Формирование познавательного интереса к истории
статья по истории на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnogo_interesa_k_istorii.docx48.79 КБ

Предварительный просмотр:

        

        ФОРМИРОВАНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

К ИСТОРИИ

        

        СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

1. Познавательный интерес учащихся как цель и ценность современного образования…………………………………………………………………….6

 2. Способы формирования познавательного интереса учащихся к истории………………………………………………………………………...13

Заключение…………………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………………28

Введение

Результаты современных психолого-педагогических исследований показывают, что проблема развития познавательного интереса учащихся при изучении истории в школе остается актуальной и в наши дни. Как свидетельствуют научные исследования и опыт преподавания, внимание обращается на поиск эффективных приемов и средств формирования познавательного интереса и познавательной самостоятельности учащихся. На первый план выдвигается работа с различными источниками знаний, использование различных форм учебных занятий, разнообразными педагогическими технологиями, позволяющими формировать самостоятельную социально-активную личность.

Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, интереса к истории. Решение этой задачи осуществляется на основе различных подходов в обучении, предполагающих самостоятельную творческую активность, являющуюся необходимой для формирования познавательного интереса, ценностно-мотивационных установок учащихся к изучению истории в средней школе. В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов формирования познавательного интереса учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и познавательных возможностей. Особое внимание необходимо обращать на взаимосвязь обучения, воспитания и развития, влияющих на повышение уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формирование комплекса устойчивых интересов.

В процессе формирования познавательного интереса учащихся  к истории  как и во всем остальном, необходим комплексный подход. [12] Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, в нашем понимании обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения .

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме интереса (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Н.Г. Морозова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина), рассматриваются основные вопросы теории интереса, его влияние на воспитание и развитие личности, разработаны концептуальные положения о формировании познавательной активности и самостоятельности учащихся. Исследователями отмечается, что интерес имеет сложную психологическую структуру. В качестве теоретического обоснования интерес рассматривается, как специфическая направленность личности на конкретные предметы и явления действительности. Учитывается, что ее интересы могут быть многообразными и классифицироваться по содержанию. Поиску новых форм, направленных на развитие самостоятельности, познавательной активности учащихся посвящены исследования П.В. Горы, Н.Г. Дайри, Ф.П. Коровкина, П.С. Лейбенгруба, И.Я. Лернера и других. Дидактические условия творческой учебно-познавательной деятельности нашли отражение в исследованиях В.И. Загвязинского, Н.Я. Левина, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина и других.

«История воспитывает способность задавать вопросы, расследовать, изучать аргументы, выдвигать гипотезу, дебатировать, создавать и понимать, объяснять и оправдывать» [6]. Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся по истории  приобретает особое  значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.  


1.Познавательный интерес учащихся как цель и ценность современного образования.

Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);         проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);         активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).

Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”. [5,19]

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В рамках достаточно широкого понятия “познавательный интерес” можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету. [13]

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется: активный поиск; догадка;         исследовательский поиск; готовность к решению задачи. Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения. Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели». [10, с. 86].

Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростков очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Связано оно с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям всесторонне развитого человека. Надо поддерживать убеждения подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению.[11,  С.  43]

Познавательный интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, преходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.

Критерии познавательного интереса. По каким признакам можно судить о наличии у учащихся познавательного интереса? Работы ученых позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы:

1) специфические для интереса особенности поведения и  деятельности учащихся учебной деятельности на уроке;

2) особенности поведения  и  деятельности  учащихся,   проявляющиеся  вне уроков;

3)   особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

             При формировании познавательного интереса и творчества при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

          Познавательная деятельность человека, как и любой другой вид деятельности, всегда имеет мотив – побуждение, показывающее, ради чего человек выполняет данную деятельность. Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха; мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей) и внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию).

Интерес – это и особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и  потребность в определенных эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то действий, от каких-то людей или предметов.   Разновидностью интереса является склонность – сильное стремление к определенной деятельности. [14]

        Каждый ученик имеет склонности и задатки к определенным предметам, но учитель обязан создать такие условия, чтобы эти склонности проявились и чтобы заинтересовать предметом всех учеников. Если ученику история становится интересна, он более успешно ее изучает, если учитель при этом направляет его интерес, помогает проявить себя в качестве активного субъекта познания, то происходит развитие ученика.  

Если взять за основу изменение личностных особенностей учащихся, то процесс управления познавательным интересом в основной школе и в старшем звене может выглядеть следующим образом:

Основная школа: определенный уровень развития личности, когда ребенок еще не имеет сложившихся взглядов, но уже может ответственно относится к учебной деятельности, предполагает в области преподавания цель: максимально помочь ребенку не потерять интерес к учебной деятельности, дать ему как можно больше в плане развития его, как ученика, показать ему пример добрых, благородных поступков, а также представлений о том, что нужно осуждать, то есть мировоззренческих ценностей.

Старшие классы: новый уровень развития личности, когда складываются убеждения, жизненные установки, мировоззрение, когда появляется более осознанное отношение к учебе, стремление найти и развить свои интересы, происходит выбор области будущей профессии, требует: в области преподавания: поставить учащихся  в ситуацию, когда им будет важно иметь свое мнение, выбирать и доказывать точку зрения, соглашаться или спорить с чем-то, причем в цивилизованных рамках. Показать  исторический процесс более глубоко, так  как они уже в их возрасте могут представить, поставить  в рамки максимальной работы на уроке, вводить новые формы организации деятельности: семинары, проекты, лабораторные работы, круглые столы.

Практический опыт показывает, что   развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера. Для современных учащихся учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация однообразные способы действия очень быстро развивают скуку. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Учителю важно помнить, то чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существующими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу. Не слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно  быть трудным, но посильным – вот девиз современного учителя.

Мастерство управления  познавательной  деятельностью учащихся зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, мышление, волю. «В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учителя в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности» [18]. Ведущую роль играют  и межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.

2. Способы формирования познавательного интереса учащихся к истории

Методистами и учителями  накоплен большой арсенал методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса.  Изучив литературу по данному вопросу [14,17,9,8,3]  отмечаем следующие методы стимулирования познавательной деятельности.  Важнейшая задача учителя – обеспечение появления у школьников  положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования. [1, 2]

Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и творческой активности, а следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений дифференцированного или индивидуального характера, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета. Использование занимательного материала. Подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности. Метод создания ситуаций творческого поиска. Для объяснения значения данного метода приведем высказывание К.Н. Боуви «Немногие умы гибнут  не от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления». Активизации познавательной деятельности детей на уроках происходит с помощью:  фактов (историческая информация, пример из жизни, факты из жизни «замечательных» людей); иллюстраций и демонстрационных средств (документальное, художественное кино; вещественные источники); создания проблемной ситуации на уроке (ситуации неожиданности, проблемные задачи, опережающие задания); индивидуальной и групповой работе на уроке; ролевой, деловой игр ( урока-турнира, урока-диспута, урока КВН, урока-суда, игры «Умники и умницы», игры-путешествия, уроков фантазирования, уроков   сказок, уроков в школе будущего.); нетрадиционных уроков (круглых столов, аукционов знаний,  уроков выставок, уроков-аукционов, пресс-конференций).

     Современному педагогу надо  научиться  устанавливать равновесие между потребностями детей и задачами обучения и воспитания. Это  важнейшее условие гуманизации школы, решение которого зависит от того, как учитель сумеет построить работу, направленную на стимулирование познавательной деятельности учащихся.   Предъявляются определенные требования  к учебно-воспитательному процессу.

В процессе педагогической деятельности необходимо  учитывать рекомендации психолога Зимней И.А. [1], которая предлагает учитывать следующие факторы с целью формирования познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:

- активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности; создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает; эмоциональная окраска, живое слово учителя.

Необходимо использовать различные формы организации обучения (воспитания), включающих разные виды познавательной активности учащихся, например: ролевая игра, инсценирование, разыгрывание сценок “Оживи картину” и др.; групповая работа над созданием проекта; изготовление поделок, визитных карточек, их защита; выполнение творческих работ (историческое сочинение, эссе-рассуждение, исторический портрет); работа в творческой группе по выполнению различных заданий; обсуждение проблемных вопросов; решение кроссвордов; ответы на вопросы в режиме состязательности; работа с дополнительной литературой; определение и представление собственной позиции по какому-либо вопросу.

Одним из методов формирования познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств является проектный метод [1,16].

 Необходимо отметить тот факт, что введение элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Три “кита”, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. При выполнении проекта учащиеся попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес  выбор – успех (неуспех) – рефлексия – адекватная оценка (самооценка) – рефлексия (по И. Чечель).

          Работа учителя всегда требует внимательного наблюдения за учениками (их ростом, продвижением), осмысления целей и задач, которые ставит учитель. Поэтому необходимо сразу исследовать уровень их подготовки, чтобы дальше работать над их развитием. Также, первая встреча учеников и учителя должна быть яркой, запоминающейся, чтобы им обязательно хотелось идти на урок истории (этому способствуют и внешний вид учителя, и уютная обстановка в классе, и  доброжелательное общение, интересный фактический материал, разнообразные, соответствующие возрасту и уровню учеников формы  работы). Очень важно, чтобы ученики получали как можно больше положительных эмоций в процессе познания исторической науки.

