Герой- мой прадед
творческая работа учащихся по истории (11 класс) на тему

Черкасова Алена Павловна

Идут годы, сменяются десятилетия, но этому подвигу – подвигу народа в Великой Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории. Война прошла через судьбы всех народов Советского Союза. Тяжёлым   бременем легли 1418 огненных дней и ночей битвы с фашизмом и на плечи жителей Бурятской республики, ведь именно там  в мае 1913 года родился мой прадед Попов Михаил Михайлович.

Я узнала про моего прадеда Попова Михаила Михайловича от моей мамы.  Как-то 9 мая мы с семьёй пошли на старое кладбище.  Мама купила много тюльпанов, чтобы их положить к Вечному огню. Она  рассказала мне, что прадедушка храбро сражался с фашистами и погиб под Орлом в 1943 году.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vera.docx157.85 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Война… В этом слове боль и страдания, ужас в глазах матерей и плач ребёнка, последний стон солдата, скорбь в глазах стариков. Война – это гнев, страх, смерть и горе. Война обрушилась на нашу страну всей тяжестью боли, слёз и мучений.

Идут годы, сменяются десятилетия, но этому подвигу – подвигу народа в Великой Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории. Война прошла через судьбы всех народов Советского Союза. Тяжёлым              бременем легли 1418 огненных дней и ночей битвы с фашизмом и на плечи жителей Белорусской республики, ведь именно там  в мае 1913 года родился мой прадед Попов Михаил Михайлович.

 Великая Отечественная война - не просто историческое событие, она занимает важное место в судьбах нашего народа. Ещё сегодня война живёт в чувствах и в сознании старшего поколения. В той кровавой войне,  которую называют Великой Отечественной, каждый солдат, бивший беспощадно врага, уже становился героем.

Нужно ли молодому поколению 21 века знать о событиях тех лет, о судьбе конкретных людей? Мы уверены, что нельзя забывать об ужасах войны, о страданиях людей, о смерти миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о Великой Отечественной войне, о героизме и мужестве людей, прошедших её дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле.

Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что вопросы войны рассматривались многими авторами. Но все они о людях нам мало знакомых. Мы же хотим сохранить память о конкретном человеке, который всю свою жизнь посвятил процветанию большой и малой Родины, о моём прадеде Попове Михаиле Михайловиче.

Цель работы: изучение жизни  прадеда Попова Михаила Михайловича, который погиб 15 июля 1943 года во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Провести анкетирование  среди  студентов 1-3 курсов нашего техникума с целью привлечения внимания к ВОВ, осмысления её исторического значения;
  2. изучить информационные источники о  Великой Отечественной войне;
  3. собрать сведения о жизни и гибели  Попова М. М. у своей семьи и выяснить интересные факты из жизни;

Гипотеза: Мой прадедушка - герой своей страны.

     

  1. Он сражался за Родину!

Я узнала про моего прадеда Попова Михаила Михайловича от моей мамы.  Как-то 9 мая мы с семьёй пошли на старое кладбище.  Мама купила много тюльпанов, чтобы их положить к Вечному огню. Она  рассказала мне, что прадедушка храбро сражался с фашистами и погиб под Орлом в 1943 году.    

Ни прабабушку Асю, ни прадедушку Мишу я живыми не застала, но об их крепкой и дружной семье слышала от моей бабушки Розы.

 Мой прадед Попов Михаил Михайлович родился в Бичурском районе с.Бичура в многодетной семье. У Миши было десять братьев, семья очень трудолюбивая, жили не бедно, имели две лошади и две коровы. Из-за чего в своё время их раскулачили и отправили в Томскую область. Высадили на маленьком полустанке вместе с детьми. Жили они дружно, помогали друг другу.

Мой прадед сначала вступил в комсомол, потом  в партию. В 1936 году мой прадед Михаил Михайлович заключил законный брак с Асей, моей прабабушкой. Бабушка Роза рассказала мне  о том, как,  похоронив двоих детей от голода, её  родители  не озлобились на жизнь, а продолжили  хранить  нежность и заботу друг  о  друге  и любить её, свою  маленькую дочурку. 22 июня 1941 года был сделан снимок, где они ещё все так счастливы. А  чуть позже  Михаил Михайлович, мой прадед, ушёл на фронт.

