МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1933 - 1941 ГОДЫ»
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Пономарёва Светлана Альбертовна

Методическая разработка урока истории "СССР в системе международных отношений в 1933 - 1941 годы" основана на методе Э.Боно "Шесть шляп мышления". Методическая цель урока: создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ребенку проявлять гибкость и самостоятельность мышления, умение излагать и аргументировать собственную позицию, допускать существование иной точки зрения, проявлять корректность в споре. Урок направлен на развитие УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, построен в рамках ФГОС нового поколения. Прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ

«СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1933 - 1941 ГОДЫ»

КРАСНОЯРСК

2016г.

ВВЕДЕНИЕ

«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции».

В.А. Сухомлинский

На сегодняшней день урок, как основная форма организации учебного занятия, насчитывает более 300 лет. В течение этих лет к уроку предъявлялись различные требования, менялись цели и содержание образования, появлялись новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок  имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но как решаются эти задачи,  какие  средства, методы, технологии используются, могут ли они привести к ожидаемому положительному результату?  Как для учеников, так и для учителя, урок продуктивен  интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Согласно  ФГОС нового поколения принципиальным отличием современного подхода является ориентация учебного процесса на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и сформированные УУД, а также, умение их применять в практической деятельности. Чтобы предельно четко ответить на вопрос – какой должен быть современный урок, необходимо понимать и учитывать следующие современные вызовы:

- в каких людях нуждается современное российское общество? Современному обществу нужны образованные, нравственные,  предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными  к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны;

- каковы требования, предъявляемые к современному уроку? Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и товарищами; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; учет уровня и возможностей учащихся; планирование обратной связи;

- каким принципам должны соответствовать выбранные для проведения урока приемы, методы, технологии? Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Все вышеизложенное учитывалось при выборе метода «Шесть шляп мышления» для использования на уроках истории.

Edward_Bono

МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»

 «Шесть шляп мышления» — один из самых популярных методов мышления, разработанных во второй половине XX века. Автор этого метода — известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель Эдвард де Боно, написавший ряд бестселлеров, один из которых, «Научите себя думать», широко известен в нашей стране. По мнению автора, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Эдвард де Боно решил разделить все процессы мышления  на шесть типов. Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.  Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Шляпы, то есть выбор того или иного способа мышления, можно использовать в любом порядке. И вовсе не обязательно доставать все шляпы. Главное для преподавателя — создать такую проблемную ситуацию, которая вызвала бы всестороннее обсуждение, неоднозначные решения и оценки.

Белая шляпа

информация

    Белая шляпа используется для того, чтобы научить человека мыслить беспристрастно, направляя внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только цифры, конкретные факты, события.

Какой мы обладаем информацией?

Какая нам нужна информация?

Красная шляпа

чувства, эмоции и интуиция

    В режиме красной шляпы  появляется возможность высказать свое личное отношение и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса. Создаются условия для проявления эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе. 

Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Черная шляпа

пессимист, минусы, недостатки

критика

    Черная шляпа создает условия для критических оценок, выявления промахов, недостатков. Она помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. 

Правда ли это?

Сработает ли это?

В чем недостатки?

Что здесь неправильно?

Желтая шляпа

оптимистический взгляд, плюсы, преимущества

   Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. 

Почему это стоит сделать?

Каковы преимущества?

Почему это можно сделать?

Почему это сработает?

Зеленая шляпа

новые идеи,

новый взгляд,

креативность

    Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы.  Зеленая шляпа позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. 

Как по новому отразить ситуацию? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа

управление процессом

    Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Чего мы достигли?

Что нужно сделать дальше?

СЦЕНАРИЙ УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ

«СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1933 - 1941 ГОДЫ»

Урок «СССР в системе международных отношений в 1933 - 1941 годы» является частью исторической темы «Вторая мировая война». Тема урока актуальна потому, что в настоящее время в связи с попытками пересмотра итогов Второй мировой войны возникает необходимость объективного осмысления и анализа эволюции внешнеполитического курса СССР в условиях нарастания агрессии Германии в Европе  в предвоенный период. Раскрытие темы занятия не только поможет объяснить причины сближения СССР и Германии в предвоенный период, но и поможет сформировать у подростка объективное понимание советско – германских соглашений накануне Второй мировой войны.

Тип: урок структурирования и систематизации знаний с использованием метода «Шесть шляп мышления» Э. де Боно 

Цели урока

Методическая цель: создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся  проявлять гибкость и  самостоятельность мышления, умение излагать и аргументировать собственную позицию, допускать существование иной позиции (взгляда) на сущность вопроса, проявлять корректность в споре.

