Россия в системе международных отношений в 1990-е годы
план-конспект по истории на тему

Березовская Елена Борисовна

Конспект урока по истории на тему: Россия в системе международных отношений в 1990-е годы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_v_sisteme_mezhdunarodnyh_otnosheniy_v_90.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Россия в системе международных отношений в 90-е годы XX века.


Цели урока: 

- оценить изменение геостратегического положения России после распада СССР и развитие отношений России с Западом в 90-е гг.;

-способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать данные, выделять характерные и существенные черты исторических событий и явлений, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, формировать и формулировать свою оценку личностей и событий истории.
Задачи урока:

1)формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся посредством организации работы с различными источниками информации;

2) сформировать умение «переносить» приобретённые и систематизированные знания в новую ситуацию;

3) развивать интерес к актуальным проблемам истории страны

4) научить аргументировано представлять свою позицию по изучаемым проблемам. 

Оборудование: 

  1. История России. 1945—2008 гг. 11 класс: учебник;
    под ред. Данилова А.А
  2. Электронное приложение к учебнику История России, 1945 — 2008 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (под ред. Данилова  А.А., Уткина  А.И., Филиппова  А.В.)
  3. Раздаточный материал: рабочие листы, текстовая информация, документы
  4. Карта в учебнике и на доске
  5. Электронная презентация


План: 

1. Российско-американские отношения

2. Россия и Европа

3.Россия и Содружество Независимых Государств

Словарь урока: глобализация, многополярный мир, однополярный мир, Совет Европы, международное сотрудничество, ядерное разоружение, мировое сообщество, балканский кризис, СНГ, ближнее и дальнее зарубежье, русский мир, война в заливе, проблема северных территорий, партнерство во имя мира.


Форма урока: работа в группах.

Вводная часть занятия

Просмотр видеоролика (5 минут)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?  В каком состоянии находился мир в период  после окончания Второй мировой войны до 1991 года.

Распад СССР означал кардинальное изменение глобальной расстановки сил в мире. На протяжении 40 лет мир был биполярным. Что это означает? Его организующим принципом было противостояние США и СССР.  СССР прекратил свое существование и как вы думаете, произошли ли изменения и в мире? Так о чем будет идти речь?

 Завершение холодной войны поставило вопрос – каким будет теперь новый мир и какую роль будет выполнять Россия в этом мире?  Повлиял ли распад СССР на систему международных отношений?

Проблема урока: Выяснить ключевые ориентиры внешней политики  России в 1990-е годы.

С распадом СССР и провозглашением СНГ выделились две основные сферы внешнеполитических интересов России – традиционные отношения с зарубежными государствами и установление связей с так называемым ближним зарубежьем, которые в значительной степени определяют и современную внешнюю политику.

Мы сегодня будем работать по группам. Сегодня у нас работают три группы экспертов, отвечающие за определенное направление внешней политики России в 1990-е годы. Ваша задача- пользуясь материалами на столе, составить схему международного положения России по своему направлению.

 Но также каждый из вас получает индивидуальное задание на урок: составление двух линий: линию времени, на которой по ходу занятия  вы будете отмечать ключевые даты и события, связанные с внешней политикой России 1991–1999 годов

На второй линии – линии идей - формулировать собственные идеи и выводы по рассматриваемой теме. В конце занятия мы с вами обсудим получившиеся результаты.

Линия времени

Линия идей

Основная часть занятия

Работа по группам – 15 минут.

1 я группа: вам необходимо выписать в тетрадь главные изменения в российско-американских отношениях

2я группа: рассказывает об отношениях России и Европы

3я группа: – об отношениях со странами СНГ

После работы групп выступают представители групп. (10 минут)

1-я группа. Зарисовка логической схемы. 

Как строились отношения России и США в 1990-е годы?

Какие факты говорят о сближении России и США в 1990-е годы? (1992г. Кэмп-Дэвидское соглашение, 1993 г. – ОСНВ 2, 1993г. – комиссия по экономическому сотрудничеству)

Каковы основные противоречия между Россией и США в 1990-е годы? (США ориентированы на однополярный мир, а СССР – сотрудничество)

Какие региональные конфликты вызывали противоречие позиций?(Косово 1999г)

ВЫВОД по выступлению 1 группы: Отношения с США занимали ключевое место во внешней политике России в 1990-е годы. В целом они заметно изменились в лучшую сторону. В то же время российско-американские связи представляли сложное переплетение взаимодействия, поиска сфер совпадающих интересов и разногласий по конкретным вопросам международных и двусторонних отношений. На взаимодействие двух государств оказывали влияние различия их экономических и политических возможностей. Новый характер российско-американских отношений получил отражение в Кэмп-Дэвидской Декларации 1992г., которая предусматривала отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников;

Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения вооружений.

