Рабочая программа по Истории России
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Сулдум Сайзана Романовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «История России с древнейших времен до начала XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ist.rossii_6_klass.docx46.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа  с. Арыскан муниципального района  Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

668216, Республики Тыва, Улуг-Хемский район, п. Арыскан, улица Гагарина, д.29

РАССМОТРЕНА

На заседании ШМО

Протокол № ____

от  __________2015 г.

СОГЛАСОВАНА

Заместителем директора по учебно-воспитательной работе

_________/Хаялдай В.В./

_____ ______________2015 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора школы

№___ от ____________ 2015г.

______________/Кыргыс Ч.М./

        

Рабочая программа

по истории России для 6 класса

МБОУ СОШ  с. Арыскан

на 2015-2016 учебный год.

Программа «История России. С древнейших времен до конца XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010).

 

Учебник: История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 10-е изд.  – М.: Просвещение, 2010. – 256 с.: ил., карт.- ISBN 978-5-09-022736-0.

Количество часов в год – 34 ч

Учитель истории: Сулдум С.Р.

с. Арыскан – 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «История России с древнейших времен до начала XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010).

В рабочей программе отражены цели и задачи изучения истории России на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

 Данилов, А. А. История России с древнейших времен до начала XVI века : учебник для 6 класса основной школы / А. А. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2010.

 Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». 6 класс / Д. Д. Данилов, С. М. Давыдова, Н. В. Коробкина. – М. : Баласс, 2010.

 Данилов, Д. Д. Проверочные и контрольные работы к учебникам «История России» и «Всеобщая история». 6 класс / Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова. – М. : Баласс, 2010.

Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений истории России с древнейших времен до начала XVI века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, фрагменты документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.

Основной задачей курса является формирование исторического мышления:

– дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике российского общества с древнейших времен до начала XVI века;

– показать, чем отличается история России с древнейших времен до начала XVI в. от современного исторического периода развития российского государства.

Цели:

– воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;

– формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

– способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;

– формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

– обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

– умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

– умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;

– умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;

– умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;

– умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;

– умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.

Программа рассчитана на 34 часа.

Учебно-тематический план

Дата (месяц, четверть)

Номера уроков

Раздел, тема предмета, курса

Часы

Формы контроля результата

1

Введение

1

2-3

Восточные славяне

2

4-9

 Русь в IX-I пол.XII.

6

10-18

Русь во II пол.XII-XIII в.

9

19-27

Образование Единого Русского Государства

9

28-32

Московское государство в XVI в.  

5

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Зачет

1

Литература

Методические пособия для учителя:

1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории : пособие для учителя / Л. П. Борзова. – М. : ВЛАДОС, 2005.

2. Борзак, Е. Олимпиады по истории 5–9 классы : пособие для учителя / Е. Борзак. – Волгоград : Корифей, 2006.

3. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства : практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 2003.

5. Дричак, А. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции / А. Дричак. – Волгоград : Экстремум, 2005.

6. Кадневский, В. Тесты по истории России с древнейших времен до XVIII века. 6–7 кл. / В. Кадневский. – М. : Айрис-Пресс, 2001.

Дополнительная литература для учителя:

1. Балашов, М. М. Костюм Киевской Руси : метод. пособие / М. М. Балашов. – М. : Детство-Пресс, 2002.

2. Кириллов, В. В. История России. VI–XXI вв. : справочник / В. В. Кириллов, Г. М. Кулагина. – М. : Эксмо-Пресс, 2004.

3. Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века : справ. пособие / М. Н. Зуев. – М. : Дрофа, 2009.

4. Сахаров, А. Н. Дипломатия Древней Руси / А. Н. Сахаров. – М. : Просвещение, 1987.

5. Муравьев, А. В. Очерки истории русской культуры. IX–XVII вв. / А. В. Муравьев, А. Н. Сахаров. – М. : Просвещение, 1984.

6. Чернова, М. П. Справочник учителя истории 5–11 кл. / М. П. Чернова. – М. : Экзамен, 2008.

7. 1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Алексашкиной. – М. : АСТ, 1996.

Дополнительная литература для учащихся:

1. 100 великих сокровищ : энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. – М. : Вече, 2007.

2. История мировой культуры : справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М. : Слово, 1996.

3. Рыжов, К. В. Все монархи мира. Западная Европа : книга для учащихся / К. В. Рыжов. – М. : Вече, 2001.

