Методическая разработка урока по обществознанию "Межнациональные отношения в современной России"
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Катышева Ольга Тимофеевна

Материал предназначен для педагогов, работающих в 11 классе общеобразовательной школы. Элементы урока можно использовать при изучении других тем курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Катышева Ольга Тимофеевна, «Межнациональные отношения в современной России»

Тема: « Межнациональные отношения в современной России»

Класс: 10

Обоснование выбора темы:

Актуальность этой темы всё больше усиливается в условиях современной действительности, когда потребность людей в межнациональном общении реализуется на фоне роста социальной напряженности и нестабильности в обществе, национальных противоречий в нашей стране. Только при толерантном отношении к представителям других национальностей возможно процветание России. Очень важно формирование в образовательном учреждении установки учащегося на признание права существования своей национальной культуры, а также признание права и уважительного отношения к существованию и развитию самобытной национальной культуре других народов. Это связано с тем, что в Российской Федерации многие регионы  по национальному и этническому составу очень разнообразны. К многонациональным регионам относится и наш Камчатский край.

К основным методологическим подходам и приемам используемым на уроке относятся: групповой, ценностный, практико-ориентированный, информационный, коммуникативный подходы.

Методы и приёмы проведения урока: диалогические, коммуникативные, интерактивные.

Педагогические технологии, используемые на уроке: технология объяснительно-иллюстративного обучения, технология проведения учебной дискуссии, технология внутриклассной дифференциации, технологии личностно-ориентированного образования, технологии проблемного обучения,  технологии критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.

Задействованы такие предметные области, как история, обществознание, география, публицистика.

2. Цель урока:

Создание целостного представления о положительных и отрицательных тенденциях в межнациональных отношениях в современной России.

3. Задачи:

Предметные:

- Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей,

- Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

- Сформировать у учащихся представление о процессе - межнациональной дифференциация и ее формами.

Личностные:

- Выработать негативное отношение школьников к национальным и межнациональным конфликтам.

- Формирование толерантного отношения школьников к людям иной нации, религии, взглядам.

Метапредметные:

- Определить основные принципы национальной политики в современной России.

- Показать учащимся, что Россия – полиэтническая и многоконфессиональная страна.

4. Ожидаемые результаты:

после проведения урока школьники смогут:

- организовать свою учебную деятельность (ставить цель, получать, преобразовывать и оценивать информацию) - регулятивные компетенции;

- оценивать свои и чужие поступки - личностные компетенции;

- научатся работать в сотрудничестве - кооперативные компетенции;

- смогут донести свою позицию, понять другого, договориться, чтобы достичь единой цели - коммуникативная компетенция,

- добывать, преобразовывать и представлять информацию - познавательная компетенция.

5. Основные понятия (словарь занятия):

Межнациональные отношения - особый вид социальных отношений, которые осуществляются между этносами (народами) в разных сферах общества.

Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной интеграции:

1.Экономические и политические союзы

2.Транснациональные корпорации

3.Международные культурные и народные центры

4.Взаимопроникновение религий и культур, ценностей.

Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

Формы межнациональной дифференциации:

1.Самоизоляция в целом

2.Протекционизм в экономике

3.Религиозный фанатизм

4.Национализм в различных формах в политике и культуре.

Межнациональный конфликт - это нарастание социального напряжения в отношениях между народами, защищающими свои национальные интересы, и обострение противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых военных действий.

Национализм - идеологическое течение и социально-политическое движение, основанное на отстаивании многообразных интересов национальной общности в ее отношениях с другими этносами и государствами. Проявления национализма в жизни общества разнообразны и противоречивы, могут оказывать позитивное и негативное влияние на развитие социальных отношений. Однако традиционно в русском языке это понятие используется для обозначения крайних форм и радикальных течений национализма.

Различают несколько форм национализма.

1. Ксенофобия — навязчивый необоснованный страх перед чужими взглядами, обычаями, культурными особенностями, восприятие их как опасного и враждебного явления.

2. Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов.

Расовая дискриминация - систематическое ущемление прав этнической группы граждан по признаку ее национальности или расы, а также пропаганда расистских идей. Расизм может проявляться в законодательстве, официальной государственной политике и бытовых формах дискриминации.

Толерантность – это принятие чужих традиций, чужого образа жизни как должное, четкое осознание того, что все люди разные и имеют полное право быть такими

Национальная политика – система мер, осуществляемых государством и направленных на учет и реализацию национальных интересов

6. План занятия:

1. Мотивация.

2. Целеполагание, «мозговой» штурм, постановка основополагающего вопроса.

3. Определение проблемных вопросов, разбивка на группы, постановка учебных вопросов.

4. Работа по группам.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

7. Вопросы занятия:

Что такое межнациональные отношения?

Какие формы межнациональной интеграции существуют в современной России?

Какие формы межнациональная дифференциация имеют место быть в современной России?

Что такое межнациональный конфликт?

Что такое толерантность в межнациональных отношениях? В чем выражается культура межнациональных отношений?

8. Материалы (ресурсное обеспечение занятия):

Ноутбук, экран, проектор, видео ролики, презентация преподавателя, раздаточный материал (выборка из периодической печати).

