Главные вкладки

    03_02_история_6класс_быт и нравы древней руси
    план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    03_02_история_6класс_быт и нравы древней руси

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 03_02_istoriya_6klass_byt_i_nravy_drevney_rusi.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок история

    класс 6

    Тема: «Быт и нравы Древней Руси».

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной жизнью земледельцев и горожан IX-XIII веков, их жилищем, одеждой, традициями.

    2. Развивать самостоятельность, речь, умение работать  в команде. Высказывать собственную точку зрения на исторические события, и ее  аргументировать.

    3. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за историю своей страны.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Оборудование: учебник История России А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 6 класс, раздаточный материал, презентация, карта «Русь в IX-XII веке», презентация.

    Ход урока.

    Орг. момент:

    – Настроение, каково? – ВО!

    – Все такого мнения? – Да!

    – Все без исключения? – Да!

    – Тогда улыбнитесь и подарите свою улыбку соседу и всем присутствующим на уроке.

    Слово учителя.

    Утро, пробуждается природа.

    Первые рассветные лучи

    На воротах древнего поселка

    Отблески оставили свои.

    Здесь живет народ высокий и красивый-

    Светлоокие и сильные мужи,

    Женщины, изящные, как ивы,

    Дети словно крепкие дубки».

    -Прослушав строчки из стихотворения: Скажите, что мы изучаем с вами на протяжении нескольких уроков? (восточных славян, первых русских князей, древнерусское государство).

     Сегодня мы продолжим изучение Древней Руси, вспомним, что мы уже узнали.

    Вопрос.

    1.  Перечислите основные княжества Руси. Охарактеризуйте их.

    2.  Назовите особенности культуры Древнерусского государства.

    3.  Как вы думаете, почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?

    4. Какие жанры существовали в древнерусской литературе?

    ВЫВОД:

    Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития для своего времени, Русь творчески перерабатывала культурные достижения Византии и других соседних государств. Древнерусская культура стала большой частью мировой культуры.

    На предыдущих уроках мы с вами познакомились с племенами восточных славян, узнали об образовании ДРГ, деятельности первых киевских князей.

    - Ребята, во сколько вы встаете утром? (примерно 7.30)

    - А дальше? (умываемся, завтракаем, собираемся и идем в школу, слушаем музыку)

    - Итак, утро – это начало, опережающий образ будущего дня.

    Ребята, как вы думаете, во сколько вставали люди в Древней Руси? (с петухами, затем кушали и начинали трудиться)

    - Почти правильно, но вы забыли о главном. Прежде чем начать день,  человек Древней Руси подходил к иконе и обращался к Богу с молитвой (икона на столе). Представьте, ребята, весь русский люд в одно мгновение утра поклонялся иконе Божией и только после  молитвы начинал трудиться… Вот мы с вами, узнав об этом,  отправимся сейчас в 9-11 века и посмотрим, как жили наши предки.

    Выскажите предположения о том, что мы должны будем узнать по нашей теме.

    Что такое быт и нравы? (Дети высказывают свои гипотезы)

    Запись в тетради: Быт- это повседневная жизнь. Нравы -это жилище, одежда, пища.

    Можем ли мы сразу сейчас рассказать о том, как был организован быт и нравы в Древней Руси?

    Сегодня мы с вами должны познакомиться с повседневной жизнь земледельцев и горожан, рассмотреть военное дело, жилища людей того времени, а также познакомиться с одеждой того времени.

       Класс делиться на 2 группы «Основное население», «знать»

    Читают материал § 8 п.1 «Повседневная жизнь земледельцев и горожан»

       Заполняют таблицу, каждый свой столбец:

    Линии сравнения

    Основное население

    Знать

    Занятия

    Земледелие, скотоводство, бортничество, охота, оборона от лихих людей (разбойников), на юге от кочевников.

    Правили суд, управляли подвластными землями, принимали послов.

    Брак

    девочки— с 12 лет были на выданье, мужчины — с 17 лет должны были обзавестись семьёй.

    девочки— с 12 лет, мужчины — с 17 лет

    Развлечения

    Посиделки зимой (за домашней работой рассказывали сказки, исполняли былины, песня). Народные гулянья летом (пели, водили хороводы, играли в жмурки, горелки, прятки)

    Пиры в сопровождении скоморохов и гусляров, охота, чтение.

    Воспитание

    Мальчиков с 7 лет приучали к труду и военному делу, девочек к ведению домашнего хозяйства

    Мальчиков с 5 лет обучали грамоте и военному делу, девочек с 7 лет учили вести домашнее хозяйство

    Вывод: Мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати, первые трудились,  выполняли различные повинности. А знать правила, принимало послов,  устраивала пиры и ходила  в военные походы.  

       

     Действительно военному делу придавалось большое значение,  т. к. врагов у молодого государства было очень много. И долг каждого мужчины защищать его.

    2. Военное дело.

    Главной военной силой и опорой князя была дружина. Дружина делилась на старшую (знатные мужи) и младшую (отроки).  В случае  опасности князь собирал из городского и сельского населения - ополчение. Ополченцев называли воины. В вооружение русского воина входило: меч, топор, лук со стрелами, копье, щит, булава, палица. Голову и тело защищала кольчуга, шлем. Русский человек всегда стоял на защите своего Отечества.

    Жилище князей и бояр – хоромы.

    Хоромы состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем, там размещалось отапливаемое помещение – изба, холодные горницы - повалуши, летние спальни клетки.

    Рядом с теремом находились летние помещения, их соединяли с избой холодные переходы – сени.

    В хоромах князя была еще и гридница -  большая парадная комната, где хозяин пировал со своей дружиной.

