительная часть молодежи депатриотизирована, возрастает необходимость в возрождении авторитета армии, а также адекватного понимания ее роли и места ...

Внеклассное мероприятие. Игра путешествие "Грамматическое кольцо"

«Грамматическое кольцо» — командная игра, поэтому перед ее началом необхо­димо сформировать команды учащихся из 5 человек (4 игрока и капитан). Игра может проводиться в рамках «Недели русского языка» ...

Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»

Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции...

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс...

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс...