Главные вкладки

    04_04_история_5класс_рабство в древнем риме
    план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

    Скороход Алеся Анатольевна

    история_5класс_рабство в древнем риме

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Рабство в Древнем Риме

    Слайд 2

    План урока Источники рабства Рабы в имении Рабы в богатом доме Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян

    Слайд 3

    Вспомните, какие источники рабства вы знаете? Подумайте какой источник рабства был главным в Древнем Риме? Почему? Рабство за долги Дети рабынь Попавшие в плен к пиратам военнопленные По приговору суда

    Слайд 4

    Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – это хозяин рабов.

    Слайд 5

    Имение – земельное владение богатого человека. Хозяева называли рабов «говорящими орудиями» Подумайте, о чём говорит это название? Чем занимались рабы в имении? Выращивали оливки, Плели корзины, верёвки. виноград

    Слайд 6

    Содержание рабов обходилось очень дёшево : - раз в год рабам выдавали рубаху - раз в два года плащ и деревянные сандалии. Безнадёжно больных рабов отвозили на остров на реке Тибр, оставляя их там умирать.

    Слайд 7

    САМЫХ НЕПОСЛУШНЫХ ОТПРАВЛЯЛИ В КАМЕНОЛОМНИ И РУДНИКИ. За малейшие провинности рабов наказывали: пороли, держали в оковах.

    Слайд 8

    Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. В домах богатых людей рабов было очень много. Подумайте чем могли заниматься рабы в доме? Убирали помещение Готовили пищу Прислуживали за столом Пели, танцевали, развлекали Раб-врач Раб-библиотекарь Раб-секретарь

    Слайд 9

    Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

    Слайд 10

    Гладиаторы- сильные и ловкие рабы, специально обученные для битвы в амфитеатрах.

    Слайд 11

    КОЛИЗЕЙ – САМЫЙ БОЛЬШОЙ АМФИТЕАТР ДРЕВНЕГО РИМА. Амфитеатр- специальное сооружение для зрелищ, гладиаторских игр, в котором места располагались вокруг арены.

    Слайд 12

    СУДЬБУ ПОБЕЖДЁННОГО РЕШАЛИ ЗРИТЕЛИ. ЕСЛИ ЗРИТЕЛИ ПОДНИМАЛИ КВЕРХУ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, РАНЕНОМУ СОХРАНЯЛАСЬ ЖИЗНЬ. ЕСЛИ ОПУСКАЛИ ПАЛЕЦ ВНИЗ - ДОБИВАЛИ ПОБЕЖДЁННОГО. Гладиаторы бились до полной победы. Раненый и обессиленный боец бросал оружие и поднимал левую руку, моля о пощаде.

    Слайд 13

    ФРАГМЕНТ ИЗ «СПАРТАК»

    Слайд 14

    К ЧЕМУ ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОГЛО ПРИВЕСТИ? Подумайте и объясните римскую пословицу: «Сколько рабов, столько врагов».

    Слайд 15

    СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я - УЗНАЛ(А)… - ВЫЯСНИЛ(А)… - ПОНЯЛ(А)…

    Слайд 16

    Домашнее задание: Прочитать § 49. Индивидуальные карточки



    Предварительный просмотр:

    «Теперь я буду

    говорить, какими

    орудиями труда

    обрабатываются

    поля. Эти орудия

    бывают трёх видов:

    говорящие -…,

    мычащие -  быки,

    немые – повозки,

    лопаты, плуги».

    Римский учёный Варрон.

    пелеби

    несат

    ниганбал

    публикарес

    футрим

    ломур

    притации

    куслоны

    ципинос

    509 г.до н.э.

    146 г.до н.э.

    753 г.до н.э.

    216 г. до н.э



    Предварительный просмотр:

    История

     5 класс.

    Тема: «Рабство в Древнем Риме».

    Тип урока: комбинированный урок с элементами ИКТ и  проектной технологии

    Цели и задачи урока:

    • Сформировать у учащихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме, познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов и показать всю глубину безнравственности и аморальности рабства, как социального явления, приведшее в будущем к падению Римской империи.
    • Развивать аналитические и проектные  умения  учащихся, навыки сотрудничества в группах, самостоятельной работы с учебником и умения предъявлять результаты учебной деятельности.
    • Осуществлять нравственное и духовное воспитание учащихся, формировать у них чувства сострадания к человеку, лишённого собственного достоинства и стойкое  неприятия рабства, как грубейшего нарушение прав человека, через влияние на эмоциональную сферу ребёнка.

    Основные понятия урока:   классическое рабство, права человека, гладиатор, амфитеатр.

    Оборудование:   настенная карта «Древняя Италия»; историческая картина «В имении римского рабовладельца»;  эпизоды из исторических фильмов «Спартак» и «Гладиатор»; мультимедийный проектор для демонстрации презентации урока; карточки раздаточного материала; текст Конституции РФ.

    Эскиз доски

    Дата

    Тема урока: «Рабство в Древнем Риме»

    «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда

                                                   обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх                                                                      

                                                   видов: говорящие - …, мычащие -  быки,

                                                   немые – повозки, лопаты, плуги».

    Римский учёный Варрон.

    Расшифруйте анаграммы

    1 группа                               2 группа                                           3 группа

    пелеби,                                     публикарес,                                     притации,        

     несат,                                      футрим,                                             куслоны,

    ниганбал                                      ломур                                                         ципинос

    Линия времени

                                                                         Р.Х.

    ____________________________________!_________________________________________

    ( Задание: расположите даты 509 г.до н.э., 146 г.до н.э., 753 г.до н.э., 216 г. до н.э. на линии времени и скажите с чем они связаны, задание по карточке)

    Историческая карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.» вывешивается на стене около доски. Экран для презентации опускается на доску в ходе урока на этапе изучения нового материала.

    Структура и содержание урока

    Методы и методические приёмы

    1. Оргмомент: проверка готовности учащихся к уроку и их психологического настроения в начале урока.

    Уч-ся разделены на 3 группы.

    2. Воспроизведение опорных знаний учащихся по пройденному материалу:

    Вопрос:-  Историю какого древнего государства вы изучали на предыдущих уроках? Покажите на карте и дайте географическое определение страны Италии.                                                                                                                   1) работа с настенной картой «Древняя Италия до середины III века до н.э.»

    Вопрос:- Какие наиболее яркие факты из истории этого государства вы помните?

    2) работа по карточке с линией времени (зад. №62,63 из РТ)

    3) работа с карточкой уч-ся у доски (зад №58 в РТ)

    4) решите анаграммы:

    1 вариант: пелеби (плебеи), несат (Сенат), ниганбал (Ганнибал)

       2 вариант: публикарес (республика), футрим (триумф), ломур (Ромул)

    3 вариант: притации (патриции), куслоны (консулы), ципинос (Сципион).

    Краткое подведение итогов работы уч-ся на этом этапе урока.

    3. Актуализация знаний уч-ся:

    Учитель: - Римский учёный Варрон однажды сказал: ««Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх                                                                        видов: говорящие - …, мычащие -  быки, немые – повозки, лопаты, плуги».

    Вопрос: - Кого он подразумевал под говорящими орудиями труда? Кого называли рабами? В каком положении они находились? В каких государствах, известных вам из истории, существовал институт рабства?

    Учитель: - Сегодня нам предстоит познакомиться  с рабством в Древнем Риме. Внимание на экран (демонстрация фрагмента из фильма «Спартак», уч-ся записывают тему урока в тетради)

     Уч-ся записывают д/з : параграф 47, вопросы 1-3, творческое задание – написать небольшой рассказ (или нарисовать) об одном дне из жизни римского раба.   

    Постановка целей урока: определить особенности рабовладения в Риме, познакомиться с источниками рабства, жесточайшем положением римских рабов, убедиться в глубокой безнравственности данного явления и падении нравов у жителей Рима и недопустимости рабства в современном мире. 

    4. Изучение нового материала.

