Конспект открытого урока по истории на тему "Итоги и уроки Второй мировой войны" .
план-конспект урока по истории (11 класс)

Сергеева Александра Юрьевна

Подведению итогов  Второй мировой и Великой Отечественной войн было посвящено наше занятие, и конечно же, и сохранению исторической памяти о Победе нашего народа в той страшной войне. (Урок состоялся задолго до начала СВО... 24.10.2021)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум»

2021/2022 у.г.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ

 Тема: «Итоги  и уроки Второй мировой войны»

Подготовила: преподаватель истории, обществознания, права Дворникова  А.Ю.

Обучающиеся групп 22, 25, А2

Цель урока: формирование патриотизма на примере героического подвига советского народа в годы ВОВ 1941-1945 гг. и такой духовно-нравственной основы, как историческая память;

Задачи урока:

- формирование понимания роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества и роли советского (русского) народа в достижении Победы;

- формирование устойчивого интереса к военной истории родного края; объективной оценки исторических фактов и событий; патриотических гражданских чувств у подрастающего поколения;

- формирование у обучающихся сознания необходимости защищать свое Отечество;

- воспитание таких ценностей, как долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание,

- развивать умение отстаивать свою позицию, привлекая успешные стратегии и знания других предметов или свой опыт, контролировать и корректировать, в случае необходимости, свою деятельность, уметь использовать ИКТ,

-  развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать в группе и индивидуально.

Ход урока:     Всем- здравстуйте!

       В ходе уроков мы изучили основные события долгих лет войны. Вторая мировая война – это самый крупный  и жестокий конфликт в истории человечества. Сегодня урок – обобщающий,  мы подведём итоги  Второй мировой и Великой Отечественной войн. Наше занятие посвящается, конечно же, и сохранению исторической памяти о Победе нашего народа в той страшной войне.

   Звучит песня «Бери шинель, пошли домой…»

        Прежде чем приступить к изучению заявленной темы необходимо  проверить имеющиеся  знания обучающихся по истории войны.

 (На доске):  фашизм, нацизм, блицкриг,  рельсовая война, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, экспансия, демилитаризация, декартелизация, денацификация

Требования к  знаниям и умениям наших студентов определяются на основе следующих критериев: правильность и оригинальность ответов, аргументированность, чёткость изложения материала, умение внимательно говорить и слушать.

Основная часть урока.

Сегодня мы  будем рассматривать итоги 2 МВ и ВОВ по трем направлениям:

1) материальные и людские потери, 2) территориальные 3) политические  изменения.

                На уроке будут работать следующие «мозговые центры»:

- первая группа работает со статистическим материалом и готовятся задавать вопросы по теме и проблемным моментам этой войны (демонстрация презентации – Вологжина Е., Соломка С., Володин В.) – на вопросы отвечают все присутствующие студенты (можно, и гостям поучаствовать…)

- вторая группа работает с историческим итогом, выделяет основное и предоставляет данные о территориальных и политических изменениях после войны (Химаков М., Егоров Н., Гергель Н.)

- демонстрация «Новостей…» об итогах той войны (сюжеты о военных трибуналах по итогам 2 МВ) ляжет на Володина В. (гость из группы 25), а освещение проблем фальсификации и «переписывания» истории в сегодняшнем мире предоставим Попову С (гость из группы А2).

Материальные и людские потери

Вооруженные силы основных участников второй мировой войны


Страна

Численность вооруженных сил (млн. чел.)

К началу 1941 г.

К началу 1945 г.

Германия

7,2

9.4

Япония

1,7

7,2

Италия

1,5

_

США

1,8

11,9

Великобритания

3,2

4,5

СССР

5,2

9,4

Китай

2,5

4,0

Потери во второй мировой войне


Страна

Погибло в ходе войны, включая гражданское население, млн. человек

Китай

35,0

СССР

27,0

Германия

6,5

Польша

5,6

Япония

2,6

Югославия

1,8

Франция

0,8

Италия

0,8

Румыния

0,7

Греция

0,4

Великобритания

США                                                                        

0,4

                                      0,3

(Таблицы составлены по данным: История второй мировой войны. Т.З, 10. М., 1974; Советская военная энциклопедия; Итоги второй мировой войны / Пер. с нем. М., 1957; Вооруженные силы Японии. История и современность. М., 1985; Хаттори Т. Япония в войне 1941—1945. М., 1973; Россия и Германия в годы войны и мира, 1941 — 1995. М., 1995. При расхождениях в оценках выбирались средние данные.)

1.Проблемное задание (дать развернутый ответ):

       Подавляющее большинство советских историков, официальная историография 2 МВ утверждали, что решающую роль в разгроме фашистской Германии и императорской Японии сыграл Советский Союз.

       Но! Многие западные историки, напротив полагают, что  «архитекторы победы» - это США (!!!)   И кроме того, распространена точка зрения, что главными «поворотными» стали сражения в Африке, на Тихом океане и во Франции, хотя и признается определенное значение Сталинградской битвы и тяжесть бремени в войне Советского Союза.

????   Какова Ваша точка зрения в этом историческом споре ????

АЮ:      Вторая мировая война самая  масштабная, кровопролитная и разрушительная в мировой истории. В ней участвовало 72 государства (80 % населения земного шара). В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50—55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн человек, большинство из которых — граждане СССР.  Большие людские потери понесли Китай, Германия, Япония и Польша.

                Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60—70 % национального дохода воевавших государств. Разрушены и уничтожены  десятки тысяч городов и деревень, неисчислимые бедствия  десятков миллионов людей.

                 Победа в Великой Отечественной войне была победой народа. Она куплена дорогой ценой 27 млн человек; разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел, не менее одной трети национального богатства СССР (не считая расходов на эвакуацию, восстановление народного хозяйства) ,из мужчин 1923 года рождения осталось в живых всего 3% .

                И это лишь части цены, заплаченной народом, от имени которого поэт-фронтовик  Б. Окуджава скажет позднее так:

«...нам нужна одна Победа — одна на всех, мы за ценой не постоим..».

Важнейшие территориальные изменения после Второй мировой войны. 

    Материал по этому вопросу в учебнике раскрыт недостаточно из-за ограниченности его объема, поэтому целесообразно посмотреть небольшой видео-сюжет о 2 МВ «на карте».

(демонстрация фрагмента из фильма «Вторая Мировая – на карте»)

     

     На основании видео-сюжета «с картой», пожалуйста, сделайте общий вывод: какие принципы лежали в основе территориальных изменений после Второй мировой войны? 

     Вывод: Война  привела к большим территориальным изменениям на мировой карте. В основе территориальных изменений после 2 МВ лежали принципы, которые предполагали, что целью послевоенных изменений является не новый передел колоний и сфер влияния, а освобождение народов от фашизма. 

   

    Страны фашистского блока были вынуждены расстаться с завоёванными странами, ранее захваченные территории были присоединены к соответствующим государствам. 

Страна

Территориальные решения

Германия

Лишилась всех территорий, захваченных в 1930-1940-е гг., территорий на  Востоке: Силезии, Померании, Пруссии (переданы Польше и СССР) 

Франция получила от Германии Эльзас и Лотарингию. Чехословакии возвращена Судетская область ,южные районы Словакии

Согласно решениям Потсдамской конференции Германия разделена на зоны оккупации, где управление осуществлял Контрольный Совет союзников, включающим главнокомандующих оккупационных войск. Берлин выделялся в особую территорию, которая также должна была быть оккупирована войсками разделена на оккупационные зоны.

Япония

Лишилась всех колоний, зависимых территорий. Отказалась от Курильских островов и Южного Сахалина (отошли к СССР).

Италия

Лишилась всех колоний (Ливии,ю-в часть Сомали…), сделаны территориальные уступки в пользу Югославии, Греции и Франции. Югославии, согласно Пражскому договору от 10.02.1947 г. отошёл п-ов Истрия; территория Триест была объявлена свободной, а в 1954 г. северная часть вместе с городом Триест отошла к Италии, а южная - к Югославии.

Греции отошли о-ва Додеканес .

СССР

В Европе:

1)по решению Потсдамской конференции к СССР отошёл Кенигсберг и прилегающий  к нему район (Калининградская область).

2) По мирному договору с Финляндией от 10.02.1947г. Финляндия возвращала СССР Печенгу (Петсамо).  СССР отказывался от аренды о.Ханко, но арендовал на 50 лет территорию Порккало –Удд (там долго располагалась советская военно-морская база). В 1956г. СССР отказался от аренды и этого п-ва.

3)По договору с Чехословакией от 29.06.1945г. к СССР отошли Закарпатье  вместе с г.Ужгород.

