Занятие “Былинные богатыри”
план-конспект

Ермилова Валентина Борисовна

На занятии дети знакомились с героическим  прошлым русского народа,узнали много нового о русских богатырях-защитниках : Илье Муромце,  Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bylinnye_bogatyri.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области  для детей-сирот и детей, оставшихся без     попечения родителей «Преображение»

                             

                             

          Занятие “Былинные богатыри”

                                                                   

                                                                                          Составила :  воспитатель Ермилова В.Б.

Цели:

Формирование  представлений о героическом  прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках : Илье Муромце,  Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче; закрепление знаний о костюме и об оружии  богатырей (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, меч, щит, лук, стрелы); воспитание  чувства гордости  за богатырскую силу России, уважения к русским воинам.

Ход занятия:  

Воспитатель: Более 1000лет назад наша страна была покрыта непроходимыми  лесами  и  болотами. Нападали   на русскую землю враги ,они жгли и разоряли города и села.

На страже нашей Родины стояли богатыри . Об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: А что такое «былина»?

Дети: Это слово произошло от слов «быль», «было».

Воспитатель: Создателем былин был народ, а былины рассказывали сказители.

Вот послушайте, как уважал русский народ богатырские подвиги:

Кто смел, тот на коня сел.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Воспитатель: Подвиги русских богатырей воспевали не только в былинах, о них писали картины художники . Давайте рассмотрим картину В.М. Васнецова «Богатыри»

Васнецов так описал картину: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

Видео №1 («Богатыри»)

Воспитатель: Кого же изобразил художник?

Дети: Трех богатырей.

Воспитатель: В  центре находится Илья Муромец .    

Илья Муромец – крестьянский сын. Он держит он в руке « палицу булатную сорока пудов» (640 кг) Па́лица  или дубинка — холодное оружие ударного действия, происходящее от деревянной палки.

Илья Муромец по праву считается главным среди богатырей русских. Он самый  старший,сильный, мудрый, рассудительный .

Воспитатель: А кто слева? Кто справа?

Дети: Добрыня и Алеша Попович

Добрыня – из русского языка – от слова добрый. Добрыня бился со Змеем Горынычем и сам складывал песни.

Алеша Попович – сын священника, (раньше на Руси называли попами).  Врага он побеждал хитростью. Он  отважный и смелый.

Воспитатель: Давайте рассмотрим во что одеты и чем вооружены богатыри.

Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец .

Воспитатель: Почему они одевали кольчугу?

Дети: Защита от стрел, копья.

Воспитатель: Что надето на голову?

Дети: Шлем для защиты головы. Шлем делали из металла.

Воспитатель: А  какие доспехи есть у богатырей?

У Ильи Муромца – копье и булава (ударное оружие ), у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами( сумка для стрел)

Меч был главным оружием  богатырей и воинов . На мечах давали клятву, меч почитали.

Воспитатель: А если я вам загадаю загадки , вы сможете отгадать? Давайте попробуем, а  я вам помогу

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

2.Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

3.Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что догадались? Конечно же… (меч)

4.Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький…(щит)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. И я теперь вижу, что вы много знаете о русских

богатырях. А вы хотели бы стать богатырями?

Дети: Да.

Воспитатель: И я вам помогу в этом. (проводится физ. минутка).

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь – вот он каков.

Он силен, он здоров. (показывают силу).

Он из лука стрелял, (показ).

Метко палицу бросал. (показ).

На границе стоял (стойка смирно).

Зорко- зорко наблюдал (показ).

Подрастем мы и смотри ( поднимаются из положения сидя).

Станем, как богатыри! (показ)

Воспитатель: У богатырей  была  одна  цель – не  пропустить  врага. А кто первый богатырь на Руси мы сейчас увидим

Видео №2 (Кто первый богатырь на Руси)

Викторина на тему «Русские Богатыри»

1. Какое значение имеет слово «богатырь»?

а) человек очень умный

б) человек очень сильный +

в) человек очень богатый

2. Как называются русские народные песни о подвигах богатырей?

а) рассказ

б) летопись

в) былина +

3. Что являлось оружием богатыря?

а) ружье

б) меч +

в) копье

4. От кого спасает землю русскую Илья Муромец?

а) от Бабы-Яги

б) от Соловья-разбойника +

в) от Тугарина

5. С кем боролся Добрыня Никитич?

а) с Алешей Поповичем

б) со Змеем Горынычем +

в) с Кощеем Бессмертным

6. Кто является автором картины «Богатыри»?

а) Виктор Михайлович Васнецов +

б) Михаил Александрович Врубель

в) Василий Иванович Суриков

7. Откуда родом был богатырь Илья? (Из Мурома)

Воспитатель: Спасибо вам за ваши ответы!

Мы с вами знаем очень много пословиц и поговорок о любви к Родине, о силе и смелости . Задание такое : на столах у вас лежат перепутанные пословицы, поговорки. Давайте их соединим и запомним.

Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет.

С родной земли умри, не сходи.

Жить - Родине служить.

А теперь давайте посмотрим    видео № 3 («Богатырская наша сила»)  

Воспитатель : Какие чувства вызывает у вас звучащая здесь песня? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, русские богатыри оставили нам свое главное правило. Что же это за правило такое?

Дети: Защищать слабых, быть сильными и храбрыми , любить свою Родину.

 Воспитатель : А теперь давайте вернемся в наше время.

Как вы считаете, есть богатыри в наше время (ответы детей).

А какими качествами  они должны обладать ? (ответы детей)

Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.).

Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

Итог

А  давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

Назовите мне русских богатырей? (ответы детей)  

А кто такие Защитники Отечества? (ответы детей) . Богатырство- не только физическая сила ,но и сила духа, благородство, доброе сердце.

Помните об этом всегда.

  Видео №1 («Три богатыря»)  https://www.youtube.com/watch?v=z4uey4zZwD0 

  Видео №2 («Кто первый богатырь на Руси»)  https://www.youtube.com/watch?v=R43ATpaDgNQ 

  Видео № 3(«Богатырская наша сила» ) https://www.youtube.com/watch?v=mljObh_YZ5I 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Былинные богатыри

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является вопросом особого внимания в обществе. Без знания истории своей страны нет патриотизма. На данный момент интерес к истории своей Родины утраче...

Внеклассное мероприятие "День былинного богатыря"

Внеклассное мероприятие "День былинного богатыря" для учащихся коррекционной школы...

Беседа "День былинного богатыря Ильи Муромца"

Цель: Создать условия для расширения знаний о защитниках земли русской.Задачи: Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли. Способствовать восприятию в качестве полож...

День былинного богатыря Ильи Муромца

Цель: Прививать  интерес к истории нашего государства, уважение к прошлому русского народа.Задачи:Воспитание патриотизма, уважения к истории страны;Развитие творческой и познавательной актив...