«СССР в годы коллективного руководства». Поэзия и диссидентство середины 1960х- середины 1980х гг.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

В конспекте дается оценка диссидентскому движению и его отражению в поэзии 1960х-1980х г.

 В ходе урока развиваются аналитические способности учащихся на примере анализа исторических документов, видеосюжетов, литературных произведений. К конспекту  прилагается презентация, состоящая из 5 частей,  тест историчского документа, Ссылки на видеосюжеты расположены в конспекте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН (КОНСПЕКТ) УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 учителя истории МОУ «Миасская СОШ №1» Красноармейского района Соколовой С.Г.

  1. 11 класс
  2. Тема «СССР в годы коллективного руководства».

 Поэзия и диссидентство середины 1960х- середины 1980х гг.

  1. Цель занятия: Изучение эпохи застоя через творчество диссидентов.

Задачи:

1 Дать оценку диссидентскому движению и его отражению в поэзии 1960х-1980х г.

2 Развивать аналитические способности учащихся на примере анализа исторических документов, видеосюжетов, литературных произведений.

3  Воспитание гражданской позиции и патриотизма.

  1. Тип: занятие по сообщению нового учебного материала. Урок-дуэт
  2. Средства обучения
  • Н.В. Загладин, С.И. Козленко  История России XX – начало XXI века: учебник 11 кл. - М: Русское слово, 2009.
  • А.В.Филиппов История России 1945-2008: Книга для учителя. - М: Просвещение, 2008.
  • Раздаточный материал – тексты документа «Гражданское обращение», стихотворения В.Высоцкого «Охота на волков», Р.Рождественского «Обращение в XXX век»
  • Видеосюжеты:

       http://ru.wikipedia.org/wiki/Диссиденты_в_СССР

www.youtube.com/watch?v=3A9G9kXagJc

www.youtube.com/watch?v=WwxB9FCHAz4

http://video.mail.ru/mail/9693169/470/490.html

www.youtube.com/watch?v=5n22-EjPFSI

  • Авторская презентация
  1. Этапы учебного занятия.

1.Организационный этап.

2.Этап  подготовки учащихся  к активному усвоению нового материала.

Добрый день. Сегодня у нас не обычный урок – урок-дуэт, история и литература.

 Учитель истории.  Как на ваш взгляд, взаимосвязаны ли два эти предмета?

Какой исторический период  мы изучаем?                                                                                                   СЛАЙД 1-2

Почему этот период называют периодом застоя, консервации?                                                          СЛАЙД 3

Как жилось людям в этот период?                                                                                                                  СЛАЙД 4-5

Учитель литературы. А вот как об этом времени сказал поэт И.Бродский

В царстве лжи и греха

Я б восстал, я сказал бы: «Поспорим!»

Но мои потроха Протестуют... А я им - покорен.

Тяжко день ото дня Я влачусь. Задыхаясь. Тоскуя.

Вдруг пропорют меня - Ведь собрать потрохов не смогу я.

Учитель литературы.  Как автор характеризует современное ему время и страну? Как можно назвать поэта, который отрицательно относится к существующей идеологии?                                        СЛАЙД 6-7

Подавляющее число диссидентов – это литераторы. Почему?  

Какой вид литературы  может выступить как наиболее разящее оружие? Почему?                    

Учитель истории.  Итак, мы определили три ключевых понятия нашего урока: застой, диссиденты, поэзия.  Попробуйте сформулировать тему нашего урока и цель                                           СЛАЙД 8-9

3. Этап усвоения новых знаний.

                                                                                                                                  Учащиеся записывают тему урока

Учитель истории.  Когда в СССР  появились диссиденты?

В период «Оттепели», так как были  даны  определённые демократические свободы

Но времена свежего ветра свободы закончились. Во власть постепенно проникали представители теневой экономики и мафиозные структуры. Качество жизни все более ухудшалось, промышленность и сельское хозяйство находились в упадке. Огромные средства страна тратила на вооружение и участие в региональных конфликтов. Наша страна оказалась в тупике развитого социализма.  Это не могло не сказываться на судьбах простых людей. Вынужденные приспосабливаться к политической и идеологической реальности, они привычно повторяли государственные лозунги, при этом могли думать иначе, а свою повседневную жизнь строили на основе общечеловеческих истин и «житейской мудрости». Что делать?