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Мотивация на тему (постановка проблемы):

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводит в проблему:

Слайд 2 и 3 .На экране демонстрируется видеоролики межнациональных отношений (сравнение процессов: интеграция и  дифференциация).

Как вы думаете, какая проблема скрыта в этих фрагментах, что их объединяет? О чем мы сегодня с вами будем говорить?

Слайд 4. Межнациональные отношения – (еще нет определения),

Мозговой штурм «Что такое межнациональные отношения?» учитель обобщает сказанное и выводит на экран определение термина

Отвечают на поставленный вопрос.

Высказывают свои версии этого термина

Записывают в тетрадь

II.Основная часть

Информационно-аналитический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель делит класс на 4 группы. Каждая группа получает задание.

Слайд 5. Дается задание по группам.

Вопрос учителя: какая тенденция в развитии межнациональных отношений в современной России описывается в ситуации для вашей группы? Приложение 1

Учитель задает вопрос: «Какие из данных процессов носят созидательный характер, а какие разрушительный характер

Учитель обобщает и выводит на доску понятия:

межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция (слайд 6) + их формы

Учитель задает вопрос: Какие формы межнациональной интеграции существуют в современной России?

Какие формы межнациональной дифференциация имеют место быть в современной России?

Слайд 7

Задание группам: при помощи сети интернет найдите следующие определения:

Национализм (1 группа), Ксенофобия

 (2 группа), Шовинизм (3 группа), Расовая дискриминация (4 группа)

Какие из данных явлений наблюдаются в России, а какие нет?

Ребята, а как вы думаете, государство должно контролировать данные процессы? Если да, то каким образом.

Выводим на экран  термин национальная политика и документы, регламентирующие эту политику Слайд 8

Национальная политика в РФ представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 году «Концепция национальной политики Российской Федерации».

Задания группам: определите на основании документов, какова основная идея российского государства в области национальной политики? Слайд9

Идея единения, уважения, терпимости, мирного сосуществования лежит в основе всех документов.

Учащиеся работают в группах, анализируют предложенную им ситуацию. Высказывают свою точку зрения

Докладчик группы выходит к доске, характеризует свою ситуацию в одно слово или словосочетание и записывает на доске (4 человека)

(как вариант запись на карточках и вывешивание на магнит на доске)

Учащиеся отвечают, выходят к доске и ставят плюсы или минусы напротив своих высказываний (группируют на доске в два столбика при помощи магнитов)

Записывают в тетрадь

Учащиеся отвечают, высказывают свою точку зрения

Находят информацию, докладчики групп ее озвучивают.

Учащиеся отвечают, высказывают свою точку зрения

Учащиеся отвечают, высказывают свою точку зрения

Записывают в тетрадь определение национальная политика

Работают с документами

 (приложение 2)

III. Заключительная часть

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вместе с учениками подводит итоги занятия:

-О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

- Задания для групп: посовещайтесь минуту и ответьте на вопрос.

Ребята, а как вы думаете, что необходимо делать, для того, чтобы народы жили в мире.

-

Мы все с вами слышали о слове толерантность. Давайте вспомним, что это такое

Слайд 10 определение толерантности

Обсуждают, отвечают на поставленный вопрос.

Обсуждают, отвечают на поставленный вопрос. Докладчики озвучивают версии группы

Отвечают на поставленный вопрос

Помогает учащимся сформулировать вывод по занятию:

Только проявляя терпение, уважение к людям разных национальностей мы с вами будем жить в межнациональном мире

Наша страна многонациональна и  все нации, проживающие на территории нашего государства, должны придерживаться этих принципов мирной жизни.

И в заключении я хочу вам продемонстрировать видеоролик(Слайд11)

Формулируют вывод по занятию:

Какие чувства он у вас вызвал?

Учащимся предлагается заполнить карточки

Сегодня на уроке я:

Научился…

Было интересно…

Было трудно…

Что мне этот урок дал для жизни?

Какие задания понравились больше всего?

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Над чем ещё надо поработать?

Отвечают, высказывают свое мнение

Образовательные ресурсы:

№ п/п

Название ресурса

Краткая характеристика

1.

Статья: Требования к современному уроку обществознания в свете ФГОС / Абашкина О.А., методист МБОУ ДО «НИМЦ»

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fufa-edu.ru%2Fnimts%2Fan-online-community-of-teachers-of-teachers%2Fhistory-social-sciences-law-economics-internal-tabs-forum-for-teachers-of-this-category%2Fsovr%2520urok%2520(2).doc&name=sovr%20urok%20(2).doc&lang=ru&c=5805aa9ab8d7

Обсуждаемые вопросы: новые стандарты образования, значимость компетентностного подхода, духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.  Освещаются характерные признакам современного урока: разнообразие источников и средств обучения, которые в последнее время минимизируют роль учебника на занятии, это и групповая деятельность, и перевоплощение учителя из «рассказчика» в организатора и координатора познавательной деятельности школьника, это и вариативные домашние задания, и эвристический метод обучения, превращающий ученика в активного субъекта познания.

Выдвигаются требования к современному уроку обществознания в свете ФГОС

2.

Народов много, страна одна (видео)

https://etnokonf.astrobl.ru/site-page/video 

Видео ряд по проблемам  межнациональных отношений в современной России.

Здесь анализируются процессы, происходящие в России, которые имеют ярко выраженную межнациональную и этническую окраску.

Выступают звезды шоу-бизнеса, эстрады, режиссеры, актеры, певцы, которые дают личную оценку межнациональным отношениям в современной России. Дается окраска, сравнение  таким процессам, как межнациональная интеграция,  и межнациональная дифференциация, а также возможные пути решения этих проблем.

3.

Путин: Интервью о межнациональных конфликтах https://russian.rt.com/article/17203 

Обсуждаемые вопросы: В.В. Путин считает, что  межнациональных конфликтов можно избежать, если власть будет прислушиваться к гражданам

4.

Статья, видео: Толерантность, культура в межнациональных отношениях. Межнациональные конфликты.

http://fb.ru/article/186190/chto-takoe-tolerantnost-v-mejnatsionalnyih-otnosheniyah-kultura-mejnatsionalnyih-otnosheniy 

Даются определения, что такое толерантность в межнациональных отношениях?

Что такое культура межнациональных отношений)

Что такое межнациональные конфликты. Приводятся причины и примеры

5.

Статья: Межнациональный конфликт в России - массовый и беспощадный!

http://fb.ru/article/125720/mejnatsionalnyiy-konflikt-v-rossii---massovyiy-i-besposchadnyiy 

Обсуждаются межнациональные конфликты в России

6.

Видео: межнациональные отношения

http://salda.ws/video.php?id=5eqKhP30MjE#block_related 

Ситуации

межнациональных отношений в России

7.

Видео: кто разжигает конфликты в России

http://salda.ws/video.php?id=LYbU4hLTVrc 

Демонстрация видеороликов, снятых скрытой камерой, как разжигаются конфликты в России в повседневной жизни

8.

Конференция «Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков» / Россия и вызовы XXI века // Военная мысль. - № 5. - 2009. – С.13-17

http://www.mosgu.ru/_subdomains/ilinskiy/publications/stat/vyz-xxi.php

Обсуждаемые вопросы: экстремизм, ксенофобия, насилие.

Задачей конференции является попытка назвать вызовы XXI века и ответить на вопрос о том, каковы основные источники, носители этих явлений - экстремизма, ксенофобии и насилия.

9.

ЭОР. Обществознание: глобальный мир в XXI веке. 11 класс: Методическое пособие Автор/создатель: Поляков Л.В., Иоффе А.Н., 2008 г.

http://window.edu.ru/resource/061/58061

Данное пособие помогает учителю создать собственное занятие, использовать материалы для проведения лекции, организации работы в группе, обсуждения острых проблем общественной жизни, анализа документов, работы с понятийным аппаратом. Авторы предполагают, что урок в первую очередь самостоятельное творчество учителя с опорой на специфические условия его работы в конкретной школе и с определенным классом. Кроме того, в пособие вошли концепция курса "Обществознание. Глобальный мир в XXI веке" и тематическое планирование.

10.

Что такое толерантность в межнациональных отношениях? Культура межнациональных отношений

http://fb.ru/article/186190/chto-takoe-tolerantnost-v-mejnatsionalnyih-otnosheniyah-kultura-mejnatsionalnyih-otnosheniy

Новости и общество. Культура Ав. Давыдова Юлия, May 24, 2015

Разъяснение слов «толерантность» и «терпимость». Почему толерантность стала необходимостью?

Описывается, что именно в ХХ веке возникла необходимость в толерантности. До этого жители отдельно взятой страны большей частью представляли собой культурный монолит. Британцы – это британцы, французы – это французы, японцы – это японцы. Чужаки - иноверцы, инородцы, пришлые - конечно, были везде, но их было мало. Этническая толерантность была не слишком актуальна просто потому, что те, на кого она должна была быть направлена, являлись исключительно малочисленной группой. Так, никого не волнуют случаи заболевания гриппом до тех пор, пока не вспыхнет эпидемия.

11.

ЭОР. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: Методическое пособие. Автор/создатель: Поляков Л.В., Иоффе А.Н. Издательство "Просвещение"

http://www.prosv.ru/ebooks/Polakov_Global_mir_metod_11/index.html

Методическое пособие к линии УМК Л.В. Полякова "Обществознание. Глобальный мир" включает в себя методические рекомендации, построенные по принципу конструктора, помогающего учителю создать собственное занятие, используя предложенные в пособии материалы для проведения лекции, организации работы в группе, обсуждения острых проблем общественной жизни, анализа документов, работы с понятийным аппаратом.

12

Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» //kremlin.ru 19 декабря 2012 года

Указ Президента Российской Федерации от 20.04.2014 г. № 259 «Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию» //kremlin.ru 20 апреля 2014 года

Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //kremlin.ru 31 декабря 2015 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".

Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Методическая разработка урока "Образование и наука в современном обществе"

Методическая разработка урока по обществознанию в формате ФГОС для 8 класса.Учебное пособие: учебник "Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение", 2013...

Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"

Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...