Историческая викторина "Что я знаю о войне"
план-конспект урока по истории ( класс) на тему

Арсланова Ольга Геннадьевна

Викторина посвящена 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. включены вопросы и задания о защитниках Отечества, литературныхи художественных произведениях по теме. Викторина составлена с презентацией к заданиям. Расчитана на широкий круг учащихся и молодёжи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 01_viktorina_chto_ya_znayu_o_voyne.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя школа № 17 им. В.С. Завойко

Петропавловск-Камчатского городского округа

Великой Победе

посвящается…

Викторина по истории России

«Что я знаю о войне»

Составитель:

Арсланова Ольга Геннадьевна,

учитель истории,

педагог дополнительного образования,

руководитель школьного краеведческого

кружка «Здесь России моей начало»

г. Петропавловск-Камчатский

2015

Викторина по истории России «Что я знаю о войне»,

посвящённая 70-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне

Дата проведения: 15 апреля 2015 г.

Место проведения: музей СОШ № 17.

Участники: учащиеся 9-10-х классов, педагоги.

Цели:

  1. Воспитание патриотизма и правильного представления о роли и характере исторических событий  Отечества в разные периоды истории.
  2. Создание целостного представления о роли русского народа в истории развития Камчатки и России.
  3. Развитие навыков коллективной поисковой и творческой деятельности.

Оборудование:

  1. Карта России и Камчатского края.
  2. Портреты героев России.
  3. Изображения памятников, установленных в Петропавловске в честь победы над англо- французской эскадрой.
  4. Выставка книг о военной истории, обороне Петропавловска 1854 г.

Технические средства обучения:

  1. Телевизор, видеомагнитофон, диск «Песни Великой Победы», слайды по теме.

Музыка:

  1. Песня «Прощайте скалистые горы».
  2. Песня «Журавли». Марк Бернес.
  3. Песня «Последний бой». Михаил Ножкин.
  4. Песня «Хотят ли русские войны». Марк Бернес.
  5. Песня «Моя Родина». А. Глызин.
  6. Песня «Соловьи». Г. Виноградов.
  7. Песня «Когда закончится война». В. Семашков.

Ответственный: Арсланова О.Г.

Жюри: преподаватели.

Подготовительный этап. Формируются две команды старшеклассников по 7 человек. Команды придумывают название, девиз.

ЭТАП № 1. Разминка. (1 минута)

Каждой команде предлагается перечислить известные воинские звания военнослужащих. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Команда № 1. 

Воинские звания в Российской армии. 

(Рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал, Верховный главнокомандующий Российской Федерации).

Команда № 2.

Воинские звания Военно-морского флота Российской Федерации. 

(Матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина, мичман, старший мичман, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга, контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, Адмирал Флота).

Пока жюри проверяет ваши ответы, вам предлагается ответить на вопросы.

1. Кто был Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны? (И. Сталин)

2. Сколько парадов прошло на Красной площади в Москве за годы Великой Отечественной войны? (2)

3. Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны? (Т-34)

4. Какой советский самолёт в годы войны называли «летающим танком»?

5. Назовите фамилии советских воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом в Берлине. (Егоров, Кантария)

6. Кто принимал Парад Победы 1945 года на Красной Площади в Москве? (Г.К. Жуков)

7. Когда и где был открыт Второй фронт в Европе?

8. Когда и по поводу какого события был произведён первый салют в Москве? (в честь разгрома фашистских войск на Курской дуге, освобождения Белгорода и Орла)

9. Назовите улицы и площади нашего города, названные в память об участниках Второй мировой и Великой Отечественной войн? (П. Ильичёва, Н. Вилкова, Щедрина, Пономарёва)

10. Подвиг какого советского лётчика отражён в книге Полевого Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»? (Алексей Маресьев)

11. Назовите глав правительств государств-участников Тегеранской (1943 г.) и Крымской (Ялтинской) (1945 г.) конференций? (И. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт)

12. Когда были открыты первые суворовские и нахимовские военные училища?

13. Чей голос звучал по радио, оповестив о начале войны? (Ю.Б. Левитана)

14.. Сколько дней длилась Великая Отечественная война?(1418 дней).

15. Назовите фамилию командующего гитлеровскими войсками, сдавшегося в плен под Сталинградом. (Паулюс).           