Учитель литературы. На этот вечный вопрос пытались ответить поэты. И в первую очередь поэты, признанные властью, допускаемые до читателя, слушателя. Но и в  их поэтическом слове слышны диссидентские нотки.

Роберт Рождественский                                                                                                                                    СЛАЙД 10

Видеосюжет из к/ф «Застава Ильича»

Учитель истории.  Обратите внимание на огромную аудиторию слушателей. Почему так много молодёжи в зале? Почему  такой интерес и внимание на лицах?

Чтение учеником стихотворения «Ты же звал меня»

Учитель литературы. От какого лица Р. Рождественский пишет это стихотворение? К кому он обращается?                                                                                                                                          обсуждение

Андрей Вознесенский                                                                                                                                            СЛАЙД 11

Учитель истории.  Вспомните о его конфликте с Н.С. Хрущевым на злополучной встрече в Кремле. Он поделил своё поколение в поэзии на «горизонтальное» (по возрасту) и «вертикальное» (по совести и таланту)

    Видеосюжет Вознесенский читает  «Я в кризисе»

Учитель литературы.   Обратите внимание на костюм поэта: уже этим он пытается показать своё Я. О каком кризисе идёт речь? Как поэт сам объясняет причину этого кризиса?  Нравственно-психологические проблемы. А чем вызваны они – это додумывает каждый.                                                              обсуждение

Евгений Евтушенко                                                                                                                                               СЛАЙД 12

Чтение учеником стихотворения «Идут белые снеги»

Учитель литературы. Почему эти официально признанные поэты называли себя диссидентами в кавычках?                                                                                                                                                                  СЛАЙД 13

Поэты, заявившие о себе  в 60-х, лучшие свои стихи написали в 70-80х. В них сказалась боль от крушения иллюзий. Эта боль и стала отражением духовного состояния общества.

Учитель истории.  На прошлом уроке мы говорили о внешней политике и сравнили две войны этого периода: во Вьетнаме и Афганистане. Почему американцы подняли знамя пацифизма, а в СССР против войны в Афганистане выступали лишь отдельные граждане, например  академик А.Сахаров?

Но постепенно складываются формы протеста.        Отдельные акты неповиновения                 СЛАЙД 14

В январе 1969 г. произошло событие неизвестное тогда никому. Младший лейтенант советской армии В.Ильин совершил покушение на Л.И.Брежнева и А.Н.Косыгина. Автомобили с членами правительства и космонавтами направлявшиеся  в Кремль подверглись обстрелу. Шофер погиб. В.Ильин 18 лет провёл в психиатрической больнице.    

                                                                                                                                                                                  СЛАЙД 15

В. М.Са́блин  — офицер Балтийского флота, капитан 3-го ранга 9 ноября 1975 года поднял восстание на большом противолодочном корабле «Сторожевой».По официальной версии, пытался угнать БПК «Сторожевой» в Швецию.

По версии самого В. Саблина, корабль направлялся в Кронштадт в знак протеста против отхода партии и правительства от ленинских положений в строительстве социализма с целью выступить по Центральному телевидению с обращением к Брежневу и изложением своих взглядов.             СЛАЙД 16

Как вы думаете, почему таких примеров не много? Почему в них участвуют «одиночки»?

Новой формой протеста стали «митинги гласности»                                                                             СЛАЙД 17-19

Первым громким политическим процессом нового времени стало в 1965-1966 гг. дело писателей А. Синявского и Ю. Даниэля. Писатели несколько лет тайно публиковали за границей свои произведения. Их псевдонимы Абрам Терц и Николай Аржак (соответственно) были раскрыты органами госбезопасности Обоих писателей-«подпольщиков» арестовали в сентябре 1965 и предъявили им обвинение в «антисоветской агитации и пропаганде» (статья 70 Уголовного кодекса РСФСР). В печати развернулась интенсивная «разоблачительная» кампания. Государственный пиар вызвал не совсем те результаты, на которые рассчитывала власть: не только за рубежом, но и в СССР начались общественные выступления в защиту арестованных писателей. Совершенно необычным для советских граждан (порядком отвыкших от свободных манифестаций) стал «митинг гласности»

Анализ документа   «Гражданское обращение»

  • Автор документа поэт Александр Есенин-Вольпин. Каковы его политические взгляды?
  • Что осуждает автор?
  • К чему призывает?
  • Каковы прогнозируемые последствия этого призыва?

