проектная работа Учащихся 5 класса хореографического отделения "Мы знаем о войне"
проект (5 класс)

Иванова Людмила Аркадиевна

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Все 1418 дней и ночей войны песня шла вместе с народом трудным путем. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.
        Песни нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.
           И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу. Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты песни пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

Мы с ркбятами,  решила выяснить, о  песнях, которыми жила и дышала Родина в «суровые сороковые», о песнях, которые пели солдаты в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_pesni_voennyh_let.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Кизнерская Детская школа искусств

Проектная деятельность.

Урок-ознакомление по народно-сценическому  танцу
мы знаем о войне

Выполнили учащиеся

хореографического отделения

Кизнерской ДШИ

преподаватель Иванова Л.А.

п. Кизнер

2018 г.

Слайд 1.

Введение. Слайд 2

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Все 1418 дней и ночей войны песня шла вместе с народом трудным путем. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле.
       Песни нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.
          И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу. Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты песни пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

Я  решила выяснить, о  песнях, которыми жила и дышала Родина в «суровые сороковые», о песнях, которые пели солдаты в годы Великой Отечественной войны.

Отсутствие знаний об истории создания песен и их авторах определили актуальность моего исследования.

При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра:

  • Патриотические песни («Священная война»);
  • Прощальные песни («До свиданья, города и хаты»);
  • Лирические песни («Синий платочек»);
  • Победные песни («Дорога на Берлин»);
  • Шуточные и задорные песни («Песенка фронтового шофера»)

Я узнала, что не только патриотические и победные песни объединяли силы солдат, передавали атмосферу военного времени и чувства веры в победу, но и шуточные и задорные песни. Их солдаты пели в минуты отдыха на привале.


Синий платочек. Слайд 3.

Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия.

Именно тогда, спасаясь от фашистов, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Они выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах.

Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Я. М. Галицкий.

Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.

После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел его солист Станислав Ляндау.

Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин.

Из воспоминаний редактора газеты «За Родину» - Александра Львовича Плющ «Сохранилась газета с заметкой, рассказывавшей и о том, как восприняли эту песню в одной из дивизий. Особенно пришлась она по душе пулемётчикам. Все они так и считали, что песня эта про них написана, коль заключают её слова: «Строчит пулемётчик за синий платочек…» «Пулемётчик Онищенко после того, как прочел стихи про синий платочек, наклеил на щиток своего «максима» портрет жены. «Ну как, Анюта, дадим фрицам прикурить?» — и нажимает гашетку. Конечно, сразу нашлись подражатели. Теперь, пожалуй, нет ни одного пулемётного щитка без портрета жены, матери, невесты. И доты свои величают теперь пулемётчики по имени близких.»

В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм режиссера Михаила Слуцкого «Концерт — фронту» Именно в нём прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К. И. Шульженко. Вскоре была выпущена открытка с этой песней. Её и сегодня хранят в семьях многих фронтовиков как дорогую реликвию. Сколько заветных платочков Носим мы в сердце с собой! Радости встречи, девичьи плечи Помним в страде боевой. За них, родных, Любимых, желанных таких, Строчит пулемётчик, за синий платочек, Что был на плечах дорогих!

Песня живет, уже почти 76 лет. Ежегодно, в День Победы, звучит максимовский вариант песни в исполнении современных артистов, в различной музыкальной обработке.

Слайд 4 видео.

Слайд 5.                                 Смуглянка.

«Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!»
(Из к/ф «В бой идут одни старики

У каждой песни своя биография, своя судьба. Одной из любимых песен военных лет является «Смуглянка». Судьбы любых, в том числе военных песен предугадать не просто. Одни из них становятся популярными уже после первого исполнения, другим же приходится преодолевать долгий тернистый путь к известности. Не верится, что лирическая песня, слова которой знают в любой российской семье, пролежала «на полке» несколько лет, прежде чем ее запела вся страна.

