Семинар по истории СССР в годы застоя.1964-1985
план-конспект урока истории (9 класс) по теме

Семинар, презентация (взята из интернета, но мною доработана), кластер.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СССР в период застоя (середина 60-х – середина 80-х гг): политика, экономика, общественная жизнь

Слайд 2

1. Партия- наше всё! 2. Дорогой Леонид Ильич. 3. КГБ СССР. 4. Конституция 1977 г. 5. Реформы Косыгина. 6. НТР и социальная политика. 7. Концепция развитого социализма 8. Борьба с диссидентами

Слайд 3

Вопрос урока : Согласны ли вы с утверждением, что в период правления Л.Брежнева во всех отраслях жизни общества наблюдался застой?

Слайд 4

1964 г. – октябрьский пленум ЦК – снятие Хрущева со всех постов. Доклад Суслова «О ненормальном положении, сложившимся в Президиуме ЦК в связи с неправильными действиями Хрущева Н.С.»: Самодурство, самоуверенность Отказ от коллективного руководства Заслуги – борьба с культом личности Сталина, успехи в международной политике «Может самое главное, что я сделал, как раз в том, что они смогли меня снять простым голосованием. Сталин велел бы их всех арестовать» (Н. Хрущев своему сыну Сергею после возвращения с пленума)

Слайд 5

Консервация политического режима Партия- наше всё! «Золотой век» партийно-государственного аппарата

Слайд 6

Политбюро Центрального комитета КПСС времен «застоя»

Слайд 7

В начале 80-х средний возраст «кремлевских старцев» равнялся 70-ти годам. Свои посты «старцы» занимали десятилетиями, до самой смерти…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Концепция «развитого социализма» и теория об обострении идеологической борьбы Л.И.Брежнев и М.А.Суслов. Как объяснить рождение идеи развитого социализма? В чем ее смысл? Что напоминает брежневский тезис об обострении идеологической борьбы по мере продвижения к коммунизму?

Слайд 2

Противоречия в развитии художественной культуры На каких примерах вы можете доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 60-начале 80-х гг? Какие позитивные тенденции в развитии культуры и искусства существовали в то время? Василий Шукшин, фильм «Калина красная» А.Калягин в роли В.И.Ленина. «Так победим!», МХАТ В.Высоцкий. Б.Окуджава. Ю.Ким. Аркадий Райкин

Слайд 3

Ростки «антисистемы». Диссиденты. Чем можно объяснить нарастание сопротивления властям со стороны различных слоев населения в середине 60-х – начале 80-х гг? Андрей Дмитриевич Сахаров Процесс Синявского и Даниэля Советские диссиденты. 1980 год. ГИНЗБУРГ Александр Ильич

Слайд 5

Вопрос урока Согласны ли вы с утверждением, что в период Л.Брежнева во всех отраслях жизни общества наблюдался застой?

Слайд 6

Неудавшиеся экономические реформы Косыгина Консервация политического режима СССР в сер. 60-сер. 80-х гг Противоречия общественной жизни «Золотой век» партийно-государственного аппарата Конституция СССР, 1977 г Контроль за всеми сторонами жизни общества Неосталинизм Укрепление роли армии и КГБ «Разви-тое соц. общест-во Разрыв между словом и делом Пожизнен-ные посты Система льгот и привил-й Возвеличи-вание Брежнева Рост числа министерств и управ. аппарата СССР – крупней-ший импортер продовольствия Снижение темпов роста производи-тельности труда Убыточ-ность колхозов и совхозов Снижение темпов прироста нац. дохода Беспощад-ная эксплуата-ция природной среды Значительный отрыв от экономики Запада Финансирование соц-ной сферы по остаточному принципу Идеологи-ческое давление в литер-ре и искусстве Концепция развитого социализма Теория обострения идеологической борьбы

Слайд 7

Домашнее задание По выбору: * Задание 1, стр. 301- эссе по высказыванию Н.Хрущева: «Боязнь критики и самокритики присуща уходящим классам и их политическим партиям»; * Терминологический словарь по §§ 43-45.



