Феодальная раздробленность Западной Европы в IX­-XI веках
презентация к уроку по истории (6 класс) на тему

1. Феодальная раздробленность Западной Европы и междоусобные войны;
2. Феодальная лестница;
3. Образование Священной Римской империи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл feodalnaya_razdroblennost.pptx446 КБ
Файл feod.razdr_.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Феодальная раздробленность Западной Европы в IX­XI веках

Слайд 2

План изучения новой темы: 1. Феодальная раздробленность Западной Европы и междоусобные войны; 2. Феодальная лестница; 3. Образование Священной Римской империи

Слайд 3

Вспомните , что изменила во франкском обществе военная реформа Карла Мартелла ?

Слайд 4

Феоды – земельные владения, которые жаловались конным воинам за службу и могли передаваться по наследству. Феодал – владелец земельного владения

Слайд 5

В 843 году в Вердене внуки Карла Великого поделили империю на 3 части

Слайд 7

Феодальная раздробленность — период ослабления центральной власти в феодальном государстве, обусловленный усилением крупных феодалов , где новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование.

Слайд 8

Как вы думаете, в чем причины феодальной раздробленности?

Слайд 9

Причины феодальной раздробленности: 1) Слабость королевской власти; 2) Независимость феодалов

Слайд 10

Европа в VIII - нач . IX веках

Слайд 11

Европа в конце IX века

Слайд 12

Войны между феодалами одного государства назывались МЕЖДОУСОБНЫМИ

Слайд 13

Сеньор (старший) Вассал (подчиненный)

Слайд 14

Феодальная лестница (ст. 63 учебник) «Вассал моего вассала - не мой вассал»

Слайд 15

В X веке феодалы Франции избрали королем богатого графа Гуго Капета (династия Капетингов ) Королю принадлежало владение (домен): Париж, Орлеан. Остальные владения принадлежали непокорным вассалам

Слайд 16

Германский король Оттон I Разгромил венгров; В 962 году завоевал часть Италии; Стал императором Священной Римской империей германской нации

Слайд 17

Домашнее задание: параграф 4, подготовить сообщения на одну из тем: «Корабли норманнов», «Географические открытия норманнов», «Быт и занятия норманнов в VIII-IX вв »



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДАВЫДОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Урок истории в 6 классе

«Феодальная раздробленность Западной Европы в IX- XI

Левадная Ирина Михайловна

Учитель истории и обществознания.

levadnay.irina@yandex.ru

Краткое описание работы.

Разработка урока «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI в.в.» составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: формирование новых знаний в рамках модульной технологии. В разработке подробно представлены планируемые образовательные результаты. Для проведения данного урока необходимо наличие схемы »Феодальная лестница», иллюстраций учебника, компьютера и мультимедийного проектора. Урок состоит из микромодулей: микромодуля интригующего образа, микромодуля мышления на основе воспоминания, концентра, действенного закрепления, раскрытия интриги и рефлексии.  На уроке осуществляются различные виды групповой и индивидуальной работы, отрабатываются предметные и метапредметные умения и навыки.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

(Урок логического мышления)

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок логического мышления (комбинированный).

Планируемые  образовательные результаты:

Предметные:

 научатся овладевать целостными представлениями об историческом пути народов в IX-XI в.в; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о важнейших событиях, используя основные  и дополнительные источники информации; читать историческую карту; работать со схемами.

Метапредметные УУД:

Познавательные: работают с иллюстративным материалом, используют современные источники информации, выделяют существенную информацию из текста, формулируют и обосновывают выводы, осознанно строят речевое высказывание в письменной форме.

Регулятивные: выделяют учебные задачи, выбирают способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют пошаговый контроль и коррекцию своей деятельности, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, владеют диалогической формой речи, определяют способы взаимодействия в группе и паре.

Личностные: понимают необходимость учения, осознают ответственность за общее дело, проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации.

Оборудование: схема «Феодальная лестница»; иллюстрации учебника; компьютер, мультимедийный проектор.

Основное содержание темы, понятия и термины: причины феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры, междоусобные войны, герцог, граф, барон, виконт, рыцари.

I. Микромодуль интригующего образа.

Учитель: Ребята, какие вы знаете жесты руками? Что они обозначают? Какой  жест самый распространенный на уроках? (Дети показывают знакомые им жесты)

Давайте будем отвечать на уроке, используя только этот жест (поднятая рука).

