открыты урок кубановедения Античная мифология и Причерноморье
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Данная разработка предназначена для учителей кубановедения,  преподающих в 5 классе при изучении новой темы,  содержит презентацию, информацию для учителя урок позволяет учащимся составить картину мира в фактах и понятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_25.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Урок №25

 Тема урока: Античная мифология и Причерноморье.

 Класс: 5

Предмет: кубановедение

Автор: Перепеличенко Галина Валентиновна учитель истории и кубановедения

  Цель урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя сюжет мифов о Причерноморье, научить определять, что правда, а что вымысел в данном источнике. Развивать навыки  самостоятельной работы с историческими источниками, художественным текстом; умением  творчески предоставить полученную информацию. Продолжить формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья.

Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое

самоопределение. Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

При оценке исторических явлений научить выявлять гуманистические, нравственные ценности древних греков и коренного населения Кубани..

Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции:

Греческая колонизация Северного Причерноморья.

Учебное оборудование: 

Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2013.

АРМ.

Тип урока: урок-практикум в форме презентации мифов.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Презентация мифов/по группам/

III. Подведение итогов урока.  Саморефлексия учащихся.

IV. Домашнее задание.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

( просмотр слайда)

Проблема урока: почему мифы древних Греков были тесно связаны с Северным Причерноморьем?

 II. Поиск решения проблемы:

Презентация мифов по группам (25 мин):

-Мифы об Ахилле

- Миф об Ифигении

- Боспор Киммерийский и миф об Ио

- Мифы о Геракле

-Мифы об амазонке

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Из уроков истории мы уже знаем, что в VIII- V веках до н.э. в началась Великая греческая колонизация. Вспомните, что стало причинами переселения греков на новые земли?

Как назывались греческие поселения?

Что можете сказать об уровне развития колоний?

1-й факт:

греческие колонии

успешно развивались.

– Рассмотрите карту на с. 157. Какие сведения мы можем получить из этой карты? 6

Почему в греческих мифах очень часто упоминается Северное Причерноморье?

– Какой возникает вопрос? 1

Фиксируем на доске проблему:

Почему мифы древних греков тесно связаны с Северным Причерноморьем??

- Называют причины:

-развитие ремесла и торговли

- рост населения

- мало плодородных земель,

- угроза голода

-борьба демоса и аристократов

- они назывались колонии.

– Они процветали, успешно развивалось хозяйство.

Используя легенду карты, могут сказать, что греки начинают расселяться на другие земли, туда где есть удобная гавань, плодородная земля

Выявляют противоречие: с одной стороны, греческие города-государства

были хорошо развиты, но с другой – люди уезжали в поисках новых земел ь. 1

По-разному формулируют проблему урока. 1

Регулятивные УУД 

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением.

2. Определять понятия.

3. Анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы.

4. Выявлять причинно-следственные связи.

5. Представлять информацию в разных формах (текст).

6. Находить информацию в разных источниках (текст учебника, карта).

7. Доказывать.

8. Классифициро-вать (устанавливать иерархию).

II. Версии.

– Какие у вас будут версии решения проблемы?       2

Фиксируем на доске версии:

1)греки по разному воспринимали  новые земли;

2) нужда в новых рынках сбыта была выше страха;

3) местные племена были не всегда враждебны.

Предлагают свои версии.         2

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

3. Организовывать работу в группе.

4. Осознанно использовать речевые средства в ситуации общения.

III. Актуализация знаний.

– Чтобы проверить версии, давайте с вами послушаем рассказ о названиях Черного моря в греческих мифах.

( использовании информации для учителя)

– Чем отличались названия Черного моря в начале рассказа от названия в конце?

Работают со словарём. Отвечают, используя § 13, 19.

- в начале рассказа море называли Понт Аксинский, то есть Море не гостеприимное, а затем его назвали Понт Эвксинский - гостеприимное море.

Личностные УУД

1. Аргументирован-но оценивать свои и чужие поступки.

IV. Планирование деятельности.

– Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока?    

Фиксируем на доске план действий:

Надо узнать:

1. Причины греческого отношения к новым землям.

2.Мифы о Причерноморье .

3. Что правда, а что вымысел в греческих мифах?

Определяют, каких знаний недостаточно и где их надо найти.

– Причины, по которым греки по- разному воспринимают Черное море?

взаимодействие греков с местным

населением; каково было значение греческой колонизации для самих греков и для

местного населения.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1.Греческие мифы и Причерноморье

.

Предлагает ребятам поработать в группах.

Группа 1: Презентация мифа

 1. Миф об Ахилле

Группа 2: Презентация мифа

2. Миф об Ифигении

Группа 3:

Презентация мифа

3.Миф о Боспоре Киммерийском и об ИО

Группа 4: Презентация мифа

- Миф о Геракле

Группа 5

Презентация мифа

5. Миф об амазонках

По окончании выполнения презентаций применяем самооценку 5 работы в каждой группе.

Оценивается ответ представителя от каждой группы, представляющий свой проект. Остальные учащиеся следят за правильностью ответа каждого представителя группы.

Класс в течение нескольких минут

самостоятельно выполняет задание

в группах.      3

Представляют свои рассказы, в которых указывается  причина связи греческих мифов и Причерноморья

Выполнение задания№ 1 в рабочей тетради

Название мифа/

автор, если есть

Главные действующие персонажи

Исторические события, которые легли в основу легенды

Делают вывод о том, что греческая колонизация способствовала взаимному восприятию народов Средиземного

и Чёрного морей достижениями цивилизации Эллады.

VI. Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?   3

Примерный вывод по проблеме: греческие мифы очень тесно связаны   Причерноморьем, потому что греки очень долго жили в колониях на берегах Черного моря

VII. Применение нового знания.

– Ответить на вопросы Почемучки:

- Почему греки долго не решались освоить побережье Черного моря?

- Почему Северный Кавказ приравнивали к царству мертвых?

- Почему греки изменили свои представления о Северном Кавказе?

Аргументированно высказывают своё мнение.

Работают в группах.

VIII. Домашнее задание.

–Чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили материал, на следующем уроке выполните мини-проверочную работу.

– Дома повторите основные понятия

этой параграфа, а также основные этапы изученной истории Кубани

-Как называется новый параграф, который мы будем изучать на следующем уроке?

– Как вы думаете, о чём в нём пойдёт речь?

– Прочитайте дома этот параграф и проверьте свои предположения.

Информация для учителя.

Дополнение информации об амазонках с использованием – видео, - фотоприложений с этнографического комплекса Атамань. 

Черное море. Сколько секретов оно таит в своих водах.. Таинственную красоту Черного моря воспели и Гомер, и Пушкин. В VIII веке до нашей эры древние эллины называли Черное море Аксинос Понтос, что в переводе с греческого значит «Негостеприимное море». Через сто лет греки переименовали Черное море в Эвксинос Понтос — Гостеприимное море.

Видимо, для изменения названия одного и того лее моря у древнегреческих мореплавателей имелись веские причины. Сохранилась легенда, в которой отражается попытка местных жителей объяснить происхождение названия: «Давно это было. Так давно, что даже счет времени шел в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жило тихо, ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. Возделывали землю и растили детей. Селение горцев богатело с каждым годом. Прослышали о Тавриде в далекой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю. У берегов Тавриды появилось множество кораблей. В них сидели вооруженные эллины. Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещеру, мужчины приготовились отразить натиск. Они поняли: битва будет не на жизнь, а на смерть, греков было несчетное количество. Но тут словно тучи закрыли звезды. Это гигантские орлы-грифы взлетели со скал и устремились к морю. В страхе закричали эллины и закрыли головы щитами. Птицы своими железными клювами стали дробить щиты. Обрадовались горцы, увидев поддержку с неба, и начали сталкивать в воду со скал огромные валуны. Взбунтовалось море, заштормило, поднялись высокие волны. Такие огромные, что соленые брызги, пробив мрак ночи, добрались до солнца и вызвали дождь. В страхе эллины повернули свои корабли обратно.

Но мало кто возвратился к родным берегам. С тех пор греки и стали называть это море Понтом Аксинским Негостеприимным морем. И наказывали своим детям: «Никогда не подниматься против жителей Тавриды, никогда не пытаться пройти по Понту Аксинскому».

Мало ли, много ли времени прошло с тех пор, только снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи фелюг вышли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в них не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дарами для горцев. И договорились горцы с греками и поклялись: никогда не поднимать оружия против друг друга! С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады. И счастливо зажили под солнцем предгорий у берегов Понта. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским -Негостеприимным? Нет, это доброе, гостеприимное море! И назвали греки море Понтом Евксинским. Так и повелось с тех пор. Кто идет к

Черному морю с открытым сердцем и мирным флагом - оно для них всегда Гостеприимное. А для врагов оно — Понт Аксинский - Негостеприимное».

- Ответ учащихся на проблемный вопрос о изменении в названии Черного моря в период древнегреческой колонизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по античной мифологии. 6 класс

Тест по русской литературе предназначен для контроля знаний по античной мифологии....

Урок кубановедения в 5 классе по теме: "Античная мифология и Причерноморье"

Целью урока является формирование картины мира с помощью фактов и событий.ОтработкФормирование навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов.Анализируя сюжет мифов ...

Задания для интеллектуальной игры "Знатоки античной мифологии и литературы"

Интеллектуальная игра проводится на заключительном уроке по разделу "Античная мифология и литература" в 6 классе. Форма урока - заседание "Клуба знатоков" или брэйн-ринг....

По волнам Античной мифологии

Литературная игра активизирует и углубляет знания учащихся, а также мотивирует на дальнейшее самостоятельное познание Античной мифологии....

Открытый урок кубановедения в 5 классе на тему "Классификация дольменов Кавказа"

Разработка открытого урока кубановедения в 5 классе на тему "Классификация дольменов Кавказа". Виды дольменов, их разнообразие, места расположения....

Проверочная работа: "Античная мифология" (6 класс).

Задача работы - выявить знания и умения учащихся по теме: "Античная мифология". Проверочная работа включает в себя 6 заданий с развернутыми ответами для 2-ух вариантов. Проверочная работа пр...