В ходе урока обучающийся должен проявить  понимание:

-  особенности характера внешней политики СССР в предвоенные годы;

- причины и сущность основных внешнеполитических  действий Германии в Европе;

- причины и сущность политики «умиротворения агрессора», проводимой Великобританией и Францией в Европе;

использовать знания:

- дат основных исторических событий (23 августа 1939 года; 1 сентября 1939 года; 28 сентября 1939 года; 30 ноября 1939 года; 12 марта 1940 года; 14 июня 1941 года);

- понятий – политика «умиротворения агрессора»; система коллективной безопасности; пакт; секретный протокол;

- версий и трактовок историков событий тех лет;

продемонстрировать умения:

самостоятельной учебной деятельности; выступать публично, давать оценку и аргументировано  выражать свое отношение к историческим событиям и героям;

        Урок направлен на  развитие УУД:

регулятивных – управление, контроль и коррекция своей деятельности и деятельности коллег;  проявление инициативности и самостоятельности; 

коммуникативных -  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; навыки сотрудничества;  планирование сотрудничества с преподавателем и сверстниками; управление поведением партнёра,  постановка вопросов; разрешение конфликтов;

познавательных -  работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций сравнения,  анализа, обобщения, классификации, установления аналогий.

Планируемые результаты 

- создать  таблицы, схемы, презентацию, демонстрирующие и доказывающие точку зрения  обучающихся;

- ответить на поставленный в начале урока вопрос;

- проявить умения аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- выявлять причинно – следственные связи;

- обосновывать свои суждения;

- выслушивать точку зрения другого человека, понимать ее;

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, проекционный материал, раздаточный материал, работа в малых группах.

Ход урока

1.  Организационный момент

 Мотивация

 Цель - сфокусировать внимание обучающихся  на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.

         Преподаватель:  Скоро мы будем отмечать один из самых радостных, но в то же время «со слезами на глазах» праздников – День Победы. Исторические споры вокруг событий Второй мировой  и Великой Отечественной войн до сих пор не утихли. Кто жертва, кто агрессор? Кто виновник, кто подстрекатель? эти вопросы до сих пор являются спорными в истории. На них мы попытаемся ответить сегодня.

        Некоторые отечественные публицисты и современные западные политики рассуждали следующим образом: советское руководство не использовало всех возможностей борьбы за мир и Сталин, заключивший договор с Гитлером, должен одним из  ответственных за развязывание новой мировой войны. Соответствует ли это утверждение истине?

Главный вопрос нашего урока: «Как вы думаете, можно ли было остановить агрессию фашистских государств в Европе?  Возможно ли было избежать развязывания Второй мировой войны? Всели средства использовали СССР, Англия, Франция для предотвращения войны?»

Объявление прогнозируемых  учебных результатов

Цель - обеспечить понимание обучающимися  смысла их деятельности, т. е. того, чего они должны достичь в результате занятия  и чего от них ожидает преподаватель.

Преподаватель:  Чтобы вы осмысленно смогли ответить на этот вопрос, в процессе занятия вам необходимо сделать следующее:

- изучить предложенную информацию;

- представить информацию в виде таблицы, схемы или презентации;

- представить результаты своей работы перед аудиторией

- каждая группа работает только в рамках своего «шляпомышления», инструкции для работы каждой группы имеются в раздаточном материале;

В процессе работы вы

- покажете умение отбирать основную, важную  информацию от второстепенной;

- проявите  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
 деятельности,  учитывая  позиции друг друга;

- интересно и увлекательно выступить перед аудиторией.

2. Структурирования и систематизации знаний

Предоставление необходимой информации

Цель - дать обучающимся достаточно информации, для того чтобы на ее основе выполнять практические задачи.

Преподаватель: Обстановка накануне Великой Отечественной войны была сложной и неоднозначной. У каждой из сторон были свои планы и прогнозы. Например, Сталин полагал, что Германия, Франция и Англия из-за Польши втянутся в тяжёлую войну на Западном фронте, что было бы очень выгодно для СССР. «Я надул Гитлера», — повторял главный человек страны своим сподвижникам.

Попробуем разобраться в сути внешней политики СССР, Германии, Великобритании, Франции  накануне войны. Это необходимо для определения главного виновника новой мировой войны.

Для эффективности работы нам необходимо разделиться на пять творческих групп по цвету шляп.

 «Белая шляпа». Работая с материалом, представленном в папках, проанализируйте политическую ситуацию в Европе накануне Великой Отечественной войны и выявите  только факты без оценивания, без комментариев. Используя цитаты из документов, изложите их коллегам.

«Красная шляпа». Работая с  тем же материалом, представленном в папках, проанализируйте политическую ситуацию в Европе накануне Великой Отечественной войны,  определите, сформулируйте и представьте коллегам какие эмоции и чувства у вас вызывают события, действия стран и правительств накануне войны, почему. Используя цитаты из документов, объясните.

«Черная шляпа». Изучив материал, вашей группе необходимо выявить какие негативные явления проявились во внешней политики  советского руководства накануне войны, почему вы так считаете? В доказательство вашей точки зрения берте цитаты из документов, текста.

«Желтая шляпа». Познакомившись с материалом, представленном в папках, вам необходимо отметить позитивные, положительные стороны во внешней политике СССР  накануне войны. Сформулируйте и представьте коллегам свою точку зрения. Используя цитаты из документов, объясните ее.

«Зеленая шляпа» Изучив материал, отражающий политическую ситуацию в Европе накануне Великой Отечественной войны,  вашей группе необходимо отразить политические события в виде карикатур того времени, нарисованных как советскими так и зарубежными художниками. Объяснить какое политическое событие они отражают и какое отношение к ним художника. (у группы доступ в Интернет, результат  можно представить в виде слайдов презентации)

«Синяя шляпа». Синюю шляпу, как координатор, я возьму себе. Если возникают  вопросы, обращайтесь ко мне.