На площадь вышло около 200 человек. Основным его лозунгом стали слова: «Уважайте Конституцию - Основной закон Союза ССР». Через несколько минут митинг был разогнан сотрудниками КГБ, примерно 20 человек задержано, спустя два часа все отпущены.  Почему?    

Студенты, участвовавшие в митинге, были отчислены из вузов. Почему?                                    СЛАЙД 20

 Через несколько месяцев, в сентябре 1966 года специально для таких случаев в УК был внесена статья 190-3: «организация или активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, или сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти.

Стремление к свободе творчества рождало потребность в развитии свободной личности.

5 декабря 1965 года считается днем рождения советского правозащитного движения         СЛАЙД 21

С 1965 г. молчаливая демонстрация протеста на Пушкинской площади стала традиционной. Стал формироваться новый тип социального поведения, одной из главных черт которого было игнорирование негласных запретов власти, не имевших никакого законного основания. Людей, следующих именно этому типу поведения, стали впоследствии называть «диссидентами» и уже без «», правозащитниками.

 В феврале 1966 г. А. Синявский был осужден на 7 лет лагерей, а Ю. Даниэль - на 5.                  СЛАЙД 22

Власть проявляла неспособность и нежелание вести открытый диалог с обществом о путях дальнейшего развития страны.

Окончательно надежды на либерализацию режима рухнули в 1968 г., когда на территорию Чехословакии, провозгласившей курс на демократические и экономические реформы, были введены советские войска. 25 августа 1968 г. на Красной площади в Москве восемь человек  устроили молчаливую сидячую демонстрацию, основным лозунгом которой стали слова «За вашу и нашу свободу». Демонстранты были арестованы сотрудниками милиции и КГБ, избиты и доставлены в отделение милиции. Семеро из них поплатились свободой за участие в акции протеста.        СЛАЙД 23-24


               С конца 1960-х гг. возникли легальные правозащитные организации: «Инициативная группа защиты прав человека в СССР» (1969 г.), Московская Хельсинкская группа (1976 г.).Комитет прав человека (1970 г.),
Инициаторами были Валерий Чалидзе, Андрей Твердохлебов и академик Сахаров, все трое - физики. Позже к ним присоединился Игорь Шафаревич, математик, член-корреспондент АН СССР. Комитет занимался следующими проблемами: сравнительный анализ обязательств СССР по международным пактам о правах человека и советского законодательства; права лиц, признанных психически больными.

Особенно усиливается деятельность этих организаций во второй половине 70х. Почему?     СЛАЙД 25-27

В эпоху застоя сложились и новые формы борьбы с диссидентством. Насильственное лечение в психиатрических лечебницах, запрет на публикацию произведений, лишение званий и наград, принуждение к эмиграции. А.Д.Сахарова лишили званий и в городе Горьком(Нижнем Новгороде) посадили под домашний арест.                                                                                                                         СЛАЙД 28

Правозащитное движение в СССР было к концу 70-х - началу 80-х практически подавлено.

Очень важной частью диссидентского движения  стал «самиздат» и «тамиздат».

Что это такое? Когда и в связи, с чем он появился?                                                                                      СЛАЙД 29                                                                                                                                  

В самиздатовских сборниках издавались стихи неофициальных поэтов. Затем, последовали переводы, рассказы, лагерные воспоминания.  Таким образом, распространялись произведения более трёхсот авторов. Много стихотворений было в самиздатовских сборниках «Хроника текущих событий», журналах «Вече», «Поиски», «Варианты», «Поединок» Мало кому из редакторов «Хроники» удавалось долго оставаться на свободе. Несмотря на аресты, «Хроника» выходила целых 15 лет. Всего вышло 64 выпуска.   Бытовала  поговорка: «Сам пишу, сам издаю, сам распространяю, сам и отсиживаю за это».                                          

                                                                                                                                                                  СЛАЙД 30-31

Учитель литературы.        Наиболее популярными были острые стихи Иосифа Бродского, Александра Галича, Наума Коржавина.

