Россия в XIX веке
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Токарева Мария Алексеевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Россия в XIX веке61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Россия в XIX веке.

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся с помощью работы в  группах.

Форма урока: урок-игра.

Методы: «мозговой штурм», работа с датами, работа с понятиями, работа с личностями XIX века в истории России.

Приемы: дискуссия, анализ, работа в группе.

Цели:

  • учебные: научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
  • воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и правовую, формировать гуманные качества личности учащихся.
  • развивающие:  развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в группе.
  • личностно-ориетированные: создать условия для творческой самореализации, через выбор личностной позиции, развитию потребности в самосовершенствовании.
  • коррекционные цели: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание, активизация речи в единстве с мышлением.

Основные понятия: автономия, коалиция, промышленный переворот, национальное самосознание, мировой посредник, гражданское общество, правовое государство, нигилизм, либералы, консерваторы, народническое движение, реформы и др.

Литература:

  • Данилов А.А. История государства и народов России. XIX в.: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005. – 269 с.
  • Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 8 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX веек. 8 класс». – М. : Изд-во «Экзамен», 2008. – 381 с.
  • Коганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.
  • Интернет источники.

Предварительная подготовка к уроку:

Класс заранее делится на команды по 5 человек.

Каждая команда должна к уроку придумать название для своей группы, выбрать капитана.

Конкурс 1. «Мозговой штурм»

Учитель задает командам приготовленные вопросы. За каждый правильный ответ  команда получает 1 балл.

Благодаря «мозговому штурму» мы стимулируем творческую активность школьников. Процесс активизации учебно – познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и исторических знаниях, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

Конкурс 2. «Хронологическая головоломка»

Каждая команда получает задание соотнести даты с перечисленными событиями.

Команда, выполнившая задание быстрее всех, зарабатывает дополнительный балл для команды.

Учащиеся смогут в конкретной ситуации воспользоваться имеющейся у них базой знаний, применив ее на практике.

Конкурс 3 «Личность в истории»

Каждая команда по очереди называют фамилию и род занятий или достижение исторической личности XIX века. Победителем становится та команда, которая последняя назвала фамилию.

История общества отличается от истории природы, прежде всего тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама. В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями. Цель данного конкурса показать влияние исторической личности на ход истории, показать зависимость определенных событий от действий конкретной личности – индивида.

Конкурс 4 «Объясни учителю»

Необходимо заранее приготовить карточки с понятиями, терминами истории XIX века. Каждая команда путем жеребьевки выбирает карточку, команда должна объяснить как можно больше терминов преподавателю.  

Важнейшей частью преподавания истории является работа над понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. При этом диалектика познания такова, что «всякое новое знание является нам в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения прежнего опыта», а потому «всякая такая оболочка может оказаться слишком узкой для того, чтобы включить в себя новый опыт». Поэтому часто старые понятия наполняются новым содержанием, и появляется потребность в их пересмотре, уточнении, иногда переосмыслении. На эволюцию такого рода необходимо обращать внимание учащихся.

«Мозговой штурм»

  1. Какой император освободил крестьян?
  2. Когда состоялась Отечественная война?
  3. После смерти какого императора произошло восстание декабристов?
  4. Чем закончилось восстание декабристов?
  5. Кто провел денежную реформу в правление Николая I?
  6. Наставник Александра 2, который составил для него «План учения».
  7. совокупность отношений в сфере экономики, культуры развивающихся на демократической основе, независимо от государства
  8. строй, при котором обеспечено господство закона во всех сферах жизни общества, защита прав личности и взаимная ответственность граждан и государства.
  9. Теоретики революционного народничества
  10.  В правление какого императора была продана Аляска ?
  11. Когда было отменено временнообязанное положение крестьян?
  1. 1803 г.
  2. 1842 г.
  3. 1861 г.
  4. 1881 г.

  1. Что из названного произошло в царствование Александра III
  1. основание Царскосельского лицея
  2. создание Академии наук в Санкт-Петербурге
  3. издание циркуляра о «кухаркиных детях»
  4. основание Славяно-греко-латинской академии

  1. В первой четверти XIX в. с понятием «аракчеевщина» современники связывали
  1. разработку проектов, ограничивавших власть царя
  2. ослабление цензурного гнета, распространение иностранных книг
  3. возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I
  4. создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии

  1. Представители русской общественной мысли 1830-1850 х гг., идеализировавшие историческое прошлое России, считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались
  1. западниками
  2. социал-демократами
  3. славянофилами
  4. декабристами

  1. В России в XIX в. людей, отрицавших духовные, культурные ценности предшествовавших поколений и современного им общества, называли
  1. диссидентами
  2. еретиками
  3. раскольниками
  4. нигилистами

  1. Россия в XIX в. была
  1. конституционной монархией
  2. демократической республикой
  3. самодержавной монархией
  4. сословно-представительной монархией

     

  1. Кто был одним из авторов теории «официальной народности» в годы царствования Николая I
  1. П.А. Столыпин
  2. С.С. Уваров
  3. А.А. Аракчеев
  4. К.П. Победоносцев

  1.  Введение института присяжных заседателей стало возможным в результате проведения
  1. Крестьянской реформы 1861 г.
  2. Земской реформы 1864 г.
  3. Судебной реформы 1864 г.
  4. Военной реформы 1874 г.

«Хронологическая головоломка»

  1. начало Крымской войны                            а) 1803                    
  1. восстание декабристов                               б) 1812                        
  1. отмена крепостного права                          в) 1867                  
  1. нашествие Наполеона на Россию               г) 1856      
  1. убийство Александра II                               д) 1855                        
  1. указ о «вольных хлебопашцах»                 е) 1853      
  1. продажа Аляски США                               ж) 1861                        
  1. дарование конституции Царству Польскому  з) 1864      
  1. указ об обязательном переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп                                                  и) 1825                      
  1. земская и судебная реформы                    к) 1815      
  1. заключение Парижского мира                 л) 30-40-е годы
  1. царствование Николая I                             м) 1881-1894
  1. царствование Александра I                        н) 1825-1855
  1. царствование Александра III                     о) 1801-1825
  1. начало промышленного переворота         п) 1881

«Объясни учителю»

  1. Автономия  
  2. Коалиция
  3. Флешь
  4. Национальная политика
  5. Жандармерия
  6. Промышленный переворот
  7. Горцы
  8. Национальное самосознание
  9. Рескрипт
  10. Мировой посредник
  11. Гражданское общество
  12. Правовое государство
  13. Вольнослушатель
  14. Сепаратизм
  15. Антисемитизм
  16. Аренда
  17. Конспирация
  18. Террор
  19. Нигилизм
  20. Репрессии
  21. Полицейское государство
  22. Винная монополия
  23. Манифест
  24. Монархия
  25. Министерство
  26. Отечественная война 1812
  27. Бородинское сражение 1812 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. История России. Урок повторения "Россия в 17 веке"

Методическая разработка урока-повторения в форме игры, с ответами....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

Контрольная работа по истории России для 7 класса по теме "Внешняя политика России в 17 веке"

Контрольная работа представляет собой тестовые задания с выбором ответов для 2 вариантов выполнения....

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...