Главные вкладки

    6класс_расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром
    план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    6класс_расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    урок истории

    тема «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».

    6-й класс

    Цели:

    1. Дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.
    2. Развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности предшествующих князей.
    3. Воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор; выработка умения учиться на примере выбора пути исторической личностью.

    Оборудование:

    1. Карта “Киевская Русь в XIX–XI вв.”.
    2. Видеофильм “Древняя Русь”.
    3. Раздаточный материал (отрывки из “Повести временных лет”, “Русской Правды”).

    Основные понятия: государство, усобица, политика, посадник, династический брак; холоп, рядович, смерд, закуп.

    План урока:

    1. Актуализация темы урока, постановка проблемно-познавательного задания (ППЗ).
    2. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
    3. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.
    4. Власть и законы. “Русская Правда”.
    5. Личность в истории.

    Ход урока

    1

    1. Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания (ППЗ).

    Учитель: “У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет.

    ППЗ: почему Ярослав – Мудрый; чему мы должны учиться у него?” ( Тема урока и ППЗ обозначены на доске)

    2

    2. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.

    Учитель обращает внимание детей на раздаточный материал и знакомит с отрывком из “Повести временных лет”. По ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки, акцентирующие внимание детей на землях Древней Руси: “ Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадилВышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярогслава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле”.

    Вопрос учителя классу: “Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?” (Укрепление государства)

    В тексте выделено слово “посадил”. Учитель обращает внимание на понятие – посадник. Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти. (Понятие записывается в “словарь”, учитель просит подчеркнуть карандашом слова “или выборный” и комментирует, что их смысл будет понятен позднее, при характеристике управления разных земель в период феодальной раздробленности.)

    3

    Объяснение учителя по плану:

    1. Намерение Ярослава не платить дань Киеву.
    2. Смерть Владимира Красное Солнышко.
    3. Святополк Окаянный (1015–1019):
      происхождение (сын Ярополка – брата Владимира, убитого им);
      убийство Бориса и Глеба; Святослава – сыновей Владимира;
      битва на реке Альте – победа Ярослава.
    4. Мстислав Удалой и раздел Руси между братьями по реке Днепр.
    5. Начало единоличного правления Ярослава с 1035(36) года.

    В ходе рассказа учителя на доске учителем и в тетрадях учащимися рисуется опорный конспект (рис. 1):

    http://festival.1september.ru/articles/533369/img1.gif

    Рис. 1

    4

    Вопросы учителя классу:

    1. Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?
    2. Какие последствия для Древнерусского государства имело участие кочевников (печенегов) в междоусобных княжеских столкновениях?
    3. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.

    5

    “Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и определим те области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый”.

    Демонстрация фрагмента фильма о Ярославе Мудром.

    Учитель повторяет задание, данное перед просмотром фильма: перечислите области деятельности, в которых преуспел Ярослав.

    (Ответ: распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика.

    Учитель делит класс на 6 групп в соответствии с названными областями (2 группы занимаются одним направлением). Каждая группа получает рисованный конспект, который требует доработки и конкретизации.

    Группы получают задания: в течение 7 минут изучить текст учебника по данному направлению, конкретизировать “конспект” и доработать его, представить свою работу классу. Так как одним направлением занимаются 2 группы, то одна из них представляет работу, а другая – анализирует ее, обращая внимание на полноту, правильность, логику изложения, сделанные выводы.

    6

    Названия групп и их направление работы

    Моменты, которые должны быть отражены в конспекте (написаны, зашифрованы, нарисованы)

    Группа № 1
    Управление государством.

    http://festival.1september.ru/articles/533369/img2.jpg

    Рис. 2

    Уточняющий вопрос группам: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? (Вече ведало народным ополчением)

    Группа № 2
    Внешняя политика

    http://festival.1september.ru/articles/533369/img3.gif

    Рис. 3

    Уточняющие задания группам:

    • сравните внешнеполитическую деятельность Ярослава с политикой его отца и деда – Владимира и Святослава. (С одной стороны, продолжение политики, с другой стороны, осторожность, хитроумие, попытка решения вопросов мирными, компромиссными путями);
    • попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ.

    Группа № 3
    Внутренняя политика

    • Распространение христианства (строительство церквей, основание Киево-Печерского монастыря, назначение Ярославом митрополита).
    • Распространение грамотности (открытие школ, переводы книг, академия и библиотека).
    • Создание свода законов “Русская Правда”

    Задание группам: попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ.

    Названия групп и их направление работы

    Моменты, которые должны быть отражены в конспекте (написаны, зашифрованы, нарисованы)

    Группа № 1
    Управление государством.

    http://festival.1september.ru/articles/533369/img2.jpg

    Рис. 2

    Уточняющий вопрос группам: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? (Вече ведало народным ополчением)

    Группа № 2
    Внешняя политика

    http://festival.1september.ru/articles/533369/img3.gif

    Рис. 3

    Уточняющие задания группам:

    • сравните внешнеполитическую деятельность Ярослава с политикой его отца и деда – Владимира и Святослава. (С одной стороны, продолжение политики, с другой стороны, осторожность, хитроумие, попытка решения вопросов мирными, компромиссными путями);
    • попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ.

    Группа № 3
    Внутренняя политика

    • Распространение христианства (строительство церквей, основание Киево-Печерского монастыря, назначение Ярославом митрополита).
    • Распространение грамотности (открытие школ, переводы книг, академия и библиотека).
    • Создание свода законов “Русская Правда”

    Задание группам: попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ.

    Названия групп и их направление работы

    Моменты, которые должны быть отражены в конспекте (написаны, зашифрованы, нарисованы)

    Группа № 1
    Управление государством.

    http://festival.1september.ru/articles/533369/img2.jpg

    Рис. 2

    Уточняющий вопрос группам: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? (Вече ведало народным ополчением)

    Группа № 2
    Внешняя политика

    http://festival.1september.ru/articles/533369/img3.gif

    Рис. 3

    Уточняющие задания группам:

    • сравните внешнеполитическую деятельность Ярослава с политикой его отца и деда – Владимира и Святослава. (С одной стороны, продолжение политики, с другой стороны, осторожность, хитроумие, попытка решения вопросов мирными, компромиссными путями);
    • попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ.

    Группа № 3
    Внутренняя политика

    • Распространение христианства (строительство церквей, основание Киево-Печерского монастыря, назначение Ярославом митрополита).
    • Распространение грамотности (открытие школ, переводы книг, академия и библиотека).
    • Создание свода законов “Русская Правда”

    Задание группам: попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ.

    7

    4. Власть и законы. “Русская Правда”.

    Организация работы по тексту “Русской правды”. Учащимся предлагается поэтапно читать текст и комментировать его содержание.

    Текст

    Комментарий

    “Если убьет муж мужа, то мстить за убитого отцу, брату, племяннику”

    Закон допускает кровную месть, но круг “мстителей” ограничивается

    Дополнение учителя: Ярославичи заменили месть вирой. Вира – штраф.

    “Если убьет свободный человек свободного…”

    Есть свободные и несвободные люди, существует неравенство.

    Работа с понятиями, встречающимися в тексте “Русской правды”:

    • Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом
    • Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство
    • Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.
    • Огнищанин – управляющий хозяйством князя.
    • Тиун – управляющий господского дома.
    • Вервь – община.

    8

    Вопросы учителя после анализа всего текста документа:

    • Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? (Община, кровная месть)
    • Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? (Социальное расслоение общества)

    5. Личность в истории.

    Учитель приводит два высказывания ученых о деятельности Ярослава и просит сравнить их.

    С.М.Соловьев “В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории”.

    Н.М. Карамзин “ Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ”

    Учитель просит учащихся высказать свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого; решить ППЗ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Древнерусское государство при Ярославе Мудром.

    К урокам Расцвет Древнерусского государства, Развитие феодальных отношений...

    Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

    Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...

    Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

    Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...

    Урок в 6 классе «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». Раздел – формирование Древнерусского государства.

    Урок занял второе место в муниципальном конкурсе по использованию ИКТ в образовании. Кроме интерактивной доски на уроке используется созданный учителем видеофильм о Ярославе Мудром. В материалы предст...