Рабство в Древнем Риме
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Урок истории в 5 классе.

(Урок погружения)

Тема урока: Рабство в Древнем Риме.

Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи урока:

-изучить источники рабства;

-обеспечить усвоение понятий «раб» и «рабовладелец»;

-развивать умения работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам;

-способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._rabstvo.doc75 КБ
Office presentation icon rabstvo.ppt2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе.

(Урок погружения)

Тема урока: Рабство в Древнем Риме.

Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи урока:

-изучить источники рабства;

-обеспечить усвоение понятий «раб» и «рабовладелец»;

-развивать умения работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам;

-способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

ТРУД.

II. Повторение изученного.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте  перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем.  Сегодня мы повторим только даты, термины, имена.

  1. Плебеи - жители итальянских провинций.
  2. Патриции-потомки знатных жителей Рима.
  3. Консул - правитель из числа патрициев в Риме.
  4. Республика – форма правления, при  кот. власть принадлежит народу.
  5. Народный трибун – должностное лицо, защищавшее интересы плебеев.
  6. Вето – право народного трибуна отменить распоряжение консула или решение Сената.
  7. 509 г. до н.э.- установление республики в Риме.
  8. 216 г. до н.э – битва при Каннах.
  9. 753 г. до н.э- дата основания Рима.
  10. 326 г. до н.э –отмена долгового рабства.
  11. 146 г. до н.э – разрушение Коринфа и Карфагена.

А. – Пирр, пиррова победа.

В. – Сципион.

III. Переход к изучению новой темы.

  На рубеже 2-1 веков Рим стал могущественной державой, им были  покорены много стран. В какой бы уголок Римской империи мы не заглянули, мы увидели бы очень похожую картину. Посмотрите на слайд. Что делают эти люди? Что вы можете о них сказать? А следующий слайд? Определите тему нашего урока.

Итак,  тема  урока “Рабство в древнем Риме”.

Подумайте и скажите, какова ЦЕЛЬ нашего урока  (познакомиться с жизнью рабов)

А какую проблему мы должны сегодня решить? (посмотрите на слайд – где использовался труд рабов?)

 ПРОБЛЕМА: какую роль играло рабство в хозяйстве Римского государства?

ЗАДАНИЕ: составить синквейн «рабство».

Сегодня на уроке я хочу  узнать …

                                            выяснить…

                                            понять…

Да, действительно, сегодня мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме.

IV. Изучение новой темы.

План.

  1. Источники рабства.
  2. Труд рабов в сельском хозяйстве.
  3. Труд рабов в доме рабовладельца.
  4. Гладиаторы.

Работа с понятийным аппаратом.

Накануне урока вы получили опережающие групповые задания. С вашей помощью мы сегодня попытаемся погрузиться в историю Древнего Рима и выяснить особенности рабовладения в Риме.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? «Подбери слово»- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам  раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете?

Раб – это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин  рабов.

        1. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Сейчас вы  услышите разговор между рабами, вам нужно подумать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме?  Задание  понятно?

Инсценировка (две рабыни и раб)  о возникновении и источниках рабства.

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди,  между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

  - Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

Источники рабства в Древнем Риме

пленники                                                                  дети рабов

        пиратство            продажа детей в рабство

2. Труд рабов в сельском хозяйстве. Тсельском хозяйстве, в .

Работа с историческим документом.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте  текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу  даётся 5 минут. Если возникают вопросы, то поднимайте  руки.

Марк Порций Катон. Земледелие

Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...

Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194-196.

Вопросы к документам.

     1)Озаглавьте текст по-своему. Выделите основную идею текста.

2)Где применялся труд рабов? (докажите свое мнение строчками из документа)

3)Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа.

Интервью с управляющим поместьем (сообщение группы).

Физкультминутка:

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

  3.  Труд рабов в доме рабовладельца. (сообщение группы)                     

Беседа по вопросам:

  1. Где еще применяли труд рабов?
  2. Чем жизнь «домашних» рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? ( Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели). Каким было отношение рабов к труду и почему?

4.Гладиаторы.

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизей  и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы.  Верхние ряды заняты простыми гражданами.

Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма « Гладиатор», в котором представлен поединок двух гладиаторов.

Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:

 - Как выглядят гладиаторы?