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. 

Как-то в 1944 году Анатолию Новикову позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля Александр Васильевич  Александров,  и спросил, нет ли у него новых песен. Новиков принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку».

К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту. Александров тут же начал её разучивать с хором и солистами.

Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал её солист Краснознамённого ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Её подхватили в тылу и на фронте.

Но всемирную известность эта песня получила после выхода в свет легендарного фильма "В бой идут одни старики". Многие до сих пор считают, что песня "Смуглянка" была написана к этому фильму, хотя на самом деле она появилась на 30 с лишним лет раньше.

Слайд 6 видео.

Первым делом самолёты. Слайд 7

"Первым делом - самолеты" увидела свет много лет тому назад в эпоху советского правления. Композицию нередко услышишь и в наши дни. Слова этому хиту написал великий поэт, С. Фогельсон. Музыку же создал талантливый композитор эпохи СССР, В. Соловьев-Седой.

Начало этого авиационного хита повествует нам об вечной проблеме многих пилотов - о безбрачной судьбе. По словам песни у них нет времени на прогулки по земле, а жену можно найти только на ней, ведь, так уж заведено, что девушки не летают. Вот и пилоты в одиночестве. Радует только тот факт, что летчики любят свою нелегкую работу. Припев песни громко ставит полеты на первое место и лишь затем идут девушки. Кроме того, летчики нарекают на горечь разлуки с любимой. Порой нежный женский взгляд приходит на ум в небе. От него не просто тяжело избавиться, скорее - невозможно. В силу вышеуказанных обстоятельств летчики решили отказаться от женщин вообще и с головою погрузиться в небо и авиационную работу.

Песню исполняют, как следует, с радостью и весельем. Благодаря хиту про пилотов все они стали еще более желанными среди женщин. Девушки их боготворят и считают настоящими романтиками. Жаль, что эти романтики не очень то и доступны для женского внимания. Интересен и тот факт, что песня не потеряла популярности в наше время. Она гордо звучит на разного рода концертах в честь военных и ветеранов. Не редко ее услышишь и на авторских вечерах поэтов и композиторов.

«Небесный тихоход» появился на экранах страны, моментально завоевав любовь миллионов зрителей. Премьера картины «Небесный тихоход» состоялась в преддверии первой годовщины Великой Победы — 1 апреля 1946 года.

Три друга-летчика поклялись не влюбляться до конца войны, но военная служба познакомила их с неотразимыми летчицами женской эскадрильи. И друзья один за другим начали сдавать свои позиции.

Слайд 8 видео.

В лесу прифронтовом. Слайд 9.

Редкое долголетие суждено замечательной песне  “В лесу прифронтовом”. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так:

“Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс”.

Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор “пристраивает” хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса “Осенний сон”, и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.

В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер, - хотелось дать возможность солдату “пообщаться” с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу.

Но “В лесу прифронтовом” - не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом. Песня звучала в фильме «Офицеры». Судьбы двух друзей - Алексея Трофимова и Ивана Вараввы - прослеживаются на протяжении многих лет. В 20-е они вместе служили на пограничной заставе, бились с басмачами. Там они, будучи еще совсем молодыми, на всю жизнь запомнили наказ своего командира: «Есть такая профессия - родину защищать». Потом Испания, Великая Отечественная война и мирные дни. Старые друзья снова встречаются, уже став генералами.

Слайд 10.

Журавли. Слайд 11

Трудно найти человека, который не знает песню "Журавли": "Мне кажется порою, что солдаты..." Если вы попросите кого-нибудь вспомнить любую песню о войне, то большинство сразу назовёт "День Победы", но сразу следом за ним - "Журавлей".

При этом, немногие знают историю этой песни, искренне полагая, что она была написана в годы Второй Мировой. Но нет, родилась песня "Журавли" позже, гораздо позже - более чем через 20 лет после окончания войны.