Учитель читает отрывок из документа:

«Впредь от настоящего часа я, Раймонд, сын Гарсенды, не обману Раймонда виконта… ни в том, что касается его жизни, ни в том, что касается членов его тела, и не лишу его жизни, и не захвачу в плен, и ни один мужчина и ни одна женщина по моему совету и по моему умышлению (не сделает это). И не отниму у тебя ни городов твоих, ни замков, ни феодов твоих, какие имеешь и впредь с моею помощью приобрести сможешь… И если кто-либо из мужчин или женщин это сделает, я, Раймонд… буду твоим помощником по чести и без коварства в тот самый час, как ты призовешь меня сам или через своих уполномоченных».

(Запись о клятве, какую принес Раймонд Беренджер Раймонду Бернару).

Вы можете сказать, отрывок из какого документа я вам прочитала? Выскажите свои предположения. Ответ на него вы обязательно узнаете в ходе сегодняшнего урока.

II. Микромодуль мышления на основе воспоминания.

  1. Фронтальный опрос.

- Каковы причины образования империи Карла Великого?

- Сколько лет она просуществовала?

- Как Карл распорядился империей перед своей смертью?

- В чем суть военной реформы Карла Мартелла?

- Покажите на карте государства, образовавшиеся после раздела империи Карла Великого.

2. Индивидуальное задание.

«Напиши портрет» - описать письменно личность Карла Великого (по памятке).

  1. Творческая лаборатория.

Представьте себя участником одного из походов Карла Великого. Расскажите о нем.

III. Концентр.

Учитель (показывает феодальную лестницу):

Ребята, в средневековом обществе действовало правило: «Вассал моего вассала не мой вассал». Мы узнаем сегодня, что означало это правило и как складывались взаимоотношения между сеньорами и вассалами.

                                                   Логические части.

  1. Причины феодальной раздробленности.

Франкская империя была непрочной и существовала недолго. Многочисленные народы и племена, завоеванные франками, были объединены лишь силой оружия. Они продолжали жить по своим обычаям и говорили на разных языках. После смерти Карла Великого из частей бывшей империи образовались большие самостоятельные королевства: Франция, Германия, Италия. Но и они не были едиными. Каждое из них распалось на крупные владения, а те, в свою очередь, раздробились на множество мелких. Наступило время феодальной раздробленности (IV-XI в.в).

Вопросы:

- До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора?

- Существовали ли прочные хозяйственные связи между различными частями империи?

- На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания крестьян, потерявших свободу?

- Кому принадлежала власть на местах?

       Заполнение схемы (учитель работает с доской, а ученики в тетрадях).

                                                               Причины

Укрепление собственности феодалов на землю. (Феодалы не нуждались в сильной власти короля и перестали ее поддерживать).                               Преобладание натурального хозяйства. (Хозяйственные связи между областями и народами, объединенными силой оружия были слабыми).

                                                 

                                                                  Повод:

                                                    Верденский раздел 843 г.

Учитель: что же такое феодальная  раздробленность?(период в истории Европы с IX по XI вв, когда государства дробились, а власть короля ослабевала и переходила феодалам). Давайте запишем термин в словарь.

Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам. Вот как описывали современники междоусобные войны:

                           А граф пошел на недругов походом,

Стал выжигать и грабить их феоды,

Их замки брать и сравнивать с землею,

Во прах сметать их стены и донжоны.

«Нет войны без пожаров и крови»,- провозглашал поэт рыцарь Бертран де Борн. Такие войны называют междоусобными (ученики записывают в словарь).

- Как вы думаете, кто больше всех страдал от этих войн? (ответы учеников).

2.Сеньоры и вассалы.

Самый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу (феод), они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые, как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными).

          На слайде учитель показывает таблицу.

Обязанности сеньоров

Обязанности вассалов

Давать вассалам в «держание» землю. Оказывать покровительство:

-вызволять из плена

-не допускать разорения

-защищать от нападений других феодалов

-защищать от восставших крестьян

-заботиться об осиротевших детях.

Выступать по приказу в поход.

Участвовать в суде сеньора.

Выкупать его из плена.

Помогать ему советом и деньгами.

