Главные вкладки

    16_02_крымская война 8 класс
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    16_02_крымская война 8 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 16_02_krymskaya_voyna_8_klass.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                             Тема: Крымская война 1853-1856гг.

    Тип урока:  изучение нового материала.

    Цели: - изучить причины, ход и последствия Крымской войны;

              - показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных

                отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила

                внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей

                модернизации;

              - воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной,  

                мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков

                в труднейших  условиях осажденного Севастополя;

              - развивать навыки работы с документами, умение выделять главное,

                устанавливать причинно-следственные связи.

                     

    План:

     1. Причины начала войны.

     2. Ход военных действий.

     3. Парижский конгресс.

     4. Причины поражения России.

                                                   

                                                            Ход урока:

     

    Слайд 2.

         Зачитать эпиграф к уроку.

    Слайд 3.

        Зачитать план урока.

    Слайд 4.

        Задание на урок: 

       по ходу объяснения нового материала выделить причины поражения России в Крымской войне.

    Слайд 5.

        Причины начала войны:

      Крымская война(1853-1856гг.) была вызвана обострением противоречий между европейскими державами в южных морях, на Ближнем Востоке и Балканах, в Закавказье, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю.

       Британский премьер лорд Пальмерстон накануне войны писал:

    «Моя заветная цель в войне, начинающейся против России такова: Аландские острова и Финляндию отдать Швеции; часть остзейских провинций России… передать Пруссии; восстановить самостоятельное королевство Польское как барьер между Германией и Россией. Валахию и Молдавию и устье Дуная отдать Австрии…Крым, Черкесию и Грузию отторгнуть от России; Крым и Грузию отдать Турции, а Черкессию либо сделать независимой, либо передать под суверенитет султана».

    Слайд 6.

     Цели стран-участниц войны:

         (зачитать по таблице).

      Вопрос: что послужило поводом к началу войны?

                 Работа с текстом учебника: (стр. 81, пункт 1, 1-2 абзац)

       ( Поводом к Крымской войне послужил возникший в н. 50-х г. спор между православной и католической  церковью о «палестинских святынях», находившихся на территории Османской империи . Здесь столкнулись интересы России, защищавшей интересы православного духовенства, и Франции, покровительствующей католикам. )

    Слайд 7.

       Николай I стремился использовать возникший конфликт для решительного наступления на Османскую империю. Он полагал, что войну придется вести с одной ослабевшей империей, надеялся договориться с Англией о разделе «наследства» этого «больного человека».

       Ник.I рассчитывал на изоляцию Франции, а также на поддержку Австрии за оказанную ей в 1849 г. «услугу» в подавлении революции в Венгрии.

       Англия не пошла на соглашение с Россией, т. к. это усиливало положение России на Ближнем Востоке.

       В 1853г. между Англией и Францией был заключен секретный договор, направленный против России.

        Ошибочен был и расчёт Н.I  на то, что Франция не имеет достаточных военных сил для ведения агрессивной политики в Европе. Но Наполеон III для укрепления своего положения на престоле стремился к «небольшой», но «победоносной» войне.

        Австрия опасалась усиления России на Балканах и готова была поддержать любую акцию, направленную против неё.

      Т.о. Крымская война началась в обстановке дипломатической изоляции России. Ей предстояла борьба против коалиции наиболее технически развитых капиталистических государств.

         Царь и его сановники полагались на неограниченные людские и материальные  ресурсы России. Однако и этот расчет оказался ошибочным. Отсталая военная промышленность, которая базировалась в основном на крепостном труде, не могла обеспечить армию новейшим вооружением и снаряжением. Бездарность командования, казнокрадство, устаревшее вооружение и бездорожье сильно снижали боеспособность русской армии.

    Слайд 8.

    В февр. 1853г. в Константинополь в качестве чрезвычайного посла был направлен А.С. Меншиков с ультимативным требованием восстановить права русс. православной церкви в Палестине и предоставить царю право покровительства православным подданным Османской империи .

         Посылая Меншикова, Николай I дал ему понять о желательности развязывания военного конфликта.

      В мае 1853г. султан отклонил ультиматум России, и Меншиков, заявив о разрыве русско-турецких отношений, выехал со всем составом посольства из Константинополя.

      Вскоре был обнародован манифест Николая I о защите православной церкви в Османской империи и об оккупации Дунайских княжеств.

