Былинные богатыри
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Анна Степановна Решетникова

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является вопросом особого внимания в обществе. Без знания истории своей страны нет патриотизма. На данный момент интерес к истории своей Родины утрачен, дети не знают основных исторических фактов, личностей, исторического опыта поколений. Анализ ситуации показывает, что школьных уроков истории для раскрытия такой важной темы недостаточно. Созрела необходимость в создании новых форм взаимодействия учреждений культуры и образования, с использованием современных интерактивных технологий и средств художественного воздействия. Огромное культурное наследие советского и российского исторического кино не используется как ресурс, для зрителей школьного возраста на сегодняшний день оно представлено мало и ограниченно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bylinnye_bogatyri.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

«Былинные богатыри земли русской.» (для 5-6 классов)

Документально- публицистическое  театрализованное представление

с элементами активизации зрителя.

Действующие лица:

Зав кафедрой истории УМЗАУМи – Марина Славяновна Вековая

Студентка – Юлия Богатырёва

Выход зав кафедрой

М: Здравствуйте, ребята! Сегодня Вас приветствует УМЗАУМ- университет заумных мыслей и я, в лице зав кафедрой истории. Зовут меня Марина Славяновна  Вековая.

Я  невероятно рада встрече с вами, тем более что каждый из Вас в будущем может стать нашим абитуриентом. А сейчас я представлю Вам уже состоявшуюся студентку факультета истории, которая расскажет Вам о былинных богатырях русской земли. В последнее время наш факультет плотно занимается исследованиями в этой области, и мы с удовольствием поделимся своими результатами. Итак, вашему вниманию свою исследовательскую работу  представляет Юлия Богатырёва…… Юлечка, не стесняйтесь, проходите.

Выход студентки.

Ю: Здравствуйте…. Сегодня я хочу рассказать Вам о том, кто такие богатыри и с чем, как говорится их едят…

М: Что? Что?... Я не поняла ... кого едят?

Ю: Марина Славяновна, это эпитет, то есть, аллегория, то есть метафора, в общем, не важно. Слайд, пожалуйста…

На экране слайд, с названием темы.

Ю: Тема моего исследования: Миссия богатыря и выполнима ли она на сегодняшний день.

На экране слайд «вопросы»

Ю: Вопросы : Что такое былина? Кто такие богатыри?

На экране слайд «понятие былины»

Ю: Былина- это  героический эпос русского народа.  Слово «героический» означает, что речь в нём  идет о великих героях-богатырях. А слово «эпос» значит «повествование», «рассказ». Таким образом, былины – это рассказы о подвигах прославленных богатырей. Как былины дошли до наших дней? Былины на протяжении многих веков и поколений не записывались, а передавались из уст в уста сказителями. Дети запоминали сказания от родителей, потом передавали своим детям и т.д. Причем, в отличие от сказок, они не просто рассказывались, а пелись! Вы только подумайте, занимаясь какой-нибудь работой: шитьём, бритьём,  вспахиванием и т.д. люди пели эти неимоверно длинные истории наизусть, просто потому, чтобы не заскучать!!! Да, были моменты, когда крестьяне собирались у друг друга  в гостях и вот там уже былины становились, говоря нашим языком, концертными номерами, которые исполнялись сказителями  под  аккомпанемент гуслей! Следующий слайд, пожалуйста….

Слайды с изображением гуслей.

Ю: Гусли — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, отдалённо, напоминающий арфу. Гусли могут быть разными по форме и по размеру. А вот, пожалуйста, пример игры на гуслях.

Видеоролик, в котором гусляры исполняют на гуслях современную композицию

М: (останавливает ролик) Спасибо, достаточно. Прекрасно! Замечательно! Какой интересный синтез, какое слияние ..... «Бумер» на гуслях! Надо предложить этот сингл на студенческой дискотЭке…Да, а что- нибудь историческое, сам эпос вы можете нам предложить?

Ю: Да... видео у меня нет, но я могу наглядно, с помощью пособия! Вы позволите использовать аудиторию?

М: Да, конечно.

Студентка идёт в зал, выбирает 2 мальчиков. (они надевают бороды, ленты на голову, одному в руки гусли).

Ю: (мальчикам)Как звать? Сейчас для вас прозвучит отрывок русской былины "Три горы" в исполнении гусляра Миролюба и сказителя Святозара.

фонограмма Егора Стрельникова "Три горы"

Ю: Строки из отрывка являются примером гиперболы, которая лежит в основе эпоса.

М: Подождите, Юлечка, вы что- то путаете. Гипербола, парабола – понятия математические, а у нас доклад исторический.

Ю: Нет, Марина Славяновна, вы не поняли. Гипербола в литературе - это преувеличение. Вот, послушайте "...что не три горы зашаталися, то три богатыря соезжалися.." Практически горы шатаются только во время землятресения, а теоретически в данном случае от того, что три взрослых мужчины скачут верхом на конях! Что это значит?!

М: Что это значит...?

Ю: Это значит, что это ЯВНОЕ преувеличение- ГИ- ПЕР-БО-ЛА! Это и есть главная особенность эпоса. Гиперболы бросаются в глаза всякому, кто возьмет в руки любой сборник былин: чара в полтора ведра или палица в тридцать пуд. Или вот: богатырша сажает героя вместе с конём к себе в карман, а потом становится его женой!

М: Чьей? Коня?!

Ю: Да нет же, этого героя, которого посадила к себе в карман! А ведь это невозможно при реальном соотношении размеров. В чём смысл?... А в том, что сила и огромность героев, изображённые этой гиперболой не что иное, как выражение силы и мощи всего русского народа. Гиперболы есть и в современной мультипликации. И со мной согласятся все ребята, которые смотрели мультфильмы про 3-х богатырей.

Фрагмент м/ф "Три богатыря и шамаханская царица". Показ заканчивается репродукцией Васнецова "Три богатыря"

М: Юлечка, у меня есть сомнения, что эта картина может быть примером гиперболы. Выглядит

всё довольно натурально и реально.

Ю: Что вы, Марина Славяновна. . Эту репродукцию можно гипербилезировать!

М: Что сделать?

Ю: Гипербилезировать, преувеличить всё , что здесь изображено. Вот попробуйте: Шлем у Ильи Муромца весом....?

М: А что я?! Вы с аудиторией работайте!

Студентка спускается в зал, интерактив со зрителями.

М: Образ этих трёх богатырей нам понятен, а расскажите, чем запомнились эти исполины?

Ю: Конечно! Слайд, пожалуйста

На экране репродукция "Илья Муромец"

Ю:  Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана.) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий идеал героя-воина, народного заступника. Интересна былина о  становления Ильи Муромца, как богатыря. Внимание на экран.

Мультфильм "Илья Муромец"- 1975г.

М: М-гу, понятно, Илья Муромец призван защищать и оберегать Родину. Продолжайте..

Ю: Следующий слайд, пожалуйста.

На экране репродукция "Добрыня Никитич"

Ю: Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью. Его миссия защищать княжество.

На экране репродукция "Алёша Попович"

Ю: Алёша Попо́вич — как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Его миссия также защищать княжество, т.е. родные места.

М: Хорошо, но об этих богатырях нам было уже достаточно известно. О каких богатырях вы можете рассказать нам ещё?

Ю: Слайд, пожалуйста.

картинка с изображением толпы смайликов.

М: По моему это больше напоминает татаро-монгольское иго...

Ю: Извините, Марина Славяновна, это не то...Следующий, пожалуйста.

Картинка с изображением грустного смайлика.

М: Какое интересное лицо, я впервые его вижу. Вероятно это герой новгородских былин?(пристально рассматривает картинку)

Ю: Нет, Марина Славяновна, это...чудо-юдо... наверное технические неполадки. Давайте, я попробую на примере присутствующей аудитории(спускается в зал) Пожалуйста, поднимите руки те, кто готов выйти на сцену. Вы смелые люди, а смелость- это важное качество богатыря. (идёт в зал) Ребята, дайте сотик позвонить , а..ну, пожалуйста, очень надо.(тому кто достаёт телефон) Вот! Щедрость - важное качество, присущее любому богатырю! Спасибо, вы можете гордиться собой. ( к любому человеку)Скажи, что вкуснее коробки шоколадных конфет?(сами конфеты) Смекалка -  тоже важное качество богатыря. А теперь поднимите ещё раз руки те, кто готов выйти на сцену(выбирает девочку и 2 мальчиков).

Девочка сцепляет указательные пальцы в замок, мальчики тянут девочку за локти в разные стороны, пытаясь расцепить замок. По законам физики это невозможно.

Ю: Сила – вот важное качество богатыря.

на экране возникает репродукция "Василиса Микулишна"

Ю: А вот и следующий персонаж русских былин. Это богатырь, но не мужчина. Это  Василиса Микулишна- «полонница» (от слова «поле» и «брать в плен, в полон»), что значит женщина-богатырь. Она дочь богатыря Микулы Селяниновича

слайд "Микула Селянинович"

Ю: Микула олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля». Василиса, его дочь, известна тем, что переодевшись в мужчину, спасла от погибели своего мужа - богатыря Ставра Годиновича. А каким образом?  Внимание на экран.

Отрывок м/ф "Василиса Микулишна"

Ю:  Да, вот так не имея физической силы, а благодаря  силе  характера, женской мудрости и смекалке Василиса смогла сберечь и защитить свою семью.

М: По истине богатырский поступок!

Ю: Таким образом, миссия богатыря - охранять и защищать самое важное для человека - Родину, семью….

М:        Согласна на все 230 процентов. И знаете, ведь охрана и защита Родины, семьи, человеческих ценностей актуальны и в наше время. Жаль, что нет сейчас таких Богатырей.

Ю:        Позвольте с вами не согласиться.

М: Да? А что вы полагаете, что богатыри существуют и в наши дни?

Ю: Не только полагаю, но и располагаю информацией. Внимание на экран.

отрывок из х/ф "Тридесятое царство"

М: Но, это всего лишь сказка!

Ю: Сказка - ложь, да в ней намёк. Богатыри представлены, как таможенники, а таможенники делают что?

М: Проверяют сумки на таможне и изымают исторические ценности! Такую вазу хотела из Китая привезти... отобрали!!!

Ю: Правильно! Ваза чья?

М: Моя!

Ю: А историческая ценность?!

М: Китая...

Ю: Так какая задача  таможни?!

М: Пообщайтесь с аудиторией.... такая ваза была ..... "династии Мин"!

Ю: ( спускается в зал) Итак, юные эрудиты, какова же задача таможни? (дети отвечают)Правильно, охранять и защищать своё государство! Поэтому богатыри интересны нам не только с исторической стороны, но и с точки зрения современности. И в завершени своего доклада, Марина Славяновна, я окончательно развею ваши сомнения по поводу актуальности богатырей в наши дни! Внимание на экран.

Отрывок документального фильма "Николай Валуев - русский богатырь"

М: Юлечка, поздравляю, вы убедили в существовании нынешних богатырей не только аудиторию, но и меня. Вы блестяще справились с докладом. Большое вам спасибо. (Юля уходит) А теперь я обращаюсь к вам, ребята – надежда и будущая опора наше Родины, любите ли вы историю, так как любим её мы с Юлечкой? Вот, я подготовила для вас анкеты, и буду очень вам признательны если вы их заполните. И ещё у меня есть для вас домашнее задание. Синквейн. Это слово иностранное, в переводе с  французского означает «пять».

В снквейне пять строк и пишется он по определённым правилам:

На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

На первых порах легче составлять синквейны в парах. Надеюсь ваши учителя истории вам в этом помогу. Я прошу преподавателей получить материал: анкеты и синквейн.  

Ребята, большое спасибо  вам за внимание и искрений интерес к Истории России. Желаю вам только отличных оценок по истории. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "День былинного богатыря"

Внеклассное мероприятие "День былинного богатыря" для учащихся коррекционной школы...

Занятие “Былинные богатыри”

На занятии дети знакомились с героическим  прошлым русского народа,узнали много нового о русских богатырях-защитниках : Илье Муромце,  Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче....

Беседа "День былинного богатыря Ильи Муромца"

Цель: Создать условия для расширения знаний о защитниках земли русской.Задачи: Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли. Способствовать восприятию в качестве полож...

День былинного богатыря Ильи Муромца

Цель: Прививать  интерес к истории нашего государства, уважение к прошлому русского народа.Задачи:Воспитание патриотизма, уважения к истории страны;Развитие творческой и познавательной актив...