    Все постройки объединялись единым двором. Дворы были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.

    Зажиточные горожане жили в срубах, нередко в двухэтажных. Первый этаж – хозяйственный, второй – жилой.

    Здания состояли из нескольких комнат. В покоях стояли деревянные кровати, скамьи столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Жилые покои освещались свечами.

    Ремесленный люд жил на окраинах города в – слободах. Слобода состояла из рубленных деревянных изб и глинобитных домиков.

    Крестьяне : жили в небольших домах. На юге – полуземлянках, на севере в срубных наземных постройках с деревянными полами. Печи глинобитные или каменные топились по-черному. Окна были маленькими, обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами.


    Новые понятия:
    слобода, хоромы.
    Слобода-это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности.
    Хоромы –жилище князей и бояр состоящее из нескольких строений в центре которых находился терем.

    Задание. В сценке будут отражены особенности русского костюма. Нужно записать незнакомые вам слова.

    Сценка.

    Древнерусская изба и семья.

    Действующие лица: мать прядет, отец одевается, дочь у зеркала прихорашивается. Все собираются в церковь.

    Дочка. – Батя, а почему рубаха у вас такая длинная?

    Отец. – Так положено. Я ее сейчас кушаком подвяжу, и все будет нормально.

    Продолжает наматывать на ноги онучи.

    Дочь. – Батя, а что это вы за тряпки на ноги мотаете?

    Отец. – Это не тряпки, а онучи называются. Сейчас вот сверху сапоги надену, штаны в них заправлю и все.

    Дочь. – Ой, батя, а сапоги-то чтоль на одну ногу?! Надо ж на разные.

    Отец. – Ничего ты, глупая не понимаешь! Так положено, вот разношу и все будет нормально!

    Мать. – Ты чего к отцу-то привязалась? Что да как?!

    Дочь. – Маманя, а вы долго прясть собираетесь? В церковь идти надо, служба уж скоро.

    Мать. – Сейчас закончу. Начинает убирать возле прялки. Снимает обручи с рукавов рубахи.

    - Надо рукава распустить, а то случай-то торжественный и поневу поправить.

    Надевает на голову полотенце и приговаривает:

    - Голову-то надо покрыть, а ты как незамужем можешь идти без повоя, «простоволосой».

    Дочь. – А вы повой-то хорошо повяжите, а то ненароком сдерет кто с головы, пойдете опозоренной.

    Мать. – Сдерет, так штрафом, знаешь каким будет наказан!

    Отец. – Ну, что. Скоро вы, чтоль или нет? Идти уже надо!

    Уходят.

    Проверяется выполнение задания. Каковы Особенности древнерусского костюма? В тетрадь выписываются новые слова (прикрепляются и на доску).

    Кушак – пояс.

    Онучи – тряпки, которые наматывали на ноги перед тем, как надеть обувь.

    Повой – это женский праздничный головной убор.

    «Простоволосая» – непокрытая голова.

    Понева - шерстяная юбка

    Вывод: « Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода  стало  возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения.                                                                                                                            Быт и нравы жителей древней Руси определялись их занятиями и социальным положением.

    Времена теперь другие,

    Как и мысли, и дела.

    Далеко ушла Россия

    От страны, какой была.

    Умный, сильный наш народ

    Свою землю бережёт.

    А преданья старины

    Забывать мы не должны.

    Слава русской старине!

    Слава нашей стороне!

    д/з параграф 8,

    Сценка.

    Древнерусская изба и семья.

    Действующие лица: мать прядет, отец одевается, дочь у зеркала прихорашивается. Все собираются в церковь.

    Дочка. – Батя, а почему рубаха у вас такая длинная?

    Отец. – Так положено. Я ее сейчас кушаком подвяжу, и все будет нормально.

    Продолжает наматывать на ноги онучи.

    Дочь. – Батя, а что это вы за тряпки на ноги мотаете?

    Отец. – Это не тряпки, а онучи называются. Сейчас вот сверху сапоги надену, штаны в них заправлю и все.

    Дочь. – Ой, батя, а сапоги-то чтоль на одну ногу?! Надо ж на разные.

    Отец. – Ничего ты, глупая не понимаешь! Так положено, вот разношу и все будет нормально!

    Мать. – Ты чего к отцу-то привязалась? Что да как?!

    Дочь. – Маманя, а вы долго прясть собираетесь? В церковь идти надо, служба уж скоро.

    Мать. – Сейчас закончу. Начинает убирать возле прялки. Снимает обручи с рукавов рубахи.

    - Надо рукава распустить, а то случай-то торжественный и поневу поправить.

    Надевает на голову полотенце и приговаривает:

    - Голову-то надо покрыть, а ты как незамужем можешь идти без повоя, «простоволосой».

    Дочь. – А вы повой-то хорошо повяжите, а то ненароком сдерет кто с головы, пойдете опозоренной.

    Мать. – Сдерет, так штрафом, знаешь каким будет наказан!

    Отец. – Ну, что. Скоро вы, чтоль или нет? Идти уже надо!

    Уходят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Быт и нравы Древней Руси

    Презентация к уроку по теме "Быт и нравы Древней Руси" в 6-ом классе....

    Урок истории в 6 классе на тему "Быт и нравы Древней Руси"

    На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм....

    Быт и нравы Древней Руси

    Быт и нравы Руси...

    Презентация по истории России для 6 класса. Тема: "Быт и нравы Древней Руси".

    Презентация предназначена для изучения быта и нравов в Древней Руси по программе 6 класса....

    Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

    Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

    Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс

    Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление...