Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства" и презентация к уроку.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Острая Татьяна Владимировна

Технологическая карта содержит все структурные элементы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_razdrobleniya_drevnerusskogo_gosudarstva.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 42.

Тема: «Начало раздробленности Древнерусского государства»

Цели по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

Используя факты, проследить процесс распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества. Продолжать закреплять навыки использования при решении проблемы исторических определений: государство, династия, великий князь, дружина, раздробленность.

3 ЛР. Историческое мышление

Работая с исторической картой, выявлять последствия раздробленности государства. Объяснять преимущества и недостатки государственной раздробленности.

4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Давать и объяснять собственную оценку событиям периода распада Руси. Создать условия для осознания роли боярства в период раздробленности страны.

Обязательный минимум содержания:

Политическая раздробленность Руси.

План урока:

I. Проблема урока: можно ли распад Русского государства назвать «погибелью Русской земли?»

II. Поиск решения проблемы:

1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.

Примерный вывод по проблеме: в начале XII века вследствие многих причин распад Древнерусского государства стал неизбежен.

2. Любечский съезд князей.

Примерный вывод по проблеме: к середине XII века Русь оказалась в состоянии государственной раздробленности.

3. Правление Владимира Мономаха в Киеве

Примерный вывод по проблеме: единство Руси было ненадолго восстановлено при одном из внуков Ярослава – Владимире Мономахе.

Примерный вывод по проблеме урока: в XII веке начался распад Руси на отдельные княжества, который имел как положительные, так и отрицательные последствия для развития цивилизации.

4. Причины раздробленности Древнерусского государства .

5.Государственное правление в период раздробленности.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Вспомните, о чём предупреждал Ярослав Мудрый своих сыновей, оставляя им в наследство Русь? Выполнили ли завещание отца?

– Какое решение в своих спорах за землю нашли князья?

2  3

– О событиях того времени говорит отрывок из «Слова о погибели Русской земли». Автор «Слова…» писал своё сочинение в начале XIII века, и оно дошло до нас только как отрывок, начало большого произведения. Подсчитайте, сколько времени отделяет автора от правления Владимира Мономаха.

– Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопрос к нему.

– Сравните свой ответ на вопрос к документу со справочными сведениями, какое наблюдается противоречие?

1  2  4  2  3

– Ярослав Мудрый предупреждал своих сыновей, что распри и вражда между ними приведут к «погибели земли Русской». После смерти Ярослава вновь начинаются княжеские усобицы.

– На Любечском съезде князей было принято решение о разделе Русской земли – «каждый держит отчину свою».

– От правления Владимира Мономаха прошло 200 лет.

– Автор документа описывает красоту и силу Руси, вероятно, погибелью он называет княжеские усобицы при Владимире Мономахе, которые ослабляли Русь.

– Если автор «Слова…» говорит об усобицах как «погибели Русских земель», то справочные сведения отмечают, что быстро растут города.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

II. Версии.

– Какую проблему урока нам предстоит решить?

– Как, по вашему мнению, распад государства мог сказаться на развитии российской цивилизации?

1  2  2  4  

– Можно ли распад Русского государства назвать «погибелью Русской земли?»

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).

III. Актуализация знаний.

– Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда.

3  2  4

Слайд 5 

– И как любой историк-исследователь, мы должны знать даты. Пожалуйста, выполните задание слайда.

2  3

Ученики выполняют задание слайда. Пропущены понятия «государство» и «дружина».

Ученики выполняют задание слайда.

IV. Планирование деятельности.

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

2  3  2  3  

Ученики должны ответить, что необходимо определить, какие события происходили в ту эпоху.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.

Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Он разделил Русь между сыновьями.

Используя текст учебника (§ 19, п. 1), ответьте на вопрос, можно ли сказать, что Ярослав Мудрый продолжил политику своих предшественников? В  чём особенность нового свода законов – «Правды Ярославичей»

Используя текст учебника (§ 19, п. 1), ответьте на вопрос, что означало поражение Руси в битве с половцами.

Используя текст учебника (§ 19, п. 1), ответьте на вопрос, какое явление появилось на Руси, каковы причины и последствия этого явления?

Дети отвечают, что Ярослав продолжает политику отца, это привело к междоусобицам. Особенность Нового свода в том, что он предусматривал наказания за покушения на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством.

Победа кочевников означала не только разорение, но и невозможность продолжать выгодную торговлю с Византией.

Раздробленность.

2. Любечский съезд князей.

Используя текст учебника (§ 19, п. 2), ответьте на вопрос, когда состоялся Любечский съезд. Назовите его причины.