       

     Русская армия в составе 82 тыс. солдат под командованием князя

     М.Д. Горчакова перешла Прут и в течение месяца оккупировала Молдавию и Валахию.

        27 сентября 1853г. османский двор предложил России в теч. 18 дней очистить Дунайские княжества, а через неделю, не дожидаясь срока истечения ультиматума, начал военные действия на Дунае и в Закавказье.

       

    Слайд 9.

    -  10.

          Военные действия в Дунайских княжествах развертывались вяло.

    Основной удар Турция намечала нанести в Закавказье.

    С этой целью в порт Синоп  прибыла турецкая эскадра под командованием Осман-паши. Турки планировали высадить крупный десант в р-не Сухум-кале. Но этот замысел сорвали решительные действия русского флота.

          18 ноября 1853г. – Синопский бой.

              ( Сообщение уч-ся о Синопском  сражении).

         Задание:  В контурной карте на стр. 4 обозначьте место разгрома турецкого флота русской эскадрой в начале Крымской войны.

    Слайд11.

    Блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Османской империей.

        В январе 1854г. в Варне была сосредоточена 70-тыс. англо-франц-ая армия. В нач. марта Англия и Франция предъявили России ультиматум об очищении Дунайских княжеств и, не получив ответа, объявили войну России.

       Австрия со своей стороны подписала с Османской империей договор о занятии Дунайских княжеств и придвинула к их границам 300-тыс. армию, угрожая России войной. Требование Австрии поддержала Пруссия.

     Сначала Николай 1 ответил отказом, но в сложившейся обстановке вынужден был распорядиться о выводе русских войск из Дунайских княжеств, которые вскоре были оккупированы австрийскими войсками.

         С момента объявления войны Англия и Франция стремились расширить коалицию против России. В результате дипломатических интриг удалось склонить лишь Сардинию, пославшую в Россию всего 15-тыс. солдат, которые все погибли в Крыму.

    Слайд 12

       В ходе Крымской войны военные действия велись и на Дунае, и в Закавказье. Английские и французские суда обстреливали Одессу, Николаев, Новороссийск, города Приазовья.

         Англичане предпринимали попытки высадиться на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском. Все эти нападения были отбиты.

    Слайд 13

       Но все же судьба войны решалась в Крыму.

         2 сентября 1854г. войска союзников начали высадку на Крымском полуострове близ Евпатории.

         8 сентября 1854г. произошло первое сражение на р. Альме, проигранное А.С. Меншиковым, командующим рус. войсками в Крыму.

         Путь на Севастополь был открыт.

       В октябре 1854г. началась его героическая оборона, продолжавшаяся

         11 месяцев. (349 дней)            (октябрь 1854- август 1855)

             (работа со схемой)

    Слайд 14

       Оборону возглавили начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов, а после его гибели в самом начале осады- П.С. Нахимов.

        Выдающуюся роль в организации обороны Севастополя сыграли контр-адмирал В.И. Истомин, инженер-полковник Э.И. Тотлебен.

     

        (Сообщения учащихся о Корнилове, Нахимове, Истомине, Тотлебене.)

    Слайд 15, 16, 17

       - Затопление судов Черноморского флота на Севастопольском рейде 10

          сентября 1854г. Прянишников И.

       - Адмирал Нахимов на Севастопольском бастионе. Прянишников И.

       - Фрагмент панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855г.»

      17 октября 1854г. началась осада Севастополя.

      Город был подвергнут пяти  массовым бомбардировкам.

    6 июня 1855г. – общий штурм Севастополя, отбитый с крупными потерями для противника.

      28 июня во время интенсивного обстрела был ранен смертельно

      П.С. Нахимов.

      5 августа – пятая бомбардировка города.

     27 августа 1855г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту – Малахов курган.

    После этого русским войскам пришлось оставить город.

     

    Слайд 18

      На защиту Севастополя встали все его жители, строившие укрепления, а иногда и отражавшие атаки неприятеля.

          (Сообщение уч-ся « Жены и дети моряков в Севастополе»).

    Слайд 19

    Слайд 20

      Большую роль в защите Севастополя сыграли врачи и медсестры.

    (Сообщение уч-ся «Подвиг врачей в Крымскую войну»)

     Успешно велись действия русских войск в Закавказье. Осенью 1853г. было приостановлено движение османской армии на Тбилиси,

    а в декабре 1853г. нанесено ей тяжелое поражение при Башкадыкларе.