Работа в группах

Цель - практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия.

Преподаватель: Внимательно послушайте общий  инструктаж работы, подробную последовательность ваших действий  вы найдете в рабочем плане группы.

1.  Ознакомьтесь с планом работы.

2. Вызывает ли затруднение работа какого-либо этапа? Если да, то получите консультацию преподавателя.

3. Просим уважать ценности и взгляды каждого участника группы, даже если вы не согласны с ними. Сконцентрируйте внимание на идеях.

3. Внимание! Не выходите за рамки отведённого времени для работы на каждом этапе.

План работы группы.

1.  Перед тем, как приступить к работе, распределите роли:

- организатор деятельности группы (следит за временем, отпущенным на выполнение задания, задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, предоставляет возможность высказаться каждому участнику группы, заполняет оценочный лист);

-  регистратор (записывает результат работы, взаимодействует с обучающимися 4-ой группы, обсуждает вместе с докладчиком тезисы выступления);

- оформители (оформляют выступление докладчика графически, используя цитаты, ссылки);

-   докладчик  (докладывает результаты работы группы аудитории).

2. Внимательно прочитайте текст.

3. Выделите  те  части, которые необходимы для подготовки к сообщению на   вашу тему:

4.  Сформулируйте тезисы сообщения, которые помогут ответить на вопрос занятия

5. Оформите графически текстовый материал, используя цитаты о  политической ситуации в Европе накануне Второй мировой войны.

6. Сделайте сообщение.

7. Во время выступления ваших коллег из других групп  не будьте пассивными слушателями. На основе исходного текста определите, в полном ли объеме освещен вопрос? Если нет, то добавьте свой комментарий.

Презентация результатов выполнения работы каждой группой.

Оценивание выступления от групп.

Подведение итогов        

Цель – рефлексия.

Преподаватель: 

Происходит обмен мнениями, в ходе которого подводятся итоги темы занятия.

Преподаватель: Какую цель занятия ставили?  Достигло ли занятие своих целей? Каких результатов достигли? Что было наиболее удачным на сегодняшнем занятии? Что было полезно? Что бы изменили в занятии?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Внешняя политика СССР в Европе в 1933 – 1938 гг.

Приход к власти в Германии в 1933 г. нацистов, уничтоживших в стране коммунистическое движение и откровенно заявлявших о необходимости «натиска на Восток», вызвал смену ориентиров советской внешней политики. Пленум Исполкома Коминтерна в конце 1933 г. охарактеризовал фашистскую Германию как главного поджигателя войны в Европе. С этого времени Советский Союз стал проявлять большую открытость в отношении западных «демократий» и откровенную заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.

В ноябре 1933 г. были наконец установлены дипломатические отношения между СССР и США. Соединенные Штаты видели в СССР союзника по противодействию ширившейся агрессии Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе — сфере их жизненных интересов. В сентябре 1934 г. Советский Союз принимают в Лигу Наций (международную организацию, близкую по характеру действий к послевоенной ООН), «простив» ему инкриминируемые «преступления», прежде всего неуплату долгов царского правительства.

После того как в марте 1935 г. Германия, нарушив статьи Версальского договора, ввела всеобщую воинскую повинность, Франция и СССР подписали договор о взаимопомощи в случае любой агрессии. Договор был ратифицирован французской стороной 28 февраля 1936 г. (правда, в отличие от франко-русского   договора   1891 г.,   он   не   сопровождался   военными соглашениями). Подобный же договор обе страны заключили с Чехословакией.

В марте 1936 г. Гитлер, назвал ратификацию советско-французского договора как антигерманскую акцию, открывавшую «ворота Европы большевизму», ввел свои войска в Рейнскую область (территории по берегам Рейна, где Германии по условиям Версальского договора запрещалось иметь вооруженные силы). Советский Союз сразу предложил мировому сообществу принять коллективные меры против нарушителя международных обязательств. Но большинство членов Лиги Наций, и прежде всего Великобритания, не поддержали советские предложения. Они надеялись, с одной стороны, путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах (так называемая политика «умиротворения»), а с другой — использовать эту страну в качестве противовеса СССР. Франция и Великобритания ограничились лишь устным протестом. Новая политическая реальность, когда западные «демократии» и Лига Наций оказались бессильны противостоять грубому натиску, а Версальский договор де-факто терял силу, наглядно продемонстрировала советскому руководству всю хрупкость европейского равновесия и необходимость сохранения в интересах собственной безопасности полной свободы рук.

Следующим шагом в осознании этой жестокой реальности стали для советского руководства Гражданская война и интервенция Германии и Италии в Испании (1936—1939). В феврале 1936 г. к власти в Испании в результате выборов пришло правительство Народного фронта, в которое входили коммунисты. В июле 1936 г. в стране вспыхнул военно-фашистский мятеж против республиканского правительства, возглавленный генералом Ф. Франко.

Советский Союз, как и другие великие державы, в августе 1936 г. объявил о своем невмешательстве в испанские дела (на этой политике особенно настаивали Франция и Великобритания). Однако, столкнувшись с фактами активной поддержки франкистов фашистскими государствами, СССР попытался убедить западные «демократии», в первую очередь Францию, оказать помощь Испанской республике и заставить Германию, Италию и Португалию прекратить вмешательство во внутренние дела Испании. Но «демократии» фактически предали испанских республиканцев. Тогда Советский Союз в одностороннем порядке стал помогать Испанской республике вооружением, военными специалистами. Около 3 тыс. советских добровольцев сражались в рядах интернациональных бригад, включавших свыше 50 тыс. противников фашизма из 64 стран мира.

Однако силы, участвовавшие в Гражданской войне в Испании, были неравными. Франко поддержала большая часть испанской регулярной армии (до 100 тыс. человек). Его открыто снабжали военной техникой, вооружением, боеприпасами, специалистами фашистские державы. А когда этой помощи оказалось недостаточно, в Испанию стали поступать регулярные войска из Германии (более 50 тыс.), из Италии (около 200 тыс.).

Последующие международные события не могли добавить И.В. Сталину оптимизма в отношении его «демократических» коллег. В марте 1938 г. гитлеровцы оккупировали Австрию. Советский Союз предложил немедленно созвать международную конференцию для принятия мер против агрессора. Советское правительство сообщило, что оно готово участвовать в коллективных действиях против распространения агрессии. «Завтра может быть уже поздно, — заявлял нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов представителям печати 17 марта 1938 г., — но сегодня время для этого еще не прошло, если все государства, в особенности великие державы, займут твердую недвусмысленную позицию в отношении проблемы коллективного спасения мира». Однако западные державы отнеслись к исчезновению Австрии равнодушно.

Кульминацией курса по «умиротворению» Германии и подталкиванию ее агрессии в направлении СССР стала встреча в Мюнхене в сентябре 1938 г. глав правительств Германии, Италии, Англии и Франции (Мюнхенский сговор). Лидеры «демократий» — в который раз! — удовлетворили территориальные притязания А. Гитлера: промышленно развитая Судетская область Чехословакии, населенная в основном немцами, была отдана Германии. А 15 марта 1939 г. немцы оккупировали уже всю Чехословакию. 21 марта Гитлер потребовал от Польши передать Германии вольный город Данциг (Гданьск). На следующий день германские войска вступили в литовскую область в районе Клайпеды (Мемеля). В конце марта 1939 г. после почти трехлетней героической борьбы пала Испанская республика. Прошло еще несколько дней, и войска Б. Муссолини захватили Албанию.

В этой взрывоопасной обстановке под давлением общественности своих стран правящие круги Англии и Франции оказываются вынужденными пойти на сближение с СССР, стремясь использовать его в качестве противовеса Германии.

Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны 1939 – 1941 гг.

В марте 1939 г. Германия оккупировала Чехословакию. Это заставило Англию (которая до этого не имела намерения заключать каких-либо соглашений с СССР) и Францию активизировать переговоры с СССР о военном союзе против Германии. В августе 1939 г. в Москву прибыли военные делегации Англии и Франции. Одновременно Англия вела тайные переговоры с Германией об урегулировании противоречий в надежде направить агрессию Гитлера против Советского Союза. Позиция СССР также строилась на стремлении использовать противоречия между Англией и Францией, с одной стороны, и Германией — с другой.

Ряд высказываний и действий советского руководства в марте — мае 1939 г. были расценены Германией как намек на готовность к переговорам. На позицию Сталина и его окружения в этот период оказало воздействие и обострение советско-японских отношений: конфликт у озера Хасан в июле — августе 1938 г., бои армейских группировок на территории Монголии в мае — сентябре 1939 г. в районе реки Халхин-Гол. Летом 1939 г. гитлеровские дипломаты поставили перед правительством СССР вопрос о заключении широкомасштабного соглашения. Сталин дал согласие на официальный визит в Москву министра иностранных дел Германии И. Риббентропа. Переговоры с Англией и Францией были прерваны.

23 августа 1939 г. в Москве Молотов и Риббентроп подписали пакт о ненападении сроком на десять лет. Помимо этого был подписан секретный протокол о разделе Европы на сферы влияния между Германией и Советским Союзом. По замыслу И.В. Сталина, пакт срывал планы ведущих западных стран столкнуть Германию и Советский Союз в войне в ближайшее время. Ему казалось, что это даст время нашей стране укрепить свою обороноспособность и подготовиться к боевым действиям против фашистов, которые неминуемы. Подписание секретного протокола предрешало судьбу Прибалтийских государств (Эстонии, Латвии, Литвы), Польши, Финляндии и Бессарабии (части Молдавии). Оно позволяло Гитлеру беспрепятственно начать агрессию против Польши.

1 сентября 1939 г. германские войска вторглись на территорию Польши. Франция и Великобритания, связанные с Польшей договором о взаимной помощи, 3 сентября объявили Германии войну. Началась Вторая мировая война.

Следуя секретному протоколу, 17 сентября 1939 г. Красная Армия перешла государственную границу, заняв восточные области Польши, на которых в основном проживали украинцы и белорусы. По официальному заявлению, это население было «взято под защиту» частей Красной Армии. Десятки тысяч польских офицеров и солдат попали в плен. Весной 1940 г. около 22 тыс. из них были уничтожены силами НКВД по решению Политбюро ЦК в районах Катыни (около Смоленска), Харькова и Осташкова (около Твери).

28 сентября 1939 г. в Москве Молотов и Риббентроп подписали новый советско-германский договор о дружбе и границах. К этому документу также прилагался еще один секретный протокол, в соответствии с которым Польша утрачивала свою государственность.

В сентябре — октябре 1939 г. СССР, используя политические договоренности, разместил в странах Прибалтики группировки своих войск. В июне 1940 г. прокоммунистические силы в Эстонии, Латвии и Литве, опираясь на поддержку советских войск, взяли власть в свои руки. В августе 1940 г. эти страны вошли в состав СССР. Значительная часть населения вначале положительно отнеслась к происшедшему. Их прежде всего пугала растущая агрессивность гитлеровской Германии. Но вскоре тысячи граждан Прибалтийских республик были репрессированы, значительная часть была сослана. Все это рождало глубокое недовольство.

В июне 1940 г. СССР предъявил Румынии требование передать ему Бессарабию, захваченную Румынией в 1918 г., и Северную Буковину. Спустя два месяца была образована Молдавская ССР, а Северная Буковина вошла в состав Украины.

30 ноября 1939 г. Советский Союз начал войну с Финляндией. Ей предшествовали безуспешные переговоры по территориальному вопросу. СССР хотел получить Карельский перешеек в обмен на часть территории Карелии, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда (она находилась в 30 км от города). Правительство Финляндии не соглашалось. Начав войну, советское руководство рассчитывало на быструю победу и создание так называемой «народной республики Финляндии». Но эти планы не оправдались.

Боевые действия длились три с половиной месяца. Неся огромные потери, красноармейские части сумели преодолеть финские оборонительные укрепления, так называемую «линию Маннергейма». 12 марта 1940 г. между Финляндией и СССР был подписан мирный договор. К СССР перешел Карельский перешеек с городами Выборг и Кексгольм (Корела, Приозерск). На полуострове Ханко (полученном в аренду) разместилась советская военная база. Была образована Карело-Финская ССР (просуществовала до 1956 г.). Финляндия отстояла свою независимость. Осенью 1940 г. в Финляндию были введены гитлеровские войска.

За ошибки политического руководства расплачивались своими жизнями бойцы и командиры. Потери Красной Армии в советско-финляндской войне составили около 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. погибших.

Политические последствия этой войны были также тяжелы. В декабре 1939 г. Советский Союз был исключен из Лиги Наций. Гитлер пришел к выводу, что Красная Армия слаба, и это ускорило его подготовку к войне против СССР.

27 сентября 1940 г. в Берлине между Германией, Италией и Японией был заключен военно-политический союз («Тройственный пакт»). Между ними были разграничены сферы влияния в борьбе за мировое господство. Весной и летом 1940 г. Германия захватила Бельгию, Нидерланды, Данию и значительную часть Франции, весной 1941 г. оккупировала совместно с итальянцами Грецию, подписала союзный договор с Югославией. Сопротивление Германии продолжала лишь Англия. В мае 1940 г. правительство Англии возглавил У. Черчилль. Летом 1940 г. фашистская Германия потерпела первое поражение в так называемой «битве за Англию»: английские летчики сорвали немецкие планы установить превосходство в воздухе для высадки десанта на британские острова.

ВНИМАНИЕ!

ВЫ  МОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕКСТ УЧЕБНИКА «РОССИЯ И МИР» 11 КЛАСС,

С.140 – 144 ДЛЯ ПОИСКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ, АРГУМЕНТОВ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИЗ ДОКЛАДА В.М. МОЛОТОВА О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ПЯТОЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР (31 ОКТЯБРЯ 1939 Г.)

«...Надо указать на такой факт, как военный разгром Польши и распад Польского государства. Правящие круги Польши немало кичились «прочностью» своего государства и «мощью» своей армии. Однако оказалось достаточным короткого удара по Польше со стороны сперва германской армии, а затем — Красной Армии, чтобы ничего не осталось от этого уродливого детища Версальского договора, жившего за счет угнетения непольских национальностей... Следует признать, что вспыхнувшая в Европе большая война внесла коренные изменения во всю международную обстановку. Эта война началась между Германией и Польшей и превратилась в войну между Германией — с одной стороны, Англией и Францией—с другой стороны. Война между Германией и Польшей закончилась быстро, ввиду полного банкротства польских руководителей <...> Начавшаяся между Германией и англо-французским блоком война находится лишь в своей первой стадии и по-настоящему еще не развернулась. Тем не менее, понятно, что такая война должна была внести коренные изменения в положение Европы, да и не только Европы. ...Теперь, если говорить о великих державах Европы, Германия находится в положении государства, стремящегося к скорейшему окончанию войны и к миру, а Англия и Франция, вчера еще ратовавшие против агрессии, стоят за продолжение войны и против заключения мира. Роли, как видите, меняются. Попытки английского и французского правительств оправдать эту свою новую позицию данными Польше обязательствами, разумеется, явно несостоятельны. О восстановлении старой Польши, как каждому понятно, не может быть и речи».

ИЗ КНИГИ У. ЧЕРЧИЛЛЯ «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»

«В ночь на 10 мая, которая началась массовыми воздушными налетами на аэродромы, коммуникации, штабы и склады, нее германские силы, сосредоточенные в группах армий фон Бока и Рундштедта, ринулись вперед на Францию через границы Бельгии, Голландии и Люксембурга. Почти везде немцам удалось достичь полной тактической внезапности. Из мрака неожиданно появились бесчисленные, хорошо вооруженные штурмовые отряды, зачастую усиленные легкой артиллерией, и задолго до рассвета 150 миль фронта были охвачены пламенем. Голландия и Бельгия, на которые напали без какого бы то ни было предупреждения, громко взывали о помощи. Голландия надеялась на свои водные рубежи. Были открыты все шлюзы, которые не были захвачены или отданы врагу, голландские пограничные части вели огонь по захватчикам. Бельгийцам удалось взорвать мосты через Маас, однако в руки немцев попали два неповрежденных моста через канал Альберта.

Направление немецкого удара стало теперь более ясным. Танки и моторизованные дивизии продолжали двигаться потоком через брешь в направлении Амьена и Арраса, поворачивая к западу по течению Соммы в сторону моря <...> Эти чудовищные, смертоносные серпы встретили слабое или вообще не встретили никакого сопротивления после того, как фронт был прорван. Наводившие ужас германские танки беспрепятственно рыскали по открытой местности, поддерживаемые и снабжаемые моторизованным транспортом, преодолевая от 30 до 40 миль в день. Они прошли через десятки городов и сотни деревень, не встречая ни малейшего сопротивления; их офицеры стояли в открытых башенных люках, самодовольно приветствуя население. Очевидцы рассказывали о толпах пленных французов, которые шагали рядом с немцами, причем многие из них все еще несли свои винтовки, которые время от времени собирались и уничтожались под танками. Я был потрясен крайней беспомощностью и отказом от борьбы с немецкими танкоЕ5ыми частями, которые, имея несколько тысяч машин, осуществляли полное уничтожение могущественных армий; не менее поразил меня и быстрый крах французского сопротивления сразу же после прорыва фронта. Все немецкое передвижение осуществлялось по главным дорогам, и ни в одном месте их не остановили».

ИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА И СЕКРЕТНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ АНТИКОМИНТЕРНОВСКОГО ПАКТА (25 НОЯБРЯ 1936 ГОДА)

«При подписании Соглашения против коммунистического «интернационала» полномочные представители относительно этого соглашения договорились о нижеследующем: соответствующие власти обеих Высоких Договаривающихся Сторон будут поддерживать тесное сотрудничество в деле обмена информацией о деятельности коммунистического «интернационала», а также по поводу принятия разъяснительных и оборонительных мер в связи с деятельностью коммунистического «интернационала»... <...> Правительство Великой Японской империи и правительство Германии, признавая, что правительство Союза Советских Социалистических Республик стремится к реализации целей коммунистического «интернационала» и намерено использовать для этого свои вооруженные силы... договариваются о нижеследуюшем:

В случае, если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется неспровоцированному нападению со стороны Союза Советских Социалистических Республик или ей будет угрожать подобное неспровоцированное нападение, другая Договаривающаяся Сторона обязуется не предпринимать каких-либо мер, которые могли бы способствовать облегчению положения Союза Советских Социалистических Республик. В случае возникновения указанной выше ситуации Договаривающиеся Стороны должны немедленно обсудить меры, необходимые для защиты их общих интересов...»

«ПАКТ МОЛОТОВА-РИББЕНТРОПА»

СОСТАВЛЕН В ДВУХ ОРИГИНАЛАХ, НА НЕМЕЦКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ, В МОСКВЕ, 23 АВГУСТА 1939 ГОДА.  

Статья I

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья II

В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья III

Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья IV

Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.

Статья V

В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.

Статья VI

Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.

Статья VII

Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.

СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ К ДОГОВОРУ О НЕНАПАДЕНИИ МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ.

1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.

2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.

Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.

3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.

4. Этот протокол будет сохраняться обоими сторонами в строгом секрете.

Москва, 23 августа 1939 года

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СОВЕТСКО-ФИНСКАЯ ВОЙНА («ЗИМНЯЯ ВОЙНА»)http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/80/Petsamo_rus.png

Вооруженный конфликт между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г.

Предпосылки и причины

Истоки советско-финского конфликта надо искать в событиях 1917 г. и последующих лет революции и Гражданской войны, когда Финляндия – бывшая часть Российской империи обрела независимость, породив при этом массу территориальных разногласий. В частности, в ходе первой советско-финской войны в 1920 г. к Финляндии отошли территории бывшей Российской империи.  Тем не менее, отношения между странами не были враждебными, а в январе 1932 г. между СССР и Финляндией был подписан договор о ненападении и мирном урегулировании конфликтов.

Переговоры СССР и Финляндии 1938-1839 гг.

14 апреля 1938 года в Хельсинки, в посольство СССР в Финляндии, прибыл второй секретарь посольства СССР в Финляндии Борис Ярцев  Он встретился с министром иностранных дел Финляндии и изложил позицию СССР: правительство СССР уверено, что Германия планирует нападение на СССР и в эти планы входит боковой удар через Финляндию. Необходимо укреплять оборону Финляндии и СССР поможет военной техникой и военными специалистами. Плюс  –  заключение торгового договора.

 Финны соглашались на торговый договор, однако желали самостоятельно укреплять свою оборону. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/250px-Winter_War_Soviet_attacks_December_1939_russian.png

Советское руководство предложило в таком случае обменять острова на территории в Карелии или заключить договор долгосрочной аренды. Тем временем обстановка в Европе обострилась – германский вермахт занял часть территории Литвы – Клайпеду (Меммель). В связи с этим, советская сторона в конце марта 1939 г. выдвинула новое предложение – отодвинуть советско-финскую границу на 80 км. от Ленинграда, чтобы исключить возможность обстрела городя из артиллерии, предлагая вдвое большие территории в Карелии и денежные компенсации вынужденным финским переселенцам. Однако правительство Финляндии сочло предложение недостаточно выгодным и советское посольство возвратилось ни с чем.

Заключительный этап переговоров между состоялся осенью 1939 года в Москве. В Европе уже бушевала война, а руководство СССР скептически оценивало эффективность заключенного с Германией Пакта о ненападении, понимая, что война с Германией лишь вопрос времени. Посол СССР сформулировал более выгодные для Финляндии предложения, но  финское посольство отвергло почти все советские предложения, затягивая переговоры и идя лишь на мелкие уступки. В этом отказе весьма велика роль ведущих государств мира (в частности США и Англии), рекомендовавших Финляндии воздержаться от договора с Советским Союзом. В середине ноября переговоры окончательно зашли в тупик.

Предложения СССР были продиктованы не экспансионистскими побуждениями, а исключительно соображениями обеспечения обороны второго по значению города страны и базы Балтийского флота, для чего было необходимо отодвинуть границу от Ленинграда и создать сеть баз у входа в Финский залив. Советские предложения не затрагивали безопасности Финляндии. Многие компромиссные предложения Сталина показывают, что он длительное время стремился избежать войны. К решению применить оружие его привели неуступчивость Финляндии и изменение международного положения.

Планы сторон:

СССР – план войны с Финляндией предусматривал развёртывание боевых действий на трёх направлениях. Основное направление -  прорвать «линию Маннергейма» в направлении на Выборг, и севернее Ладожского озера. После успешного прорыва линии обороны предполагалось провести наступление на Хельсинки и добиться полного прекращения сопротивления.

Финляндия – на направлении главного удара предполагалось задерживать противника как можно более длительное время. После стабилизации фронта на Карельском перешейке, предполагалось дождаться помощи от Запада, после чего провести контрнаступление в Карелии.

Ход войны, периоды

Первым этапом войны считают период с 30 ноября 1939 года по 10 февраля 1940 года. На этом этапе велось наступление частей Красной армии на территории от Финского залива до берегов Баренцева моря. Наиболее тяжелые и кровопролитные бои шли на Карельском перешейке. Силы Красной Армии, выделенные для прорыва «линии Маннергейма» оказались совершенно недостаточными. В частности, было мало крупнокалиберной артиллерии, необходимой для уничтожения укреплений. В Средней Карелии 9-я армия вклинилась в оборону противника на 30-40 км, но была остановлена. Успешнее всего происходили боевые действия в Петсамо, где советские войска 14-й армии вышли на линию границы с Норвегией, перекрыв для финнов выход к Баренцеву морю. К 26 декабря фронт стабилизировался. Неудачное наступление Красной Армии сопровождалось огромными потерями в живой силе и технике.

Второй этап: 1 февраля 1940 года Красная армия, подтянув подкрепления, возобновила наступление на Карельском перешейке по всей ширине фронта. С этого дня ежедневно в течение нескольких дней войска Северо-Западного фронта под командованием С. Тимошенко обрушивали на укрепления линии Маннергейма по 12 тысяч снарядов. Бетонные ДОТы финнов не могли противостоять тяжелой гаубичной артиллерии Красной Армии, бившей с закрытых позиций. Финны, не имевшие аналогичных орудий, не могли ответить им огнем. На некоторых участках фронта противник буквально «выкашивался» огнем артиллерии. После десятидневной артподготовки 11 февраля началось генеральное наступление Красной Армии на Карельском перешейке. В ходе трёхдневных напряжённых боёв войска 7-й армии прорвали первую полосу обороны «линии Маннергейма», ввели в прорыв танковые соединения, которые приступили к развитию успеха. Финны, понесшие большие потери, оказывали ожесточенно сопротивление, но были вынуждены отступать.