В середине 1990-х происходит определенная эволюция российско-американских отношений. США все больше отходили от поддержки традиционных принципов международного права.  Натовские бомбардировки Белграда привели к значительному охлаждению отношений России с США и их союзниками. Россия выступала против построения формирующейся системы международной безопасности на основе НАТО, принижения в международных делах роли ООН, ОБСЕ.

2-я группа. Зарисовка логической схемы. 

 Как строились отношения России и Европейского сообщества?

Основной вопрос: Удалось ли наладить партнерство России и НАТО?

Что вы знаете об организации НАТО?

Почему отношения России и НАТО были в 1990-е годы непостоянными? (преследовали различные цели. НАТО преследовал цель на исключительное право принимать решения в мире по самым важным вопросам обеспечения европейской безопасности в том числе в обход ООН. Россия стремилась противодействовать этим тенденциям)

Вывод по 2 группе  В целом, отношения России с европейскими государствами развивались динамично, хотя сохранялись различия по некоторым подходам. Часто в центре дискуссий оказывалась чеченская проблематика, хотя Европа вела политику двойных стандартов: члены евросоюза осуждали положение с правами человека в России, а сами не желали замечать ущемление русскоязычного населения в странах Балтии.

3-я группа. Зарисовка логической схемы. 

Как строились отношения России и СНГ?

Вывод по 3 группе На пространстве СНГ России предстояло выстроить на новой основе отношения с бывшими соседями по СССР, которые теперь стали независимыми суверенными государствами. Кроме того, с самого начала ставилась задача сохранения сложившихся в советское время экономических и культурных связей, а также координации действий на международной арене. Однако преобладают дезинтеграционные процессы, подтверждающиеся отношениями с Украиной, Белоруссией, и наличием горячих точек.

Совместное обсуждение по предложенным вопросам:

Распад СССР и окончание холодной войны это совпадение событий или закономерность ? ( кризис соц. системы - перестройка- распад СССР – бархатные революции – распад соц. лагеря- усиление влияния США ) 

Как Вы считаете, установление монополярного мира означает отсутствие противостояния стран друг другу, а значит, имеет положительный эффект? (направление дискуссии – отсутствие конкуренции таит в себе опасность диктата со стороны сверхдержавы).

Вопросы для подведения итогов

Какие события стали основными в международных отношениях 1990-х годов?

 Что определяло становление отношений на международной арене?

Заключительная часть занятия

Проверка линии времени и идей. Среди ключевых дат на линии времени могут быть отмечены следующие (предлагаемый вариант не является обязательным): 1991 г. – распад СССР, Россия становится международным правопреемником СССР; 1992г – кэмп-дэвидское соглашение – окончание холодной войны; 1994 г. – Россия – участник «большой восьмерки», - определение Россией международных приоритетов и начало их последовательного отстаивания; 1996 г. – вступление России в Совет Европы – борьба за реализацию концепции многополярного мира; 1999 г. – столкновение интересов России и Запада по событиям в Югославии.

Среди ключевых идей учащиеся могут назвать: международное сотрудничество и интеграцию, участие России в международных организациях, борьбу с международным терроризмом, отстаивание Россией своих интересов, концепцию многополярного мира, разрешение локальных конфликтов, партнерство во имя мира, ядерное разоружение, кооперацию бывших республик СССР.

По итогам работы по линиям формулируются Ключевые ориентиры внешней политики России

В 1990-е годы основными ориентирами внешней политики России были следующие:

1. Интеграция в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), проходившая неоднозначно. Эта политика была продолжена и в 2000-е годы. 10 октября 2000 г. президенты пяти стран СНГ – Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан по инициативе Н. Назарбаева в Астане подписали Договор об учреждении экономического сообщества (ЕврАзЭС). Концепция внешней политики от 28 июня 2000 г. в числе важных задач политики России в отношении государств – участников СНГ указывает на то, что практические отношения с каждым из государств-участников необходимо строить с учетом трех условий: «встречной открытости» для сотрудничества; готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации; обеспечения прав российских соотечественников.