 - Каким оружием они сражались?

 - Какова была реакция публики?

ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!!!

Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?

Как выглядели гладиаторы?

Какое оружие было у гладиаторов?

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (рис учебника).

За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следят тысячи римлян.

как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора: зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.

Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

Итак,  ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, об этом речь впереди.

ж

Сегодня на уроке я

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:

 рабский труд использовался в сельском хоз., на рудниках, в ремесл. мастерских, в домах богатых римлян. Рабы создавали богатства римского общества. Без рабов жизнь в Италии замерла бы.

СИНКВЕЙН

Рабство.

Унизительное, бесчеловечное.

Убивает, покоряет, уничтожает.

Любой раб был бесправным,  считался вещью.

Отменить!

- Выставление оценок.

Закончить урок словами «оказывается….» (продолжают ученики).

Домашнее задание: параграф 49, написать эссе «Справедливо ли рабство?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРУД

Слайд 2

Установление господства Рима в Средиземноморье

Слайд 3

Объясните понятия Плебеи Патриции Консул Республика Народный трибун

Слайд 4

О чем говорят даты 509 г. до н.э. 216 г. до н.э. 753 г. до н.э. 326 г. до н.э. 146 г. до н.э.

Слайд 5

О ком идёт речь:

Слайд 6

А. Царь горной страны Эпир, считавшийся лучшим полководцем своего времени. Весной 280 г. до н.э. он высадился в Италии с 20 тыс . воинов и 20 слонами. Невиданные животные навели страх на римских солдат и первые две битвы царь выиграл, но понёс при этом такие большие потери, что родилось выражение, означающее победу, добытую слишком дорогой ценой.

Слайд 7

В. Выдающийся 24- летний римский полководец, изгнавший карфагенян из Испании (за что получил триумф и консульскую власть), одержавший решающую победу над армией Ганнибала близ города Зама.

Слайд 9

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Слайд 10

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА ? ?

Слайд 11

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Слайд 12

РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ Сегодня на уроке я хочу: Узнать… Выяснить… Понять… Проблема?

Слайд 13

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Проблема: какую роль играло рабство в хозяйстве Римского государства? Задание: составить синквейн «рабство»

Слайд 14

ПЛАН УРОКА 1. Источники рабства. 2. Труд рабов в сельском хозяйстве. 3.Труд рабов в доме рабовладельца. 4. Гладиаторы.

Слайд 15

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Раб –это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – это хозяин рабов.

Слайд 16

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет»

Слайд 17

Захват пленников в войнах Рабство жителей провинций за неуплату налогов Дети рабов становились рабами Захват пиратами людей и продажа их в рабство Как люди попадали в рабство? Основные источники рабства

Слайд 18

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Марк Порций Катон. Земледелие Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Слайд 19

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Слайд 20

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА ГЛАДИАТОРЫ Гладиатор Современная реконструкция

Слайд 21

Представление в цирке Рисунок - реконструкция Гладиаторы должны были участвовать в представлениях для свободных римлян, которые устраивались в больших цирках .

Слайд 22

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Фрагмент из фильма «Гладиатор» Режиссер С. Кубрик. 1960 г. Для просмотра кликните на картинке

Слайд 23

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Узнали… Выяснили… Поняли… Проблема: какую роль играло рабство в хозяйстве Римского государства? Задание: составить синквейн «рабство».

Слайд 24

Синквейн Рабство Унизительное, бесчеловечное. Убивает, покоряет, уничтожает. Любой раб был бесправным, считался вещью. Отменить!

Слайд 25

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Домашнее задание: § 49. Эссе «Справедливо ли рабство?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака

Тест по ИсториИ древнего мира Тема: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака Предназначен для контроля знаний по теме. Содержит восемь вопросов . Ключ к тесту на последней странице....

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...

Урок истории в 5 классе Рабство в Древнем Риме

Конспект урока и презентация...

Конкурсный урок в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Урок был представлен на региональном конкурсе "Учитель года - 2009" (проводился, как открытый урок) и отмечен как лучший , набрав максимальное количество балов на данном этапе конкурса....

Презентация к открытому уроку "Рабство в Древнем Риме" 5 класс

В презентации отражён учебный материал к открытому уроку в 5 классе по теме "рабство в Древнем Риме"....

План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР

Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...