Мастер-класс "Не забывайте те грозные года"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Мастер -класс разработан в форме игры "Брейн-ринг". Игра состоит из четырех раундов. по четыре вопроса. Матерал содержит вопросы по Великой Отечественной войне. Данную разработку можно использовать как при проведении в 9, 11 классах уроков повторения по теме "Великая Отечественная война", либо как внеклассное мероприятие. Команды за правильные ответы получают звездочки-баллы, которые прикрепляются к магнитной доске. В конце игры получается салют Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Усова Светлана Фёдоровна, учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 4» г. Сосногорска

МАСТЕР – КЛАСС

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри! Приветствую вас на своём мастер-классе. В руках у меня обычный предмет, но он напрямую связан с темой нашей встречи.

Это ложка уроженца Кировской области Кузнецова Василия Сергеевича. От самой Москвы до Рейхстага он прошагал с этой ложкой   всю войну.

Приближается знаменательное событие –семидесятилетие со дня победы в Великой Отечественной войне. Как учитель истории, на мастер-классе не могла пройти мимо самой знаменательной, героической и трагической   страницы нашей истории -  Великой Отечественной войны.

 События последнего времени показали, что происходят попытки изменить, исказить, сфальсифицировать историю войны. Факты перетасовываются, что крайне недопустимо.

Поэтому, на мой взгляд, история становится одним из социально значимых предметов.  И моя задача как учителя истории донести до молодого поколения истинные достоверные факты о той войне.

Но это не только моя задача – это задача каждого российского гражданина. Любой из нас должен помнить и знать историю своей страны. Ведь знать прошедшее – это значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Нам нельзя забывать те грозные года. Предлагаю вам сегодня вспомнить некоторые страницы нашей славной истории.

  1. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны?
  2. Какая песня стала музыкальным символом Великой Отечественной войны.  
  3. Назовите имя героя Советского Союза, земляка, именем которого названа улица нашего города.
  4. Народный артист СССР, чей голос стал символом военных лет. (Диктор Всесоюзного радио Юрий Борисович Левитан)
  5. Как называлась реактивная установка, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии советской армии? (Катюша)
  6. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней)

Те, кто отвечали верно на вопросы, получали по георгиевской ленточке. Попрошу, тех у кого в руках георгиевские ленточки выйти на сцену.  Вас троих прошу сесть за этот столик, а вас –за другой. Предлагаю вам сыграть в игру Брейн-ринг, чтобы освежить наши знания по войне.

         Как вы знаете, у любой игры есть правила, и Брейн-ринг не исключение. Здесь правила таковы.

      На правах ведущего буду читать вопрос, команда будет отвечать не позднее, чем через минуту после удара гонга. Отвечать будет команда, которая первой поднимет флажок.

      Если команда подняла флажок до удара гонга, то команда лишается права дать ответ на поставленный вопрос и право ответа переходит к другой команде. В случае, если ответ был дан   верный, то команда получает очко-звездочку, если нет,-то вторая команда продолжает обсуждать и по прошествии минуты отвечает. Если ни та, ни другая команда не смогли дать верный ответ, то вопрос выносится в зрительный зал.

Информация предупреждение для болельщиков и зрителей: в случае подсказки в любой форме наши наблюдатели (мы попросим ими стать членов   жюри) имеют право удалить виновного из зала до конца игры, а вопрос будет снят.

В сегодняшней игре четыре раунда, в каждом четыре вопроса. Вопросы посвящены основным периодам Великой Отечественной войны:

1 раунд: Вторжение

2 раунд: Ответный удар

3 раунд: Освобождение

4 раунд: Победа!!!

Каждый вопрос имеет свою цену- от одной до трех звезд –баллов.

Итак, желаем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

Объявляется начало первого раунда (удар гонга).

Раунд 1.  «Вторжение».

Розыгрывается 1 очко. 

Вопрос №1. Назовите точное время нападения фашистской Германии на Советский Союз.                                                              Ответ: 22 июня 1941 года в 4.оо

 Розыгрывается 1 очко.

 Вопрос №2. Какой город во время Великой Отечественной войны пережил четыре штурма, при этом трижды переходил из рук в руки.       Ответ: Город Харьков. Гитлер называл его «замком, который открывает украинское пространство".

Розыгрывается 1 очко

Вопрос №3. Какой прибор и в каком городе звучал в радиоэфире, обозначая начало или отбой воздушной тревоги.                        Ответ: В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой.

Розыгрывается 1 очко

Вопрос №4.Стоп-кадр. В каком городе-герое сделано фото и какому событию начала войны посвящён этот мемориал?                            Ответ: Город-герой Брест. Оборона Брестской крепости.

Розыгрывается 1 очко (запасной вопрос)

Вопрос №5. 7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся парад. Куда уходили солдаты прямо с парада                          Ответ: На бой, для проведения контр-операции под Москвой.

