Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства" и презентация к уроку.
презентация урока для интерактивной доски по истории (6 класс) на тему

Острая Татьяна Владимировна

Технологическая карта содержит все структурные элементы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_razdrobleniya_drevnerusskogo_gosudarstva.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Слайд 2

Из «Слова о погибели Русской земли» (начало XIII века «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами многими, – всего ты исполнена, земля Русская! …Все страны покорил Бог народу христианскому... великому князю Всеволоду, отцу его Юрию и деду Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болот на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем». Справочные сведения о развитии раздробленной Руси Ученые-историки, опираясь на летописные упоминания и данные археологических раскопок, подсчитали число древнерусских городов. В конце XI века – до распада государства – на Руси было около 90 городов. После распада государства – к концу XII века – их число увеличилось до 224. Ещё через 50 лет – к 30-м годам XIII века – на Руси было уже 300 городов. Справочные сведения о развитии раздробленной Руси Учёные-историки, опираясь на летописные упоминания и данные археологических раскопок, подсчитали число древнерусских городов. В конце XI века – до распада государства – на Руси было около 90 городов. После распада государства – к концу XII века – их число увеличилось до 224. Ещё через 50 лет – к 30-м годам XIII века – на Руси было уже 300 городов. Из «Слова о погибели Русской земли» (начало XIII века ) «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами многими, – всего ты исполнена, земля Русская! …Все страны покорил Бог народу христианскому... великому князю Всеволоду, отцу его Юрию и деду Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болот на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем». Подтверждают ли эти факты мысль о «погибели» раздробленной Русской земли? Как ты думаешь, какие события автор начала XIII века называет «погибелью Русской земли», сравнивая своё время со временами Владимира Мономаха? ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Слайд 3

РАСПАД ГОСУДАРСТВА – ЭТО «ПОГИБЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»? ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА! ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Слайд 4

Понятия Определения Боярин Состояние, при котором единое государство разделяется на много независимых Организация управления обществом, людьми, которые проживают на определённой территории Вотчина Самые знатные и привилегированные жители Руси, землевладельцы-вотчинники Объединения воинов, которые служили князю, сделали войну своей профессией и жили за счёт добычи, распределяемой князем, а также за счёт доходов князя Государственная раздробленность Тип земельной собственности, которая наследовалась в одной семье от отца к сыну Необходимый уровень. С помощью стрелок соедини понятия с их определениями. Повышенный уровень. Запиши пропущенные понятия. Выдели красным цветом то понятие, которое наиболее точно отражает состояние Руси после Любечского съезда князей. ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Слайд 5

Необходимый уровень. На ленте времени отметь: дату образования Древнерусского государства ( 1 ), дату Крещения Руси ( 2 ), век расцвета Древней Руси ( 3 ), начало распада Древнерусского государства ( 4 ). ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ IX X XI XII XIII Необходимый уровень. Укажи конкретные даты, когда произошли эти события.

Слайд 6

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ 1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. 2. Любечский съезд князей. 3. Правление Владимира Мономаха в Киеве 4 . Причины раздробленности Древнерусского государства 5. Государственное правление в период раздробленности.

Слайд 7

Половецкая угроза и распад союза Ярославичей Используя текст учебника (§ 19, п. 1), ответьте на вопрос, что означало поражение Руси в битве с половцами. Используя текст учебника (§ 19, п. 1), ответьте на вопрос, какое явление появилось на Руси, каковы причины и последствия этого явления? Используя текст учебника (§ 19, п. 1), ответьте на вопрос, можно ли сказать, что Ярослав Мудрый продолжил политику своих предшественников? В чём особенность нового свода законов – «Правды Ярославичей»

Слайд 8

Любечский съезд князей. Используя текст учебника (§ 19, п. 2), ответьте на вопрос, когда состоялся Любечский съезд. Назовите его причины. Используя текст учебника (§ 19, п. 2 ), ответьте на вопрос, каковы последствия Любечского съезда? Позиция Я считаю, что, с одной стороны, __________ _________________, Но, с другой стороны, ________________, Аргумент(ы) потому что_________ __________________ __________________ потому что________ ________________ _ ________________ _

Слайд 9

Правление Владимира Мономаха в Киеве Используя текст учебника (§ 19, п. 3), ответьте на вопрос, почему именно Владимиру Мономаху доверили управление государством. В чём особенность нового свода законов – «Устава Владимира Мономаха»? В чём его отличие от предыдущих сводов?