Предварительный просмотр:

СЕМИНАР

по теме «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ГРУПП

1 группа – п. 44

1) Почему период середины 60-х – начала 80-х гг называют «золотым веком» партийно-государственного аппарата?

2) Какие факты говорят о ресталинизации советского общества при Брежневе? Почему возникает неосталинизм?

3) В связи с чем укреплялась роль армии и органов безопасности. Докажите, что массовый террор против своего народа был заменен политическими преследованиями более изощренного характера.

4) Дайте характеристику Конституции 1977 года.

2 группа – п. 45

1) Чем была продиктована аграрная реформа 1965 года? Что намечалось выполнить в ходе реформы? Что помешало реализации планов? Каковы последствия неудавшейся реформы?

2) На что делалась главная ставка в экономическом развитии СССР в период брежневского руководства? Почему промышленная реформа 1965 года названа наиболее радикальной за все годы советской власти? Почему реформа не дала ожидаемых результатов?

3) Почему, несмотря на значительное финансирование науки и новых технологий, увеличивался отрыв экономики СССР от экономики Запада?

4) Какие показатели говорят о том, что социальная сфера финансировалась по остаточному принципу? Какие существовали пути (способы) удержания статуса великой державы?

3 группа – п. 46

1) Как объяснить рождение идеи развитого социализма? В чем ее смысл? Что напоминает брежневский тезис об обострении идеологической борьбы?

2) На каких примерах вы можете доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 60-начале 80-х гг? Какие позитивные тенденции в развитии культуры и искусства существовали в то время?

3) Чем можно объяснить нарастание сопротивления властям со стороны различных слоев населения в середине 60-х – начале 80-х гг? Назовите имена известных правозащитников.



Предварительный просмотр:

КЛАСТЕР – это выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:

  1. выделить главную смысловую единицу (тема);
  2. выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
  3. конкретизировать фактами и мнениями

Последовательность действий при составлении кластера:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word,  слайде Present  Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.



Предварительный просмотр:

Неудавшиеся экономические реформы Косыгина

Консервация политического режима

СССР в сер. 60-сер. 80-х гг

Противоречия общественной жизни

«Золотой век» партийно-государственного аппарата

Конституция СССР, 1977 г

Контроль за всеми сторонами жизни общества

Неосталинизм

Укрепление роли армии и КГБ

«Развитое соц. общество

Разрыв между словом и делом

Пожизнен-ные посты

Система льгот и привилегий

Возвеличива-ние Брежнева

Рост числа министерств и управ. аппарата

СССР – крупнейший импортер продовольст-вия

Снижение темпов роста  производите-льности труда

Убыточ-ность колхозов и совхозов

Снижение темпов прироста нац. дохода

Беспощадная эксплуатация природной среды

Значительный отрыв от экономики Запада

Финансирование соц-ной сферы по остаточному принципу

Идеологическое давление в литер-ре и искусстве

Концепция развитого социализма

Теория обострения идеологичес-кой борьбы

                                                                                                                                                                                                            МОЕ УЧАСТИЕ В УРОКЕ:

Неудавшиеся экономические реформы Косыгина

Консервация политического режима

СССР в сер. 60-сер. 80-х гг

Противоречия общественной жизни

«Золотой век» партийно-государственного аппарата

Конституция СССР, 1977 г

Неосталинизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории "Народы СССР в годы войны"

Презентация по истории "Народы СССР в годы войны"...

Контрольные тесты по истории в 11 классе по теме"СССР в годы Великой Отечественной войны"

Контрольные задания по истории в 11 классе по теме "СССР в годы Великой Отечественной войны"....

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

История праздника Нового года в СССР / России с 1910 по 2000 год

Презентацию можно использовать как на уроке. так и на классном часе....

Контрольное тестирование по истории в 11 классе "СССР в годы Великой отечественной войны"

Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ, охватывает многие вопросы времен ВОВ....

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1933 - 1941 ГОДЫ»

Методическая разработка урока истории "СССР в системе международных отношений в 1933 - 1941 годы" основана на методе Э.Боно "Шесть шляп мышления". Методическая цель урока: создание педагогических ситу...