Иосиф Бродский   Лауреат Нобелевской премии                                                                                       СЛАЙД 32                                                                                                                        

Ленинградец. Раннее признание, не печатали. Сама судьба словно слепок с судьбы целого поколения. 29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень». В статье Бродский клеймился за «паразитический образ жизни». Стихотворение «Люби проездом родину друзей…» было исковеркано авторами фельетона следующим образом: первая строчка «Люби проездом родину друзей» и последняя «Жалей проездом родину чужую» были объединены в одну «люблю я родину чужую».

Учитель истории.  13 февраля 1964 года Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве.  Два заседания суда над Бродским были законспектированы Фридой Вигдоровой и составили содержание распространявшейся в самиздате «Белой книги».

Судья: А вообще какая ваша специальность?

Бродский: Поэт, поэт-переводчик.

Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья: А вы учились этому?

Бродский: Чему?

Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…

Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.

Судья: А чем же?

Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…

Судья: У вас есть ходатайства к суду?

Бродский: Я хотел бы знать: за что меня арестовали?

Судья: Это вопрос, а не ходатайство.

Бродский: Тогда у меня нет ходатайства.

Учитель литературы. Он был сослан в Архангельскую область 

12 мая 1972 года Бродского  поставили перед выбором: эмиграция или «горячие денёчки», то есть тюрьмы и психбольницы[12]. К тому времени Бродскому уже дважды приходилось проводить по несколько недель в психиатрических больницах, что было для него намного страшнее тюрьмы и ссылки.[13] Выбрав эмиграцию, Бродский пытался максимально оттянуть день отъезда, но (возможно, в связи с визитом в СССР Никсона) власти СССР хотели отправить его за рубеж как можно быстрее. 4 июня Бродский вылетел из Ленинграда в Вену.

Ученик читает стихотворение «Я входил вместо дикого зверя»

Александр Галич                                                                                                                                                СЛАЙД 33-35

Свои стихи Александр Галич исполнял под звуки семиструнной гитары. Это усиливало их смысл. В нём было редкое сочетание лирического дара с сатирическим. В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Именно это послужило причиной его исключения из Союза писателей и Союза кинематографистов и Литфонда. Прослушав следующие стихи, попробуйте ответить почему?

Видеосюжет Галич исполняет «Молчание золото»

Ученик читает стихотворение «Спрашивайте, мальчики»

обсуждение

Запрещена пьеса «Матросская тишина», травля в печати, прекращение публикаций в официальной прессе. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу. Его вынудили покинуть страну. Вся глубина переживаний, тоски по Родине в стихотворении «Когда я вернусь»

Ученик читает стихотворение «Когда я вернусь…»                                                                                   

Наум Коржавин                                                                                                                                                      СЛАЙД 36

Литературная деятельность Н.Коржавина началась  на островах зловещего архипелага ГУЛАГ за смелую строчку о Сталине. В Москву вернулся в 1954. Стал публиковаться в журналах, сборниках.  В театре Станиславского шли его пьесы. В октябре 1973 Коржавин покинул Родину. Сам он считал, что жизнь кончилась. Послушайте его стихи и ответьте на вопрос. Почему он уехал сам?

Ученик читает стихотворение «Не странно ль?»

обсуждение

Учитель литературы.        Особым явлением жизни советской интеллигенции в 50-60 гг. становятся воспетые Юлием Кимом «московские кухни», собиравшие самые разнообразные компании. 
Да, бывало, пивали и гуливали,
Но не только стаканчиков для
Забегали, сидели, покуривали,
Вечерок до рассвету продля.
Чай, стихов при огарке моргающем
Перечитано-слушано всласть,
Чай, гитара Высоцкого с Галичем
Тоже здесь, а не где, завелась.
Чай да сахар да пища духовная,
Но еще с незапямтных пор
Найпервейшее дело кухонное -
Это русский ночной разговор…