Писал он не часто, но в письмах было столько доброты и заботы о его близких и родных. Архивы писем до сих пор хранятся в нашей семье, как память о прожитых военных годах моего прадеда. Из них мы узнали о том, как он любил мою прабабушку Асю, как не хотел причинять ей  душевную боль.

Во время войны в 1942 году под Севастополем он получил первое ранение, второе настигло при взятии Кривого Рога, а третье и одну контузию  мой прадед получил на Украине в Днепропетровске. Он писал: «Пришлось пережить много за эту войну, но видно мое такое счастье, остаться живым …». Об этом прадед сообщил моей прабабушке уже только после своего выздоровления, чтобы она не волновалась.

Моя мама  Светлана Анатольевна мне рассказала, что, когда  мой прадед  был в госпитале,   его жена Ася Васильевна (моя прабабушка)  с дочкой Розой (моей бабушкой) поехали к нему - им разрешили. Но  пока они ехали, Попова Михаила Михайловича уже выписали. Он снова попал на поле битвы. Письмо о его гибели застало жену с маленьким ребёнком на вокзале… Прадедушка погиб 15 июля 1943 года в окрестностях села Сетуха Новосильского района Орловской области. Ася Васильевна даже потеряла свою дочку. Настолько ошеломило её известие о гибели любимого мужа, что она забыла о ребёнке. Слава Богу, добрые  люди ей помогли. Прабабушка так больше и не вышла замуж. Она сохранила свою любовь, говоря: «Такого, как мой Миша, я уже больше никогда не встречу».

 Когда бабушка Роза тяжело заболела, она взяла слово со своей дочери (моей мамы):   передать   детям память о прадедушке Мише, чтобы они помнили  о том, какой ценой было заработано наше право на жизнь, на то прекрасное будущее, которое забрала эта ужасная  война у наших дедов, прадедов. И добавила бабушка:  «9 мая  носить цветы на Братскую могилу при любых обстоятельствах».  

2. Помним и гордимся!

 И как нам сейчас не хватает той доброты друг к другу, той заботы и поддержки, какой окружили мою прабабушку Асю фронтовые друзья прадеда миши.  Они выжили в той страшной войне и  всю оставшуюся жизнь поддерживали  жену и дочь своего  погибшего  друга  - помогали им, чем могли. Мой прадед Миша, младший лейтенант Красной Армии,  Был награждён посмертно Орденом Отечественной войны 2 степени.

Орденом Отечественной войны 2 степени награждали тех, кто мужественно выполнял свои обязанности в экипаже самолёта при выполнении боевого задания,

Кто сбил в воздушном бою, входя в состав экипажа:

тяжело-бомбардировочной авиации — 3 самолёта;

дальне-бомбардировочной авиации — 4 самолета;

ближне-бомбардировочной авиации — 6 самолётов;

штурмовой авиации — 2 самолёта;

истребительной авиации — 2 самолёта.

Кто совершил, входя в состав экипажа:

тяжело-бомбардировочной авиации — 15-й успешно-боевой вылет;

дальне-бомбардировочной авиации — 20-й успешно-боевой вылет;

ближне-бомбардировочной авиации — 25-й успешно-боевой вылет;

штурмовой авиации — 20-й успешно-боевой вылет;

истребительной авиации — 50-й успешно-боевой вылет;

дальне-разведывательной авиации — 20-й успешно-боевой вылет;

ближне-разведывательной авиации — 25-й успешно-боевой вылет;

корректировочной авиации — 10-й успешно-боевой вылет;

авиации связи — 50-й успешно-боевой вылет с посадкой на своей территории и 20-й успешно-боевой вылет с посадкой в районе расположения своих войск на территории, занятой противником;

транспортной авиации — 50-й успешно-боевой вылет с посадкой на своей территории и 10-й успешно-боевой вылет с посадкой в районе расположения своих войск на территории, занятой противником.