Причины трудностей и проблем интеграции в рамках СНГ:

– различия в уровне социально-экономического развития стран;

– разное отношение лидеров к проведению экономических и политических реформ;

– опасение чрезмерного усиления влияния России;

– рост национализма и шовинизма в обществах;

– противодействие интеграции со стороны других мировых и региональных лидеров (США, Турция, Румыния и др.);

– межэтнические конфликты, которые не удалось разрешить в рамках СНГ (нагорно-карабахский, грузино-абхазский, приднестровский, киргизо-узбекский).

2. Противодействие международным террористическим угрозам в рамках ООН и других международных организаций. В Совместном заявлении, подписанном Б. Ельциным и Б. Клинтоном в сентябре 1998 г. в Москве, указывалось на необходимость мобилизации усилий всего международного сообщества в целях противодействия и отражения вызовов, связанных с угрозой безопасности на рубеже XXI века. Однако не всегда было одинаковое видение странами происходящих процессов – например, события на территории Чеченской Республики западные страны долгое время отказывались признавать в качестве проявления террористической угрозы, а Россия противодействовала попыткам обвинения лидера Сербии С. Милошевича в международных преступлениях против человечества.

3. Сотрудничество России с мировым сообществом и укрепление авторитета страны на международной арене. Вступление России в международные организации, а также создание региональных союзов и партнерств с целью укрепления международного престижа и авторитета, для разрешения острых вопросов и проблем.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ (ВЫВОДЫ УРОКА)

Внешняя политика Российской Федерации была ориентирована на интеграцию страны в мировое сообщество, установление сотрудничества с соседними государствами, разрешение существовавших десятилетиями конфликтов. При этом акцент делался на учет национальных интересов и поддержку многополярности нового мирового устройства. В 1990-е годы Россия вступила в Совет Европы, а также превратила «Большую семерку» ведущих стран мира в «Большую восьмерку», став ее полноправным участником. Разнонаправленность внешнеполитического развития помогла нашей стране постепенно возвратить утраченные с распадом СССР лидерские позиции на мировой арене.

ДЗ: заполнить сравнительную таблицу «Внешняя политика России: 1990-е годы и современность»

Период

Особенное

Общее

1990-е годы

Современность

Сформулируйте несколько выводов на основе проведенного сравнения.

        

Работа с понятийным аппаратом (задание для учащихся по итогам рассмотрения темы): Разделите перечисленные понятия на два столбца – что относится к советскому периоду, а что – к Российской Федерации 1990-х годов. Также можно дополнить список терминов в одном и другом столбце таблицы, основываясь на имеющихся исторических знаниях.

Холодная война, железный занавес, партнерство во имя мира, косовский кризис, интернациональный долг, новое политическое мышление, СНГ, расширение НАТО на восток, ближнее зарубежье, социалистический лагерь, разрядка напряженности, многополярный мир, гонка вооружений.

Российская Федерация 1990-х годов

СССР

Ответы:

Российская Федерация 1990-х годов

СССР

Партнерство во имя мира, косовский кризис, СНГ, расширение НАТО на восток, ближнее зарубежье, многополярный мир.

Холодная война, железный занавес, интернациональный долг, новое политическое мышление, социалистический лагерь, разрядка напряженности, гонка вооружений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международные отношения в 30-е годы XX века

Конспект урока всеобщей истории (9 класс)....

Международные отношения в 30-х годах

план урока и презентация...

«Международные отношения в 1930-е годы»

Разработка урока истории для 9-го класса на тему "Международные отношения в 1930-е годы"...

Международные отношения в 1930-х годов

Презентация содержит учебный материал по теме "Международные отношения 1930-х годов" для курса "Новейшая история" для 9 класса;  авторы учебника - Сороко-Цюпа А.О., Несмелова М.Л....

разработка урока истории в 9 классе "Международные отношения в 1930-е годы"

9 класс. Цель: раскрыть причины нарастания международной напряжённости; выяснить причины и сущность политики умиротворения; анализируя причины бессилия Лиги Наций и демократических стран и США в проти...

Презентация "Международные отношения в 30-е годы и внешняя политика СССР"

Предмет: история РоссииКласс: 9 презентация рассказывает о роли Германии в международной политике и ее взаимоотношениях с Францией, Англией и СССР...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1933 - 1941 ГОДЫ»

Методическая разработка урока истории "СССР в системе международных отношений в 1933 - 1941 годы" основана на методе Э.Боно "Шесть шляп мышления". Методическая цель урока: создание педагогических ситу...