4. Аграшенков, А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. – М. : Вече, 2001.

5. Цыбульский, В. П. Календари и хронология стран мира : книга для учащихся / В. П. Цыбульский. – М. : Просвещение, 1982.

6. История России в датах : справочник школьника / сост. Г. Михайлов. – М. : Литера, 2008.

7. Ушакова, О. Д. Понятия и определения. История : справочник / О. Д. Ушакова. – М. : Литера, 2006.

8. Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры : справ. пособие / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1998.

9. Левандовский, А. А. История России / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Н. С. Борисов. – М. : Росмэн, 2004.

10. Ушакова, О. Д. Повелители России: Великие князья : справочник школьника / О. Д. Ушакова. – М. : Литера, 2008.

11. Ушакова, О. Д. Повелители России: Цари и императоры : справочник школьника / О. Д. Ушакова. – М. : Литера, 2008.

12. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века : книга для чтения / А. Н. Сахаров. – М. : Росмэн, 2003.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Наглядно-демонстративные пособия.

Таблицы по основным разделам «Истории России с древнейших времен до конца XIX века» (хронологические, сравнительные, обобщающие).

Схемы по основным разделам «Истории России с древнейших времен до конца XIX века» (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

История России в таблицах и схемах.

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России с древнейших времен до конца XIX в.

Портреты выдающихся деятелей мировой истории с древнейших времен до конца XIX в.

Атлас «История России». 5–11 классы. «Атлас школьника».

Карты:

– Славянские племена в VI–IX вв.

– Древнерусское государство в IX–X вв.

– Древнерусское государство в X–XI вв.

– Древнерусское государство в VII–XIII вв.

– Монголо-татарское нашествие. Борьба русского народа против немецких рыцарей и шведских феодалов.

– Московское княжество в 1340–1462 гг.

– Западная Русь в составе Великого княжества Литовского.

– Распад Золотой Орды.

– Российское государство во второй половине XV – начале XVI в..

– Ливонская война 1558–1583 гг.

2. Информационно-коммуникативные средства и электронно-звуковые пособия.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по истории России:

– Интерактивное учебное пособие по истории России IX – начала XIX в. «Витязь на распутье» (CD).

– Великие российские династии (CD).

– Соловьев В. Золотая книга русской культуры (CD).

– Ишимова А. О. История России в рассказах для детей (CD).

– Нечволодов А. Сказания о русской земле (CD).

– История. 5–6 классы. Тесты для учащихся (CD).

– Электронный учебник по истории для 5–8 классов (CD).

– Видеофильмы по истории России (DVD).

– Электронная энциклопедия «Имена России» (CD).

– Электронное пособие «История России в лицах» (CD).

– Слайды (диапозитивы) по всеобщей истории.

3. Технические средства обучения.

Телевизор.

Магнитофон.

Аудиоцентр.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

4. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Штатив для карт и таблиц.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.

5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


Календарно-тематический план  по истории России с древности до конца XVI в.

2 часа в неделю (34 часов)   6 класс.

Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.

№ п/п

№ урока

Тема урока

Часы

Дата

Требования к знаниям

Оборудование

Практическая часть

Домашнее задание

план

факт

Введение (1 ч)

1

1

Что изучает история

Отечества

1

24.01

Знать хронологические рамки, основные события и персоналии изучаемого курса.

Уметь: работать с учебником

Учебник, карта

Вводный урок

Повторить.

Тема 1. Восточные славяне (2 ч).

2

1

 Восточные славяне.

1

29.01

Знать происхождение названия «Русь»

Уметь раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей.

Учебник, плакат, дополнительная литература, иллюстрации в учебнике

Лекция, объяснение, работа с учебником

Работа с терминами.

3

2

Соседи восточных славян

1

31.01

Знать многонациональную основу древнерусской

Уметь раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей

Учебник, карта в учебнике, иллюстрация мужчин угрофин

Урок-беседа, работа с картой

Пересказ параграфа.

Тема 2. Русь в IX-I пол.XII.(6ч)

4

1

Формирование Древнерусского государства

1

05.02

Знать понятие государства.
Уметь раскрывать предпосылки и причины образования Древнерусского государства.

Учебник, карта в учебнике, иллюстрация

Лекция, объяснение, работа с учебником

Работа с терминами.

5

2

Первые русские князья.

1

07.02

Знать: хронологические рамки правления первых русских князей.
Уметь: раскрыть деятельность первых киевских правителей

Портреты первых русских князей, раздаточный материал

Урок-исследование, работа с таблицей, вопросы

Повторить.