    Учитель: - Итак, для того чтобы определить источники рабства в Риме, я предлагаю вам проанализировать данные из исторических источников и с результатами анализа познакомить всех уч-ся класса (уч-ся раздаются карточки с заданиями (см. Приложения) по группам и даётся время для выполнения задания) 

    После выполнения задания уч-ся называют источники рабства в Риме: завоевательные войны (вопрос к 1 группе: - Какие крупнейшие войны Рима вы знаете? Чем они закончились?) пиратство, долговое рабство, сохранившееся  в Римских  провинциях, естественное размножение (дети рабынь).

    По ходу беседы на экране демонстрируется схема «источники рабства в Риме» (дети записывают схему в тетради)                                                   

    Учитель: - Итак, какой вывод вы можете сделать о численности рабов в Риме на основе фактов? (их было огромное количество). Как вы думаете, какова было цена на них на рынке рабов? (стоили дёшево). Вспомните, сколько стоили рабы в Древней Греции? (стоили дорого). Где было более бережное отношение к рабам? В Риме или Греции?  (в Греции).

    Итак,  рабство в Риме носило массовый характер. Это была одна из особенностей рабовладения в Риме. Подумайте к каким последствиям это могло привести в будущем для империи?

    Вопрос: - Предположите, где использовался труд рабов в Риме? (в с\х, в домах богатых рабовладельцев, на аренах амфитеатров) Внимание на экран. Уч-ся демонстрируется схема «Использование рабов в Риме».  Уч-ся записывают схему в тетрадь.

                                                                                                         Для того, чтобы выяснить,  как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю вам вновь поработать в группах с целью создания ролевого мини-проекта «Один день из жизни римского раба».

    Опираясь на материалы учебника (параграфа 47, п.п.2,3,4,) и данных карточек, инсценируйте эпизод из жизни рабов:                    - в имении землевладельца (1 группа)                                             Вопрос: - Почему владельцы имений приобретали  себе рабов разной национальности, говорящих на разных языках?                                - в доме богатого рабовладельца (2 группа);                                     - в гладиаторской школе (3 группа).

    Затем уч-ся презентуют результаты своей работы в группах (защищают проект). На экране демонстрируются иллюстрации из жизни рабов. Даётся определение новых понятий:

    гладиатор, амфитеатр Демонстрируется самый крупный амфитеатр Колизей.

    Демонстрируется эпизод из к/ф «Гладиатор».

    Вопрос: - Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети). Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене? Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть). Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров.  А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр)

    О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества). А как вы относитесь к рабству?

    Итак, ещё одной особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность.

    Вопрос: - Скажите, а в современном обществе существует рабство? (к сожалению, да, но оно не носит массовый характер и запрещено законом).

    Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция РФ). Учитель показывает  Конституцию, говорит, когда она была принята. Давайте обратимся к тексту Конституции нашего государства. Демонстрируется презентация к уроку, и зачитываются статьи Конституции, защищающие наши права на жизнь, свободу, свободный труд и т.д.

    Таким образом, в нашей стране законом защищены наши права и зарождение и распространение рабства невозможно.

    5. Закрепление пройденного на уроке.

    Учитель: - Итак, с какими особенностями рабовладения в Риме мы познакомились сегодня на уроке? Уч-ся демонстрируется презентация. Особенности выписываются в тетрадь (при наличии времени).

    6. Подведение итогов урока, выставление оценок уч-ся (с комментарием), психологическая рефлексия (карточки настроения).

     

    Использование сигнальных «карточек настроения»

    Развитие картографических умений уч-ся

    Повторение хронологии по теме

    Закрепление понятийного аппарата уч-ся

    Эвристическая беседа (фронтальная)

    Демонстрация компьютерной презентации (слайд №1,2)

    Уч-ся записывают д/з в дневники.

    Мотивация деятельности уч-ся на уроке, личностно-ориентированный подход.

    Частично-поисковый метод; работа в группах

    Фронтальная беседа

    Применение ИКТ

    (слайд №3)

    Эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов.

    Фронтальная беседа, применение ИКТ

    (слайд №4)

     

    Метод исторической персонификации с использованием проектной технологии и ИКТ (слайд №5,6,7)

    Развитие творческих способностей уч-ся

    Эвристическая беседа; иллюстративно-репродуктивный метод

    Связь с современностью, гражданское воспитание уч-ся.

    Применение ИКТ

    Обобщающая беседа

    Карточка № 1.

    Тема: «Рабство в Древнем Риме»

    Вспомните римские легенды. Кто мог бы сказать о себе такие слова? Объясните свою мысль.

    1. С давних пор моих собратьев и сестёр преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то самый Рим, быть может, не был бы основан… Ведь статую, да ещё в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и тем горжусь.

    2. Увы, нам не поставили статуй за совершённый подвиг! Не оттого ли, что язык наш непонятен, а научиться латинской речи мы не можем?! О люди, вы так неблагодарны! Заслуги наши перед Римом огромны. В тишине ночи пронзительные  наши голоса подобны были звуками военных труб. Только благодаря нам – пусть об этом не забывают потомки римлян – город не был захвачен, разграблен и разрушен.

    Карточка №2

    Тема: «Рабство в Древнем Риме»

    1. Расположите даты на линии времени и скажите, с чем они связаны: 509 г.до н.э , 146 г. до н.э., 753 г.до н.э., 216 г.до н.э..

    2. Мог ли Ромул что-нибудь слышать об олимпийских играх? Мог ли он участвовать в Олимпийских играх?

    3. Могли ли римляне в год установления республики что-нибудь слышать о Солоне? Мог ли о нём знать легендарный Ромул?

    Карточка №1.

    Во время первой Пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента – 30 тысяч пленных, в Карфагене захвачены и проданы в рабство 50 тысяч жителей.

    Карточка №2

    Из разговора двух рабов ночью после тяжёлого трудового дня:

    «- Я сегодня слышал, как хозяин называл тебя человеком, пришедшим из моря… Почему он так говорил? Как ты попал сюда и стал рабом?

    - Это очень грустная история. Я до сих пор с тоской вспоминаю свою родину. А жил я на далёком острове, окружённом со всех сторон морем. Мой отец занимался морской торговлей, перевозил разные товары с одного острова на другой. Наша семья была уважаемой, жили мы богато и счастливо. Однажды мы с отцом отправились в очередное плавание. Наш корабль был полон различными товарами. Ничего не предвещало беды. На второй день пути далеко на горизонте мы увидели паруса незнакомого судна. Корабль быстро приближался к нам, и вот уже можно было разглядеть, что на чужом корабле много вооружённых людей. Мы поздно поняли, что это пираты и не успели развернуть наш корабль назад. Пиратское судно атаковало нас. Отец был убит, а меня захватили в плен и привезли на рынок рабов в Карфаген, где наш хозяин и купил меня. И теперь он называет меня морским человеком».

    Карточка №3

    Однажды маленький мальчик, спросил свою маму, которая была рабыней в доме богатого римского рабовладельца:

    -Мама, почему сыну нашего хозяина можно ходить везде, где он хочет? К нему приходят учителя, он умеет писать и читать, у него в доме много книг. Я тоже хочу учиться, играть и бегать по всему городу, но мне этого делать не разрешают. Почему, я ведь такой же, как он?

    Мать с грустью посмотрела на сына, ласково погладила его по голове и задумчиво сказала:

    - Да, сынок, ты такой же ребёнок, как и сын хозяина. Но между вами огромная пропасть, которую ты никогда в жизни не сможешь преодолеть, потому что ты раб и никогда не станешь свободным. Дети рабов обречены  быть рабами. Смирись».

    Мальчик в глубокой задумчивости отошёл от матери. В его глазах были слёзы.

    Карточка №1.

    Рассмотрите рисунок на стр. 227. Представьте, что картина ожила. Слышны рыдания стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Управляющий, кстати, тоже раб угодничает перед хозяином:

    - Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в этом имении. Он был лучшим рабом на прессе. А теперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.

    - Он - лодырь, - замечает рабовладелец, - накажи его.

    - Всё уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на верёвках. Это не притворство, он не может больше работать.

    - Попробуй продать его, - говорит рабовладелец, - лишний нахлебник нам не нужен.

    - Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром – то никто не возьмёт.

    - Пожалуй ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре, - отвечает рабовладелец. – Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они умирают там от голода и болезней.

    Старик рыдает ещё громче. А рабовладелец продолжает поучать управляющего:

    - Береги моё добро, волов жалей , они стоят дорого. А рабов заставляй работать и в праздники, когда даже скот отдыхает.

    Рабовладелец  продолжает обход своих владений.

    Карточка №2

    Представьте себе утро в доме богатого рабовладельца.

    Не успел господин открыть глаза, как рабыня – служанка приготовила ему сандалии, тунику и тогу и помогла ему одеться. Другая рабыня принесла бритвенные принадлежности и причесала хозяина, при этом она неловко поставила зеркало, оно упало и чуть не разбилось, за что она тут же была наказана. За завтраком господину прислуживали несколько рабов, а певицы и музыканты услаждали слух хозяина дома. Этим утром господин завтракал с одним из сенаторов, поэтому блюда на столе были более роскошными, чем обычно. Рабу-повару пришлось встать затемно, чтобы приготовить их и угодить хозяину. После завтрака господин вместе со своим гостем удалились в библиотеку и пригласили туда раба-секретаря для составления каких-то важных бумаг. Это утро прошло более спокойно, чем это бывало обычно. Наверное, приход гостя смягчил поведение нашего господина.

    Карточка №3

    Из воспоминаний раба-гладиатора.                                                                                 «Эта история полна драматизма. Мы с моим другом по имени Сириец обучались в одной гладиаторской школе и уже несколько лет знали друг друга, но ещё ни разу мы не встречались в открытом бою. Но мы оба знали, что это рано или поздно произойдёт. И вот этот час настал. Завтра нам предстоял бой на арене самого крупного амфитеатра Рима – в Колизее. И вот  мы сидим друг против друга глубокой ночью и боимся смотреть в глаза, ведь утром один из нас должен погибнуть от руки своего друга.

    - Послушай, Сириец, это судьба всех гладиаторов Рима. Мы не должны были дружить. Тогда нам сейчас не было бы так больно.

    - Да, но мы должны пройти это испытание. На потеху этой жестокой публике мы будем убивать друг друга.

    - Да уж, они даже жён и детей своих берут смотреть на то, как люди убивают друг друга. Вид крови будоражит их.

    - Может, завтра их пальцы будут подняты вверх?!

    - Надежды мало, Сириец. Надо готовиться к смерти.

    - Что ж, сражаться будем храбро и, умирать будем с достоинством

    - Давай прощаться, друг. Прости меня.

    Мы крепко обнялись, прощаясь навсегда».

    Самоанализ урока.

    Класс: 5

    Тема урока: «Рабство в Древнем Риме»

    Тип урока: комбинированный урок с элементами технологии развивающего обучения, с применением ИКТ.

    При отборе содержания, форм и методов я ориентировалась на технологию развивающего обучения, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение, субъект-субъектные отношения в учебном процессе. Предусмотрела связь с современностью. Определяя безнравственный характер рабства, опиралась на социальный опыт уч-ся, формируя их гражданскую позицию.

    Цели урока:  

    Образовательные:

    - сформировать у учащихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме;                                                                                                                     - познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов;                                                                                                       - показать всю глубину безнравственности и аморальности рабства, как социального явления, приведшее в будущем к падению Римской империи.

    Развивающие:   

     Развивать:                                                                                                                                 - аналитические и проектные  умения  учащихся;                                                                          - навыки сотрудничества в группах,                                                                                                    - самостоятельной работы с учебником и историческими источниками;                       - умения предъявлять результаты учебной деятельности.

         

    Воспитательные:   

    - осуществлять нравственное, духовное и гражданское воспитание учащихся;                                         -  формировать у них чувства сострадания к человеку, лишённого собственного достоинства;                                                                                                    -   вырабатывать стойкое  неприятия рабства, как грубейшего нарушение прав человека, через влияние на эмоциональную сферу ребёнка.

     

    Задачи урока:          - раскрыть источники рабства в Древнем Риме, показать, где и как использовался труд рабов в Риме, сформировать представление об ужасающем бесправии римских рабов.                                                                

    Основные понятия урока: классическое рабство, права человека, гладиатор, амфитеатр.

    Оборудование: настенная карта «Древняя Италия»; историческая картина «В имении римского рабовладельца»;  эпизоды из исторических фильмов «Спартак» и «Гладиатор»; мультимедийный проектор для демонстрации презентации урока; карточки раздаточного материала; текст Конституции РФ.

    Структура урока отражает следующие ступени обучения:

    • Воспроизведение и актуализация опорных знаний учащихся;
    • Изучение нового материала с элементами проектной технологии;
    • Выявление уровня освоения учащимися основных понятий урока через выполнение заданий проектного характера и создание обучающих коллизий;
    • Закрепление учебных навыков учащихся

    Методы обучения  

    В соответствии с поставленными целями, задачами и содержанием урока я отдала предпочтение следующим активным методам обучения: 

    • Частично-поисковый и проблемный методы, побужда-

               ющие учащихся к самостоятельному формированию

              учебных задач, развивающие их аналитическое мыш-

              ление и исследовательские умения;

    • Иллюстративно-репродуктивный, способствующий

              развитию познавательных способностей уч-ся;

    • Наглядный, способствующий образному восприятию

              изучаемого материала;

    • Эвристический, систематизирующий новые

              знания уч-ся;

    • Метод исторической персонификации и драматизации

                   развивающий интерес школьников к предмету и их творческие            

                   способности

    Организация учебной работы на уроке.

    Урок включал познавательные, коммуникативные и  эмоциональные приёмы учебной деятельности.                                                                     Приобретение знаний происходило в интерактивном режиме через поисково-аналитическую деятельность в группах и индивидуально.

    Включила познавательные, волевые и эмоциональные приёмы мотивационной деятельности, такие как работа в группах, анализ исторических источников, персонификация и драматизация событий, что способствовало достижению успеха в обучении. Выбранные формы работы: эвристическая и фронтальная беседы, работа в группах, просмотр кинофрагментов, позволили создать условия для эффективной деятельности школьников по углублению и расширению знаний, развитию творчества. При решении задач воспитательного характера формировала гражданскую и нравственную сферу ребёнка, что является основой личностно-ориентированного обучения.

    На этапе актуализации знаний   активизировала деятельность уч-ся через задания  (расшифровка анаграмм), выполнение которых носили соревновательный  характер. Эвристическая беседа на этом же этапе позволила подвести детей к формулированию целей и задач урока, определить их внутреннее отношение к рабству, как социальному явлению древности. На этапе изучения нового материала использование наглядности, работа в группах, анализ исторических источников позволили создать условия для самостоятельной деятельности школьников, для образного восприятия исторических событий. А знакомство с текстом Конституции РФ окончательно закрепили понимание рабства, как одного из злейших явлений в истории человечества. На этапе  закрепления знаний  дети приобретали навыки обобщения и систематизации полученной информации, что является важнейшими компетенциями, формирующие комплексные свойства личности ребёнка.

    Основные этапы урока были логически взаимосвязаны.  Плотность урока высокая, время использовано рационально. Намеченный план урока выполнен.

    Я считаю, что цель урока достигнута, задачи успешно реализованы.

    Принципы наглядности, научности  и доступности соблюдены.

    К положительным моментам урока можно отнести эффективное использование элементов информационных технологий, его здоровье сберегающие аспекты, которые обеспечивались за счёт чередования различных видов деятельности, создание положительного психологического микроклимата в общении.

     Считаю, что каждый ученик в результате деятельности на уроке приобрёл положительный личностно значимый опыт.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина

    Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для  самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК 10 КЛАСС "АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА"

    Данная презентация кратко рассказывает о Римском Форуме, колонне Траяна, храме Сатурна, Пантеоне и Колизее....

    Урок истории в 5 классе "Возникновение Древнейшего рима"

    Урок по Всеобщей истории в 5 классе  ulanova_e.v._.jpg...

    Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"

    Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"  из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....

    Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима

    Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим"...

    Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

    Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

    Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.

    Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...