Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.
статья по истории ( класс) на тему

власова н.и.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» прямо указывается: «Педагог должен владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. Владеть методами музейной педагогики ,используя их для расширения кругозора учащихся…».  Музейные уроки «привязываются» к учебной программе Всеобщей истории. Урок в музее организуется с целью приобретения дополнительных знаний по определенной учебной программе, составлен в соответствии с образовательными стандартами и школьными программами по Всеобщей, Отечественной истории и предметной области «Искусство». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_nye_uroki.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Музейные уроки в образовательном учреждении

в системе музейной педагогики.

В последние годы в музееведении и образовании активно ставятся проблемы достаточно нового для России понятия – «музейная педагогика» – отрасли музееведения и проблемы внедрения ее положений в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны.

Значимость рассматриваемой проблемы приобретает остроту еще и потому, что в принятом в 2013 году «Профессиональном стандарте педагога» прямо указывается: «Педагог должен владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. Владеть методами музейной педагогики ,используя их для расширения кругозора учащихся…».

Музей - это формирование исторического сознания и актуализация исторической памяти.

Музей – это воспитательная среда для обучающихся.

Музей – это вовлечение ребят в исследовательскую деятельность.

Большинство авторов монографий, учебных пособий, статей рассматривают только такие виды музейных занятий как экскурсии, ролевые игры, лекции и т.п

Если понятие «музейная педагогика» утвердилось в нашей стране в 1980-90-е годы, то понятие «музейных уроков», появилось совсем недавно.

Известный  музейный деятель начала XX века М.В. Новорусский отмечал, что музей работает над неодушевленными предметами, но работает так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя.

  Экскурсия – это не одно и то же, что музейный урок. Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать именно музейные уроки.

Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам. Сегодня много  предложений  включить посещение музея- музейный урок- в образовательный стандарт.

Причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения, музейный урок  предусматривает прежде всего использование  музейного предмета.

Музейный урок от других форм отличается методикой проведения. Это сравнительно новая форма музейной педагогики.

Наша школа МАО СОШ № 183 г.Екатеринбурга  с 2009 года включилась в музейно-педагогический проект «Музей и школа: пути взаимодействия».За активное сотрудничество с музеем и обеспечение эффективной работы системного музейно-педагогического проекта мы ежегодно награждаемся грамотой Областного  музея. Ежегодно все 5-е и 6-е классы выезжают раз в четверть в музейный класс областного краеведческого музея.

 Музейные уроки «привязываются» к учебной программе Всеобщей истории. Урок в музее организуется с целью приобретения дополнительных знаний по определенной учебной программе, составлен в соответствии с образовательными стандартами и школьными программами по Всеобщей, Отечественной истории и предметной области «Искусство».

С 2014 года в составе научно-методического совета музея я осуществляю деятельность в качестве консультанта и рецензента музейных проектов, ориентированных на школьную аудиторию. Лично с сотрудниками сектора музейной педагогики  участвую в разработке музейных уроков.

На таких уроках детям не бывает скучно, так как, сам по себе музейный урок отличается от традиционного. Учащиеся не сидят за партами, а познают музейный предмет, играя, соревнуясь друг с другом в сообразительности и находчивости: отгадывают загадки, расшифровывают ребусы, отправляются вместе с работниками музея и педагогом в путешествия во времени, они сами становятся, в зависимости от класса и формы музейного урока, героями невыдуманных рассказов .

Таким образом, неординарность учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов, вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.

Вся работа проходит в несколько этапов: в 2 или 3.

1-й этап проводится учителем-предметником или учителем начальных классов с обучающимися по освоению теоретического материала и терминологии.

2-й этап проводится непосредственно в музее сотрудником музейного класса совместно с учителем-предметником.  В конце урока  сотрудник музея и учитель поводят итоги, и как на обычном уроке выставляют оценки за работу на уроке, обучающиеся получают домашнее задание.

3-й этап предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам, проектную исследовательскую  деятельность, чем мы на сегодняшний день занимаемся в центре Ельцина.

В заключение хочется подчеркнуть, что сложность современного периода в развитии нашего общества, масштабность и острота социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. И в этом немаловажную роль может и должен сыграть музей, хорошо , если бы это музей образовательного учреждения, нашей школы, ну если не музей, то музейный класс. 

Включить посещение музея в стандарт – прекрасная идея. Вопрос в том, как ее методически и организационно обеспечить. Как это будет включено в программу? Как подготовить педагогов? Как выбрать музеи?

Музеи России обладают уникальными образовательными возможностями, которые система образования не использует или использует не в полную силу. Почему так происходит?

Во-первых, доступность музеев для школьников все еще очень низка. Музейные экспозиции меняются редко, фонды музеев закрыты для посещения и очень мало произведений искусства переведено в доступную для потребителя электронную форму. Это – первая проблема.

Во-вторых, недорогого культурного туризма для школьников по-прежнему очень мало.

А может быть, для формирования интереса школьников нужно существенно изменить музейную среду.

Ведь уклад российского музея сегодня каков?В нем почти все - запрещено. Нельзя громко разговаривать, делиться впечатлениями, бегать, сидеть на полу...

В музейных зданиях мало пространств для дискуссий,

нет аудиторий, где можно было бы обсудить что- то с друзьями после осмотра экспозиции или поработать с группами детей.

Именно музей – с его разнообразнейшими коллекциями и возможностью устанавливать новые связи между предметами, идеями и эпохами - мог бы стать для школьников и педагогов пространством снятия предметных ограничений.

В преодолении разрыва между школой и жизнью, между знаниями и компетенциями, музей мог бы сыграть огромную роль: в нем работа ребят – в том числе проектная – обретала бы новый креативный импульс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по использованию музейных технологий в образовательном и воспитательном процессах.

В работе содержатся материалы по организации музейной работы, рассмотрены наиболее актуальные вопросы по использованию музейных фондов в практической образовательной деятельности и патриотическо...

Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

Опыт реализации проекта по внедрению школьной социальной сети как механизма обеспечивающего информационную открытость образовательного учреждения в системе взаимодействия с социумом

«Дневник.ру» позволяет создать единую информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса. Он представляет собой современный и удобный инструмент взаимодействия учите...

«Воспитание, социализация, профилактика» (РДШ) семинар – практикум «Создание единого музейного пространства в стенах образовательного учреждения»

Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения.В основных  нормативно - правовых  докуме...

Статья "Музейная экспозиция как образовательное пространство"

В статье описан педагогический опыт Гришмановской Евгении Сергеевны по истользованию экспозиций музея в качестве образовательного пространства...

Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....