Формы и методы работы  с учащимися не могут быть однообразными, если мы хотим сформировать и сохранить познавательный интерес. В  своей преподавательской деятельности можно выделить следующие направления:  

-        в работе с учебником (от чтения для поиска ответов на простые познавательные вопросы к самостоятельному изучению большей части параграфа).

-        в ведении  рабочих тетрадей (от домашней работы с ними при обязательной проверке учителем к  их самостоятельному ведению).

-         в работе с источниками (от анализа исторических источников под руководством учителя к самостоятельному выполнению продуктивных и творческих заданий).

-        в формах организации  учеников (от заданий, предложенных учителем к заданиям, выбранным и предложенным учениками, от индивидуальной к групповой работе), (от решения проблемных заданий под руководством учителя к самостоятельной работе над проблемой (предлагают и осуществляют  свои пути решения), (от изучения истории только на уроке к участию в  различных формах кружковой, поисковой, исследовательской работы).

Формирование познавательного интереса учащихся - это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, с учетом закономерностей каждого познавательного процесса.

Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы - значит обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю. На основании анализа литературы и наблюдаемых уроков мы выявили необходимые предварительные условия для формирования познавательного интереса.

Самая первая необходимость, которая возникает у учителя, желающего воспитать у учеников познавательный интерес, это создание материальных условий для успешного обучения. Это заботливое оборудование урока, без которого не может осуществляться нормально обучение, в том числе хорошо оборудованные кабинеты. Это и обстановка, располагающая к занятиям, организация жизни класса, упорядоченность работы - отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени, плотность урока, учению, которые на практике всегда так или иначе взаимодействуют между собой; для удобства изложения рассмотрим их по отдельности. [1,  38]

Огромную роль в создании положительного эмоционального отношения к учению и учебному труду играет коллектив. Опираясь на него, учитель может привлечь к учению учеников, «выпадающих» из общей работы класса, равнодушных к учебному труду.

Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская [15]. выделяя основы такой организации учебно-воспитательного процесса, обращают внимание педагогов на следующие условия :         взаимодействие познавательных процессов,        организация восприятия и наблюдения;        организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышение готовности памяти к воспроизведению того, что необходимо и что позволит удержать в памяти более значительный материал; развития мышления учащихся; развитие воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки; интеллектуальная активность и самостоятельность; стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, интерес, доверие к учащемуся, личный пример); учет индивидуальных способностей учащихся; формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребностей в знаниях; наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения.

Учитывая эти условия, каждый педагог должен в своей  работе  по активизации познавательной деятельности  обеспечить  этапы ее организации:

1) создание оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия, воображения;

2) организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся;

3) закрепление через упражнения, выработка и автоматизация технических компонентов познавательной деятельности учащихся.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от происходящих перемен.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности — усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей.

Видовые методы занятий носят целенаправленный характер и соответствуют определенным видам занятий, большинство из них включают семинары.

Семинар - это: «вид учебных занятий, обсуждение   учащимися    под    руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов»;  «форма  учебного   процесса,   построенная   на   самостоятельном   изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим  оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения».

Считается, что настоящие семинары начали проводиться в Московском университете со второй половины XIX века, у историков их проводил В. Н. Герье. Семинарский метод обучения он рассматривал как основную и самую действенную форму приобщения студентов к использованию хрестоматийных источников и исторической литературы на научной основе. До сих пор чаще всего используется лишь вопросно-ответная форма семинара и реже - обсуждение рефератов.

Вопросно-ответные семинары значительно легче вести учителю, учащимся готовиться к ним тоже достаточно просто. Но эти лёгкость и простота сказываются на качестве изучения истории: оно не всегда отвечает потребностям исторического образования. Метод вопросно-ответного семинара в меньшей мере направлен на осмысление, в большей - на заучивание учебного материала, так как здесь практически превалирует повторение материала лекции и учебника.

При переходе к разнообразным формам семинарских занятий учителю необходимо осознать трудности, которые встретятся на его пути. Прежде всего, самому учителю надо преодолеть тягу только к вопросно-ответным семинарам и семинарам с обсуждением рефератов. Ему надо быть готовым к препятствиям освоения других, более сложных, но и гораздо более продуктивных методов семинарских занятий. Неудачи и промахи на первых порах не должны служить поводом к отторжению новых методов как непригодных к использованию. Среди наиболее эффективных форм проведения семинара предлагается семинар с элементами дискуссии. Современный семинар не может обходиться без дискуссии.

Важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов в процессе учебной деятельности. Не обязательно такие вопросы задаются вслух. В разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляется по-разному. Любознательный дошкольник, младший школьник засыпает вопросами родных и учителей. Подросток чаще всего задаёт вопросы книге и в ней ищет интересующие его ответы. Взрослый задаёт вопросы самому себе, ставит перед собой научную проблему и выясняет её экспериментально или теоретически.