16. В конце Великой Отечественной войны, в 1944 году в нашей стране был учреждёна высшая военная награда. Как она называется? (Орден Победы)

17. Как назывались вооружённые силы Германии в 1935-1945 гг.? (Вермахт) 

18. Под каким названием проходила немецкая операция на Курской дуге? («Цитадель»)

ЭТАП № 2. Что я знаю о войне.

Презентация слайдов с выполнением заданий.

СЛАЙД № 2 Защитники Отечества

  1. Завойко Василий Степанович - Оборона Петропавловска 1854 г.
  2. Дмитрий Пожарский – Освобождение Москвы
  3. Александр Невский – Невская битва (1240), Ледовое побоище (1242)
  4. Ушаков
  5. Дмитрий Донской – Куликовская битва на реке Непрядве (1380).
  6. Александр Суворов -  

Задание № 1. Расставьте портреты защитников отечества в хронологическом порядке и назовите события, связанные с их именами. Запишите ответы на бумаге.

Задание № 2. Чей портрет был выставлен 7 ноября 1942 г. в залах Третьяковской галереи? Кто автор этого произведения? (устно)

Задание № 3. В честь каких выдающихся русских полководцев и флотоводцев 18-19 веков были учреждены награды в годы Великой Отечественной войны? (устно)

СЛАЙД № 3 Маршалы Победы

Перед вами портреты Маршалов Советского Союза. Давайте все вместе посмотрим и ответим на вопросы. Поднимите таблички с цифрой верного ответа.

  1. Жуков Г.К.     2. Василевский     3. Буденный С.М.

Вопрос № 1. Впервые об этом человеке заговорила вся страна, когда он руководил военной операцией против японцев на реке Халхин-Гол в 1939 г., а сегодня в нашей стране учрежден орден его имени.  О ком идет речь?

(1 - Г.К. Жуков).    

СЛАЙД № 4 Огненные пилоты

Перед вами портреты военных лётчиков. Давайте все вместе посмотрим и ответим на вопросы. Поднимите таблички с цифрой верного ответа.

  1. Кожедуб И.Н.     2. Покрышкин     3. Чкалов     4. Горовец А.К.

Вопрос № 1. Во время Великой отечественной войны 11 525 воинов армии и флота были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 104 из них получили это звание дважды. Легендарными стали подвиги трижды Героев Советского Союза. Назовите героя.

(1 - И.Н. Кожедуб)

Вопрос № 1. Герой Советского Союза, сбивший 9 самолётов противника в одном бою. На Курской дуге в июле-августе 1943 г. шли упорные бои в воздухе и на земле. Гвардии старший лейтенант Горовец совершил свой бессмертный подвиг. Но фашисты сбили самолёт советского лётчика. На месте его гибели – в посёлке Ивня Курской области - установлен памятник. (скульптор Г. Нерода). 

(4 - Горовец А.К.)

СЛАЙД № 5 Строки, опалённые войной

Стихи А. Твардовского, К. Симонова, О. Бергольц.

Немало книг посвящено Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Перечитывая лучшие, видишь, как шаг за шагом открывается в них сложная и глубокая правда о целой исторической эпохе.

Почему эта тема остаётся актуальной? Почему книги о войне, как 50 лет назад, так и сейчас, по-прежнему интересны? Потому что в свой час, в своё время, на той Великой войне были наши деды, прадеды и отцы, и не чья-нибудь, а их кровь течёт в наших жилах, их память отзывается в нас, если не отучились мы чувствовать глубоко и сильно.

Перед вами портреты советских писателей и поэтов. Давайте все вместе посмотрим и ответим на вопросы. Поднимите таблички с цифрой верного ответа.

  1. Катаев В.П.
  2. Бергольц О.Ф.
  3. Твардовский А.Т.
  4. Фадеев А.А.
  5. Симонов Е.
  6. Шолохов М.А.

Вопрос № 1. Аношкина К. читает отрывок из поэмы «В. Тёркин». Автор трёх поэм. Одна из них называется «Книга про бойца». Но большинству она известна под другим названием. Назовите автора и произведение.

(3 –Твардовский А.Т. Василий Тёркин).

Вопрос № 2. Этот писатель неоднократно выезжал на фронт. Писал очерки и корреспонденции в газету «Правда». В 1944 году выпустил книгу «Ленинград в дни блокады». Кто этот писатель?

(4- Фадеев А.А.).

Вопрос № 3. С огромной трагической силой изображена судьба солдата и его семьи, угнанной в Германию, в произведении «Дом у дороги». Назовите автора.

(3 –Твардовский А.Т.).

Вопрос № 4. С 1943 по 1945 год этот писатель собирал материал о молодогвардейцах и написал всем известный роман. Кто этот писатель? 

(4- Фадеев А.А.).

Вопрос № 5. Была первая послевоенная весна. На Верхнем Дону произошла встреча писателя и будущего героя небольшого по объёму рассказа «Судьба человека». Кто написал этот рассказ? (6 –Шолохов М.А.).

Вопрос № 6. Кто является автором повести «Сын полка», которая появилась в сокращённом виде в ежемесячном журнале «Дружные ребята»?

(1 –Катаев В.П.).

Вопрос № 7. По одноимённому роману какого писателя поставлен фильм «Они сражались за Родину»? 

(6–Шолохов М.А.).

Вопрос № 8. Одному из литературных героев – солдату Великой Отечественной войны поставлен памятник на родине его автора. Назовите фамилию автора и его героя.

(3 - Твардовский А. Т. Василий Тёркин).

Вопрос № 9. Аношкина К. читает отрывок из поэмы. Мужество героев-блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме». Кто автор?

(2 – Бергольц О.Ф.)

Вопрос № 10. Аношкина К. читает отрывок из стихотворения «Жди меня и я вернусь». Этот поэт, как и многие другие, ушёл на фронт, писал очерки и корреспонденцию с боевых мест. Автор многих стихов. Назовите автора данного стихотворения.

(5 - Симонов).

СЛАЙД № 7 Города-герои

Вы видите на слайдах города-герои. Внимательно посмотрите и ответьте на вопросы. Поднимите таблички с цифрой верного ответа.

  1. Сталинград 2. Ленинград 3. Севастополь

Вопрос № 1. Операция по разгрому фашистских войск  и освобождению этого города носила кодовое название «Уран». В боях за этот город противник потерял почти 700 тыс. убитыми, свыше 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов. Назовите это город.

(1 – Сталинград. Июль 1942-февраль 1943 гг.)

Вопрос № 2. Во время возвращения из этого осаждённого города был убит один из авторов сатирических романов «12 стульев» и «Золотой телёнок» Евгений Петров. О каком городе-герое идёт речь?

(3 - Севастополь).

Вопрос № 3. Аношкина К. читает отрывок из «Ленинградской поэмы. Назовите город-герой.

(2 - Ленинград).

СЛАЙД № 8 Города-герои

  1. Новороссийск 2. Тула 3. Брестская крепость-герой

Вопрос №1. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар врага?

      (3 - Брестская крепость-герой).    

СЛАЙД № 9 Подвиг, застывший в камне.

Памятники Великой Отечественной войны.

Как свидетельство безграничного уважения нашего народа к героям, отдавшим жизнь за Родину, в десятках наших городов, тысячах сёл созданы памятники боевой славы. Высятся величественные монументы в Ленинграде (ныне в Санкт-Петербурге), в Волгограде, Подмосковье, на Смоленщине, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике и на Кавказе. В создании их участвовали десятки и сотни скульпторов, архитекторов, художников. Многие памятники вам известны.

У памятников бронзовые плечи,

Надежная опора для бессмертья.

И пусть их золотит в закатах вечер,

Пусть солнце золотит их в час рассвета.

Они побронзовели от беды,

от ненависти, от походной жизни,

от деревень горящих, от борьбы,

Что выпала на долю всей Отчизны.

Как павшие, зачисленные в списки

Овеянного славою полка,

              Они, когда садится солнце низко,

Покинув пьедестал, идут в века.

На экране вы видите изображение памятников, каждый из них имеет определённый номер. Каждый игрок получает несколько табличек со словами- подсказками: это может быть название памятника, место его нахождения, событие, в честь которого он воздвигнут, и так далее. Необходимо подобрать к изображению памятника верную табличку с подсказкой.

  1. Хатынь. Белоруссия.
  2. «Скорбь матери». Волгоград.
  3. «Цветок жизни». Ленинград.
  4. «Скорбящая мать». Краснодон.

Вопрос № 1. Это памятник пионеров 1960-х годов – ленинградским ребятам блокадных 1940-х. Входит в комплекс памятников «Зелёного пояса». Назовите памятник и место, где он находится.

(3 - «Цветок жизни». Памятник находится на третьем километре бывшей «Дороги жизни» под Ленинградом, у посёлка Ковалёво. (архитекторы: П. Мельников, А. Левенко).

Вопрос № 2. В одном из красивейших уголков Белоруссии, который, кажется, самой природой сотворён для жизни, радости и счастья людей, как памятник непокорённому народу, как вечная скорбь тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, как страстный призыв к борьбе за сохранение и упрочение мира, поднялся из бетона и гранита мемориальный комплекс. Скорбная тишина стоит здесь. Она годами хранит гул яростного огня, надрывный плач детей, и отчаянный крик матери, и гневные проклятья заключённых, и захлёб автоматов, и стоны умирающих от пуль. Этот мемориал является памятником всем людям Белоруссии, принявшим смерть от фашистских захватчиков.

(1- «Хатынь». Белоруссия. (скульптор С. Селиханов, архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, В. Маркевич).

Вопрос № 3. 15 октября 1967 года в одном из городов нашей страны был открыт величественный памятник-ансамбль героям великой битвы. Назовите этот памятник и место, где он находится. О какой битве идёт речь?

(2 - «Скорбь матери». Волгоград. Мамаев курган. Сталинградская битва. (скульптор Е. Вучетич).

Вопрос № 4. В годы Великой Отечественной войны молодёжь страны подняла знамя борьбы. Тяжкие испытания не сломили волю молодогвардейцев, и, погибнув, они обрели бессмертие. Назовите памятник и город где он находится.

(4 - «Скорбящая мать». г. Краснодон Луганской области на Украине. Над могилой героев-молодогвардейцев склонила голову скорбящая Мать-Родина).

СЛАЙД № 10 Подвиг, застывший в камне

Аудиозапись песни «Алёша» в исполнении Аллы Иошпе и Стахана Рахимова.

  1. Пловдив. Болгария. Памятник Алёше.
  2. Москва. Россия. Памятник маршалу Советского Союза Г.К. Жукову.
  3. Берлин. Германия. Мемориальное кладбище Трептов-парк. Памятник Советскому воину.)
  4. Обелиск Славы. Севастополь.

Вопрос № 1. Как символ доблести героических участников штурма Сапун-горы и освобождения одного из советских городов от фашистских захватчиков возвышается на горе памятник Славы, открытый в ноябре 1944 г.

(4 - Обелиск Славы. Севастополь. (архитектор А. Киселёв).

Вопрос № 2. В 1965 году был отчеканен юбилейный рубль в ознаменование 20-летия Победы СССР  над фашистской Германией. На нём изображена скульптура Е. Вучетича. Какой памятник изображён на этой монете и где он находится?

(3 - Советский воин, спасающий ребенка и мечом сокрушающий свастику. г. Берлин. Германия. Мемориальное кладбище Трептов-парк. Памятник Советскому воину.)

Вопрос № 3. Этот памятник посвящён герою Великой Отечественной войны. Где находится этот памятник и кто его герой?

(2 – г. Москва. Памятник Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову).

Вопрос № 4. Звучит фрагмент песни «Алёша» в исполнении Аллы Иошпе и Стахана Рахимова. «Из камня его гимнастерка, из камня его сапоги…»  Радиопередачи в этом городе начинаются мелодией известной советской песни о русском солдате Алеше. Рассказывают, что так звали первого Советского солдата, кому ликующие жители преподнесли букеты роз в час своего освобождения. А когда эта страна праздновала 25-летие социалистической революции, в обращении появились монеты в 2 лева с изображением памятника парню, который воздвигнут горожанами на вершине холма освободителей. Где находится памятник солдату, о котором поётся в песне?

(1 – г. Пловдив. Болгария. Памятник Алёше).

СЛАЙД № 6 «Нас песня на подвиг звала»

Композиторы военных лет.

Звучат фрагменты музыкальных произведений.

Когда люди собираются вместе да ещё если это праздник – конечно же они поют. Много песен сложил наш народ. Но песни Великой Отечественной – это неповторимая страница истории той войны. Сколько глубоких чувств впитали они в себя. Сколько в них энтузиазма и вдохновения. Песня «Священная война» А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача брала за душу, звала в бой. Песня «Тёмная ночь» Н. Богословского на слова В. Агатова, «Жди меня» того же композитора на слова К. Симонова, «На солнечной поляночке» В. Соловьёва-Седого на слова А. Фатьянова и другие – песни о любви и верности. Все эти песни одинаково дороги и старшему поколению, и молодым. Их не устаёшь слушать, они не стареют.

  1. Блантер М.     2. Фрадкин М.     3. Таривердиев М.     4. Шостакович Д.

Вопрос № 1. Советский композитор, автор знаменитого произведения. Её первая прямая трансляция из осаждённого города была воспринята как проявление гражданского мужества во всём мире.

(4 - Ленинград. Дмитрий Шостакович. Седьмая (Ленинградская) симфония).

Вопрос № 2. Песня «Враги сожгли родную хату»  на слова М. Исаковского – это песня-исповедь. И какой обжигающей безысходностью проникнута каждая строка. Кто написал музыку?

(1 – М. Блантер)

СЛАЙД № 11 Фильмы о войне

  1. «Молодая гвардия»     2. «Тимур и его команда»    3. «Сын полка»

Вопрос. Назовите фильмы, фрагменты из которых вы видите на экране.

ЭТАП 3

«Я кистью к памяти взываю». Художники о войне.

Большой вклад в развитие темы Великой Отечественной войны внесли военные художники студии им. М.В. Грекова. В начале войны многие из них ушли добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь от подмосковных рубежей до Берлина, познали на себе все тяготы войны. Всё взывало к душе художника: разрушенные города и деревни, мирные жители, оставшиеся без крова, бездорожье фронтовых дорог, нескончаемые марши, переправа под огнём врага, тяжёлые бои и стремление всё преодолеть и победить.

Давайте все вместе посмотрим на некоторые из этих картин и ответим на вопросы. Поднимите таблички с цифрой верного ответа.

Перед вами картины художников:

1. П. Кривоногов «На Курской дуге».

2. А. Дейнека «Оборона Севастополя».

3. В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев».

Вопрос № 1. Их было 28. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет речка Лама. Вступили герои в бой. Из 20 танков бойцы подбили 14. Но снова идёт их лавина. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», - произнёс политрук Василий Клочков. Стойко сражались герои, но к сердцу России фашистов они не пропустили. На какой из этих картин изображена битва героев-панфиловцев?

(3 – В. Панфилов. «Подвиг героев-панфиловцев»).

Вопрос № 2. Бой шёл у селения Крутой Рог. Это южнее Курска. 120 танков, в том числе 35 «тигров», обрушились на наши окопы, сдержали наши удар фашистов. Отошли немцы. И снова идут в атаку. «Пропускай немцев», - командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по фашистской пехоте. Досталось и неразворотливым машинам. На какой из картин изображена эта битва?

(1 – П. Кривоногов «На Курской дуге»).

Вопрос № 3. 1941 год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались бои на оборонительных рубежах. «Чёрная туча», «Чёрная смерть», «Чёрные дьяволы» - так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись! На какой картине это хорошо показано художником?

(2 - А. Дейнека «Оборона Севастополя»).

Всего несколько полотен художников, а мы оказались свидетелями исторических событий. А если собрать все вместе работы художников, получится величественная, впечатляющая диорама той страшной войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение.

Заключительный этап

Наша экскурсия по галерее памяти подошла к концу. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили часть. Только малую часть того, что создано благодарным народом в память об ушедшей войне. И чем дальше от нас уходят военные годы, тем дороже становится всё то, что касается военной истории. Нам предстоит ещё сделать много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ, преклонить голову перед сединами ветеранов.

Пусть над нами всегда будет чистое, голубое небо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Что мы знаем о войне?"

Патриотическое воспитание....

Что я знаю о войне…

Так называлась выставка рисунков о войне, которая прошла в ЦДТ.  А действительно, что знают о войне совсем маленькие, у которых даже дедушки и бабушки знают  войну по наслышке?  П...

Классный час «Я счастливый человек, потому что живу, не зная ужасов войны…»

Данное мероприятие относится к духовно-нравственному воспитанию детей в школе. Патриотическое воспитание всегда занимает важное место в ВР.Данный классный час отвечает всем параметрам развития у детей...

Сборник сценариев "Что мы знаем о войне?!"

«Наш общий долг – защитить правду о минувшей войне, твёрдо противостоять попыткам переписать историю. В этом – залог дружбы, добрососедства и взаимного уважения».В.В.Путин...

Что мы знаем о войне

Предлагаемый учебно-исследовательский  проект предназначен для  учащихся  школы во  внеурочное время. Цели и задачи:Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны чер...

проектная работа Учащихся 5 класса хореографического отделения "Мы знаем о войне"

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Все 1418 дней и ночей войны песня шла вместе с на...