Раунд 2. «Ответный удар»

Розыгрывается 1 очко

Вопрос №1.Город – герой, с обороны которого начался коренной перелом Великой Отечественной войны.                                                          Ответ: Сталинград

Розыгрывается 2 очка

Вопрос№2. В честь какого события был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны в Москве?            Ответ: Освобождение Белгорода и Харькова

Розыгрывается 2 очка

Вопрос №3. В   честь каких   русских полководцев были названы боевые наступательные операции под Курском?                          Ответ:(Кутузов, Румянцев)

Розыгрывается 1 очко

Вопрос №4.Стоп-кадр. Какой танк снят на фото и чем он знаменит.

Ответ:(Танк Т – 34, был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны?

Запасной вопрос   1 очко

Вопрос №5. Город – герой, у которого летом 1943 г. был закреплён коренной перелом в пользу                                         Ответ: СССР, знаменитая «дуга». (Курск)

Раунд 3. «Освобождение»

Этот раунд посвящён именам людей, которые внесли свой особый вклад в общее дело Победы в Великой Отечественной войне.

    Внимание! Разыгрывается 1 очко.

Вопрос №1. Имя летчика, Героя Советского Союза, который, не смотря на ранение и ампутацию ног, освоил протезы, добился возвращения в авиационный полк и сбил еще 7 самолетов.       Ответ: Алексей Петрович Маресьев

Розыгрывается 1 очко

   Вопрос 2.Знаменитый летчик, единственный трижды герой Советского Союза до конца войны.                                                                Ответ: Александр Покрышкин.  До конца войны знаменитый летчик был единственным трижды героем Советского Союза: третью "Золотую звезду" ему вручили 19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов. Георгий Жуков стал трижды героем 1 июня, а Иван Кожедуб - 18 августа 1945 года- уже в послевоенное время

 Розыгрывается 1очко

Вопрос №3.Назовите  автора следующих строк:  «Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле».             Ответ: Александр Трифонович Твардовский – поэма «Василий Тёркин»

Розыгрывается 3 очка

Вопрос №4.Стоп-кадр. Назовите фильм, песню и имя актёра, который после выхода картины на экран в 1943 году проснулся знаменитым.

                            Ответ: Песня «Тёмная ночь», х/ф «Два бойца»,  Марк Бернес

Запасной вопрос на 1 очко

Вопрос№5.Военный корреспондент, автор стихотворения «Жди меня», положенного на музыку.                                        Ответ: поэт Константин Симонов

                                                                   Раунд 4. «Победа!»

В четвёртом раунде вам предлагается вспомнить факты, связанные с окончанием ВОВ.

Розыгрывается   3 очка

Вопрос №1. Кто и когда водрузил знамя Победы над Рейхстагом? 

Ответ: 30 апреля   1945 года разведчики Михаил Егоров и Мелитон Кантария, прикрывал лейтенант Алексей Берест

 Розыгрывается   2 очка

Вопрос№2. Когда был подписан акт о капитуляции Германии?    

Ответ: 8 мая 1945 года в 22:43 по центрально европейскому времени   (9 мая в 0:43 по московскому времени).

Розыгрывается  1 очко

Вопрос№3. Какая русская певица 2 мая 1945 выступила в Берлине с концертом, после которого углём поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат.

Ответ: Лидия Андреевна Русланова. Она не только давала концерты для солдат в течение всей войны, но и на свои собственные средства приобрела две батареи Катюш, которые были отправлены на Первый Белорусский фронт.

           Розыгрывается  2 очка

Вопрос №4.Стоп-кадр.  Архивное фото Парада Победы. Кто командовал Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 года и, кто его принимал?  

Ответ: Рокоссовский и Жуков

Все четыре раунда завершились. Правила игры требуют подведения итогов. Попрошу все три команды    и прикрепить свои звездочки.  (Звездочки   прикрепляются на магнитную доску, на которой изображены разноцветным маркерами полоски. В результате получился салют). Победителем стала команда такая то. Дарим всем георгиевские ленточки.  Чего-то не хватает.... Давайте озвучим.

1 команда: ВЖИК

2 команда: ШШШШ

Все: Ура!

   (салют!!!)

 Благодарю всех   участников и болельщиков, прошу пройти в зал. Василия Сергеевича Кузнецова   уже нет, но жива память о нем, и  том поколении. А ложка прошагала еще раз вместе с нами дорогами войны с нашей помощью.

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Использовать их можно как на разных этапах урока, так и построить весь урок в форме игры.

       Игра «Брейн-Ринг» имеет тематическую направленность и сохраняет на своем протяжении ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание и память. Она приносит прямую пользу не только участникам команд, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах.

       Кроме того, любой вариант игры, простой или сложный, способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения. Все это, вместе взятое, может помочь участнику определить свои способности.

               

 

 

 

 Каждое  поколение, как  и каждый человек, учится на собственном опыте. История же былых времен должна учить всех нас. И в этом так же одно из главных ее предназначений. Важно лишь правильно  воспринять  ее уроки.

 Знать прошедшее – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне, «история – это учитель  жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»

Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...

"Книга мастеров" (классный час)

Методическая разработка по профессиональной ориентации в 3-4 классах....

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...