Кто сумел восстановить, освоить и использовать захваченный трофейный самолёт в боевых условиях;

Кто сумел восстановить не менее 5 самолётов на передовом аэродроме под огнём противника;

Кто лично артиллерийским огнём уничтожил 1 тяжёлый или средний, или 2 лёгких танка (бронемашины) противника, или в составе орудийного расчёта — 2 тяжёлых или средних, или 3 лёгких танка (бронемашины) противника;

Кто уничтожил огневые средства противника огнем артиллерии или миномётов, обеспечив успешные действия наших войск;

Кто подавил огнем артиллерии или миномётов не менее 3 батарей противника;

Кто уничтожил огнём артиллерии не менее 2 самолётов противника;

Кто своим танком уничтожил не менее 3 огневых точек противника и тем содействовал продвижению нашей наступающей пехоты;

Кто, состоя в экипаже танка, успешно выполнил 3 боевых задания по уничтожению огневых средств и живой силы противника или уничтожил в боях не менее 3 танков противника или 3 орудий;

Кто под огнём противника эвакуировал с поля боя 2 танка, подбитых противником;

Кто гранатами, бутылками с горючей смесью или взрывпакетами уничтожил на поле боя или в тылу противника вражеский танк;

Кто, руководя частью или подразделением, окружёнными противником, разбил противника, вывел свою часть (подразделение) из окружения без потери вооружения и военного имущества;

Кто пробрался к огневым позициям противника и уничтожил не менее одного орудия, трёх миномётов или трёх пулемётов противника;

Кто ночью снял сторожевой пост (дозор, секрет) противника или захватил его;

Кто из личного оружия сбил один самолёт противника;

Кто, борясь с превосходящими силами противника, не сдал ни пяди своих позиций и причинил противнику большой урон;

Кто организовал и поддерживал в сложных боевых условиях непрерывную связь командования с войсками, ведущими бой, и тем самым способствовал успеху операции наших войск;

Кто, входя в состав экипажа корабля, самолёта или боевого расчёта береговой батареи, вывел из строя или повредил боевой корабль или один транспорт противника;

Кто захватил и привёл в свою базу транспорт противника;

Кто своевременным обнаружением противника предотвратил нападение на корабль, базу;

Кто обеспечил успешное маневрирование корабля, в результате чего утоплен или повреждён корабль противника;

Кто умелой и чёткой работой обеспечил успешную боевую работу корабля (боевой части);

Кто организовал бесперебойное материально-техническое обеспечение части, соединения, армии и тем самым способствовал успеху части, соединения.

  1. Что пережил мой прадед

Перебирая письма своего прадеда, мне захотелось узнать как можно больше информации о ходе Великой Отечественной войне. Из строк,  написанных Михаилом Михайловичом, мы узнали, что он был ранен под Севастополем в 1942 году. Какие же события происходили на фронте в тот период войны? Ведь мой прадед упомянул только о ранении и ни слова о тех сражениях. События и подвиги защитников Севастополя в начале июля 1942 года остались         неизвестными         страницами                войны. 
         В мае 1942 года в результате упреждающего наступления немцы разгромили войска Крымского фронта и полностью захватили Керченский полуостров. Это позволяло им бросить все имеющиеся силы на Севастополь. Советское командование прекрасно это осознавало. Командующий Северо-Кавказским фронтом маршал Семен Михайлович Буденный 28-го мая направил руководству СОРа директиву №         00201/оп.:
       «…Приказываю: 1. Предупредить весь командный, начальствующий, красноармейский и краснофлотский состав, что Севастополь должен быть удержан любой ценой. Переправы на Кавказский берег не будет…». 7 июня 1942 года после пяти суток мощного артиллерийского обстрела и авианалетов немцы начали третий штурм города. В итоге жесточайших боев 26 июня они овладели всей внешней линией обороны. В следующие дни ситуация постоянно ухудшалась. Гитлеровцы захватили Сапун-гору и Малахов курган. 
30 июня был свернут командный пункт ПВО Черноморского флота. По приказу командования были сброшены в море у м. Фиолент 2 радиолокационные станции воздушного обнаружения РУС-2. Оперативная служба ПВО была прекращена. Средства связи не работали. ПВО перестала существовать, а сигналы оповещения о воздушном противнике более не передавались. 
       В течение ночи на 30 июня немцы подтягивали силы и сосредотачивали их в трех районах: в районе хуторов Золотая Балка, Дергачи и Килен-балки. Всю ночь производилась переброска немецких войск с Северной стороны на южный берег Северной         бухты. 
       Хутор Бермана, Юхарина балка, хутор Николаевка, Хомутовая балка, Лабораторная балка, слобода Корабельная, город, бухты к западу от города и район башенной батареи № 35 подверглись сильному артиллерийскому обстрелу. Сотни самолетов бомбили город, аэродром Херсонесский маяк и 35-ю         батарею. 
         На аэродроме Херсонесский маяк доукомплектовывался отдельный стрелковый батальон военно-воздушных сил, и из химических частей береговой обороны главной базы был сформирован второй батальон. Оба эти батальона составляли         резерв командования         СОРа. 
       С рассветом 30 июня немцы после мощной артподготовки и авианалета возобновили атаки по всему фронту, нанося главные удары по Балаклавскому шоссе, в направлении на Куликово поле и по Лабораторному шоссе, в направлении         к         вокзалу         станции         Севастополь. 
          Между 8 и 12 часами немецкая пехота и танки, действовавшие вдоль Балаклавского шоссе на участке 9-й бригады морской пехоты, прорвали нашу оборону в районе хутора Максимовича и вышли к хутору Николаевка и на юго-западные скаты Хомутовой балки. Во вторую половину дня, развивая наступление под прикрытием артиллерии и авиации, немцы заняли хутор Максимовича и хутор Николаевку. 