В Азии: Советский Союз получил южную часть Сахалина, Курильские острова, право аренды на Порт-Артур и право на совместную с Китаем эксплуатацию железных дорог в Маньчжурии (КВЖД), то есть вернул те позиции, которые царская Россия утратила после русско-японской войны 1904—1905 гг.

Вторая Мировая война стала причиной так и не разрешенного территориального спора между Россией и Японией о принадлежности южной части Курильских островов - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.  До сих пор вопрос Курил остается болезненной темой в российско-японских отношениях.

АЮ:   Территория  Польши  расширилась за счет германских земель, а восточная граница Польши должна соответствовать  этнической. Это подразумевало, что Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР.

Согласно решениям Потсдамской конференции Австрия также разделена на зоны оккупации. Независимость Австрии была восстановлена в 1955г..

Политические изменения  после войны

- (демонстрация «Новостей…» об итогах той войны (сюжеты о военных трибуналах по итогам 2 МВ) -   Володина В.

- освещение проблем фальсификации и «переписывания» истории в современном мире, в 21 веке, - Попов С.

       Международный престиж СССР качественно возрос благодаря его блистательным военным победам и неоспоримой военно-политической силе. За его спиной стояли: невиданно сплочённый в истории народ, неограниченные природные ресурсы, развитая производственная база и мощный военно-промышленный комплекс. Однако, в ходе войны СССР понес самые большие людские потери, а население нуждалось в повышении благосостояния.   В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы.      

        В соответствии с решениями Ялтинской (1945 г.) и Потсдамской (1945 г.) конференций между империалистическими странами и СССР, от Балтийского до Средиземного морей на территории Европы создалась зона дружественных СССР стран, называемых в дальнейшем “Странами народной демократии”. 

         Международный престиж США тоже качественно возрос, однако, не за счёт блистательных военных побед, а за счёт продажи оружия и демонстрации в последние дни войны эффекта нового варварского оружия (две бомбы – и нет двух городов вместе с населением 0,5 млн. человек), военной необходимости применения которого уже не было. США понесли относительно небольшие людские потери, а материальные их потери включали только боевую технику. США были единственной воюющей страной, нажившейся на войне: годовой доход их увеличился по сравнению с довоенным уровнем (в сопоставимых ценах) в 1,5 раза. За войну они расширили производственную базу, создали мощный военно-промышленный комплекс и не стесненную в средствах разветвлённую военную разведку (ЦРУ).

         Международный престиж Англии и Франции существенно снизился. Они лишились своих колониальных владений, попали в долговую кабалу к США, причём Англия понесла ощутимый урон от немецких бомбёжек и ракетных обстрелов, а Франция была разорена немецкой оккупацией. По существу, они потеряли статус великих держав.

       Германия была разделена на зоны оккупации. Проводилась денацификация, демилитаризация, демократизация, декартелизация. Наказание военных преступников. В счет репараций изымается промышленное оборудование, суда.        Япония была оккупирована войсками США. Проводилась демократизация, аграрная реформа, ликвидировались военные концерны (дзайбацу). Наказаны военные преступники. 

В Италии вооруженные силы сохранялись в пределах, необходимых для оборон, обозначены ограничения в области военно-морских и военно-воздушных сил и в производстве современного вооружения.   

К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в военные годы.
    


Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический.

Политические итоги войны

Страна

Главные задачи во внешней политике

Политические итоги войны

СССР

Превращение в сверхдержаву

Рост международного авторитета СССР. Рост советского влияния  в государствах Ц.и В. Европы,

США

Достижение мирового первенства

Превращение США в сверхдержаву Развитие военно-технической мысли Появление ядерного оружия

Великобритания

Попытка сохранить свой статус

Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США

Франция

Сохранение колоний, достижение первенства в соперничества с Великобританией

Экономические проблемы ( разорена немецкой оккупацией), национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США

Германия

Достижение мирового первенства

потерпела военно-политическое поражение

Италия

Достижение мирового первенства

потерпела военно-политическое поражение

Япония

достижение первенства            в Ю-В Азии

потерпела военно-политическое поражение, лишалась своих колоний.

       Одним из главных итогов Второй мировой стало создание ООН  на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем. Устав ООН, содержал основные принципы международных отношений, по которым  “агрессия является тягчайшим преступлением перед человечеством”. Учредительное собрание по созданию Организации Объединенных Наций проходило в Сан-Франциско в апреле-июне 1945 г.