Используя текст учебника (§ 19, п. 2), ответьте на вопрос, каковы последствия Любечского съезда?

+ - начало объединения русских военных сил против половцев, каждый будет править самостоятельно.

- - решения съезда были нарушены.

3. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Используя текст учебника (§ 19, п. 3), ответьте на вопрос, почему именно Владимиру Мономаху доверили управление государством.

  • В  чём особенность нового свода законов – «Устава Владимира Мономаха»? В чём его отличие от предыдущих сводов?

Дети описывают качества Владимира Мономаха.

Ростовщики не имели права требовать более 20 % сверх взятой суммы, закупам было дано право уходить от своего господина, чтобы заработать деньги и вернуть купу.

4. Причины раздробленности Древнерусского государства

– Мы помним, что у каждого события и процесса есть определённые причины. Ни одно событие не может произойти просто так. Пожалуйста, используя текст учебника, попробуйте определить причины распада Древнерусского государства.

(На данном этапе урока можно использовать коллективные формы работы.)

1  2  4  5  1  2  3  4

– После смерти Мстислава Владимировича Великого единое государство перестаёт существовать. Посмотрите внимательно на карту (слайд и с. 111) и выполните задания к ней.

1  2  4  2  3  4

– Выполните задание слайда.

– При работе со слайдом можно ограничиться только заданием повышенного уровня.

1  2  4  2  3  4

3. Обустройство земель Русских.

– Единое государство распалось. Означало ли это, что между княжествами не осталось ничего общего? Используя текст п. 2–3 учебника, ответьте на вопрос слайда. (Оформление ответа можно выполнить как в виде таблицы, так и в свободной форме.)

(На данном этапе урока можно использовать коллективные формы работы.)

 

– Какой ответ на вопрос урока можно дать?

1  2  3  4  1  2  3  4

– Кроме причин, у любого события есть и последствия. Как вы думаете, к каким результатам привела раздробленность единого государства?

(На данном этапе урока можно использовать коллективные формы работы.)

2  4  5  1  2  3  4

Ученики должны сформулировать не менее трёх причин распада Древнерусского государства. Может быть указано следующее:

1. В разных частях Древнерусского государства выросли свои богатые города, которые стали центрами жизни Русских земель.

2. Бояре уже не хотели служить князю за часть его доходов. Они сами могли содержать свою дружину и управителей (рассмотреть иллюстрацию на с. 108).

3. Необходимость в том, чтобы дружина всегда быстро могла отразить внешнюю угрозу, т.е. находилась рядом, а не в Киеве.

Ученики должны:

1. назвать возникшие государства;

2. распределить их по группам.

Продолжение работы с картой.

Ученики должны в качестве общего указать такие факторы, как язык, культура, религия, историческая память о роли Киева, родственные связи князей. Разделяющие факторы – сильное боярство, различия торговых интересов, вражда и борьба за первенство, в том числе и в Киеве.

Ученики при помощи текста учебника должны назвать как положительные, так и отрицательные последствия раздробленности.

VI. Выражение решения проблемы.

– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

Можно ли распад Русского государства назвать «погибелью Русской земли?»

4  2  3  4

В XII веке начался распад Руси на отдельные княжества, который имел как положительные, так и отрицательные последствия для развития цивилизации.

VII. Применение нового знания.

1  2  2  3  4

Работа с датами.

VIII. Домашнее задание.

– С середины XII века каждое княжество пошло своим путём, самостоятельно искало возможности для развития и процветания. Удалось ли это сделать Владимиро-Суздальскому княжеству? Об этом вы прочитаете дома в § 11. Ответьте на вопросы перед ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Павловопосадские платки» к уроку Изобразительного искусства в 3 классе.

ТемаПавловопосадские платкиЦель темы Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров.Обучение умению рисовать павловопосадские цветы.Планируемый результатУмение рисовать павловопосадские цветы...

Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".

Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...

Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»

Мастер-класс :  «Технологическая карта как средство      организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...

Технологическая карта по выполнению практической работы на уроках технологии, раздел "Рукоделие"

Представлены названия швов и стежков для выполнения вышивки лентами, показано, как выполняются те или иные швы и/или стежки...

Древнерусская икона (презентация к уроку)

Презентация предназначена для использования во время урока по истории России, в разделе "Культура Руси", т.к вся живопись до 17 века представлена только иконописью. Дается полная характерист...

Технологическая карта "Признаки делимости" 5 класс 1 урок

Расширить знания учащихся о простейших элементах теории делимости натуральных чисел; показать способы  использования в вычислениях признаков делимости чисел....