Формирование познавательного интереса ребенка в процессе его обучения истории
статья по истории

Виктор Викторович Мартынюк

Формирование познавательного интереса ребенка в процессе его обучения истории.

Основной организационной формой обучения детей в школе является урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса ребенка в процессе его обучения истории в 5-х классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной, но и в основной школе. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждений. Чаще всего процесс обучения сводят только к передаче знаний и умений от учителя к ученику. Однако этот процесс намного сложнее, чем, кажется со стороны, ведь крайне сложно научить ребенка чему-либо, не заинтересовав его. Для полноценного усвоения материала учителям важно сделать процесс обучения желанным и интересным, а ученику включиться в активную деятельность и стремиться добывать новые знания. Без данного стремления невозможно представить эффективное обучение. И. Н. Измаилова указывает главной функцией учителя создание определенного отношения к знаниям, которое активно воспринимается и усваивается в процессе обучения.

Тема заинтересованности младших школьников в изучении истории достаточно актуальна в наше время.  Как указывает В.А. Далингер, именно сейчас проблема развития познавательного интереса приобретает особую актуальность, так как она тесно связана с уровнем усвоения знаний и с воспитательными проблемами.

Основной организационной формой обучения детей в школе является урок. Проблемы школьного урока привлекают к себе в последнее время, особенно пристальное внимание. Школе, учителю в настоящее время необходимо не только сформировать у детей программные умения и навыки, но, главное, научить школьников творчески распоряжаться своими знаниями, применяя их на практике и в новой ситуации. Наибольшую радость дети получают от работы, позволяющей им проявить себя как личность, раскрыть свои способности, возможности. Благоприятные условия для этого создаются на нестандартных уроках или при включении элементов нестандартного обучения в традиционные уроки. При проведении нетрадиционных уроков выявляются и развиваются личностные качества ученика, воспитывается культура учебного труда, культура взаимоотношений, умение грамотно вырабатывать собственную активную позицию.

История, как учебный предмет имеет ряд особенностей. Логическая структура его такова, что пробелы в знаниях отдельных тем, разделов сказываются на успешности усвоения дальнейшего материала на данном этапе или значительно позже. Историей нельзя овладеть путем простого заучивания отдельных фактов. Если нельзя выяснить назначение исторических понятий, не видеть взаимосвязей и аналогий, то история будет, как бесполезное накопление случайных определений, формул и задач. Более того, на уроках мнение ученика часто работает в мире абстрактных понятий, иногда теряя связь с реальной действительностью. По мнению Т.Е. Антоненко, отрыв исторических знаний от практической жизни и приводит к тому, что история считают тяжелой, даже не интересной наукой.

С точки зрения научно-педагогической значимости познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и в то же время показателем его эффективности и результативности, поскольку стимулирует самостоятельность, познавательную активность, творческий подход к изучению материала, поощряет самообразование. Психологи сходятся во мнении, что ядром личности как субъекта сознательной деятельности является мотивационная сфера человека и, прежде всего, его интересы и потребности.

Вопросами формирования познавательного интереса посвящены исследования В.А. Сухомлинского, К.Д. Скрипченко, А.К. Марковой, Г.С. Костюка, К.Д. Ушинского, Я.А. Каменского, Г.И. Щукиной, Н.Г Морозовой и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .

Данная работа направлена на формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, так как занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, множество...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Педсовет "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"

Материал к педсовету о современных технологиях обучения, которые помогут учителю в организации эффективного учебного процесса, а также решить проблемы выбора: как лучше построить урок, как отобрать и ...

Формирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работе

Фор­мирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работеПроблема формирования познавательного интереса к математике пред­ставляет собой особую з...