Открытый урок по истории "Перестройка и ее итоги"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Открытый урок по истории в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_perestroyka.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 11 классе.

Тема: Перестройка и ее итоги.

Цели: 

  • Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.
  • Выделить причинно-следственные связи событий; проанализировать роль личности в данный период истории.
  • Формировать умение работать в группе, исследовательские навыки учащихся: отбор и систематизация материала, анализ различных источников, навыки написания исторического сочинения
  • Формировать умение поиска необходимой информации с помощью электронных учебников и ресурсов Интернета.
  • Воспитывать чувство сопричастности  к истории страны 

Оборудование: 

• учебник «История России.»11 класс. Проектор

Опережающее задание: 

Подготовить презентации, выступления по своим темам

Ход урока. 

I.Оргмомент

II. Вступительное слово учителя. 

Для чего люди идут в политику? Для одних это увлекательная, хотя и опасная игра в политическом Iтеатре, другие удовлетворяют свою страсть к власти, третьи думают о богатстве и привилегиях. Для многих политика – это служение державе, народу или идее. Для иных – просто служба. Иногда – это семейная традиция, иногда призвание. Невольно возникает вопрос: для чего пришел в политику М.С. Горбачев? О Горбачеве до сих пор можно услышать абсолютно полярные мнения. Одни ставят ему в заслугу мужество, умение взять на себя ответственность, другие обвиняют в развале СССР и негативных последствиях реформ. Работая над темой сегодняшнего урока, мы попытаемся проанализировать его деятельность, его реформы и преобразования. Мы попробуем решить для себя проблему:

 какую роль сыграл М.С. Горбачев в нашей истории?

 Мы не будем претендовать на истину. Но нужно стремиться приблизиться к ней.

III. Повторение  изученного материала. 

1.Кластер

- Подберите ассоциации к слову «перестройка».

 (гласность, «кадровая революция»; советский парламентаризм; многопартийность; оппозиция; переворот;   ускорение; научно-технический прогресс; рыночная экономика; кооперация; децентрализация; «новое мышление» и др.) », «ускорение», «гласность», «рыночная экономика», «парад суверенитетов», «ГКЧП», «СНГ», «августовский путч», «Белый дом».

2.Персоналии Перестройки

М.С.Горбачев, А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов, А. Сахаров. Н.А. Андреева

3.Работа с терминами и датами

- Давайте вспомним, что же такое перестройка.

     Перестройка- общее название реформ и новой идеологии СССР, используемое для обозначения больших перемен в экономической и политической структурах СССР.

-Почему же вообще Горбачев взялся за преобразования? Была ли в этом необходимость? Обобщив знания .полученные по теме, мы сегодня должны обобщить их (в выступлениях групп), дать оценку периоду. При этом в конце урока мы должны представить историческое сочинение по данному периоду времени.

-Вспомним основные требования исторического сочинения

Вопрос: Дата перестройки , период времени нахождения Горбачева у власти?

1985-1991.

4.Работа в группах

Результаты оформить в виде презентации.

1 группа. «Изменения в экономике – курс на ускорение».

1. Причины экономического реформирования СССР. Была ли в этом необходимость?

2. Этапы экономических реформ, их краткая характеристика:

• стратегия ускорения;

• второй этап экономической реформы;

• программа «500 дней».

3.В чем вы видите причины неудач экономической перестройки?

2 группа. «Политика «гласности»: достижения и издержки».

1. Необходимость развития «гласности» в годы перестройки.

2. Характерные явления «гласности».

3. Достижения «гласности».

4. Издержки «гласности».

3 группа. «Диалектика нового мышления».

1. «Новое политическое мышление».

2. Отношения «СССР - Запад».

3. Распад социалистической системы.

4. Результаты политики «нового мышления».

4 группа. «Межнациональные конфликты. Распад СССР.

1. Обострение межнациональных отношений в СССР.

2. Деятельность «Центра» по урегулированию межнациональных проблем.

3. «Парад суверенитетов».

4. Августовский путч 1991 г.

5. Распад СССР.

Эксперты

5.Представление учащимися результатов работы.

6. Возврат к проблеме. Выводы.

Какую же роль в перестроечном движении сыграл М.С. Горбачев? Каждая группа высказывает мнение по своему направлению, эксперты делают обобщающий вывод. Итак, сегодня нам удалось рассмотреть некоторые направления реформ эпохи Перестройки. К этому моменту общество задыхалось и нравственно тупело. Заслуга Горбачева в том, что он привнес гласность, демократию, приоритет общечеловеческих ценностей. Конечно, это не требовало развала экономики, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу возврата к старым бесперспективным порядкам. И нужно быть абсолютно смелым человеком, чтобы пойти наперекор складывающейся десятилетиями системе и разрушить ее.

IY.Составление устного исторического сочинения по схеме

Y.Подведение итогов и выставление оценок.

Д/з: написать исторически сочинение по периоду 1985-1991гг.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"

Проект урока. Итоги и уроки войны.Вялкова Галина ИвановнаОтдельная дисциплина  история, обществознание и география       Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) Цель ур...

Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....

План-конспект открытого урока "Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия».

Данный урок был проведен в 10 классе. Приложением к нему служат авторская презентация, тексты исторических документов....

Урок истории в 10 классе "Итоги и значение политики царя Ивана Грозного"

Целью урока является обобщение и систематизация знаний об эпохе царствования Ивана Грозного. В ходе урока учащиеся получат возможность формулировать собственную точку зрения, раскрывать основные напра...

Обобщающий урок в форме конференции по итогам изучения раздела «Нервная система и органы чувств»

Обобщающий урок в форме конференции по итогам изучения раздела «Нервная система и органы чувств» направлен на повторение и закрепление изученного материала.Ход урока включает этапы разминки, под...

Конспект открытого урока по истории на тему "Итоги и уроки Второй мировой войны" .

Подведению итогов  Второй мировой и Великой Отечественной войн было посвящено наше занятие, и конечно же, и сохранению исторической памяти о Победе нашего народа в той страшной войне. (Урок состо...