       В июне 1854г. было предпринято новое наступление османской армии с целью овладения Тбилиси.

       Другая группа противника начала наступление на Эриванском направлении. На Грузию двинулась и армия Шамиля.

      Все три группы неприятельских войск, несмотря на численное превосходство, были разгромлены русскими войсками, которым существенную помощь оказала грузинская милиция.

       Летом 1855г. рус. армия под командованием Н.Н. Муравьева начала осаду крупной турецкой крепости Карс, который пал 15 ноября 1855г.

         Наградой, полученной Н.Н. Муравьевым за эту победу, было добавление к его фамилии «Карский».

         Несмотря на успешные действия в Закавказье, падение Севастополя предрешило исход войны.

    Слайд 21

    Слайд 22

      Мирные переговоры начались в сентябре 1855г.

        18 марта 1856г. был подписан Парижский мирный договор.

     Задание:  Опираясь на текст документа, назовите условия Парижского договора.

     (Зачитать условия договора)

    - Россия лишалась юж. Части Бессарабии с устьем Дуная,

    - России возвращались взятые в ходе военных действий союзниками

      Севастополь, Евпатория и др. портовые города в Крыму в обмен на Карс и его область, занятые русскими войсками.

    - России и Османской империи запрещалось иметь на Черном море

      военный флот, а также на его берегах военные крепости и арсеналы.

    - Черноморские проливы объявлялись закрытыми для военных судов всех стран на время мира.

    - Устанавливалась свобода плавания судов всех стран по Дунаю.

      Задание:  в контурной карте закрасьте территорию, отошедшую от

                         России по Парижскому договору 1856г.

    Слайд 23

     Задание:  Назовите причины поражения России в Крымской войне.

                 (Зачитать причины поражения).

    - слабость военной промышленности,

    - плохое обеспечение армии,

    - плохое состояние дорог,

    - ошибки в разработке стратегических планов.

       Итоги Крымской войны:

    - армия обескровлена,

    - казна пуста,

    - экономика расстроена,

    - в результате стали видны все недостатки управления, вся отсталость от западных стран в военном, экономическом, социальном отношении,

    - значительно ослаб авторитет России на международном уровне, который  отныне приходилось завоевывать заново.

      Война имела одно положительное последствие для России:

        стало очевидно, что необходимы кардинальные перемены.

     В силу этого самодержавие должно было приступить к проведению

    крестьянской и других реформ - в сфере суда, финансов, местного управления, просвещения и печати, в военном деле.

     

    Для закрепления нового материала выполните задания в контурной карте.

        (стр. 4).

     

     Домашнее задание: параграф № 10, вопросы.

     

    Оценки за работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    модель урока по истории России в 8 классе по теме "Крымская война"

    Концептуальная цель: развитие мировоззренческих убеждений учащихся, воспитание гражданственности.Тема урока:Крымская война 1853 -1856 г.г.Стратегическая цель: развитие у учащихся способностей рассматр...

    Тест по истории России (8 класс) по теме: Крымская война 1853-1856 гг.

    Тест составлен по теме "Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя" по  учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История Росси" - 8 класс. Тест предназначен для учителей истории и обучающих...

    Презентация и конспект урока на тему: "Крымская война" ( 8 класс. История России)

    Конспект открытого урока и презентация по истории России в 8 классе....

    Урок в 8 классе по теме: "Крымская война 1853 - 1856 гг".

    Цели: - изучить причины, ход и последствия Крымской войны;          - показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных  отно...

    Презентация по истории для 10 класса "Крымская война"

    Презентация «Крымская война (1853-1856гг)» разработана учеником 10 класса как результат индивидуального учебного проекта по теме: «Внешняя политика России при Николае I».В ходе презентации даетс...

    Презентация к уроку Крымская война в 10 классе

    В годы Крымской войны царю пришлось убедиться, что у России союзников нет, что все те, кому он помогал, кого поддерживал, оказались во враждебном России лагере. Это было моральное и политическое круше...

    Крымская война. Роль Нахимова в истории Крымской войны.

    АННОТАЦИЯ К РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО УРОКА" Крымская война. Роль Нахимова в истории Крымской войны" Научный подход в изучении исторических личностей на уроках истории. Данная тема выбрана не случайно...