Методическая разработка урока по обществознанию "Нации и межнациональные отношения", 2009г.
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

АФАНАСЬЕВА Елена Александровна
  1. Тема урока: Нации и межнациональные отношения.
  2. Предмет: Обществознание.
  3. Класс: 9 класс
  4. Автор урока/(Афанасьева Елена Александровна, учитель истории и обществознания).
  5. Образовательное учреждение: МОУ Кулундинская СОШ №2
  6. Республика/край, город/поселение: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда
  7. Краткое описание (конспект двух уроков комбинированного типа; прилагается презентация, включающая в себя наглядный материал; по причине ограниченного объема, не включены, использованные в оригинале урока, аудио легенда и видео сюжеты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afanasieva_e.a._metodicheskya_rasrabotka_uroka.rar2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru 

Тема Афанасьева Е.А. Нации и межнациональные отношения»

Методическая записка

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Автор (руководитель) ____Афанасьева Елена Александровна

Место работы, должность _____МОУ Кулундинская СОШ №2 Кулундинского района Алтайского края

Предмет _____________обществознание

*Элективный курс (тип) _____________________________________

*Элективный курс (название) ________________________________

№№

пп

Параметры

Характеристика

1)

Проект, представленный на конкурс:

выбрать

да

нет

Успешно прошел апробацию

(МОУ Кулундинская СОШ №2, январь 2009 г.)

Является новым продуктом

2)

Участвовал ли представляемый на конкурс медиа-, мультимедиа урок в других конкурсах?

(ИКТО 2008, прошел отборочный тур)

1.

Целесообразность и оригинальность разработки

Краткий

комментарий

конкурсанта до 500 знаков с пробелами

1.1.

Методологическая база (т.е. какие технологии и программы лежат в основе конкурсной разработки; указать авторов ЦОРов, учебников, учебно-методических комплексов, на которые ориентируется представленный проект)

1) учебник Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005;                                                                                        2) Учебник Введение в обществознание: 8-9 кл. / Л.Н.Боголюбов – М.: Просвещение, 2005;                                      3) Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание. 8 кл». – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2005;                                                       4) Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Пособие для учителя /Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2002;                      5) Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8-9 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005.

1.2.

Отличительные особенности предлагаемого подхода относительно традиционных аналогичных учебно-методических материалов

Активная работа учащихся за счет визуального эффекта, который создают схемы, иллюстрации, наглядный текст и видеоматериалы, представленные в презентации.

1.3.

Обоснование преимуществ  преодоления проблем, трудностей с помощью данной разработки

На 80% в классе учащиеся по типу восприятия информации – «визуалы», т.е., прежде чем запомнить, им необходимо увидеть. Отсюда активное применение наглядной информации (иллюстрации, пословицы, схемы, документы, видеоматериалы).

Преимущества использования данной разработки смотри в документе «Афанасьева Е.А. Конкурс 2 Описание мультимедиа компонента» (графа: Возможности использования дидактического материала).

2.

Новое качество учебного процесса, которое может быть обеспечено данной разработкой

выбрать

да

нет

2.1.

Ориентация разработки на новые результаты обучения в образовательном процессе (компетенции, общеучебные умения и т.д.)

Активное запоминание понятий, причинно-следственных связей через визуальный эффект.

2.2.

Отражение изменения характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе, самостоятельное прохождение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала)

Развитие навыков самостоятельного анализа текстового и видео материала по результатам изученного материала; индивидуальная и групповая работа.

2.3.

Отражение в разработке процесса формирования новых видов учебной деятельности (поиск, оценка, отбор, организация информации и др.).

Формирование собственной позиции, оценочного суждения.

2.4.

Ориентация на поисковую деятельность, умение учащихся работать с большими блоками информации.

Да, это тексты документов (статья Геллнера, Конституция РФ, статья Лихачева).

2.5

Ориентация на индивидуальную, парную, групповую, дифференцированную работу учащихся.

Индивидуальная и групповая работа с понятиями, схемами, документами; организация дискуссии по группам.

2.6

Формирование межпредметных связей.