Учитель истории.  В конце 1950-х гг. началось массовое строительство жилых домов с небольшими отдельными квартирами, которые в народе окрестили «хрущевками». Маленькие кухни в пять квадратных метров оказывались единственно приемлемым местом для позднего приема гостей. В жилых комнатах спали дети, а на кухне собирались порой довольно многолюдные компании. У «поколения оттепели» или «шестидесятников», как позднее назвали тех, кто поверил в возможность «социализма с человеческим лицом», была острейшая потребность в свободном обмене неофициальной информацией, в живом, неформальном общении. В таких компаниях можно было встретить музыкантов, искусствоведов, ученых, кинематографистов, художников, философов, архитекторов.                                                                                                                                                  СЛАЙД 38

«Диссидентские кухни» заменили многим людям неприемлемые для советского строя институты и учреждения: свободные лектории, выставочные залы для неформального искусства, клубы, бары, службы знакомств, исповедальни, концертные залы. Бурные дискуссии, литературные и музыкальные вечера, семинары по всем отраслям знания, обсуждения новостей, которые невозможно было узнать из советской прессы, и самиздатовской литературы - все это было приметой времени.

Учитель литературы.        На этих кухнях родилась поэзия Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого Определяя сущность авторской песни,  Б.Окуджава сказал, что авторская песня это «поэзия под гитару», а В.Высоцкий назвал бардов «поэтами, которые исполняют свои стихи под музыку».

Преимущество жанра состояло в том, что в нем ставились во главу именно стихи, поэтический текст. В сущности, это была особая форма бытования лирической поэзии, воздействие которой усиливалось мелодией, голосом, интонацией. К числу характерных признаков бардовой поэзии относятся краткость, простота, личностность, доверительность, стремление к искренности и правдивости, тесная взаимосвязь с образом жизни, с реальным жизненным опытом авторов. –

Булат Окуджава                                                                                                                                                       СЛАЙД 39                                                        

    Видеосюжет  Б.Окуджава исполняет «Синий троллейбус»

В конце 60-х годов появляется В. Высоцкий. Ярче всего в 70-е годы звучит голос В.Высоцкого. Его стихи не печатались, но его песни звучали в открытые окна на катушечных магнитофонах, это была популярность неимоверная.

Владимир Высоцкий

Ворвался в поэзию на гребне оттепели. Свои песни называл этюдами, необходимыми для актёра, средством для перевоплощения. При жизни не было напечатано ни одного сборника стихов, но его  голос был на каждом магнитофоне. Каким способом  поэт хотел достучаться? Почему его слушали и слышали.                                                                                                                                                                 СЛАЙД40

Видеосюжет В.Высоцкий «Кони привередливые»

Что характерно для бардовской поэзии?    В отличии от романса авторская песня не замыкается на интимных переживаниях своего героя. Она охватывает довольно широкий круг тем.

- обращенность к каждому человеку; - разнообразие тематики песен; - философичность песен; - отличительная манера исполнения; - важность текста, те текст и музыка нераздельны, метафорой.

Анализ стихотворения В.Высоцкого «Охота на волков»

  • Какая история лежит в основе этого стихотворения?
  • Кто именно охотится на волков?
  • Волки тоже неоднородная масса. Как автор их подразделяет?
  • Какой момент охоты изображен?
  • Что даёт повествование от первого лица?
  • Какой запрет всосали с молоком матери волчата?
  • Какой приём использует автор?

Учитель истории.  Использование метафоры в тексте – возможность пройти цензуру.

                                                                                                       Булат Окуджава  Видеосюжет «Римская империя»

обсуждение

4.Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Сегодня мы познакомились с проявлением диссидентского движения в поэзии, послушали стихи  поэтов.

Все стихи, которые сегодня прозвучали, мы объединили в самиздатовский альманах «Поэзия диссидентства. Антология», поэтому мы предлагаем вам написать аннотацию к этому сборнику.

Что такое аннотация?                                         Учащиеся пишут аннотацию (4-5 предложений), зачитывают

5.Этап инструктажа  по выполнению домашнего задания

Р.Рождественский в своём стихотворении «Обращение в 30 век» написал от имени своего времени. Сегодня, общество остро реагирует на действия властей (митинги по итогам выборов) Вы уже тоже можете занимать активную жизненную позицию. Дома вы должны проанализировать отрывок из этой поэмы и написать  эссе на тему «Обращение в 30 век» от своего времени.