6

3

Владимир Святославич.

Принятие христианства.

1

12.02

Знать: дату  крещения на Руси.
Уметь: раскрывать причины и значения принятия христианства

Портрет В.Красное Солнышко, мультимедийный проект

Лекция, беседа, работа с документами

Работа с терминами.

7

4

Расцвет Древнерусского

государства при

Ярославе Мудром.

1

14.02

Знать: внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого.
Уметь: раскрывать особенности социально-экономического развития Руси

Контурная карта, таблица «Форма земельной собственности»

Интегрированный урок, работа с контурной картой

Работа с терминами.

8

5

Культура Древней Руси.

1

19.02

Знать: о выдающихся достижениях древнерусской культуры.
Уметь: раскрыть и объяснить термины.

Исторический документ, мультимедийный проект

Урок-презентация, демонстрация, работа по тексту учебника

Вопросы 1-                                                                                    

4 . С.63

9

6

Быт и нравы Древней Руси.

1

21.02

Знать: о жизни и нравах жителей Древней Руси.
Уметь: раскрывать основные занятия населения, предметах быта, оружии.

Иллюстрации о Древней Руси, карточки, учебник

Урок-исследование, проблемный вопрос, работа с учебником

Составить кроссворд

Тема 3. Русь во II пол.XII-XIII в.(8 ч).

10

1

Начало раздробления

Древнерусского

 государства.

1

26.02

Знать: события, последовавшие после смерти Ярослава Мудрого.
Уметь: анализировать причины раздробления Древнерусского государства

Контурная карта, схема

Интегрированный урок, работа с контурной картой

Документ «Повесть временных лет».

11-12

2-3

Главные политические

центры Руси

2

28.02

05.03

Знать: о формировании трех типов государственности.
Уметь: раскрыть и объяснить термины

Учебник, карта в учебнике, иллюстрация

Лекция, исторический диктант, работа с документами

§ 10-11 повторить.

13

4

Нашествие с Востока.

1

07.03

Знать: причины монгольской экспансии.
Уметь: показывать героический характер сопротивления русских людей монгольским завоевателям

Контурная карта, учебник, схема, портрет Чингисхана

Лекция, работа с контурной картой

Карта «Русь в середине 13 в».

14

5

Борьба Руси с западными

завоевателями.

1

12.03

Знать: борьбу Руси с западными завоевателями.
Уметь: рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов.

План-схема «Невская битва», «Ледовое побоище», портрет А.Невского

Интегрированный урок, работа с контурной картой

Документ.С.113.

15

6

Русь и Золотая Орда.

1

14.03

Знать: форму зависимости от ордынцев.
Уметь: пояснять позицию, занятую А. Невским по отношению к Орде.

Схема «Система управления Золотой Орды»

Интегрированный урок, работа с  контурной картой

Придумать сюжетно-ролевую игру

16

7

Русь и Литва.

1

19.03

Знать: формирование, характер и особенность Русско-Литовского государства

Уметь: раскрывать значение присоединения русских земель к Литве

Контурная карта, учебник, карта в учебнике

Лекция, работа с контурной картой

Вопросы 1-4.С.127.

17

8

Культура русских земель

в XII-XIII вв.

1

21.03

Знать: о выдающихся достижениях русской культуры.
Уметь: раскрывать особенность русской культуры

Таблица «Особенности культуры Новгородской земли»

Урок-исследование, демонстрация, работа с учебником

§ 16 повторить.

18

9

Родной край в древности.

1

02.04

Знать: материал раздела «Русь во II пол.XII-XIII в»
Уметь: раскрыть и объяснить термины

Учебник, карта, тетради

Урок- обобщения и систематизации знаний

Повторить.

Тема 4.Образование Единого Русского Государства (9 ч).

19

1

Предпосылки

объединения русских земель.

Усиление Московского

княжества

1

04.04

Знать: Предпосылки

объединения русских земель.
Уметь: раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель

Тест, раздаточный материал, учебник

Лекция, беседа, составление плана текста

Тезисный план .

20

2

Москва- центр борьбы

 с ордынским владычеством.

Куликовская

 битва.

1

09.04

Знать: о главенствующей роли Москвы в борьбе за столичный статус.
Уметь: раскрыть и объяснить термины

Карта, учебник, схема, портрет Д.Донского

Урок-исследование, вопросы, конспектирование

Пересказ параграфа.