Остатки Приморской армии, лишённые высшего командования, отошли на мыс Херсонес, где сопротивлялись ещё три дня. Немецкий генерал Курт фон Типпельскирх заявил о захвате на мысе Херсонес 100 тыс. пленных, 622 орудий, 26 танков и 141 самолётов. Манштейн более осторожно сообщает о том, что на крайней оконечности полуострова было взято в плен 30 000 бойцов Красной Армии и около 10 000 в районе Балаклавы. По советским архивным данным число пленных не превышало 78 230 человек, а захвата авиационной техники не было: остававшиеся в строю на момент 3-го штурма самолёты были частично передислоцированы на Кавказ, частично сброшены в море и затоплены. В период с 1 по 10 июля 1942 года из Севастополя всеми видами транспортных средств было вывезено 1 726 человек, в основном, командно-политический состав армии и флота.

Общие потери советских войск за весь период обороны Севастополя с 30 октября 1941 года по начало июля 1942 года составили 200 481 чел., из них безвозвратные потери — 156 880 чел., санитарные — 43 601 чел.

За взятие Севастополя командующий 11-й армией Э. фон Манштейн получил звание фельдмаршала, а весь личный состав армии — специальный нарукавный знак «Крымский щит».

3 июля 1942 года Совинформбюро дало сводку о потере Севастополя:

Севастополь оставлен советскими войсками, но оборона Севастополя войдёт в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких её страниц. Севастопольцы обогатили славные боевые традиции народов СССР. Беззаветное мужество, ярость в борьбе с врагом и самоотверженность защитников Севастополя вдохновляют советских патриотов на дальнейшие героические подвиги в борьбе против ненавистных оккупантов.

Узнав историю о Севастополе, мы осознали, как много пришлось пережить моему прадеду, какой истинный смысл он вложил в написанные им строки …

Заключение

В результате обработки данных проведённого опроса было установлено, что большинство обучающихся ГАПОУ РБ «РМТ» активно интересуются событиями Великой Отечественной войны, что свидетельствует об их неравнодушии к подвигу советского народа.      Наблюдается явная осведомлённость студентов в области знаний, касающихся событий Великой Отечественной войны. Сегодня обучающиеся   воспринимают Великую Отечественную войну как самое великое, самое тяжёлое и самое главное событие в национальной истории. События Великой Отечественной войны ещё не потеряли своей значимости. День Победы в сознании большинства учеников — это большой праздник, важное событие не только для них самих, для их семьи, но и для всей страны.

Во время подготовки проекта мы  изучили  информационные источники о  Великой Отечественной войне. Мы собрали сведения о жизни и гибели  Попова Михаиле Михайловиче у семьи Егоровых. В этом нужном деле нас поддержали и помогли нам  все родственники.

                 Поставленной цели по сбору и систематизации материалов  по изучению  жизни  прадеда  Попова Михаиле Михайловиче достигли.  Гипотезу доказали.