После прорыва «линии Маннергейма» Финляндия была не в состоянии сдержать наступление Красной Армии. Возникла реальная угроза полного захвата страны, за которым последовало бы либо присоединение к СССР, либо смена правительства на просоветское. Поэтому правительство Финляндии обратилось к СССР с предложением начать мирные переговоры. Уже 7 марта в Москву прибыла финская делегация, заключившая 12 марта мирный договор, согласно которому боевые действия прекращались в 12 часов 13 марта 1940 года. Утром 13 марта советские войска штурмом заняли Выборг. Так была поставлена точка в войне.

Итоги, территориальные изменения и последствия войны

Все официально объявленные территориальные претензии СССР были удовлетворены. СССР получил полный контроль над акваторией Ладожского озера и обезопасил безопасность Мурманска, который находился вблизи финской территории, заняв полуостров Рыбачий. Государственная граница СССР была отодвинута от Ленинграда на 150 км. СССР получил в аренду на 30 лет базу в Ханко. Аландские острова объявлялись демилитаризованной зоной. Зимняя война показала советскому руководству недостатки в организации управлением и снабжения Красной армии. Большие потери в войсках создали у потенциальных противников СССР ложное представление о слабости Красной Армии. Вместе с тем, всему миру было продемонстрирована воля советских солдат к победе, несмотря на тяжелейшие потери. Красная Армия получила бесценный опыт проведения боевых действий в условиях суровой зимы.

За развязывание войны 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций. Это было сомнительное решение, поскольку выход СССР – крупнейшей мировой державы окончательно ослабил организацию, членами которой уже перестали быть Германия, США, Италия и Япония. Лига Наций отныне была бессильна предотвратить разрастание военного конфликта в Европе.

Еще одним негативным результатом войны стало еще большее сближение Финляндии и фашистской Германии. Участие Финляндии во Второй мировой войне на стороне стран Оси в финской историографии получило название «Война-продолжение», с целью показать взаимосвязь с Зимней войной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока СССР в системе международных отношений в 1933 – 1941 годы

Слайд 2

Проявить понимание - особенности характера внешней политики СССР в предвоенные годы; - причины и сущность основных внешнеполитических действий Германии в Европе; - причины и сущность политики «умиротворения агрессора», проводимой Великобританией и Францией в Европе;

Слайд 3

Проявить умения выступать публично; давать оценку и аргументировано выражать свое отношение к историческим событиям и героям ; - выявлять причинно – следственные связи; - обосновывать свои суждения; - выслушивать точку зрения другого человека, понимать ее;

Слайд 4

Главный вопрос урока « Как вы думаете, можно ли было остановить агрессию фашистских государств в Европе? Возможно ли было избежать развязывания Второй мировой войны? Всели средства использовали СССР, Англия, Франция для предотвращения войны?»

Слайд 5

Метод «Шесть шляп мышления» Автор Эдвард де Боно Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Факты, информация Оптимистический взгляд -плюсы, преимущества и т.д. «Пессимист» - минусы, недостатки Чувства, эмоции Новые идеи, новый взгляд Общие выводы, осмысление

Слайд 6

Охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в Европе в предвоенные годы * Характеристики даются только в рамках конкретного « шляпомышления » !!!

Слайд 7

Метод «Шесть шляп мышления» Факты, информация Заполнить «копилку фактов»

Слайд 8

Метод «Шесть шляп мышления» Оптимистический взгляд -плюсы, преимущества, положительные моменты и т.д. А что же хорошего произошло ?

Слайд 9

Метод «Шесть шляп мышления» «Пессимист» - минусы, недостатки, отрицательные моменты Какие опасности, риски, ошибки ?

Слайд 10

Метод «Шесть шляп мышления» Чувства, эмоции

Слайд 11

Метод «Шесть шляп мышления» Новые идеи, новый взгляд Примените нестандартный подход для нового видения ситуации

Слайд 12

Метод «Шесть шляп мышления» Общие выводы, осмысление, подведение итогов

Слайд 13

Итоги Смогла ли я донести до Вас смысл, главную идею метода? Интересен, доступен ли был представленный материал? Вызвала ли данная технология у Вас интерес? Чем? Понравилось ли Вам участвовать в открытом уроке? Почему?

Слайд 14

Сальвадор Дали «Горное озеро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

Методическая разработка урока "Знаки и знаковые системы" 8 класс

Какие заки нас окружают. Речь идет о тестовых и числовых символах. Язык музыки, дорожные знаки, штрих-коды, сиганльные ходы, почтовые индексы и т.д....

Методическая разработка урока на тему "Бюджетная система Российской Федерации"

Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам.  Методическая  разработка ...

разработка урока истории в 9 классе "Международные отношения в 1930-е годы"

9 класс. Цель: раскрыть причины нарастания международной напряжённости; выяснить причины и сущность политики умиротворения; анализируя причины бессилия Лиги Наций и демократических стран и США в проти...

Россия в системе международных отношений в 1990-е годы

Конспект урока по истории на тему: Россия в системе международных отношений в 1990-е годы...

Методическая разработка урока по обществознанию "Нации и межнациональные отношения", 2009г.

Тема урока: Нации и межнациональные отношения.Предмет: Обществознание.Класс: 9 классАвтор урока/(Афанасьева Елена Александровна, учитель истории и обществознания).Образовательное учреждение: МОУ Кулун...