Возникновение вопросов мы считаем существенным признаком не только появления познавательного интереса. Вопросы, задаваемые по собственной инициативе ученика, дают возможность судить и о содержании его интересов.

Отдельно стоит отметить роль информационных технологий в процессе формирования познавательного интереса учеников на уроках истории.  Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде.

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать, но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на  уроках истории с применением ИКТ должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов. Также в целях активизации возможны такие приёмы: особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть); добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему бы вместо банального ответа о графическом интерфейсе не организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою “интерфейсную биографию”); создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Крайне важно во всём этом не допустить одной грубой ошибки. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

Заключение

 Изучив литературу по вопросу активизации познавательной деятельности учащихся и обобщив собственный опыт в данном виде деятельности, можно прийти  к выводу, что характер и организацию познавательной деятельности учащихся на уроках истории, использование различных форм  коллективной работы, отбор  эффективных методов, используемых  для активизации познавательной деятельности, определяют следующие условия:        возрастные особенности учащихся; включение учащихся в работу по планированию предстоящей деятельности; создание на уроке атмосферы поиска, творчества, непринужденности; индивидуализация обучения;        совокупность критериев; позволяющих наиболее полно определить соответствие достигнутых результатов целями задачам обучения;         внедрение эффективных педагогических технологий и средств обучения; постоянное  использование межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использование информационно-коммуникационных технологий;  педагогическая компетентность учителя.  

 Рассмотрев различные подходы к познавательному интересу,  можно сделать вывод, что: познавательный интерес очень важен для развития ученика; учителю необходимо не потерять его, управлять им, развивать и совершенствовать; познание может начинаться и идти разными путями: «от учителя» и «от учеников»; на познавательный интерес может оказывать влияние объем, сложность, скорость изучения, содержание (например, проблемность или иллюстративность) учебного материала. Причем, трудность материала, как фактор формирования познавательного интереса, неоднозначно оценивается исследователями. Большое значение для  формирования познавательного интереса (и авторы разных подходов в этом сходятся) имеют следующие моменты в работе учителя: создание проблемных ситуаций, разнообразие форм и методов работы, создание благоприятной атмосферы для каждого ученика на уроке, стимулирование самостоятельности и рациональности работы ученика. Эффективны пути создания на уроке условий для проявления познавательной активности учеников, предложенные в системе Занкова Л.В. Например: составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися,  использование материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания, оценивать не только конечный результат, но и сам процесс деятельности ученика, раскрытие субъектного опыта учащихся и другие.

При выяснении результативности методов, избранных  учителем  в данной области, авторы выдвигают различные критерии. Ниже я остановлюсь на критериях, которыми я руководствуюсь в своей работе.

Познавательный интерес рассматривается как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Он проявляется в отношении к себе, как к личности, к окружающему миру. В конечном итоге интересы определяют связь человека с окружающей действительностью.

        Уровень развитости познавательного интереса зависит от многих факторов: социальных, моральных, интеллектуальных и т.д. Развитие познавательных интересов личности проходит несколько стадий: от простого любопытства, имеющего избирательный характер, любознательности, характеризующейся удивлением, радостью познания; до стремления к познанию теоретических основ изучаемого предмета.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными методами обучения (АМО). АМО  способствуют развитию творческого мышления и учат убедительно и ясно излагать свои мысли, активизируют процесс обучения и его участников.

С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся.

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность так, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Список литературы

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997г.

  1. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. – М., 1999.
  2. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. 2001. №4. С.71–72.
  3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.

  1. Джон Никол Ремесло учителя истории.- Ярославль: ЯГПУ , 2001.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С. 217–233
  3. Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. -  № 8, 1994.
  4. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории. - Великий Новгород, 2007.
  5. Лейбенгруб П.  С.  О  переходе на новую  структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 1993, № 4, с. 36 - 37.
  6. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Н. Г. Дайри.— М., 1978.— Ч. 2.
  7. Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 10. С.17–27.
  8. “Педагогика: педагогические теории, системы, технологии” Учебное пособие, 1988 г.
  9. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1988, с.97-98).
  10. Челышева И.В. Развитие познавательных интересов школьников в условиях компьютеризации современного образования. -  Таганрог, 2006.
  11. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. С. 11–16.
  12. Хуторской А.В. Современная дидактика. -  М., 2005.
  13.         Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М, 1971
  14. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Формирование познавательного интереса на уроках истории

Сегодня проблема качественного образования стоит довольно остро. Преподавателям требуется немало усилий для успешного усвоения учащимися учебного материала. На уроках о Великой Отечественной войне я и...

Формирование познавательного интереса ребенка в процессе его обучения истории

Формирование познавательного интереса ребенка в процессе его обучения истории.Основной организационной формой обучения детей в школе является урок....