 

Список литературы

  1. Г. И. Ванеев. Севастополь 1941–1942. Хроника героической обороны.
  2. Интернет ресурсы  http://sev-info.ru/sevastopol/1941-1945/oborona-1942.
  3. Семейный архив (фотографии, письма, документы).
  4. ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ДОКУМЕНТОВ «ПОДВИГ НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.» http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

     

Приложение

Анкета

  1. Интересуют ли Вас события Великой Отечественной войны?
  2. Какая страна первой начала военные действия?
  3. Из каких источников Вы получаете информацию о Великой Отечественной войне?
  4. С какими художественными произведениями о  Великой Отечественной войне вы знакомы? (перечислите)
  5. Великая Отечественная война для Вас это…

1.        Интересуют ли Вас события Великой Отечественной войны?

2.        Какая страна первой начала военные действия?

3.        Из каких источников Вы получаете информацию о Великой Отечественной войне?

4. С какими художественными произведениями о Великой Отечественной войне  вы знакомы? (перечислите)

Наиболее читаемыми произведением оказались: повесть «А зори здесь тихие» (20 %), поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» (16 % от общего числа опрошенных), «Судьба человека» (по 14 %). Указывали также «Горячий снег», «В списках не значился», «Молодая гвардия», «Матерь человеческая» и другие.

  1. Великая Отечественная война для вас это…

 На вопрос: «Великая Отечественная война для Вас это…» было предложено три варианта ответа, выбрать можно было лишь один. Ответы распределились следующим образом: большинство учеников ответили, что Великая Отечественная война — «Великий подвиг советского народа, который предопределил будущее России» (75 %), «Уважение к ныне живущим участникам войны» (22 %), оставшиеся указали, что Великая Отечественная война — это «Далёкое прошлое, скорбь по погибшим» (3 %) .

Государственное автономное профессиональное

 образовательное учреждение Республики  Бурятия

 «Республиканский межотраслевой

 техникум »

Научно – исследовательская работа

 на тему:C:\Users\бмти\Desktop\на конференц работа\normal_9may-orden-pobedy.jpg

«Великая Отечественная война

в истории моей семьи»

Выполнила:

Студентка 2 курса Попова Вера

Научный руководитель:

                                                                                  Педагог- психолог

 Черкасова А.П.

 Новоильинск

2015

Оглавление.

            Введение  …………………………………….................................................3

  1. Он сражался за Родину! ……………………………………….............5
  2.  Помним  и гордимся! …………………………………………………7
  3. Что пережил мой  прадед ………………………………………….…10

           Заключение  …………………………………………………………………14

      Список литературы

      Приложение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение учащегося 6б класса Абеляшева Константина "Мой прадед - герой"( руководитель Чернухина Е.Н.)

Накануне 70-летия Великой Победы шестиклассник Костя Абеляшев по рассказам мамы и материалам, который они на шли на сайте "Подвиг народа",  собрал сведения о своём прадеде....

Конспект мастер-класса на тему: «Мой прадед – герой»

Лепка из глины барельефа с изображением воина-героя....

Наш прадед - ГЕРОЙ!

Чуб Василий Андреевич(1 августа 1922г – 16 июля 1979г)Война началась, когда нашему прадедушке было 19 лет. В это время он был курсантом Иркутского авиационного училища, которое закончил раньше в...

Мой прадед - Герой!

Как-то, на одном из классных часов, посвященных подвигу народа, дети рассказывали о своих родственниках, которые, ценой своей жизни, обеспечили мир на Земле. Это одна из работ, ученицы 7 класса - Ники...

Мой прадед - настоящий герой!

Рассказ про моего прадеда, который участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года по май 1945 года и освобождал Польшу и Берлин, подготовлен для проекта "Вахта памяти".Сведения (докуме...

«Мой прадед - Герой Советского Союза – Адушкин И. П.»

laquo;Мой прадед - Герой Советского Союза – Адушкин И. П.»...

Мой прадед – Герой Советского Союза

Мелькова Ульяна:Проследить боевой путь П.Н. Сухоручкина.Отметить боевые заслуги моего прадедушки.Проанализировать вклад П.Н. Сухоручкина в разгром немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечест...