Внеклассное мероприятие "День былинного богатыря"
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Внеклассное мероприятие "День былинного богатыря" для учащихся коррекционной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              ГКОУ «Кабанская СКОШИ VIII вида»

                    Сценарий мероприятия «День былинного богатыря».

 

                                           Провела учитель русского языка и чтения:  Кочнева Н.В.  

                                                                 09.02.2017 .

ГКОУ «Кабанская СКОШИ VIII вида»

Кочнева Н.В.  09.02.2017 .

Сценарий мероприятия «День былинного богатыря».

Цель: Прививать  интерес к истории нашего государства, уважение к прошлому русского народа.

Задачи:

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории страны;
  • Развитие творческой и познавательной активности учащихся;
  • Коррекция недостатков познавательной деятельности.

Ведущая: Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славится Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом. Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.
Просмотр эпизода мультфильма.(слайд 1)

1 января – день былинного богатыря Ильи Муромца. ( слайд 2)

Сколько былинных героев вы можете назвать? ( слайд 3)

Звучит отрывок из былины.Аудиозапись

Как вы думаете, что это за произведение? ( слайд 4)

Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами. Былина от слова "быль", т.е действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной. Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и, несмотря на временные поражения,  славные русичи всегда оказывались победителями.

Былины возникли на Руси в те времена, когда не было письменности. А как же они сохранились до наших времён? (слайд 5).

Илья Муромец — один из главных героев русских былин, богатырь родом из деревни Карачарово под Муромом, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.

Прототипом былинного персонажа считается исторический силач Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как преподобный Илия Муромец (канонизирован в 1643 г.). Первые письменные сведения о нем относятся к 1630-м годам. 

О богатыре Илье Муромце написано немало  былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». По мотивам былин об Илье Муромце в нашей стране в 1956 г. был снят игровой фильм, а позднее несколько мультфильмов.

Образы богатырей вдохновляли и художников. В .М. Васнецовым были  написаны  такие картины:

 « Богатыри» , «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами».

 ( слайды 6,7,8,9)

Каким оружием пользовались богатыри? Посмотрите слайды ( слайд 10, 11,12)

На Руси с давних времен в первый день Нового года - 1 января отмечается праздник «День былинного богатыря Ильи Муромца». Наш народ уважает и почитает своих защитников –Илье Муромцу стоит памятник в городе Муроме. (слайд 13)

Ведущая: А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей! Разудалы добры молодцы!  Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую! Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!

Задание первое: Что ж, богатыри, внимание,
Начинаем состязания!

Даром время не теряйте,

На вопросы отвечайте!                      

Викторина

  1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.
  2. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
  3. Откуда родом богатырь Илья? (из г. Мурома)
  4. Что трем богатырям указало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)
  5. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
  6. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
  7. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)
  8. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)
  9. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)

                 10.Кто из богатырей победил Соловья разбойника?

Задание второе: А теперь вы разомнитесь,
И по верёвочке пройдитесь.

Каждый ребенок должен по ней пройти с закрытыми глазами, расставив руки в стороны. 

Скачут молодцы домой.
Вдалеке вдруг заискрилось!
Не беда ли там случилась!
Вот уж чувствуется жар
Видят молодцы - пожар!
Задание третье:

 Надо срочно потушить
Да водицы наносить!
Только вот одна беда -
Есть колодец, нет ведра!
Что же делать, как тут быть
Как водицы наносить?!
Решили время не терять,
Стали ложками таскать!  
                Проводится игра "Принеси воду в ложке". 



Задание четвёртое:

 Только пламя затушили
Да домой уж заспешили,
Вдруг болото на пути,
Не проехать, не пройти.

 
Всем участникам раздаются по 2 листа. Дети переходят с одного листа на другой и таким образом передвигаются  в другой конец помещения. 

Ведущая: Вот и кончились страданья
Да большие испытанья!
И с победою желанной
Едут витязи домой.
Славит их народ честной!
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы,
Их встречают у ворот
И заводят хоровод.

Задание пятое: Через «ручеек перейти в другой конец помещения».
Подведение итогов.
А сейчас я проверю, кто был
 самым внимательным . Слушаем  и отвечаем на вопросы:

1.Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (слайд 14)

2.Что такое былина? ( слайд 15)

3.Кто слагал былины о богатырях? ( слайд 16)

4.Как одеты богатыри? (слайд 17)

5. Какие доспехи имеются у богатырей? (слайд 18)

6.Кто является автором картины «Три богатыря»? (слайд 19)

Спасибо всем активным участникам и внимательным слушателям.

А мы с вами хором скажем:

Слава русской старине!

Слава русской стороне! (слайд 20)

 



Предварительный просмотр:

Анализ проведения внеклассного мероприятия

 

Классы 5-7.  Дата проведения:9 февраля 2017 г.

 Тема мероприятия: « День былинного богатыря»

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Цель:  Прививать  интерес к истории нашего государства, уважение к прошлому русского народа.

Задачи:

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории страны;
  • Развитие творческой и познавательной активности учащихся;
  • Коррекция недостатков познавательной деятельности.

Используемые технологии: технология личностно - ориентированного и дифференцированного обучения (все задания и вопросы были подобраны с учётом уровня развития детей), игровые технологии (викторина, двигательные игры-конкурсы во время физминутки), технология здоровьесбережения (постоянная смена видов деятельности, просмотр презентации и роликов не более 20 минут, двигательная пауза, продолжительность мероприятия не более 40 минут).

Количество участников: 20 человек.

1.Оценка содержания мероприятия

Данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной и образовательной  работы школы, уровню развития классных коллективов, возрастным особенностям учащихся, основным направлениям коррекционной работы.

2. Оценка способов деятельности учителя и учеников.

Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей   учащихся.

Учитывая возрастные особенности, в мероприятие были включены конкурсы, посильные для восприятия, игровые ситуации: игры, физминутки.

Степень включенности детского коллектива: все  учащиеся были включены в проведение мероприятия.

3.Оценка основных характеристик и поведения учеников и учителя:

Работа  в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания лексического значения слов «былина», «сказитель», «собиратель», знания исторического характера, повышали общий культурный уровень (знакомство с картинами М.В. Васнецова), расширяли кругозор. Мероприятие было направлено также на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы

4.Оценка цели и результата мероприятия

 

  1. В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания лексического значения слов, познакомились с некоторыми фактами истории, учились быстро и правильно отвечать на вопросы. Проводилась коррекция памяти ( вопросы с опорой на прежний опыт, на ранее полученные знания), внимания. Коррекция двигательных нарушений, пространственной ориентации (конкурс «Перейди верёвочку», конкурс «Болото»). Развитие патриотизма и уважительного отношения к истории страны.
  2. В ходе проведения мероприятия акцентировалось внимание учащихся на необходимости получения знаний по истории и литературному чтению, был проведён краткий обзор литературы по данной теме, которую ребята могут взять в школьной библиотеке.

3.      Проведенное мероприятие способствует сплочению учащихся, развитию                     коллективизма.

5. Выводы по проведению мероприятия:

  1. В целом удалось достигнуть поставленной цели и задач, познавательная активность учащихся на мероприятии была достаточно высокой. Ребята узнавали новое, активно использовали ранее полученные знания.
  2. Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика: интеллектуальные конкурсы, викторины позволили развивать и корректировать мыслительную деятельность учащихся, повышали познавательный интерес к предметам истории и чтения, корректировали внимание (концентрация, расширение объёма),  долгосрочную и кратковременную память.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Былинные богатыри

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является вопросом особого внимания в обществе. Без знания истории своей страны нет патриотизма. На данный момент интерес к истории своей Родины утраче...

Занятие “Былинные богатыри”

На занятии дети знакомились с героическим  прошлым русского народа,узнали много нового о русских богатырях-защитниках : Илье Муромце,  Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче....

Беседа "День былинного богатыря Ильи Муромца"

Цель: Создать условия для расширения знаний о защитниках земли русской.Задачи: Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли. Способствовать восприятию в качестве полож...

День былинного богатыря Ильи Муромца

Цель: Прививать  интерес к истории нашего государства, уважение к прошлому русского народа.Задачи:Воспитание патриотизма, уважения к истории страны;Развитие творческой и познавательной актив...