21

3

Московское

княжество и его соседи в конце XIV сер.

XV века.

1

11.04

Знать: причины распада Золотой Орды.
Уметь: раскрывать 2 принципа престолонаследия

Карта, учебник, мультимедийный  проект

Лекция, беседа, составление плана текста

§ 19 повторить.

22

4

Создание единого Русского государства

и конец ордынского

владычества.

1

16.04

Знать: событийную канву последнего этапа объединения русских земель.
Уметь: анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства

Контурная карта, учебник

Интегрированный урок, работа с контурной картой

Вопросы 1-4.С.173.

23

5

Церковь и государство.

1

18.04

Знать: о роли православной церкви в жизни Русского государства.
Уметь: составлять взгляды нестяжателей и иосифлян

Схема, иллюстрации соборов, церквей, учебник

Лекция, работа с терминами

§ 21 повторить.

24

6

Просвещение, устное народное творчество,

 литература в XIV-XVIвв.

1

23.04

Знать: о значении образования единого государства как факторе складывания национальной русской  культуры
Уметь: определять уровень развития культуры XIV-XVI вв.

Портреты деятелей культуры, учебник, мультимедийный проект

Интегрированный урок, объяснение, работа с терминами

Пересказ параграфа.

25

7

Архитектура и живопись

в XIV-XVIвв.

1

25.04

Знать: о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи.
Уметь: раскрыть и объяснить термины

Портрет Дионисия, Мультимедийный проект, учебник

Урок-презентация, объяснение, работа с терминами

Работа с терминами.

26

8

Основные социальные

слои Российского

государства в XIV-нач. XVI в

1

30.04

Знать: Основные социальные

слои Российского государства в XIV- нач. XVI вв.
Уметь: раскрыть и объяснить термины

Карточки, раздаточный материал

Семинар, беседа, вопросы

Составить таблицу по социальным слоям.

27

9

Контрольная работа

1

02.05

Знать: раздел «Образование Единого Русского Государства»
Уметь: раскрыть и объяснить термины

Учебник, тетради

Урок проверки ЗУН, варианты проверочной работы

К.р.№1

Повторить.

Московское государство в XVI в.  (7ч)

28

1

Начало правления

Ивана Грозного.

Реформа  Избранной

Рады.

1

07.05

Знать: Реформа  Избранной Рады.
Уметь: раскрыть и объяснить термины

Портрет И.Грозного, учебник, раздаточный материал

Лекция, беседа, работа с учебником

Составить таблицу.

29

2

Внешняя политика

 Ивана Грозного.

1

09.05

Знать: Внешнюю политику

 Ивана Грозного.
Уметь: раскрыть и объяснить термины

Карта, учебник, портрет И.Грозного

Урок-практикум, беседа, работа с картой

Вопросы 1-4.С.212.

30

3

Опричнина.

1

14.05

Знать: причины, характер, основные этапы, результаты и последствия опричнины. 
Уметь:  раскрыть и объяснить термины

портрет И.Грозного, рис. Александровской слободы в учебнике)

Лекция, беседа, работа с терминами

Пересказ параграфа.

31

4

Культура и быт в XVI в.

1

16.05

Знать: структуру русских городов.
Уметь: описать русскую избу

Рис. Крестьянской избы, одежда русских крестьян, учебник, мультимедийный проект

Урок-презентация, демонстрация

Составить кроссворд.

32

5

Родной край в XIV-XVI вв.

1

21.05

Знать: основные вопросы курса история России в XIV-XVI вв.».

Уметь: раскрыть и объяснить термины

Карта, учебник, тетради

Урок- проверки ЗУН, вопросы

Повторить.

33

6

Итоговая контрольная

 работа

1

23.05

Знать: основные вопросы курса история России  с древнейших времен до конца XVI вв.»
Уметь: раскрыть и объяснить термины

Тетради для контрольных работ, варианты проверочной работы

Урок- проверки ЗУН, вопросы

К.р.№2

Повторить.

34

7

Зачет

1

28.05

Знать: основные вопросы курса история России  с древнейших времен до конца XVI вв.
Уметь: пересказывать основные события и явления курса история России

Тетради, ручка, учебник

Повторительно-обобщающий урок, вопросы

Зачет

 №1

Повторить



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс

Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...

Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе

Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения  учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...

Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы

Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...

Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)

В рабочей программе по истории России-всеобщей истории   в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...