Началось всё 6 августа 1945 года в Японии. Именно в этот страшный день на Хиросиму была сброшена атомная бомба. Дом двухлетней Садако Сасаки находился всего в полутора километрах от эпицентра взрыва, но девочка не только выжила - казалось, она вообще не получила никаких повреждений. До одиннадцати лет Садако росла самым обычным ребёнком - активным и весёлым. Девочка занималась спортом, участвовала в соревнованиях... Но внезапно её жизнь стала совсем иной. В ноябре 1954 года у Садако проявились первые признаки лучевой болезни, а в феврале врачи поставили страшный диагноз: "лейкемия" - рак крови, который в Японии в то время называли "болезнью атомной бомбы".

Девочку поместили в госпиталь, но надежд на выздоровление не было. Однажды лучшая подруга Садако, Чизуко, пришла навестить больную и принесла ей необычный подарок: бумажного журавлика. Чизуко рассказала старинную японскую легенду: тот, кто сложит тысячу бумажных журавликов, сможет загадать любое желание, и оно исполнится. Садако мечтала выздороветь. Она начала складывать журавликов, занимаясь этим целыми днями. Любой клочок бумаги, который попадал в её руки, превращался в бумажную птицу.

Часто пишут, что Садако успела сделать всего 644 журавлика. Но это не так. Просто в 1977 году писательница Элеанор Коэр выпустила книгу под названием "Садако и тысяча бумажных журавликов", в которой и рассказала про 644 журавлика - якобы, больная девочка не успела воплотить свою мечту в жизнь. На самом деле, всё было гораздо печальнее: Садако сделала тысячу журавликов, но... её желание не исполнилось. Болезнь не уходила. Девочка продолжала бороться и складывала всё новых и новых журавликов...

Увы, жизнь оказалась жестокой: Садаки умерла 25 октября 1955 года.

Слайд 12.  

Страшная и грустная история девочки сделала её символом неприятия ядерной войны. Памятники Садако были установлены в разных городах и странах. Конечно же, самый известный из них находится в Хиросиме - в Парке Мира. Он был установлен в 1958 году, и на его постаменте написано: "Это наш крик, это наша молитва, мир во всем мире". А на верхушке купола-постамента - скульптура Садако с бумажным журавликом в руках.

Слайд 13.

Ровно через 20 лет после завершения войны, в 1965-м, дагестанский поэт Расул Гамзатов посетил Японию. Ему показали памятник Садако и поведали её историю. Этот рассказ настолько потряс Гамзатова, что он не переставал думать о маленькой японке и её журавликах. Но в той поездке поэта настигло его собственное горе: он получил телеграмму, в которой сообщалось о смерти его матери... Гамзатов вспоминал: "Я вылетел в Москву и в самолёте, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Так было написано это стихотворение".

Да, Гамзатов написал стихотворение "Журавли" на своём родном аварском языке, и птицы стали символом всех погибших на войне солдат. В 1968 году Наум Гребнев перевёл стихотворение на русский язык.

Слайд 14.

Это стихотворение попалось на глаза известнейшему артисту Марку Бернесу. Бернес был поражён. Он сразу же позвонил Гребневу и рассказал, что мечтает превратить стихотворение в песню. Оговорили изменения, о которых Гамзатов вспоминал: "Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми, и вместо „джигиты“ написали „солдаты“. Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание". Кроме того, текст сократили - из оригинальных 24 строк оставили 16.

С готовым текстом Бернес обратился к композитору Яну Френкелю - их уже объединяло длительное и продолжительное сотрудничество. Но "Журавли" не сразу "сдались" композитору - только через два месяца он написал вступительный вокализ, и после этого работа пошла легче. И вот музыка была готова. Френкель писал: "Я тут же позвонил Бернесу. Он сразу же приехал, послушал песню и... расплакался. Он не был человеком сентиментальным, но нередко случалось, что он плакал, когда ему что-либо нравилось".

Бернес очень торопился записать песню. В то время он уже был очень тяжело болен, и, как бы предчувствуя свою кончину, хотел, чтобы "Журавли" стали его последней песней.

Марк Бернес умер 16 августа 1969 года, и, по его просьбе, на похоронах звучали "Журавли". "Журавли" оставили глубочайший след в памяти народа. Именно благодаря этой песне журавль стал символом памяти о погибших в Великую Отечественную войну. Эту птицу можно увидеть на многих памятниках, посвящённым павшим.

Множество артистов записали свои версии "Журавлей" и исполняют эту песню на своих концертах

Слайд 15.

Яблочко. Слайд 16.

«Яблочко» — песня-частушка и флотский мужской танец.

История песни-пляски «Яблочко» сложилась из двух совершенно разных компонентов — из молдавской частушки и английского народного танца, которые, казалось бы, не имея никакого отношения друг к другу, каким-то непостижимым образом объединились для создания русской плясовой матросской песни «Яблочко»

Откуда взялась мелодия к песне «Яблочко», точных сведений нет. Есть версия, что она появилась из молдавской народной песенки «Калач».

По другой версии, использовалась украинская частушка, в годы Гражданской войны оказавшаяся столь популярной, что на нее народ стал придумывать собственные стихи, причем кто во что горазд — кто был за белых, подтрунивал над красными, а кто за красных — соответственно насмехался над белыми, ну а кто-то поддразнивал и тех, и других. В общем, слов у песни оказалось множество самых разнообразных. И все они, как правило, начинались с запева «Эх, яблочко!».  Однако яркая зажигательная мелодия вполне соответствовала поднятию боевого духа — с любой стороны.

Когда именно и благодаря кому и чему произошло счастливое соединение нового русского танца, основанного на ирландском плясе, с то ли молдавской, то ли украинской народной частушкой, выяснить не удалось. По всей видимости, это произошло в начале ХХ века, возможно — во время Гражданской войны, когда куплеты «Яблочка» были особо модны. Как бы то ни было, танцевальные движения вполне улеглись в ритмические позиции песенного «Яблочка», и матросский танец стал называться по названию народной песни, мелодию которой использовал.

Со времени Гражданской войны песня претерпела определенные стихотворные изменения. Собственно, она их продолжает претерпевать. Хроники исторических событий вполне укладываются в прежние ритмы, и песня продолжает жить в новых временах, с новыми призывами, в новых поколениях исполнителей. Боевой дух и задорность песни не умирают и вполне соответствуют военной обстановке новейшего времени.

Слайд 17.

Эхо любви»  слайд 18.

Захар Дерюгин уходит на фронт Великой Отечественной, но попадает в плен. Сестра Захара Катя оказывается в оккупации. Не добившись согласия на сотрудничество, немцы казнят её. Брюханов возглавляет партизанский отряд. Старший сын Дерюгина погибает от фашистской пули при попытке к бегству, когда его с остальными детьми и подростками готовят к отправке в Германию. Его мать Евфросинья поджигает свой дом вместе с расквартированными там солдатами оккупационных частей. В ответ немцы готовят карательную акцию, но партизаны, в рядах которых Захар, бежавший из плена, занимают село и громят фашистский гарнизон. Спасая жителей села, партизаны проводят массовую эвакуацию.

В фильме звучит песня «Эхо любви» в исполнении Анны Герман

Евгений Матвеев вспоминал Песня "Эхо любви" создавалась не по общеизвестным творческим канонам. Как ни странно, но родился прежде всего голос. В моем режиссерском сознании, в моем ощущении родился голос хрупкий, нежный, ласковый, который мог бы передать тончайшие нюансы сложной любви. И это был голос Анны Герман. И когда я поделился этой мыслью с поэтом Робертом Рождественским, композитором Евгением Птичкиным и Петром Проскуриным, автором романа "Судьба", по которому я снимал фильм, они все пришли в восторг. Еще мы не знали слов, еще не знали музыки, знали лишь одно: должна петь Анна. Ее голос в состоянии передать все тонкости этого удивительного человеческого чувства - чувства любви. Надо сказать, песня была написана легко и поэтом и композитором. И когда мы послали телеграмму Анне Герман в Варшаву с просьбой дать согласие спеть в нашем фильме, в одно мгновение получили положительный ответ.

В 1977 Анна Герман прилетела в Москву и записала песню с симфоническим оркестром без репетиций. Она прилетела, научившись ходить заново, изломанная в страшной аварии, после тяжёлых родов и уже зная о своём неизлечимом приговоре – «рак». Но у неё было страстное желание петь.

По воспоминаниям Матвеева песню пришлось записывать несколько раз, потому что как только вступала Анна, оркестр начинал играть вразнобой. Матвеев не сразу сообразил в чём дело. А потом у него от боли сжалось сердце: виолончелистки и скрипачки, глядя на певицу, которая на глазах теряла силы, начинали тихо плакать. Анна Герман пела так, словно прощалась с жизнью.

Слайд 19.

Катюша. Слайд 20.

Знаменитая «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века. Первой исполнительницей песни стала солистка джаз-оркестра Валентина Батищева. Впоследствии ее пели такие легенды российской песни, как Лидия Русланова, Вера Красовицкая, Георгий Виноградов.

Легкая и запоминающаяся мелодия быстро стала популярной и ушла в народ. Через несколько лет с этим ласковым женским именем стали прочно ассоциировать боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска. Окрестили их так уже задним числом.

Грянула война. «Катюша» в это лихолетье помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. По воспоминаниям, ею «подзаряжались» даже гитлеровцы – вот насколько победной оказалась сила мелодии, неразрывно слитой с текстом!

Слайд 21.

Заключение

В ходе исследования можно сделать вывод, что в годы Великой Отечественной войны песни

– делили вместе с воинами горести и радости;
– объединяли;
– грустили вместе с  ними об оставленных родных;
– подбадривали их веселой шуткой;
– морально помогали выстоять и победить.

9 мая вся наша многонациональная Родина празднует Победу над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Со слезами скорби и радости смотрим фильмы военных лет, участвуем в торжествах в честь этой великой даты. Никто не остался равнодушен к событиям давно минувших дней!

Да, давно отгремела война, но благодаря книгам, фильмам и песням события тех времен нам близки и понятны.

Слайд 22.

Библиография:

  1. Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
  2. Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.
  3. Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
  4. Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны.– М., 1979.
  5. Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Что мы знаем о войне?"

Патриотическое воспитание....

Что я знаю о войне…

Так называлась выставка рисунков о войне, которая прошла в ЦДТ.  А действительно, что знают о войне совсем маленькие, у которых даже дедушки и бабушки знают  войну по наслышке?  П...

Классный час «Я счастливый человек, потому что живу, не зная ужасов войны…»

Данное мероприятие относится к духовно-нравственному воспитанию детей в школе. Патриотическое воспитание всегда занимает важное место в ВР.Данный классный час отвечает всем параметрам развития у детей...

Историческая викторина "Что я знаю о войне"

Викторина посвящена 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. включены вопросы и задания о защитниках Отечества, литературныхи художественных произведениях по теме. Викторина со...

Сборник сценариев "Что мы знаем о войне?!"

«Наш общий долг – защитить правду о минувшей войне, твёрдо противостоять попыткам переписать историю. В этом – залог дружбы, добрососедства и взаимного уважения».В.В.Путин...

Что мы знаем о войне

Предлагаемый учебно-исследовательский  проект предназначен для  учащихся  школы во  внеурочное время. Цели и задачи:Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны чер...

Конкурс. Сочинение Что я знаю о войне

Конкурс. Сочинение Что я знаю о войне...