Актуальное: В книге Жана Ибелина «Как надлежит вступать в вассальную зависимость от верховного сеньора…» говорится о том, что сеньор должен на церемонии облобызать вассала в уста в ознаменование его верности. В самой клятве так же неоднократно повторяется слово «верность». А сейчас это слово актуально? Когда мы его употребляем?

Интересный факт. Центральным моментом вассальных отношений является обязанность верности и любви вассала по отношению к сеньору. В идеале вассал служит не во имя денег, но во имя любви к сеньору.

Один и тот же феодал был сеньором более мелкого феодала и вассалом более крупного. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Задание: в законах Германии первой половины XI в было сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил родственника сеньора.

- Сделайте выводы о том, какие отношения могли складываться между сеньорами и вассалами. (ученики выполняют задание).

3.Слабость королевской власти во Франции. 

Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела.

Интересный факт: Современники давали королям унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый.

Задание: работая с текстом п.4 §4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своем положении. (Ученики выполняют задание, презентируют работу).

4.Образование Священной Римской Империи.

Историческое. В Германии власть короля сначала была более сильной, чем во Франции. Единое государство необходимо было для защиты от внешних врагов. Очень частыми были нападения венгров с востока. В 955г немецкие и чешские войска во главе с германским королем Оттоном I наголову разгромили венгров в битве на юге Германии. В 962г, пользуясь раздробленностью Италии, Оттон  I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Кроме Германии под власть Оттона I попала часть Италии. Так Римская империя была восстановлена еще раз. До XIII в она была одним из наиболее сильных государств Европы.

Интересный факт. Император желал, чтобы его считали главой всех правителей Европы. Но реальная его власть была ограниченной. Даже германские герцоги постепенно добились независимости от него.

IV. Действенное закрепление.

Учитель предлагает задание:

Составьте в паре с одноклассником диалог сеньора и вассала, разбирающих спорную ситуацию о нарушении вассальной клятвы. Какие аргументы приведут обе стороны в подтверждение своей правоты? Чем закончится спор? Аргументируйте свой ответ. (Несколько пар у доски разыгрывают сценки диалога).

V. Раскрытие интриги. Давайте вспомним документ, который я прочитал вам в начале урока. Можете ли вы теперь дать ему название? (ответы учеников).

VI. Рефлексия.

- что нового узнали на уроке?

- с какими новыми терминами познакомились?

- какие выводы сделали?

- что понравилось и что не понравилось на уроке?

- хотелось бы подробнее узнать…

Домашнее задание: §4, записи в тетрадях, подготовить сообщения на одну из тем: «Корабли норманнов», «Географические открытия норманнов», «Быт и занятия норманнов в VIII-IX в.в». Сообщения могу быть устными или в виде презентации.

Используемые источники:

  1. «Уроки истории с применением информационных технологий. 6 класс. Средние века». Коллектив авторов, ООО «Планета», 2014г.
  2. Сорокина Е. Н. «Поурочные разработки по всеобщей истории. История средних веков. 6 класс». – М.:ВАКО, 2015г.
  3. Т. А. Галиуллина «История средних веков. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Е. В. Агибаловой, Г.М. Донского». Волгоград, 2015г.
  4. Несмелова М. Л. «Конспекты уроков по истории средних веков: 6 – 7 кл: Метод. Пособие» - М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001г.
  5. Шоган В. В. «Уроки истории Древнего мира в 5 классе» - Ростов-на-Дону: Феликс, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феодальная раздробленность на Руси в XII – XIII веках

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе.  Цели урока:I. Обучающие (дидактические):осмыслить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе проведенных уроков, а именно усвоить историч...

Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе на тему "Феодальная раздробленность Европы в 9-11 веках"...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI вв.

Презентация к уроку "Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI вв.". Учебник "История Средних веков" Е.В. Агибалова, Г.М. Донской...

Самостоятельная работа на тему "Феодальная раздробленность Западной Европы"

Эта самостоятельная работа поможет учащимся 6 класса закрепить материал темы....

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

Материал к уроку, тема "Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв." В презентации представлены проверка домашнего задания по типу телевизионного шоу "Своя игра" и разбо...

Презентация по истории Средних веков "Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках"

Данная презентация выполнена на основе учебника "История Средних веков. 6 класс»" Агибаловой Е.В. Донского Г.М. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающи...