конспект урока Изменение в культуре и быте в первой четверти XVIII века
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Свиридова Анна Николаевна

7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc39.5 КБ
Office presentation icon izmeneniya_v_bytu_i_kulture.ppt501.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.

Цели урока: 

  • раскрыть содержание  реформ в области культуры; показать, что новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоёв населения;
  • способствовать формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, находить способы решения заданий, а также продолжить развивать психические процессы: умение слушать, говорить, размышлять.
  • способствовать воспитанию партнёрских отношений, работая в группах

Оборудование: карта «Российская империя конца XVII века до 60-х годов XVIII в.», документы, статистические данные, исторический словарь, презентация

Основные понятия: кунсткамера, ассамблея

Ход урока

I. Изучение нового материала

1. Организационный момент: деление класса на команды

2. Вступительное слово:

Учитель:  XVIII век явился временем крупных перемен в экономике, политике, социальных отношениях, общественной жизни России. Но резкий скачок  произошёл в первой четверти XVIII века .

И связаны эти преобразования с именем человека, о котором  А.С.Пушкин писал: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник» (1 слайд)

3.Беседа:

- О ком написаны эти слова? (1-2 слайд)

- Почему именно так охарактеризовал А.С.Пушкин Петра I?

- Какие изменения произошли в государственном управлении?

- Какие преобразования были проведены в армии и на флоте?

- Каковы результаты внешней политики?

Учитель:  Новые экономические, политические задачи требовали знающих, образованных людей. Вспомните, коков был уровень развития образования в России в XVll веке?

4. Тема урока: «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века». (3 слайд)

5 Работа по теме урока.

1. образование (2 абзац пункта)

1) Почему Пётр I уделял большое внимание системе образования?

2) Какие школы появились в первой четверти  XVII века? Чему в них обучали?

3) Расскажите о развитии книгоиздательского дела (Где печатались книги? Назовите первые напечатанные книги и учебники.)

4) Что вы знаете о новом алфавите?

5) Какая газета стала выходить в России? О чём в ней печатали?

2. Наука

1) Почему Пётр I уделял большое внимание развитию научных знаний?

2) Какие открытия были сделаны в области биологии?

3) Какие научные успехи при Пётре I вы считаете главными и почему?

3. Художественная культура

1) Расскажите о развитии архитектуры, назовите имена известных архитекторов и их строения.

2) Какие новые черты появились в изобразительном искусстве?

3) Что вам известно о создании в России общедоступного театра?

4. Используя документы, расскажите как изменился быт при Петре I

- Ношение европейской одежды, запрет на ношение бород.

- Расскажите, как проходили ассамблеи. Что такое ассамблея?

- Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?

2) Почему новые элементы быта Пётр I вводил силой?

7. Вывод по теме:

- В каких областях культуры были сделаны преобразования?

- Какие слои населения они затронули?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что бы вы хотели сделать по-другому?

8. Итог урока

ll. Домашнее задание: повторить § 12-19, даты и понятия по теме.

Отрывок из хрестоматии «Преобразования Петра l в быту»

1.В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше годы исчислялись от сотворения мира, новый год начинался 1 сентября. Пётр l предписал считать годы от Рождества Христова и открывать новый год 1 января. С 1 января 1700г. Россия стала жить по новому календарю. В неё пришли ёлка, Дед Мороз, новогодние праздники

2.В 1700 г.  по приказу царя у ворот кремля были выставлены макеты с образцами новой одежды европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких). Дворяне должны были носить камзолы, чулки, башмаки, шляпы и парики. Под страхом   опалы   бояре  и  дворяне  должны  были  сбрить  бороды  за  ослушание  им  грозил  в  лучшем  случае   большой   денежный   штраф  а   в   худшем - ссылка   крестьяне  за  право   носить   бороду   должны   были  платить  налог,  который   взимался     каждый    раз   когда    крестьянин   въезжал   в  город  лишь    духовенство  сохранило    свое   право  на  ношение    традиционной   одежды  и   бороды   бесплатно.

Из дневника камер-юнкера Ф.В.Берхгольца 1722, февраль

«Придти на ассамблею имеет право всякий… Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя и тот был сам император… В комнате, где танцуют (или в ближайшей к ней), должны быть приготовлены: стол трубками, табаком и деревянными лучинками (которые употребляют здесь вместо бумажек для закуривания трубок) и ещё несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на ассамблеях не терпятся и не подаются… Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна  или две пары могут танцевать минуэт, англез или польский по желанию… Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию, вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получит требуемое. Но хозяин не обязан и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу… Собрания эти, начинающиеся около 5 часов, продолжаются не далее около 10 часов, и тогда все должны разъезжаться по домам».

«Юности честное зерцало»

5. Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.

27. Младые отроки должны  между собой говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случиться, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.

Задание:

1) Используя документы, расскажите о  новых  элементах быта, которые были  введены Пётром I?

- Расскажите, как проходили ассамблеи. Что такое ассамблея?

- Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии?

2) Почему новые элементы быта Пётр I вводил силой?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник» А.С. Пушкин О ком написаны эти слова?

Слайд 3

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века План Образование Наука Художественная культура Перемены в быту

Слайд 4

Образование

Слайд 5

Наука 1) Почему Пётр I уделял большое внимание развитию научных знаний? 2) Какие открытия были сделаны в области биологии? 3) Какие научные успехи при Пётре I вы считаете главными и почему?

Слайд 6

Из дневника камер-юнкера Ф.В.Берхгольца 1722, февраль «Придти на ассамблею имеет право всякий… Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя и тот был сам император… В комнате, где танцуют (или в ближайшей к ней), должны быть приготовлены: стол трубками, табаком и деревянными лучинками (которые употребляют здесь вместо бумажек для закуривания трубок) и ещё несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на ассамблеях не терпятся и не подаются… Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать минуэт, англез или польский по желанию… Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию, вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получит требуемое. Но хозяин не обязан и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу… Собрания эти, начинающиеся около 5 часов, продолжаются не далее около 10 часов, и тогда все должны разъезжаться по домам».

Слайд 7

«Юности честное зерцало» 5. Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть. 13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник. 27. Младые отроки должны между собой говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случиться, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.

Слайд 8

Используя документы, расскажите о новых элементах быта, которые были введены Пётром I? Расскажите, как проходили ассамблеи. Что такое ассамблея? Какие правила и обычаи, описанные в наставлениях юношеству, были новыми для русской аристократии? Почему новые элементы быта Пётр I вводил силой?

Слайд 9

Домашнее задание: § 18-19, вопросы 1, 2 письменно