"Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Игра проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции) в другую. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя Греция”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie_po_istorii_drevnego_mira.docx 416.27 КБ

Предварительный просмотр:

"Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс


Игра проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции) в другую. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя Греция”.

Альтернатива применения разработки мероприятия:

  • проведение урока - повторения с организацией работы по группам;
  • проведение урока - закрепления изученного, ограничиваясь только одной темой, но используя предложенную концепцию заданий
  • включение всех разделов курса Истории Древнего мира, в частности темы “Древний мир”.
  • возможно расширение типов заданий (станций).

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.

Задачи мероприятия:

  • В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
  • Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.
  • Активизировать познавательный интерес к исторической науке.

Предварительная организация мероприятия:

  • 5 классу предлагается подготовить команды (4-6 человек), придумать название, девиз и эмблему.
  • Каждая команда формирует группу поддержки, которой дается задание подготовить сценку по любому мифу и задание по нему для групп поддержки соперников (данный этап может быть или не быть на усмотрение организаторов).
  • Из учителей истории формируется жюри.
  • В качестве помощников на станциях приглашаются старшеклассники.
  • Весь процесс организует и регулирует – ведущий (педагог-предметник).

Оборудование:

  • Исторические карты, иллюстрации.
  • Карточки с названиями станций.
  • Карточки с задачами, терминами, определениями.
  • Муляжи продуктов (или настоящие продукты).
  • Компьютер. Презентация
  • Диск (учебное электронное издание “Кордис&медиа” - “Всеобщая история”). История Древнего мира, 5 класс”.
  • Секундомер.

Правила, действующие в ходе игры:

  • На каждой станции помощники организатора вносят результаты выступления команды.
  • За соблюдением правильности оценивания следит представитель жюри.
  • Задания вытягиваются представителями команды.
  • Команда на каждой станции дважды может воспользоваться помощью группы поддержки, оказание помощи фиксируется на оценочном листе в рубрике “Примечания”.
  • Дополнительный балл можно заработать за быстроту выполнения всех заданий.
  • На станции “Блиц” за каждый ответ ставится один балл (максимально возможное количество – 30 баллов)
  • На станции “Размышлялки” за ответ выставляется от 2 до 5 баллов в зависимости от сложности исторической задачи (максимально возможное количество – 30 баллов)
  • На станции “Картографическая” каждое задание может оцениваться от 1 до 5 баллов.
  • Правильные ответы оцениваются в пять баллов.
  • Ответы на задания вносятся на карточку “Игровое поле”, где необходимо записать и состав команды.

Ход мероприятия

  • Представление команд.
  • Жеребьевка (определение последовательности посещения станций)
  • Инструктаж (объяснение хронометража и сути работы на каждой станции)
  • Выдача командных оценочных листов.
  • Команда о начале игры-путешествия
  • Путешествие по станциям в соответствии с жеребьевкой
  • Общий сбор команд
  • Выступление групп поддержки
  • Жюри начисляют баллы за выступление и задания группам поддержки командам соперников
  • Команды сдают свои “Оценочные листы”.
  • Жюри проверяет ответы и подсчитывает количество баллов.
  • Подведение итогов жюри и объявление результатов.
  • Награждение победителей и призеров.
  • Каждому участнику вручается сертификат.

Задания и критерии оценивания для станций.

Примечание: в представленном – табличном виде задания раздаются помощникам и жюри на соответствующей станции. Для команд готовятся отдельные карточки с заданиями.

I. Станция “Блиц” (репродуктивные вопросы).

1.

Первая столица объединенного Египта

Мемфис

2.

Повелитель Египта, его правитель.

Фараон

3.

Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги.

Писец

4.

Знатные, знаменитые люди, советники фараона.

Вельможи

5.

Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон.

Амон – Ра

6.

Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых.

Осирис

7.

Бог земли в Древнем Египте.

Геб

8.

Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид.

Сфинксы

9.

Священная книга христиан.

Библия

10.

Царь Междуречья, создатель первых письменных законов.

Хаммурапи

11.

Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди.

Заповеди

12.

Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями.

Полис

13.

Простой народ в Греции.

Демос

14.

Избранные 9 правителей в Афинах.

Архонты

15.

Богиня охоты в Греции.

Артемида

16.

Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии.

Касты

17.

Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем.

Одиссей

18.

Место жительства греческих богов.

Гора Олимп

19.

Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли.

Гермес

20.

Способ письма в Двуречье.

Клинопись

21.

Непроходимые леса в Индии.

Джунгли

22.

Главный строительный материал в Двуречье.

Глина

23.

Люди, лишенные свободы.

Рабы

24.

Материал для письма в Китае.

Бамбук

25.

Напиток, пришедший к нам из Китая.

Чай

26.

Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии.

Конница

27.

Бог грома и молнии в Греции.

Зевс

28.

Низшие божества в Греции.

Нимфы и сатиры

29.

Поэма Гомера о Троянской войне.

“Илиада”

30.

Свернутый в трубку лист папируса.

Свиток

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Максимальное количество баллов – 30.

Время выполнения (максимум) – 15–20 минут.

II. Станция “Размышлялки” (логические задачи).

1.

Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена?

Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.

Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого.

Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (3 балла)

2.

На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.

Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге. (2 балла)

3.

В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета.

Почему в гробнице было так мало железных предметов?

Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. (3 балла)

4.

Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”

Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море. (2 балла)

5.

Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.

- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?

- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй.

- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

- Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй.

О каких сражениях идет речь?

Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии. (5 баллов)

6.

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?

В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы. (5 баллов)

7.

Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.

Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?

Страшный циклоп - людоед Полифем, который лишился единственного глаза, потому что заснул, опьянев от выпитого вина. “Тут повалился он навзничь… не в меру напившись” пишет Гомер. (5 баллов)

8.

Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед.

Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта.

Картофель, помидор, кукуруза. (5 баллов)

Максимальное количество баллов – 30.

Время выполнения (максимум) – 15 - 20 минут.


III. Разгадать кроссворд

По 1 баллу за правильное слово. Максимально – 5 баллов.

1

7

2

3

4

5

6

1.Материк, где находился Древний Египет

2.Душистое вещество

3.Выпуклое изображение на камне

4.Особое приспособление для поливки садов и огородов в Древнем Египте

5. Опасная каменистая преграда на Ниле

6. Главная река Египта

7. Ключевое слово по вертикали-







IV. Станция “Картографическая”.

Выполнить задания в к/к. По 1 баллу за ответ. Максимально – 3 балла.


https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5624a381e8d29/vnieklassnoie-mieropriiatiie-ighra-putieshiestviie-po-istorii-drievniegho-mira-5-i-klass_1.png




1.

Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их).

Индия – полуостров Индостан

Греция – Балканский полуостров

(4 балла, по 1 баллу за каждую позицию)

2.

Определите по очертаниям, где изображены Египет, Индия, Финикия и Палестина, Китай, Двуречье.

1 – Индия,

2 – Египет,

3 – Двуречье,

4 – Палестина и Финикия,

5 – Китай.

(5 баллов, по 1 баллу за каждую позицию)

3.

Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено.

1 – Индия (Будда)

2 – Египет (пирамида)

3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным текстом)

4 – Финикия (корабль)

5 – Китай (компас)

6 – Греция (статуя богини Афины)

(6 баллов, по 1 баллу за каждую позицию)

Примечание: если укажут, что корабль можно отнести и к Финикии, и к Греции – поощрительный балл.

4.

Жители Египта побывали в одной из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки текут наоборот.

Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне?

Покажите ее на карте.

Египтяне были в Междуречье, где реки текут в противоположном Нилу направлении.

(5 баллов, с названием рек)

5.

Покажите на карте страну, которая стала одной из крупных держав при правителе Дарии I.

Это – Персия.

(5 баллов, за название и верное обозначение на карте).

6.

Покажите страну в юго – восточной Азии, находящуюся на большой равнине.

Китай, который находится на Великой китайской равнине.

(5 баллов, за показ и название)

Максимальное количество баллов – 30.

Время выполнения (максимум) – 15-20 минут.


IV. Станция “Компьютерная”.

  • Необходимо войти в программу тестирования, выбрать тему, выполнить задания в кратчайшие сроки и при наименьшем количестве подсказок (количество подсказок и время фиксируют помощники и жюри).
  • Количество выбранных тем и осуществленных ответов определяется хронологией выполнения заданий – 15-20 минут (время может варьироваться).
  • Задания могут выполнять отдельными представителями или всеми членами команды (на усмотрение организаторов).
  • Максимум баллов не определяется.

Список литературы

  • Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.
  • Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник. 5 класс М; “Просвещение”, 2006.
  • Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. – М., 1996.
  • Задания и задачи по истории древнего мира, М: “Просвещение”, 1996.
  • Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
  • “Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс” учебное электронное издание “Кордис & медиа”.
  • Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя. Под ред. Н.И. Миницкого. Минск: “Белорусская энциклопедия”, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"

Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории Древнего мира в 6 классе. Игра- путешествие «Колесо истории».

Методическая разработка помогает выявить степень усвоения знаний по предмету история Древнего мира.  Развивает логическое мышление,  умение применять полученные знания на практике.  Во...

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции...

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира" 5-й класс

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.Задачи мероприятия: В игровой ф...

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс...

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по истории Древнего мира". 5-й класс...