6. Подведение итогов урока.

Поэт и время. Эти величины не существуют друг без друга. И только времени  и истории дано судить: станет ли поэт Поэтом. Ученик________ выучил песню Б.Окуджавы «Возьмёмся за руки, друзья» Текст песни на слайде. Все кому понравился урок, кого  затронул сегодняшний разговор подпевайте.

СЛАЙД 41



Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ


Несколько месяцев тому назад органами КГБ арестованы два гражданина: писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В данном случае есть основания опасаться нарушения закона о гласности судопроизводства. Общеизвестно, что при закрытых дверях возможны любые беззакония и что нарушение закона о гласности (ст. 3 Конституции СССР и ст. 18 УПК РСФСР) уже само по себе является беззаконием. Невероятно, чтобы творчество писателей могло составить государственную тайну.


В прошлом беззакония властей стоили жизни и свободы миллионам советских граждан. Кровавое прошлое призывает нас к бдительности в настоящем. Легче пожертвовать одним днем покоя, чем годами терпеть последствия вовремя не остановленного произвола. 

У граждан есть средства борьбы с судебным произволом, это — «митинги гласности», во время которых собравшиеся скандируют один-единственный лозунг «Тре-бу-ем глас-но-сти су-да над...» (следуют фамилии обвиняемых), или показывают соответствующий плакат. Какие-либо выкрики или лозунги, выходящие за пределы требования строгого соблюдения законности, безусловно являются при этом вредными, а возможно и провокационными и должны пресекаться самими участниками митинга. Во время митинга необходимо строго соблюдать порядок. По первому требованию властей разойтись — следует расходиться, сообщив властям о цели митинга. 

Ты приглашаешься на митинг гласности, состоящийся 5 декабря с. г. в 6 часов вечера в сквере на площади Пушкина, у памятника поэту. 

Пригласи еще двух граждан посредством текста этого обращения. 

<1965>


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СССР в годы коллективного руководства» Поэзия и диссидентство середины1960х- середины1980х гг. учитель истории МОУ «Миасская СОШ №1» Соколова С.Г. Красноармейский район Челябинская область

Слайд 2

Середина 1960-х - середина 1980-х

Слайд 3

застой, стагнация, консервация

Слайд 4

ЗАСТОЙ время замедленного развития экономики, пассивного, вялого состояния общественной жизни

Слайд 7

Диссиденты (лат. dissidents - несогласный) - термин, который применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти.

Слайд 8

В. Шаламов А.Солженицин

Слайд 9

Застой Диссидентство Поэзия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы протеста

Слайд 2

Осенью 1965 г. были арестованы московские писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль , опубликовавшие свои произведения за рубежом.

Слайд 3

На похоронах Б.Пастернака. «Синявский и Даниэль несут свою скамью подсудимых». «

Слайд 4

Уважайте Конституцию - Основной закон Союза ССР

Слайд 5

5 декабря 1965 День рождения советского правозащитного движения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Формы протеста

Слайд 3

В начале 70-х годов в диссидентстве три направления: ленинско-коммунистическое либерально-демократическое религиозно-националистическое Р.А.Медведев А.Д.Сахаров А.И.Солженицын

Слайд 4

В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР . И.Г. Шафаревич (слева), А.Д.Сахаров, Г.С.Подъяпольский

Слайд 5

Формы борьбы с диссидентами Психиатрические лечебницы Принуждение к эмиграции Лишение наград и званий Запрет на публикацию произведений

Слайд 6

Формы протеста

Слайд 9

Иосиф Бродский

Слайд 10

Александр Галич

Слайд 12

И все так же, не проще, Век наш пробует нас: Можешь выйти на площадь? Смеешь выйти на площадь? Можешь выйти на площадь, Смеешь выйти на площадь В тот назначенный час?! Где стоят по квадрату В ожиданье полки — От Синода к Сенату, Как четыре строки! (Александр Галич, 23 августа 1968 г.)