        Учредители ООН учли  уроки деятельности Лиги Наций (образована по итогам 1 МВ в 1919 году), которой не удалось предотвратить 2 МВ. В отличие от Лиги Наций, учредители ООН провозгласили принципы ее Устава универсальными, то есть обязательными для всех государств, в том числе и не являющихся членами ООН. Важнейшим органом ООН стал Совет Безопасности, включивший в качестве постоянных членов крупнейшие государства-учредители этой международной организации — США, СССР, Китай, Великобританию, Францию. Любое государство, ставшее жертвой нападения, могло обратиться в Совет Безопасности, наделенный правом принятия мер, вплоть до военных, для пресечения агрессии.
         Принцип личной ответственности лидеров за пренебрежение к международным обязательствам, за попрание норм гуманности установили Нюрнбергский и Токийский трибуналы. 

        Международный трибунал над фашистскими лидерами проходил в любимом городе Гитлера – Нюрнберге, где в свое время проходили съезды нацистской партии, он длился почти год – с ноября 1945 по октябрь 1946 г..403 открытых судебных заседания,116 свидетелей 4 тыс документальных доказательств. Фашистская  и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. По завершению Нюренбергского процесса 20.11.45г. – 01.11.46г. двенадцать человек было приговорено к смертной казни через повешивание, а семь – к пожизненному заключению или длительным срокам, приговором Токийского процесса (03.05.46 – 12.11.48) – семь человек к смертной казни и шестнадцать – к пожизненному заключению

         В Италии народ ещё до окончания войны свергнул фашистский режим и сам расправился с его руководством: в частности, Муссолини был повешен партизанами вниз головой. Кроме главных военных преступников к ответственности были привлечены сотни их подручных, осуждённых трибуналом на разные сроки заключения. Однако, не все военные преступники понесли заслуженную кару. Часть их благодаря стараниям определенных кругов англо-американской стороны и Ватикана скрылась и благополучно дожила до глубокой старости.

Уроки войны

Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории.

    Обсуждение: Как вы думаете что ещё относится к урокам войны?

Примерные варианты ответов:

1) Война и победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему.

2)Урок войны  и в том, что военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.

 В настоящее время, к сожалению, человечество стало забывать о последствиях II мировой войны и о вкладе советского народа в победу над фашизмом. Не уважительно относиться к прошлому и людям, которым мы должны быть благодарны за то, что живём сейчас!

 Информация для размышления !!!!!!

Каждый год 20 апреля – это день рождения Гитлера, его последователи отмечают новыми преступлениями. Знают ли они об Освенциме и о миллионах  погибших  по его вине во всём мире? 

Попытка возрождения фашизма – неофашизм может стать угрозой новой мировой войны?

АЮ: (обобщение)     Фашизм никогда не мог победить, потому что это зло. Несомненно, Победа – это результат, достигнутый всем мировым сообществом: это и действия союзников на различных фронтах войны, это движение Сопротивления на оккупированных территориях. Но самое главное – это победа солдата, воина, труженика тыла, многонационального народа. Это победа талантливых полководцев, руководителей государства, деятелей культуры и Церкви.

       Благодарю всех вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Писатель В. Астафьев писал:   «… Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, - почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такое неслыханное страдание, такие гонимые и притеснённые от спасённых нами вождей и родной партии, всё же принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю.

           На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы её-то мы заслужили».

          Сегодня в нашем государстве ежегодно проходит всенародная акция «Бессмертный полк», которая сплотила наше общество исторической памятью и гордостью за наших дедов и прадедов. Давайте будем помнить , гордиться  и чтить наших ветеранов.

          Честную память и благодарность потомков они заслужили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел курса: «История России. Советский Союз во второй мировой войне. 9 класс».

Методические материалы для проведения урока истории в 9 классе о внешней политике России накануне Великой Отечественной войны. На уроке рассматриваются материалы об укреплении обороноспособности ...

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"...

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом".

Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: " Вторая Мировая Война. Коренной перелом"....

Урок по истории России. Территориальные изменения после первой мировой войны.

Работа на контурной карте , с опорой на атлас и другой демонстрационной материал....

Конспект урока по истории на тему « Россия в Первой мировой войне»

Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»...

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....

План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...