обществознание, история, литература, география

2.7

Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся

Использование мультимедиа (наглядная демонстрация с интервалами отвлечения на дискуссию, работу в группах, работу с тетрадью) в  рамках норм САНПИНа («…Соблюдение санитарно-гигиенических норм при непрерывной работе за компьютером для  8-9-х классов - 25 мин….»)

2.8

Адаптируемость разработки к разным моделям урока

Наиболее продуктивно материал может использован на интерактивной доске. Отдельные элементы урока (этап изучения нового материала) могут быть использованы в качестве дополнительного материала к урокам истории и классным часам, посвященные проблемам межнациональных отношений в мире.

2.9

Интенсификация деятельности учащихся

В проекте данного урока весь выбранный материал направлен на развитие познавательной деятельности учащихся и активную аналитико-дискуссионную работу: работа с пословицами (слайд №3, 15), прослушивание и обсуждение аудиолегенды (собственная запись, находится только в оригинале), видеосюжеты (слайды №10), схемы (слайды №5-6,9,12), документы (слайд №7,11,13), закрепляющие головоломки (слайды №16-17). Учащиеся слушают, смотрят, рассуждают, вступают в дискуссии; работают  с документами, схемами и понятиями как индивидуально, так и в группах. В общем, проект урока «Нации и межнациональные отношения» - это 2 часа напряженной, увлекательной, познавательной и полезной работы, как учителя, так и ученика!

3.

Качество мультимедийного сопровождения

обозначить

3.1

Оригинальность (отличительные особенности) мультимедийного сопровождения 

- схемы, разработанные учителем;                                          - красочные и содержательные иллюстрации;                                          - в оригинале предлагалась аудио легенда, записанная голосом учителя;                                                                        - видеосюжеты, воздействующие на эмоциональную память ученика (Д.ф. «Раны Цхинвала»; клип «Пусть всегда будет солнце»; клип группы Алиса «Небо славян»)

3.2

Создание собственных или методическое усовершенствование (реконструкция) заимствованных мультимедийных ресурсов

Задания для закрепления изученного материала созданы самим учителем; усовершенствована легенда о межнациональных отношениях: из текста (дана в Методическом пособии) преобразована в звуковой файл (записана через микрофон голосом учителя, воспроизводится при демонстрации  презентации).

3.3.

Использующееся ПО -

характеристика: Word 2003г; Power Point 2003г

3.4

Вид медиапродукта

нужное подчеркнуть: наглядная презентация учебного материала, электронный справочник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система, тренажерный комплекс, электронный учебник, другое

3.5

Используемые форматы ресурсов  

нужное подчеркнуть: HTML, DOC, PPS , Flash, DCR , PDF, Java Applet, Advanced Systems Format, AVI, MP3, MIDI, GIF, JPG, JPEG, PNG, TEXT, XML, XLS, TIFF, RTF, DJVU, VRML, SHP, EXE

4.

Применение методов интерактивного обучения

выбрать

да

нет

4.1

Обеспечение всех форм работы учащихся компьютерной поддержкой: индивидуальной, групповой, фронтальной.

+

4.2

Организация среды активного вовлечения в познавательный процесс средствами мультимедиа.

+

4.3.

Применение диалоговых форм проведения занятий, способствующих интеллектуальному развитию учащихся,

+

4.4

Приобретение компетентности в сфере изучаемого предмета, соответствующей возрастному уровню

+

             

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку обществознания "Толерантность в межнациональных отношениях"

Задачи урока.•Определить, в чем заключается межэтническое сотрудничество.•Рассмотреть причины и сущность межэтнических конфликтов.•Узнать основные способы регулирования межэтнических отношений.•...

Методическая разработка урока "Отношения между людьми" 7 класс

Методическая разработка с использованием краеведческого материала....

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Урок обществознания 8 класс. Межнациональные отношения.

Межпредметные связи: история, география....

"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

Методическая разработка урока по обществознанию "Межнациональные отношения в современной России"

Материал предназначен для педагогов, работающих в 11 классе общеобразовательной школы. Элементы урока можно использовать при изучении других тем курса....

Методическая разработки по теме "Нации и межнациональные отношения"

Методическая разработка урока обществознания с элементами технологии медиаобразования. Тема 8 класса: "Нации и межнациональные отношения"...