Слайд 10

Повышенный уровень. Используя текст учебника (§ 19, п. 4 ), составь список причин распада Древнерусского государства. Причины раздробленности Древнерусского государста ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________

Слайд 11

Повышенный уровень. Используя текст учебника (§ 19, п. 4 ), назовите основные центры Руси. Как происходило управление в этих княжествах? Государственное управление Чем отличалась политика князей в период раздробленности? Привело ли раздробление Руси к исчезновению Русской земли как единого целого? Докажите.___________

Слайд 12

Южная Русь Северо-Восточная Русь Юго-Западная Русь Северо-Западная Русь Необходимый уровень. Обведи на карте красным цветом границы княжества Южной Руси, зелёным – границы Северо-Восточной Руси, синим – Юго-Западной Руси, коричневым – Северо-Западной Руси. «РАСПАЛАСЯ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!»

Слайд 13

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ «РАСПАЛАСЯ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!» Максимальный уровень. Придумай и нанеси на карту условные обозначения, доказывающие различия политических и торговых интересов русских земель и княжеств Прогр . Максим. Повышенный уровень. Придумай и нанеси на карту два условных обозначения для доказательства распада Древнерусского государства. Запиши их в легенду карты.

Слайд 14

Повышенный уровень. Что связывало и что разделяло княжества Южной, Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси? Связывало Разделяло __________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ __________ ОБУСТРОЙСТВО ЗЕМЕЛЬ РУССКИХ

Слайд 15

Необходимый уровень. Используя текст учебника, заполни таблицу. ОБУСТРОЙСТВО ЗЕМЕЛЬ РУССКИХ Последствия феодальной раздробленности Руси Положительные последствия Отрицательные последствия __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________

Слайд 16

В XII веке начался распад Руси на отдельные княжества, который имел как положительные, так и отрицательные последствия для развития цивилизации ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Слайд 17

Можно ли распад Древнерусского государства считать упадком цивилизации на Руси? Максимальный уровень. Выполни задание на программном уровне, но используй дополнительную информацию, не изученную на уроках. Повышенный уровень. Запиши одну позицию, приведя два - три аргумента, или рассмотри событие с разных позиций, подтвердив каждую как минимум одним аргументом. ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ Позиция Я считаю, что, с одной стороны, __________ _________________, Но, с другой стороны, ________________, Аргумент(ы) потому что_________ __________________ __________________ потому что________ ________________ _ ________________ _

Слайд 18

Необходимый уровень. Отметь на ленте времени красной вертикальной чертой образование Древнерусского государства, а чёрной – его распад. ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ IX X XI XII XIII Повышенный уровень. Над лентой времени подпиши дату кончины Ярослава Мудрого, даты Любечского съезда и похода, послужившего основой для «Слова о полку Игореве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Павловопосадские платки» к уроку Изобразительного искусства в 3 классе.

ТемаПавловопосадские платкиЦель темы Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров.Обучение умению рисовать павловопосадские цветы.Планируемый результатУмение рисовать павловопосадские цветы...

Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".

Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...

Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»

Мастер-класс :  «Технологическая карта как средство      организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...

Технологическая карта по выполнению практической работы на уроках технологии, раздел "Рукоделие"

Представлены названия швов и стежков для выполнения вышивки лентами, показано, как выполняются те или иные швы и/или стежки...

Древнерусская икона (презентация к уроку)

Презентация предназначена для использования во время урока по истории России, в разделе "Культура Руси", т.к вся живопись до 17 века представлена только иконописью. Дается полная характерист...

Технологическая карта "Признаки делимости" 5 класс 1 урок

Расширить знания учащихся о простейших элементах теории делимости натуральных чисел; показать способы  использования в вычислениях признаков делимости чисел....