Слайд 13

Наум Коржавин

Слайд 14

Формы протеста


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Булат Окуджава

Слайд 3

Владимир Высоцкий

Слайд 4

Поднявший меч на наш союз Достоин будет худшей кары, И я за жизнь его тогда не дам и самой ломаной гитары. Как вожделенно жаждет век Нащупать брешь у нас в цепочке, Возьмемся за руки друзья, Возьмемся за руки друзья, Чтоб не пропасть поодиночке. Возьмемся за руки друзья, Возьмемся за руки друзья, Чтоб не пропасть поодиночке.

Слайд 5

Источники: http://www.retroportal.ru/vladimir_yanke/kniga_dyhanie_muzyki_285.shtm http://upyourpic.org/images/201310/9k1osmj758.jpg.html http://nnm.me/blogs/Glotov/metili-v-konstituciyu-ili-o-prezhdevremennyh-rodah-osnovnogo-zakona/ http://skif-tag.livejournal.com/706966.html http://leonidbrezhnev.narod.ru/Plakati.htm http://ru-prichal-ada.livejournal.com/ http://www.kinopoisk.ru/name/251172/ http://inetklub.ru/avatar/?picture=Zolotoy_serp_i_molot&razmer=200 https://www.youtube.com/watch?v=bJcj8epNasA http://www.russiandvd.com/store/product.asp?sku=15048 http://v-vysotsky.com/statji/2008/Iz_Voznesenskogo_v_Vysockom/text.html http://www.calend.ru/person/2268/ www.chayka.org/node/672 http://www.lit-studio.ru/lit-gallery/42-2010-08-25-19-24-59.html http://www.ng.ru/ng_exlibris/2009-09-24/6_medvedev.html http://www.aif.ru/society/history/vosstanie_storozhevogo_kommunisticheskaya_revolyuciya_kapitana_sablina http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1460 http://www.chaskor.ru/article/sinyavskij_i_daniel_shutovskoj_horovod_19604 http://www.sem40.ru/ourpeople/destiny/14101/ http://www.everyday.in.ua/?p=7755 http://rus-biography.ru/DocPage/?IdDocs=1331 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0

Слайд 6

http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Dissidentskoe-dvizhenie/008-Tretij-period.html http://gorod.tomsk.ru/history/?page_num=7 http://urokiistorii.ru/current/1438 http://tuan.weiqi.ru/2009/04/13/152/ http://os.colta.ru/literature/events/details/10637/ http://www.memo.ru/2008/05/05/40_XTC.htm http://www.e-reading.club/chapter.php/94234/99/Losev_-_Iosif_Brodskiii.html http://megogo.net/ru/name/14837-aleksandr-galich.html http://www.liveinternet.ru/users/svetlana-k/post243122023/ http://nnm.me/blogs/dmitriyon/aleksandr_galich_-_mp3_kollekciya/ http://33ob.ru/findp.php4?author=%C3%E0%EB%E8%F7 https://45parallel.net/naum_korzhavin/stil__eto_muzhestvo/ http://www.alefmagazine.com/pub4216.html http://www.sakharov-center.ru/museum/expositions/resistance-unfreedom-ussr.html https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0,_%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82_%D0%A8%D0%B0%D0%BB%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 http://www.pravmir.ru/bulat-ioann-okudzhava/ http://www.1tv.ru/documentary/fi=6944 http://www.theplace.ru/photos/photo.php?id=498231


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по истории СССР в годы застоя.1964-1985

Семинар, презентация (взята из интернета, но мною доработана), кластер....

Презентация по истории "Народы СССР в годы войны"

Презентация по истории "Народы СССР в годы войны"...

Контрольные тесты по истории в 11 классе по теме"СССР в годы Великой Отечественной войны"

Контрольные задания по истории в 11 классе по теме "СССР в годы Великой Отечественной войны"....

Контрольная работа по теме СССР в годы коллективного руководства

Контрольная работа предназначена для контроля знаний по главе  "СССР в годы коллективного руководства" как в 11 так и в 9 классах . Представлена в виде презентации из 20 вопросов, которые предпол...

Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс

Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс...

Контрольное тестирование по истории в 11 классе "СССР в годы Великой отечественной войны"

Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ, охватывает многие вопросы времен ВОВ....